Дополнительная общеобразовательная программа "Креативное рисование и скетчинг"
рабочая программа

Первухина Елена Юрьевна

Данная программа разработана для занятий в учреждениях дополнительного образования.

По данной программе изобразительному искусству, могут обучаться, дети , неумеющие рисовать.

В следствии у них активизируется творческий потенциал и творческая активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_prog_kreativnoe_risovanie_i_sketching2019g.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Кондинского района

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

Согласована районным                                                      

экспертным советом                                         

__________________

___________________

___________________

Дата___________

Утверждена

директором

МКОУ ДО «Центр дополнительного образования» __________И.В. Коркишко

Программа

« Креативное рисование и скетчинг»

Художественное направление

Возраст детей 10-15 лет

срок реализации 1год

                                                             Первухина Е.Ю.

педагог дополнительного   образования                                            

                                                             высшая квалификационная категория

г.п. Междуреченский

2019 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                             

Данная программа является нормативным документом образовательного учреждения, для работы объединения дополнительного образования с воспитанниками 11-15 лет. Определяет комплекс основных характеристик дополнительного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров).

Дополнительная общеобразовательная программа «Креативное рисование и скетчинг» разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;

- Концепции развития дополнительного образования детей  (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);

-Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- концепция персонифицированного финансирования системы дополнительного образования №197 от 23.07.2018 (пункт 8 стр 13-14)
- правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре №1142 от 20.08.2018  (пункт 75 подп. 3, 4, 5 стр 23)
- санпин №41 от 04.07.2014 (направления  прописаны в пункте 82, нормативы по количеству занятий в приложение 3)
- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам №196 от 09.11.2018 (пункт 11 стр 5) 
- закон "Об образовании в РФ" и Концепция развития дополнительного образования в ХМАО-Югре до 2020 года.

Основная педагогическая задача перед педагогом изобразительного искусства, заключается в том, чтобы приобщить ребенка к изотворчеству, научить самостоятельно творчески мыслить, анализировать и видеть мир в художественных образах. Зачастую дети, обучающиеся по стандартным и традиционным программам изобразительного искусства, теряют интерес к художественному творчеству, у них возникают различного рода негативные самооценки и психологические барьеры «я не умею рисовать», «у меня вряд и получится», «я не смогу»  и прочие. В связи с этим возникла потребность создать  программу «Креативное рисование и скетчинг». Программа  включает в себя изучение и применение на практике нестандартных техник и методик изобразительного искусства. Разнообразие материалов и инструментов, применяемых в техниках, дает возможность создать рисунок, живописную композицию детям, совершенно не умеющим рисовать. Творчество по программе имеет экспериментальный характер.

 Направленность образовательной программы «Креативное рисование и скетчинг» (далее программы) художественно-эстетическая – приобщение ребенка к изотворчеству посредством применения на практике нестандартных изобразительных техник и материалов.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность познакомиться с различными нетрадиционными техниками изобразительного искусства, применить их на практике, детям не умеющим рисовать. Вследствие активизируется   творческий потенциал, развивается креативность, конструктивное мышление, повышается уровень художественной подготовки и расширяется творческий диапазон.

Программа  предназначена для детей 10-15лет ,  желающих свободно излагать свои мысли и чувства с помощью рисунка и творчески развиваться. Для тех кому хочется рисовать, несмотря на отсутствие базовых навыков и специальных талантов. На занятиях дети познакомятся с основными техниками и приемами как традиционного изобразительного искусства, так и с новыми видами творчества, смогут реализовать свои художественные способности с помощью нестандартных подручных средств. В ходе  реализации программы дети знакомятся с различными графическими и живописными техниками, приемами арт-терапии, правополушарным рисованием, скетчингом.

 Программа рассчитана на 1 год обучения и  разработана с учетом потребностей и возможностей учащихся среднего школьного возраста.
При подготовке программы обобщен опыт турецких и японских мастеров, чьи работы выполнены в технике эбру и марблинга (суминагаши), применяется методика и приемы правополушарного рисования (Бетти Эдвардс), художников-импрессионистов, постимпрессионистов, неоимпрессионистов и тех, чьи работы выполнены в технике пуантилизм (Джордж Сера, Шарль Анграм, Максимилиан Люс, Винсент ван Гог, Поль Синьяк). При разработке модуля кофейной живописи рассматриваются экспериментальные методы в живописной деятельности, описанным представителями калифорнийской школы акварели (Рекс Брандт и Роберт Вуд), а также творчество современных живописцев, рисующих с помощью кофе (Сельва Сбахи, Науту Суджи Кадзуки Ямамото, Карен Эланд , Гида аль-Низар, Амита Дутта, Мария Аристиду, Порнчай Лертамасири, Хонг Йи, Александр Вальд). В процессе написания программы учитываются методические рекомендации Кузина В.С., Шорохова Е.В, Кубышкина Э.И, Игнатьева С.Е., Ломова С.П. (программа ФГОС «Изобразительное искусство»), а также серия методических разработок  по изобразительному искусству и  народному, декоративно-прикладному творчеству (серия учебных пособий «Искусство детям», монографии Л.А. Буровкиной, посвященные вопросам художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования).

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию у ребенка художественного умения видеть  и передавать увиденное в своих произведениях, воплощать идейный замысел посредством образного звучания цвета или же графического изображения объектов. При этом выбор формата обучения играет основополагающую роль. Разнообразие нестандартных техник, представленных в программе (которые включают в себя множество приемов рисунка и живописи), позволяет вызвать у ребенка живой интерес к изотворчеству, воспринимать занятия как увлекательный процесс. Использование оригинальных материалов (ракушки, камни, листья, вода, кофе, пластилин) в качестве живописной основы для  эмоциональных и выразительные композиций способствует раскрытию творческой индивидуальности ребенка, пробуждает интерес к окружающей действительности и неживой природе, мотивирует на эксперимент и самостоятельные проекты. Поэтому настоящая программа решает не только художественные, но и психологические задачи, превращая работу детей и в своего рода арт-терапию, способствующую снятию стресса, стиранию фобий и раскрепощению личности воспитанника.

Отличительные особенности и новизна программы. 

Новаторский характер программы заключается в следующем:

  • дети осваивают приемы классического рисунка (учатся передавать форму и фактуру предметов, находить их пропорции, светотень, группировать объекты в цельную композицию, выявляя центр, передний и задний план).
  • обучающиеся приобретают практические навыки эскизирования, натурного рисунка, выполнения набросков, зарисовок и этюдов, овладевают приемами графического выполнения тонально-пятнового, силуэтного, линеарного и смешанного рисунка. Наряду с рисунком параллельно овладевают навыками эскизирования орнаментов: геометрических, растительных и других.

Программа имеет 3 тематических модуля: нетрадиционные изобразительные техники рисования, скетчинг и арт-терапия.

Цель программы

 Формирование художественно-творческих способностей детей, через экспериментально-художественную деятельность, приобщение к изобразительному творчеству при работе с различными нетрадиционными художественными материалами и техниками, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности. 

Задачи программы

К личностным задачам относятся следующие:

  • воспитать в детях доброту и человечность, коммуникабельность и креативность посредством занятий творчеством в условиях групповых занятий;
  • развить способность передавать свое эмоциональное состояние и снимать психологическое напряжение;
  • развить умение неординарно мыслить и видеть красоту окружающей действительности, проявлять склонность к самостоятельному творческому поиску и эксперименту;
  • воспитать чувство уважения и любви к искусству разных стран, к наследию русского народного творчества.
  •  Научить бережно относиться к природе, ценить ее ресурсы, видеть красоту предметов неживой природы в быту.

К метапредметным задачам относятся следующие:

  • научить работать продуктивно как в формате самостоятельной, так и коллективной работы, уметь правильно организовать рабочее место;
  • сформировать культуру труда, умение контролировать свое эмоциональное состояние и бесконфликтно взаимодействовать в группе (адекватно воспринимать конструктивную критику и советы, оценивать свои достижения и корректировать результаты деятельности, уметь видеть достижения других и сравнивать их).

К образовательным(предметным) задачам относятся:

  • обучить основам художественно-изобразительной грамоты: компоновать предметы на различных материалах (камень, вода, бумага, картон, холст, стекло, дерево, лист клена, ракушка),  пространственно видеть и передавать форму и пропорции предметов действительности, уметь видеть в натурных предметах простейшие геометрические формы, передавать форму или объем предметов с помощью линии и пятна;
  • сформировать начальные представления о видах перспективы: линейная, тональная, воздушная, сферическая, параллельная;
  • научить работать с натуры, по фото, по памяти и представлению, по воображению;
  • обучить основам колористической грамоты и цветоведению, умению работать в технике гризайль (кофе), монохромно растягивать цвет;
  • научить работать с различными видами графических и живописных материалов, включая экологические и природные (листья, ракушки, зерна, кофе, камни, соль), а также навыкам работы на воде , холсте, картоне, фанере, дереве, стекле и бумаге.

Отличительные особенности программы:

Объем и срок освоения программы: 1 год (216 учебных часа).

Особенности организации образовательного процесса.

Программа рассчитана на обучающихся 10-15 лет. Формируются разновозрастные группы, состав групп – постоянный. Группы состоят из 10-12 человек.

Учитывая модульный  характер программы, занятия строятся по принципу перехода от одного модуля к другому (и с учетом принципа от простого к сложному). Реализация каждого из модулей предполагает теоретическую часть (история техники, знакомство с инструментами, техника безопасности) и практическую — самостоятельная работа (коллективный проект).

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Занятия по программе осуществляются для каждой группы 3 раза в неделю. Длительность групповых занятий составляет 2 академических  часа по 45 мин. с перерывом в 15 мин. 

Планируемые результаты

В результате реализации программы обучающийся будет знать азы художественно-изобразительной грамоты, овладеет   практическими умениями и навыками работы в различных техниках, научится создавать художественные работы, используя разнообразный материал, научится использовать специальные термины в практической работе в различных жанрах и техниках изобразительного искусства.

Будет знать:

  • Основы рисунка и создания декоративных композиций (виды выполнения рисунка — с натуры, по воображению, по представлению; графические способы выполнения рисунка—абрисный, тонально-пятновой, силуэтный, штриховой; выполнение рисунка в технике оттиска с воды(эбру), граттажа; этапы и правила построение мандал (мандалотерапия); геометральный метод в рисунке и прорисовке орнаментов, понятия симметрии и гармонии.
  • Основы живописной грамоты (понятие цвета и тона, тоновая градация и растяжка цвета, правила смешения цветов, виды мазков, приемы заливки лессировки, подмалевка, стирания границ цвета, размывки и прочие; способы нанесение краски «по сухому», «сухое по мокрому» и другие, понятие фактуры и оптических иллюзий в живописи, понятие контраста и нюанса).
  • Основные жанры и стили в живописи, включая пуантилизм (акрил, акварель, гуашь) и гризайль (кофейная живопись).
  • Способы декорирования различных фактур (стекло, дерево, камень,) с помощью акриловых контуров.

Будет уметь:

  • Работать в технике миниатюрной живописи, создавая композиции в различных стилях изобразительного искусства на природных материалах (камни, листья, ракушки).
  • Рисовать мандалы и создавать орнаментальные мотивы.
  • Передавать форму и фактуру предметов, соотношение света и тени с помощью различных материалов и в разных техниках.
  • Компоновать рисунок, передавая пропорции.
  • Обретать чувства гармонии, вдохновения, уверенности в своих силах посредством арт-терапевтических техник – марблинга, эбру и правополушарного рисования.
  • Использовать различные виды мазков в живописи.
  • Создавать рисунок с помощью мягких и «жидких» графических материалов (пастель, акварель).
  • самостоятельно делать пластилиновые сюжетные композиции, барельефные панно, используя приемы пластилиновой живописи.
  • Осуществлять тональную растяжку цвета в живописи с помощью кофе.
  • Создавать креативные художественные работы в комбинированных техниках (например, сочетание живописи на картоне/ бумаге и роспись по стеклу акриловыми контурами).

В результате занятий по программе у обучающегося разовьются  следующие компетенции и личностные качества:

  • умение обретать гармонию и самовыражаться в творчестве, стирая барьеры «я не смогу и у меня не получится»;
  •  умение включать работу обоих полушарий, проявляя интуицию.

У обучающегося получат развитие такие личностные, метапредметные  и предметные результаты, как:

  • умение взаимодействовать в условии групповых занятий, нести ответственность;
  • умение соотносить свои действия с прогнозируемыми результатами, осуществлять самоконтроль;
  • усидчивость, трудолюбие;
  •  толерантность, а также живой интерес к искусству и культуре разных стран;
  • научится самостоятельно создавать живописные работы, используя разнообразный материал, в различных жанрах и техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Форма аттестации, отслеживания и фиксации результатов обучающихся:

По завершении каждого модуля проводится просмотр работ учащихся. Лучшие работы отбираются для демонстрации на выставках и для участия в конкурсах. В момент просмотра учащиеся имеют возможность сравнить свои достижения и достижения других ребят. Педагог проводит мониторинг  усвоения навыков, анализ работ, фиксируя результаты, осуществляет корректировку работы, отталкиваясь от индивидуальных достижений каждого ребенка в группе. Возможно использование такого формата обучения, как проведение мастер-класса педагогом с целью лучшего усвоения учащимися навыков и умений работы с тем или иным графическим и живописным материалом.

Предполагается ведение электронной формы отчетности  в интернете на электронной странице или сайте – в виде фотопортфолио творческого коллектива.

В середине и конце учебного года осуществляется аттестация детей в форме итоговой выставки – зачета  и просмотра творческих работ обучающихся  в  учреждении дополнительного образования.

Формы отслеживания и фиксации образовательных  результатов: готовая работа, журнал посещаемости, грамоты и дипломы.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие детей в течение года в выставках, конкурсах и как дополнительный вариант — в мастер-классах,  фотопортфолио коллективных работ.

Материально-техническое  оснащение программы.

Кабинет адаптированный для групповых занятий с детьми (с учетом освещения, наличия необходимой мебели

Методические пособия (стенды, плакаты, методические пособия, плакаты по технике безопасности при работе в кабинете, фонд творческого коллектива), мультимедийные средства (проектор, ноутбук), натурным реквизитом (муляжи фруктов, драпировки, гипсовые формы и прочее).

Материалы и инструменты для занятий:

  • Бумага: акварельная А 3, бумага для пастели А3, ватман, холсты 20 х 30 см, картон формата А4, плотная бумага А4.
  • Пигменты: акварель, гуашь, акрил, пастель.
  • Карандаши простые, ластик, «клячка».
  • Маркеры, фломастеры, линеры.
  • Кисти: от 0 до 20 синтетика, веерные кисти.
  • Иные материалы и инструменты: кофе растворимый, пластилин, канцелярский нож, шило, гребень, акриловые контуры универсальные, мыло и тушь и восковые мелки для граттажа, акриловый лак, поддон для эбру и шила разных диаметров, гребень для эбру, соль, спонжи, материалы для декорирования (бусины, стразы), дотсы, ватные палочки, зубная щетка для приема «набрызгивание», мастихин, шпажка.

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН


п/п

Название разделов и тем

Количество

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Обзор техник и материалов. Техника безопасности.

3

1

2

2.

Эбру и марблинг. Живопись на воде.

6

1

5

3.

Миниатюрная роспись камней, ракушек, листьев

12

1

11

4.

Кофейная живопись

12

1

10

5.

Рисунок «жидким» и мягким графическим материалом.
Пуантилизм.

12

1

11

6.

Граттаж

12

1

11

7.

Пластилиновая живопись

6

1

5

8.

Правополушарное рисование и мандалотерапия

12

1

11

9.

Контурная роспись.

12

1

11

10.

Выполнение собственного творческого проекта (техники на выбор учащегося)

9

-

9

11.

 Итоговая аттестация: выставка работ творческого объединения

3

-

3

12.

Скетчинг. 

13.

Вводное занятие. Материалы и техники. Основные понятия: перспектива, свет и тень,  графический штрих.

3

1

2

14.

С чего начинается скетч? Предметные зарисовки, опираясь на полученные знания о перспективе и композиции.

6

1

5

15.

Ботанический скетчинг.  Композиция и цветовые решения,  зарисовки цветов.

6

1

5

16.

Интерьерный скетчинг. Перспектива и колористика.  Интерьер с одной точкой схода.

6

1

5

17.

Скетчинг городской среды. Перспектива экстерьера с двумя точками схода. Зарисовки города с фотографии.

6

1

5

18.

Туристический скетчинг. Память о путешествиях своей рукой. Зарисовки живописных мест с фотографий и  краткое описание.

6

1

5

19.

Скетчинг человека. Строение человека. Пропорции. Фигура в движении.

6

1

5

20.

Арт-терапия.

21.

«Познай себя» - отразить на рисунке свои интересы, ценности, друзей, образ жизни и пр.         

3

1

2

22.

«Город, страна» - Создание групповой композиции города, сказочной страны.

3

1

2

23.

«Четыре стихии» - требуется создать рисунок, отображающие четыре стихии : земля, вода, воздух, огонь.         

3

1

2

24.

«Парное рисование»         

3

1

2

25.

«Глухой телефон»

3

1

2

26.

«Мандала группы»

3

1

2

27.

«Подарки по кругу»

3

1

2

28.

«Коллаж». Создание коллажа на тему «я и мои интересы»

3

1

2

29.

«Гербы и символы» придумать и изобразить свой символ и герб, отражающий основные черты личности.

3

1

2

30.

«Поочередное рисование в группе»

3

1

2

31.

«Абстрактно-символические или метафорические портреты членов группы» .

3

1

2

32.

 «Мировая кукла»

3

1

2

33.

«Создание сказки на заданную тему».

3

1

2

34.

«Автопортрет» свой автопортрет в виде животного или другого образа.

3

1

2

35.

«Реклама для самого себя»

3

1

2

36.

 «Я такой каким хочу быть», я «такой, какой я есть сейчас».

3

1

2

37.

«Портрет друга»

3

1

2

38.

«Я - предмет»

3

1

2

39.

«Окружающая среда»

3

1

2

40.

«Планирование сада» создание сада на бумаге или в объемной форме.

3

1

2

41.

«Интуитивная живопись»

3

1

2

42.

«Дружба» создать рисунок в виде комикса, где должны быть раскрыты темы: какой я друг?

3

1

2

43.

«Опиши и нарисуй» работа парах.

3

1

2

44.

«Райский сад», изобразить себя в виде какого либо реального или вымышленного растения.

3

1

2

45.

«Ассоциации с цветом» необходимо связать с цветом те или иные чувства (печаль, радость, страх), время года, этапы жизни.

3

1

2

46.

«Вернисаж» оформление работ за год и оформление выставки.

3

1

2

Итого

216

42

173

Содержание программы

1. Вводное занятие. 3 ч.

Знакомство с детьми. Беседа о планах и задачах объединения. Презентация программы. Инструктаж по технике безопасности.

Презентация готовых изделий и работ. Демонстрация необходимых материалов и инструментов.

Первичная диагностика подготовленности обучающихся (практикум по рисунку).

2. Эбру и Марблинг. 6 ч.

Знакомство с цветовым кругом: ахроматические и хроматические цвета; холодная и теплая гамма; понятия контраста. Знакомство с древней турецкой техникой живописи. Краски, загустители и инструменты для рисования на воде. Разновидности эбру (баттал, хатиб, гребенчатое эбру, эбру-шаль, соловьиные гнезда). Символика в эбру. Цветы и их значение в турецкой живописи. Беседа о здоровом образе жизни.

Искусство марблинга (живописное марморирование и декорирование предметов: кость, дерево и пр.). Создание цветочных композиций: серия рисунков с символическим звучанием («Тюльпаны», «Розы», «Гвоздики» и другие). Изображение живой природы: птицы, бабочки.

3. Миниатюрная роспись (камней, ракушек и листьев). 12 ч.

Компоновка рисунка на природных материалах. Подготовка эскиза и работа в технике миниатюрной живописи. Прорисовка деталей. Плоскостное и объемные изображение на камнях. Пейзажные фрагменты на камнях. Стилизация в живописи. Создание живописных миниатюр в стиле русского-народного творчества (мезенская, городецкая, хохлома, гжель, матрешка). Мандала на камне. Беседа о здоровом образе жизни.

Мотивы русского народного творчества на осенних листьях.  Изображение флоры и фауны, мандал и пейзажных фрагментов на камнях  и ракушках.

4. Кофейная живопись. 12 ч.

Знакомство с техникой кофейной акварели. Гризайль как жанр кофейной живописи. Метод лессировки, передача света и тени в кофейных рисунках. Тоновая растяжка и градация цвета. Знакомство с творчеством современных художников: Амита Дутта (Индия), Мария Аристиду (Греция), Сельва Сбахи (Палестина), Порнчай Лертамасири (Тайланд) и другими. Передача объема и формы в кофейной живописи. Беседа о здоровом образе жизни.

Изображение предметов с натуры в технике гризайль. Серия рисунков на тему «Вокруг света». Живопись «по мокрому», «по сухому» с помощью кофе.

5. Рисунок «жидким» и мягким графическим материалом. Пуантилизм. 12 ч.

Акварельная грамота: классика и нетрадиционные приемы в акварели. Виды мазков в живописи. Передача фактуры предметов и пространства на картине с помощью цвета. Пуантилизм как прием создания оптических иллюзий. Техника работы с сухой пастелью. Применение геометрального  метода в построении предметов в стадии подготовки к живописи цветом. Беседа о здоровом образе жизни.

Рисунок акварелью: тренировочные натурные этюды. Рисунок акварелью на темы: «Эльфы и феи», «Ангелы», «Арлекин, Пьеро и клоун».
Создание этюдов натюрморта: фрукты, овощи, посуда в технике пуантилизм. Выполнение рисунков по фото и с натуры с помощью сухой пастели: «Фламинго», «Обитатели океана и морей», «Жители леса и домашние любимцы».

6. Граттаж. 12 ч.

Подготовка абрисного (линеарного) рисунка для граттографии. Создание рисунка посредством штриха. Построение предметов с точки зрения линейной перспективы. Понятие перспективного сокращения.

Силуэтный и штриховой рисунок кораблей, улиц города и зданий по выбору учащегося.

7. Пластилиновая живопись. 6 ч.

Знакомство с основными приемы пластилиновой живописи. Разработка эскиза, перевод изображения на основу. Работа с шаблонами. Применение дополнительных элементов декорирования на пластилиновой поверхности.  Создание плоскостного, полуобъемного (барельефного) изображения.Беседа о здоровом образе жизни. 

Создание сюжетной композиции: «Иллюстрация к волшебной сказке», «Волшебная мандала».

8. Правополушарное рисование и мандалотерапия. 12 ч.

5 навыков настоящего художника в правополушарном рисовании: восприятие краев предмета, пространства, соотношений, света и тени, целостного образа. Живопись акрилом, гуашью по методике правополушарного рисования. Прорисовка и построение мандал. Мандала как модель мира. Беседа о здоровом образе жизни.

Выполнение живописных рисунков акрилом по темам: «Экзотика», «Лунный пейзаж», «Свет», «Розы», «Букет сирени», «Фантастическое существо», «Весенняя симфония». Индивидуальный работа: придумать и нарисовать собственную модель мира в виде мандалы, используя на выбор акрил, гуашь, акварель или кофе.

9. Контурная роспись. 12 ч.

Приемы контурной росписи предметов для начинающих. Создание эскиза орнамента. Ритм, мотив и раппорт в орнаменте. Понятие симметрии и гармонии в орнаментальной композиции. Приемы работы с деревом и стеклом. Смешанная техника: витраж и живопись. Беседа о здоровом образе жизни.

Роспись деревянной шкатулки (яиц). Создание сюжетной композиции «Райская птица» в смешанной технике: витраж и живопись.

10. Выполнение собственного творческого проекта (техники на выбор учащегося). 9ч.

11. Итоговая аттестация. 3ч.

Подготовка выставки (отбор лучших работ) и выставка-зачет работ творческого объединения.

12. Скетчинг.3ч.

Вводное занятия
Основные понятия: перспектива,  свет и тень, графический штрих.

13. С чего начинается скетч? 6ч.
Предметные зарисовки, опираясь на полученные знания о перспективе и композиции.

14. Ботанический скетчинг. 6ч.

Изучаем композицию и цветовые решения,  зарисовки цветов.

15. Кулинарная инфографика. 6ч.  Зарисовки своего любимого рецепта или готового блюда.

16. Интерьерный скетчинг. 6ч.
 Перспектива и колористика. Рисунок интерьера с одной точкой схода.

17. Скетчинг городской среды. 6ч.
Перспектива экстерьера с двумя точками схода. Зарисовки города с фотографии.

18. Туристический скетчинг. 6ч.
Память о путешествиях своей рукой. Зарисовки живописных мест с фотографий и краткое описание.

19. Скетчинг человека. 6ч.

Пропорции человека, фигура в движении.

20. Арттерапия

21.Знакомство 3ч. - попросить каждого участника группы представить себя группе, не прибегая к словам и используя только рисунок. Попросить ребенка отразить на рисунке свои интересы, ценности, друзей, образ жизни и пр.

22.Город, страна 3ч. - Создание групповой композиции города, сказочной страны, можно вырезать домики, образы машин, городского транспорта, создать сады, парки, или придумать образы сказочных зверей.

23.Четыре стихии 3ч.- требуется создать рисунок, отображающие четыре стихии : земля, вода, воздух, огонь.

24.Парное рисование 3ч. - требуется разделиться по парам и каждой паре создать групповой рисунок, не оговаривая темы, по окончании выполнения рисунка проанализировать единым ли получился рисунок, есть ли общие черты.

25.Глухой телефон 3ч. - Первый участник в течении 2-х минут рисует рисунок, показывает его второму, тот пытается воспроизвести увиденное и показывает свой рисунок третьему и т.д.

26. Мандала группы 3ч. попросить участников группы создать общую мандалу всей группы.

27.Подарки по кругу 3ч. - Участники группы создают из подручных материалов подарок для других участников или для самого себя, затем эти подарки прикрепляются на общий лист ватмана, или на одном листе выполняются рисунки символических подарков для себя и других участников.  

28. Коллаж 3ч. Создание коллажа на тему «я и мои интересы»

29.Гербы и символы 3ч. придумать и изобразить свой символ и герб, отражающий основные черты личности.  

30. Поочередное рисование в группе 3ч. Один человек рисует в течение двух минут, зареем передает другому, тот пытается развить или дополнить рисунок первого участник        

31. Абстрактно-символические или метафорические портреты членов группы 3ч.         

32.Мировая кукла 3ч., создание русской народной куклы и составление легенды о ее мировых качествах, возможно составление «ритуала», для решения конфликта.

34.Создание сказки на заданную тему 3ч.. Ребята придумывают сказку и делают зарисовки к ней.  

35.Реклама для самого себя 3ч. Создание рекламы своей личности, дать понять ребятам, что каждый человек – уникальная личность.  

36.Я такой каким хочу быть3ч., я «такой, какой я есть сейчас», после выполнения рисунков, ребята делятся своим впечатлением от картинок.  

37.Портрет друга 3ч., группа разбивается по парам, каждый участник создает рисунок, в котором указывает какие качества характера ему нравятся в напарнике.  

38. Я - предмет 3ч.каждый из участников группы рисует свой портрет в виде какого-либо предмета, пытаясь найти положительные стороны данного предмета.  

39. Окружающая среда 3ч. необходимо нарисовать в центре фигуру человека, а вокруг нее окружающее предметное пространство или пейзаж.  

40. Планирование сада 3ч.создание сада на бумаге или в объемной форме.  

41. Интуитивная живопись 3ч. создание абстрактного рисунка, который впоследствии показывается другим участникам группы, и они делятся своими впечатлениями и теми образами, которые вызывает у них данная работа (кто-то увидит цветы, кто-то фрукты, кто-то дома и т.д.)

42. Дружба 3ч. создать рисунок в виде комикса, где должны быть раскрыты темы: какой я друг? Чем я могу помочь другу? Чем я могу поделиться с другом?        

43. Опиши и нарисуй 3ч. работа парах. Ребятам предлагается воссоздать рисунок одного из участников, руководствуясь словесной инструкцией.

44. Райский сад 3ч.детям предлагается изобразить себя в виде какого-либо реального или вымышленного растения.        

45. Ассоциации с цветом 3ч. необходимо связать с цветом те или иные чувства (печаль, радость, страх), время года, этапы жизни.  

46.Вернисаж 3ч.оформление работ за год и оформление выставки

Методическое обеспечение программы

Методы обучения:

Программа  ориентированная на обучение детей младшего и среднего школьного возраста, предполагает проведение  ряда тренингов и заданий (коллективных и индивидуальных), а также проведение педагогом и детьми  мастер-класса.

Принцип наглядности осуществляется двумя способами. Первый предполагает, что педагог объясняет то или иное задание, знакомит с техникой и материалами (дает теоретические сведения) и переходит к демонстрации тех или иных приемов на практике. Второй способ — это демонстрация иллюстративного и дидактического материала: работ самого педагога и лучших работ детей, репродукций, фотоматериалов, иллюстративного электронного материала на гаджетах (ролики, сайты и странички, посвященные тематическим модулям программы). Наряду с конструктивными подсказками, анализом ошибок, важно сообщать ребенку о его достижениях в рисунке или декоративной композиции, обращать его внимание  на прогресс, который он достиг в творческой работе. Такой подход мотивирует ребенка к самостоятельной творческой деятельности. В то же время отбор лучших работ для конкурсов и выставок, просмотр работ, демонстрация дидактического материала и знакомство с достижениями современных художников — все это стимулирует обучающихся к повышению качества работ, пониманию того, как решать ту или иную изобразительную задачу. Сильный стимулирующий эффект дают натурные упражнения, когда ребята имеют возможность сравнивать свои работы по уровню сходства с реальными предметами. Не меньшую стимулирующую роль играют мастер-классы как самого педагога, так и детские мастер-классы.
В работе необходимо также использовать в совокупности различные педагогические и обучающие технологии, арт-терапевтические (авторы Неменский Б.М, Медкова Е.С. Эдвардс Б и др.).

Обучающие и педагогические технологии:

  1. Технология личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков);
  2. Технология проблемного обучения (Д.Дьюи);
  3. Технология здоровьесберегающего обучения (И.И.Брехман, Смирнов Н.К., Н.М.Амосов, Сонькин В.Д.);
  4. Технология игрового обучения (Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин, Б. П. Никитин, А.А.Вербицкий, А.П.Панфилова , Ю.С. Арутюнов) .

Формат занятий в ходе реализации программы представлен следующими видами занятий:

  • Вводное занятие: на данном занятии педагог проводит беседу с обучающимися и по возможности с их родителями по технике безопасности, знакомит с программой и с планом совместной деятельности в течение учебного года.
  • Ознакомительное занятие: предполагает получение теоретических сведений и элементарных практических приемов в различных техниках с разными материалами.
  • Практическое занятие: на данном занятии учащиеся овладевают умениями и навыками работы в определенной технике живописи и рисунка.
  • Мастер-класс: данный формат предполагает демонстрацию тех или иных приемов самим педагогом с целью их лучшего освоения обучающимися, так и презентацию умений детей, успешно освоивших ту или иную технику изобразительной деятельности.
  • Занятие в формате коллективной работы учащихся: предполагает совместное создание той или иной тематической композиции.
  • Конкурсное занятие: данная форма занятия в соревновательном духе прекрасно мотивирует детей на улучшение качества творческих работ. В частности, проводится накануне  участия в конкурсах и выставках.
  • Комбинированное занятие: сочетание нескольких видов деятельности.
  • Итоговое занятие: предполагается проведение итоговой выставки-зачета, с учетом демонстрации работ обучающихся во всех техниках, заявленных в данной программе.

Литература для педагога:

1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы в России. — М.: Народное образование, 2005.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М, 1981.
 
3. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография.—М.: МГПУ, 2011. — 320с.
4. Величко Н.К. Русская роспись: Техника, Приемы, Изделия: энциклопедия / Н.К. Величко. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 224с.
5. Воробьева Н.Г. Точечная роспись. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016—208 с.: ил. — (Золотая библиотека увлечений).
6. Голдман К. Акрил: Основы живописи акриловыми красками: Пер. с анг. / Кен Голдман. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2005. - 31c.
7. Ивановская В.И. Индийские орнаменты. — М.: ООО «Изд-во В.Шевчук»,2007.
8. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. — 5-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2012. — 46с.
9. «Изобразительное искусство 5–9 класс. Рабочая программ для общеобразовательных учреждений» / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2013 г.
10. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. Л.: Просвещение, 2015. — 128с.
11.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для пед. училищ / В.С. Кузин, 1984. — 318 с.
12. Кон-Винер. История стилей изобразительного искусства / Кон-Винер; пер с нем. – М.: ООО «Из-во В. Шевчук»; 2001-222с.: ил.-136=80(ЦГБ).
13. Лукьянова В.А. Роспись по стеклу: пошаговые мастер-классы / Виктория Лукьянова. — Москва: Эксмо, 2015. — 64 с. — (Азбука рукоделия).
14.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. — М.: «Владос», 2005. -161с.
15. Люси Ванг. Китайская живопись. — М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2007, -35 с.
16.  Макарова М.Н. Рисунок и перспектива. Теория и практика: Учебное пособие для студентов художественных специальностей. — 2-е изд., испр. — М.: Академический Проект, 2014. — 382 с.
17. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: книга для учителей. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
18. Основы техники акварели/ под ред. Г.Альберта и Р.Вулф; пер. с англ. П.А.Самсонов. — 2-е изд. — Минск: «Попурри», 2010.
19. Родионова О. Биокерамика: картины для дома своими руками / Ольга Родионова. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. —79 с.: ил. — (Город мастеров).
20. Шаров В.С. академическое обучение изобразительному искусству / Шаров В.С. – М.: Издательство «Э», 2015. — 648 с. Ил.
21. Эдвардс Б. Откройте в себе художника. — Изд-во «Попурри», 2009.
22. Якушева М.С, Ивановская В.И. Искусство витража. Принципы построения композиции: Учебное пособие. — М.: ООО «Из-во В. Шевчук», 2011. — 220с.

Литература для детей и родителей.

1.Армфельд Д.Р. Как укротить самую капризную в мире краску. — Изд-во «Попурри», 2015.
2. Бялик В.М. Графика / В.М. Бялик. — М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2010. — 112с. : илл. — («Искусство—это интересно!»).
3.Дюхтинг Хайо. Пуантилизм. — М.: Изд-во «Арт-Родник», 2005.
4. Максимова О. Как рисовать пастелью. — М.: 2Астрель», 2003 — 35с.
5.Стерхов К. Полный курс акварели. Портрет: Учебное пособие. — С.-П.: Планета музыки, 2014.
6.Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. — М.: Просвещение, 1981.
7. Шматова О.Б. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс: учимся рисовать с нуля шаг за шагом / Ольга Шматова. — 2-е изд., обновл., переработ. И доп. – М.: Эксмо, 2015. 80с.: ил. — (учимся рисовать с Ольгой Шматовой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Позитив» (живопись, декоративное рисование)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Позитив»(живопись, декоративное рисование)...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Позитив» (живопись, декоративное рисование)

Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Позитив» (живопись, декоративное рисование)...

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Позитив» (живопись, декоративное рисование)

Протоколы промежуточной и  итоговой аттестации обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе «Позитив» (живопись, декоративное рисование)...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Основы рисования"

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного...