Проект «Служба сопровождения лиц с ограниченными возможностями».
проект по теме

Нанарова Оксана Александровна

В современном мире большое значение придается интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество для того, чтобы они могли вести полноценный образ жизни и чувствовать себя равноправными гражданами. Работа посвящена изучению вопроса  комплексного сопровождения лиц с нарушениями слуха  и речевой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sluzhba_soprovozhdeniya_lits_s_ovz.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

государственное образовательное учреждение Калининградской области

ПОО  «Техникум отраслевых технологий»

238340, Калининградская обл., г. Светлый, ул. Коммунистическая, 7, Тел./факс: (40152) 3-41-30, E-mail: totsvetly@mail.ru

Проект

 «Служба сопровождения лиц с ограниченными возможностями»

Выполнили:

Преподаватель  русского языка и литературы

Нанарова  Оксана Александровна

Преподаватель математики

Мишина  Татьяна  Юрьевна

г. Светлый

Октябрь 2014

Введение

В настоящее время система педагогического образования существенно обновилась и основная идея этого обновления состоит в инклюзивности образования.  Инклюзивное образование  — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех детей, обеспечивая доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — важнейшая сфера образования, позволяющая лицам с психологическими и физиологическими недостатками обрести самостоятельность и экономическую независимость, обеспечивающие возможность адаптации и интеграции их в общество.
Одним из условий получения качественного образования лицами с ОВЗ является организация образовательного процесса, предполагающая учет специфики коммуникативной и когнитивной деятельности обучающихся разной категории инвалидности. Следовательно, образовательный процесс должен отличаться специальными образовательными условиями для лиц с ограниченными возможностями здоровья.  Нацеленность на создание средствами образования условий для формирования личной успешности в обществе диктует необходимость в первую очередь решить вопросы обеспечения доступности качественного общего и профессионального образования этой социальной группы, которая крайне неоднородна по своему составу, а, следовательно, нуждается в максимальной индивидуализации форм, методов, средств и содержания обучения

Теоретическую основу  исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых: по индивидуально ориентированным образовательным программам для лиц  с ограниченными  возможностями здоровья В. Г. Гончарова Л. А. Диденко,    по индивидуально-дифференцированным  образовательным маршрутам  педагогической практики Маринич Е. Е., по комплексному сопровождению  профессионального образования лиц   с ОВЗ Степановой О.А., о социальных реформах в современной Германии: проблема неравенства в системе образования. Шпилев Д. А., Иудин А. А.  
На основании анализа изученной литературы по  теме исследования, результатов  педагогического опыта  работы с лицами с  ОВЗ,  сформулирована
проблема настоящего исследования, которая определена противоречиями между:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта инклюзивного образования и  несоответствие педагогических требований психофизическим возможностям, уровню умственного развития, нервно-психического состояния ребенка либо неготовность к обучению (недоразвитие отдельных психических функций, навыков общения, незрелость эмоционально-волевой сферы) и др.

-  необходимость  специализированной помощи  лицам с  ограниченными  возможностями здоровья для получения  профессионального образования в учреждениях СПО  и недостаточность обеспечения   образовательного процесса  кадрами, владеющими знаниями работы   лиц с ОВЗ,   способных адаптировать учебный процесс, содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в соответствии с этими знаниями.

Учитывая данные противоречия,  сформулирована проблема исследования: создание   благоприятных  условий развития и обучения лиц с ОВЗ для дальнейшей адаптации в социуме,  с учетом  индивидуальных  образовательных потребностей и способностей каждого.

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили  выбор темы данного исследования: «Служба сопровождения лиц с ограниченными возможностями».

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка технологии и системы формирования профессиональных  компетенций  у лиц с ОВЗ (нарушением слуха и речевой деятельности).

Объект исследования: образовательная  среда  как элемент социальной  среды.

Предметом исследования являются условия, способствующие созданию в образовательных учреждениях среднего профессионального образования специальных образовательных условий, включающих специальные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среду жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение ими общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.

Гипотеза исследования основывается на предположениях, что создание  адекватных условий будут способствовать  развитию, обучению и социализации  детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве,  если:

- участниками образовательного процесса будут являться  студенты с ОВЗ, родители или  их законные представители, педагоги,  специалисты (медицинские работники,  педагог-психолог, логопед, дефектолог, работники дополнительного образования);

- процесс имеет направленный характер и учитывает индивидуальные  особенности каждого студента с  ОВЗ;

- специальная образовательная среда для лиц с нарушениями слуха должна включать комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов  организационного, содержательного, методического, технологического и технического характера, деятельность которых регулируется нормативно-правовыми документами разного уровня -международными, федеральными, региональными и внутренними (на уровне учреждения).  Отсутствие или прекращение действия одного из  элементов  снижает эффективность воздействия средового фактора.

- в основе процесса  адаптации и социализации   находятся  два принципа.

Первый - принцип гуманизации или человеческих  приоритетов, выстраиваемый на  личностно-ориентированных технологиях: гуманно-личностных (к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.) Создание   условий для дальнейшего роста  и совместное обучение лиц с ОВЗ    в  обычных («инклюзивных») группах  способствует  развитию  следующих навыков и  личностных качеств: социальная компетентность, толерантность,  навыки решения проблем,  независимость, уверенность, самоуважение.  Второй – принцип саморазвития, самоконтроль, навыки целеполагания.

В  соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой  сформулированы  задачи исследования:

- проведение теоретического анализа  проблемы  обучения лиц с ОВЗ, четкое определение содержания самого понятия «сопровождение»;

- изучение основных направлений  психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (нарушением слуха и речевой деятельности) – диагностика, медицинское консультирование, работа с родителями, непосредственное  обучение, коррекционная работа (соблюдение интересов ребенка, системность, непрерывность, вариативность обучения, рекомендательный характер оказания помощи;

- определение  варианта индивидуального маршрута, построенного на блочно-модульной основе и  обеспечивающего  возможность поэтапного   прохождения определенных уровней, координация деятельности узких специалистов и  обобщение их рекомендаций (логопеда, дефектолога, психолога) с учетом состояния   слуховых и речевых  возможностей,   обеспечение  специального  психологического сопровождения ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) составляется на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный  материал, находящийся  в сфере его ближайшего развития).
        Методы  исследования. В исследовании использовались следующие теоретические методы: анализ проблемы и предмета исследования. Диагностические методы: беседа, тестирование, анализ результатов деятельности студентов с ОВЗ.  Практический (опытный)  метод: анализ и обобщение передового педагогического опыта; индивидуальный подход и создание комфортного психо-эмоционального  режима обучения;  анализ результатов учебной деятельности студентов.

Экспериментальной базой исследования послужила ГБУ СПО Калининградской области ПОО «Техникум отраслевых технологий».

Организация исследования включила три основных этапа.

Первый этап – поисково-теоретического анализа. На данном этапе осуществлялся анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучался опыт работы педагогов по проблеме исследования,  уточнялись направления по избранной теме; определялись методы исследования. Проводилась опытная работа, которая включала работу со студентами, имеющими речевую и слуховую недостаточность;  адаптацию данной категории  студентов  в новом социуме; сформулированы цель и задачи, рабочая гипотеза исследования.

Второй этап – диагностический. На данном этапе проведено обобщение первых результатов опытов работы со студентами, имеющими речевую и слуховую недостаточность; разрабатываются   программы работы  со студентами с ОВЗ, направленные на  социализацию   и адаптацию их в обществе;

Третий этап – планируется отслеживание  динамики развития  студентов с ОВЗ (семестровые), создание работы МПК (медико-педагогического комплекса) – привлечение  специалистов (медработников,  дефектологов, юристов, педагогов, родителей), введение в систему индивидуальных  маршрутов сопровождения каждого студента  с ОВЗ, постоянное повышение  профессионального  уровня, освоение методик .

На данном этапе исследовательский проект не является завершенным. Определена программа, направленная на  подготовленность студентов к позитивной коммуникации, адаптации и социализации,  а именно:

- внесение корректив в учебные планы и программы: перераспределение  количественного соотношения лекционных и практических занятий  в сторону увеличения последних,  усиление межпредметных связей на протяжении всего периода обучения, учитывая тематические взаимосвязи общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин;

- построение учебных планов и программ на блочно-модульной основе, обеспечивая возможность поэтапного прохождения  определенных уровней,  этапов освоения профессионально значимых компетенций с последующим их закреплением и формированием предпосылок для перехода на следующий уровень;  

- разработка  специальных учебных пособий, опорных конспектов,  лекций и практических (лабораторных) занятий, учитывающие речевые и познавательные особенности неслышащих; средства наглядности и соответствующие  мультимедийные  материалы;

- комбинирование  методов обучения в группе  обучающихся с нарушениями слуха или в смешанной группе: словесных, наглядных методов (письменная презентация ключевых вопросов; использование необходимых электронных видеоматериалов для иллюстрирования вопросов и контекста  обсуждаемой проблемы, дактильное представление профессиональных терминов, имен собственных и т.п.).

- проведение  лабораторных и практических работ  парами («бригадами», обучающийся с нарушениями слуха и несколько слышащих студентов), методом  имитации, учебной деловой игры,   обучающих практико-ориентированных компьютерных программ и другие методы, предполагающие наглядно-практическое освоение  учебного материала.

-  вовлечение  в творческую деятельность,  общественно-полезный труд.

Научная ценность работы заключается  в выявлении   возможностей  и обосновании условий, созданных в  образовательном пространстве   для получения профессиональных компетенций,   адаптации и социализации лиц с ОВЗ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены и конкретизированы основные понятия исследования: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; профессиональное образование; служба комплексного (психолого-педагогического и медико-социального) сопровождения;  индивидуально-дифференцированный образовательный маршрут.

Практическая значимость исследования заключается в его направленности, ориентированной на разработку модели по обучению и социализации студентов с речевой и слуховой  недостаточностью  с положительным результатом. Она состоит в адаптации предложенной модели  в условиях среды образовательного учреждения, ее значимости для профессионального и личностного становления студентов — будущих специалистов.

Список литературы:

  1. Амиридзе С.П., Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО: медицинские аспекты // Научные исследования в образовании (Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица»). 2011. № 9. С.9-15
  2.  Инклюзивное образование в России. М.: Детский Фон ООН (ЮНИСЕФ), 2011. 89 с.
  3. Научно-методическое обеспечение индивидуализации образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования: Пособие для преподавателей вузов / Сост.: С.А. Гончаров, В.З. Кантор, М.И. Никитина,
    С.А. Расчетина, В.В. Семикин. СПб., 2002. 140 с.
  4. Шпилев Д. А., Иудин А. А. Социальные реформы в современной Германии: проблема неравенства в системе образования // Вопросы образования.
    2011. №1. С. 125-142.

Приложение 1

Терминология

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Психологическое  сопровождение - согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Цель психологического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Индивидуально-дифференцированный образовательный маршрут практиканта - персональный путь реализации дифференцированной образовательной программы, предназначенной для структурирования и самостоятельного решения учебно-образовательных задач и способствующей раскрытию личностного потенциала и профессионально-личностного самоопределения студента.

Дактильная  речь (психологический термин)  — речь, воспроизводящая слова посредством букв дактильных — определенных конфигураций пальцев и их движений. Применяется в отечественной сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в коммуникации межличностной глухих и в общении слышащих с глухими (речь мимико-жестовая).

Приложение 2

Нормативно-правовая документация

  1. Региональный уровень Законодательно-правовые документы региона (области) Уровни нормативно-правового обеспечения специального (коррекционного) образования и психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного пространства Федеральный уровень Законодательно-правовые акты Российской Федерации Муниципальный уровень Нормативно-правовые акты города Субмуниципальный уровень (нормативные документы района) Международный уровень Международные нормативно-правовые акты Локальные акты ОУ
  2. Международные нормативно-правовые акты Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13.06.1990 г. Декларация Организации Объединенных Наций о правах умственно- отсталых лиц. Провозглашена резолюцией XXVI Генеральной ассамблеи ООН 20.12.1971 г. Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Принята на ХХХ сессии ООН 09.12.1975 г. Деонтологический кодекс. Принят в Страсбурге 21.10.1990 г. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10.06.1994 г. Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 10 пересмотра (МКБ 10).
  3. Законодательно-правовые акты Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г. 12 ФЗ (в редакции ФЗ 68-ФЗ от 20.07.2004 г.). Ст. 50, п.10. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 124-Ф3 от 24.07.98 (в ред. от 20.07.2000 г.). Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 27.05.2000 г. 78-ДВ). Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной думой 08.12.1995 г. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании 3185-1 от 02.07.1992 (в ред. от 21.07.1998 г.). Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 120-ФЗ от 24.06.1999 г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393). Письмо МО РФ от 27.06.2003 г. 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно- воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
  4. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. 12-ФЗ (в редакции ФЗ 68-ФЗ от 20.07.2004 г.). Ст. 50, п.10. Глава V СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников 10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
  5. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Основные термины. Участники отношений. Цели специального образования. Законодательство Российской Федерации, государственная политика в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. ГЛАВА II. ПРАВА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ). Права родителей (иных законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья, их государственное обеспечение. Формы получения специального образования. Обучение на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения, в образовательном учреждении общего назначения. Интегрированное обучение. Специальные образовательные учреждения. Логопедическая служба. Центры реабилитации. Особенности приема в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Специальные государственные образовательные стандарты. Психолого-медико-педагогические комиссии, медико- социальные экспертные комиссии. ГЛАВА IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Органы управления специальным образованием. Особенности реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений; лицензирования, аттестации, аккредитации образовательной деятельности специальных образовательных учреждений. Контроль за деятельностью в области специального образования. ГЛАВА V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Финансирование специального образования. Материально-техническая база, научно- методическое обеспечение специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений. ГЛАВА VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАДРАМИ. Подготовка специалистов в области специального образования. Социальные гарантии и льготы работникам, участвующим в осуществлении специального образования. ГЛАВА VII. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  6. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 124-Ф3 от 24.07.98 (в ред. от 20.07.2000 г.). Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия); дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети с отклонениями в поведении. Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры. Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА Глава IV. ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
  7. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 27.05.2000 г. 78-ДВ). Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Глава I. Общие положения Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 6) Глава II. Медико-социальная экспертиза (ст.ст. 7 - 8) Глава III. Реабилитация инвалидов (ст.ст. 9 - 12) Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов (ст.ст. 13 - 32) Глава V. Общественные объединения инвалидов (ст.ст. 33 - 34) Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 35 - 36)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Презентация:Исследовательская работа по проблемам дете-инвалидов, социальное сопровождение таких детей в школе...

Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поиск  путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий)  в учебном процессе.Одним из ком...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28875011","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А.  Психолого-педагогическое сопрово...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А.  Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации прое...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29342699","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопровождение...