Доклад на тему "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"
материал (11 класс) на тему

Шакирзянова Елена Александровна

Доклад на тему "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики

Без сомнения, математика – одна из самых сложных  дисциплин и вызывает трудности у многих обучающихся. Заинтересовать математикой - дело непростое. Здесь многое зависит от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации, как поставить даже очевидный вопрос. Активность обучающихся, успех урока целиком зависит от методов и  приемов, которые выбирает преподаватель.

Под методами обучения принято понимать способы совместной деятельности преподавателя  и обучающегося, при помощи которых один передаёт, а другой усваивает знания, умения и вырабатывают навыки.

Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, с помощью которых реализуются цели обучения и воспитания

Методические приемы — действия, способы работы, направленные на решение конкретной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности.

В своей работе я придерживаюсь определённой системы методов и приёмов активизации познавательной деятельности обучающихся. Стоит отметить, что не всё используемое мною на уроках, является моим "изобретением", многое является результатом перенятого опыта у коллег по совместной работе, а также из других источников информации.

В начале своей педагогической деятельности я очень часто применяла игровые моменты на уроке. Но, постепенно изучая методическую литературу, посещая уроки других преподавателей, я пришла к выводу, что заинтересовать обучающихся можно и другими средствами. Их существует немало. В конечном итоге я пришла к выводу, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным.

Французский писатель Анатоль Франс сказал: “Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”

За период своей педагогической деятельности я пришла к такому выводу:

-Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап урока вливался в другой, а ученики понимали, что и зачем они делают на уроке.

-обучающихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока,

-Всегда придерживаться принципа “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Все что говорит преподаватель  желательно воплощать в наглядность, но не просто в иллюстративную, а такую, которая поможет в ходе рассуждений, найти связи между понятиями.

Если мы проанализируем структуры основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности. Цели этого этапа: раскрыть значимость изучения данного материала, привлечь внимание обучающихся, пробудить их интерес, желание узнать, понять, применить. Каким же образом можно заинтересовать обучающихся?

Можно использовать следующий материал:

1.Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме. Это расширит и общий кругозор учащихся. Ведь многие великие математики были и великими философами.

2.Решение задач с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей.

3.Проведение исследовательских, лабораторных и практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п.

4.Решение задач, требующих расширение знаний по теме.

5.Математические фокусы, задачи занимательного характера.

Чтобы заинтересовать обучающихся на своих уроках я прибегаю к различным приемам и методам.

Начало урока.

Как правило, доброжелательный настрой, проверяю готовность к уроку.

Использую пословицы, высказывания великих людей, которые становятся девизом урока.

Например, пословица: «Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое».

Или из поучений В.Мономаха «Что умеете хорошо, то не забывайте, а что не умеете, тому учитесь…»

После изучения темы можно применить кластер - это прием систематизации материала в виде схемы, когда выделяются крупные смысловые единицы. Составление кластеров позволяет обучающимся размышлять над изучаемой темой, учит осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, сравнение, классификацию по заданным критериям. Использование кластеров дает возможность оценить свои знания по изучаемому материалу, развивает память.

Например :после изучения темы : «Понятие конуса. Площадь поверхности конуса.»

Чтобы систематизировать весь прочитанный материал, оформляем на доске и в тетрадях кластер. (Слайд)

Кластер может охватывать большое количество тем. Их применение можно использовать как на стадии вызова для мотивации к размышлению до изучения темы, так и на стадии рефлексии при подведении итогов для установления уровня осмысления изученного материала. Составлять кластеры можно и при самостоятельном изучении несложных тем. (Исследование функции)(Слайд)

Одним из приемов, который я использую у себя на уроках, является прием «Фишбоун». С помощью данного приёма можно сразу проверить знания по целой теме, или по отдельно взятому, конкретному уроку, их можно использовать и при изучении нового материала ( создание проблемной ситуации) , и на различных этапах закрепления.

Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами   Всё зависит от целей, которые преследуются

«Фишбоун» дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Она включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные под углом 45 градусов) — на них фиксируютсяосновные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

C:\Users\ПК\Desktop\рыбааа.gif

Повышение качества знаний обучающихся немыслимо без хорошо отработанных вычислительных навыков. Не секрет, что  наши обучающиеся не владеют вычислительной культурой. А некоторые современные учебные пособия и учебники, предлагая “примеры финиша” и интересные поисковые задачи не предлагают “примеров старта” для отработки элементарных арифметических действий. Для ликвидации пробелов, накопления опыта решения элементарных задач обучащимися, можно применять различные тренажеры.

Это простой и очень эффективный дидактический прием.

Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку вычислительных навыков до автоматизма.

Работу по тренажерам можно включать на различных этапах урока:

  • во время устного счета (по цепочке);
  • при закреплении нового материала;
  • при поведении самостоятельной проверочной работы;
  • на зачетах;
  • при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Учащимся раздаются персональные карты - тренажеры. Через 3-5 минут собирает листочки или тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов

Один из методов, который я часто применяю на своих уроках – это математический диктант. Диктант может проходить в любой форме «Вопрос-Ответ», просто ответы на вопросы (слайд), либо в виде тестов.

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в моей практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.

С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро “диагностировать” овладение учебным материалом большого количества обучающихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.

Для активизации деятельности на уроках применяю такие приемы как :

Синквейн – это прием , который позволяет систематизировать полученные знания на уроке в короткое пятистрочие. (слайд)

занимательные математические задачи , ребусы-  

Сколько будет два рубля рублями, рубль пятаками, две копейки по копейке и один пятак.

На слайде Головоломки, задачи, загадки, игры. Со спичками. Задание â„–1. Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным. Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным 

Головоломки, задачи, загадки, игры. Со спичками. Ответ на задание â„–1. Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным. ответ

Такие задачи полезны при выработке навыков мышления, повышения интереса к предмету. 

Игровой метод – разгадывание кроссвордов по изученной теме. (слайд)

В заключение скажу, что мое личное убеждение заключается в том, что “математика ум в порядок приводит”. Я верю медикам, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову светлой, а человека работоспособным, энергичным, и моя задача – убедить в этом обучающихся. “Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием”. Вот так и для меня радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удается воспитать студента, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом учит математику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных приемов и методов обучения на уроках биологии.

Социальный заказ предполагает обеспечить каждому ученику возможность в получении образования в соответствии с его склонностями и интересами .Наиболее эффективным в данной ситуации мне кажется применен...

Мастер-класс "Активные приемы и методы обучения на уроках биологии"

Успользование активных методов и приемов обучения биологии на примере урока в 5 классе "Первый шаг в биологию"...

Презентация к докладу "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"

Презентация к докладу "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"...

Приемы и методы обучения на уроках английского языка во время дистанционного обучения

В настоящее время в современном мире использование современных технических средств обучения стало повсеместным явлением образовательной и информационной культуры, что значительно изменило подход к обр...

Инновационные и активные методы обучения на уроках русского языка и литературы/ Выступление и презентация.

В статье представлен опыт работы по использованию сервиса  LеarningApps на уроках русского языка, приведены примеры созданных интерактивных упражнений. Также раскрыты преимущества конструктора Le...

«Развитие индивидуальных способностей, творческого потенциала учащихся на основе инновационных форм и методов обучения на уроках технологии»

laquo;Развитие индивидуальных способностей,творческого потенциала учащихся на основеинновационных форм и методов обученияна уроках технологии»...