Учебный курс 5 класс
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Православная культура 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind_-grup_zanyatie_5_kl.doc430.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Православная культура» (ОДНКНР)

 в 5 классе

 «Для чего построен и как устроен православный храм.

Православный храм в жизни человека»

Форма проведения: индивидуально-групповое занятие

Оборудование: компьютер и проектор для демонстрации презентации; цветная бумага, картон, ножницы, клей.

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые (эвристические), словесные, наглядные, практические.

Цель: дать знания об отражении основных догматов христианства в памятниках зодчества, раскрыть смысл внешнего и внутреннего устройства православного храма.

Задачи:

1.     Познакомить с понятием «православный храм».

2.     Познакомить обучающихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3.     Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4.     Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивации к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся.

5.     Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Предметные результаты:

-знать устройство и назначении православного храма;

-сопоставлять особенности устройства православного храма с собственными наблюдениями;

-объяснять понятие «православный храм» и его значение для православных христиан.

Метапредметные результаты:

Познавательные

- общеучебные - осуществлять расширение представлений о ценности храма, как святыни для православных христиан;

- предметные - познакомиться с внешним видом, назначением и устройством православного храма.

        Регулятивные

-планирование - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.        

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

        Личностные

-самоопределение проявление интерес к знаниям о храмах, историческому и культурному наследию.

Ход занятия

I. Психологический настрой учащихся                                                 (слайд 1)

 Звучит мелодия

Учитель:

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают -

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

- О чем это стихотворение? (ответы детей)

- Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом                                                                                                         (слайд 2-3)

(обучающиеся дают определения слову «храм»)

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- Зачем люди посещают  храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

  1. Изучение нового материала

Из истории церковного зодчества (рассказ учителя)

Жизнь православных христиан на Руси была тесно связана с жизнью храма. Каждый воскресный день они участвовали в Божественной Литургии. Храм – Божий дом, собирающий всех приходящих в него в единую семью.

В храм приносили новорожденных для совершения Крещения. В Таинстве Венчания начиналась жизнь молодой семьи. Церковь отпевала почившего христианина, провожая его в жизнь вечную.

Сердцем духовной жизни России был Московский Кремль. Чаще всего христиане входили в него через Спасские ворота, над которым был помещен образ Всемилостивого Спаса.                                                                         (слайд 4)

Самым главным собором Российского государства был Успенский собор Московского Кремля. В нем молился перед Куликовской битвой святой благоверный князь Дмитрий Донской. Здесь венчались на царство русские государи. В соборе восходили на царственный престол российские патриархи (главные священнослужители).

С тех пор как святой равноапостольный князь Владимир окрестил русский народ, один за другим стали на Руси вырастать храмы. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. Сначала для строительства храмов приглашали мастеров из Византии, но вскоре появились и свои архитекторы и строители, ведь храмов потребовалось так много, что нужно было срочно осваивать новое дело своими силами. Православные храмы очень красивы и разнообразны: то огромные и величественные, то маленькие и уютные, то строгие, то узорчатые и радостные, даже весёлые                                                                                                     (слайд)

На Руси много белоснежных храмов, сияющих ослепительной белизной на фоне неба, но есть и разноцветные, как сказочные терема, с любовью раскрашенные разными красками.

Не секрет, что многие люди, попав в храм (особенно в незнакомый), теряются. Кому-то может показаться, что все храмы разные. На самом же деле, все храмы строятся по похожему принципу и расположение основных храмовых элементов также одинаково.

Храм соединяет в себе мир земной с Небесным. В украшении храмов православные мастера выразили эти мысли красками, изображениями, формами.

Церковь подобна кораблю, плывущему по бурным волнам моря жизни. Зодчие часто строили храмы, основания которых похожи на корабль (базилика), крест или круг (ротонда).    Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

                   (слайд 5)

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Устройство купольного храма                                                                      (слайд 6)

- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.

- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

- В древнерусском храмовом зодчестве было принято строить купола православных храмов в виде «луковицы» или «шлема»                         (слайд 7-8)

Покрытые золотом, они горят, как гигантские свечи, устремленные в небеса. А свеча – обозначает христианскую молитву. На высоких куполах сияют золотые кресты, возвещая всему миру радостною весть, что через Крестную Жертву Христа всем людям открыта дверь на Небо. Крест играет важное значение в жизни христиан. Каждое дело, молитва, Богослужение, Таинства христиане начинают, осенив себя крестным знамением.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)                                                                            (слайд 9-12)

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Звучит мелодия - звон колокола

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?                                           (слайд 13-14)

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

- Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

-Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. 

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.                                                                                        (слайд 15 -17)

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

         Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.

В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.

С левой же стороны стоит панихидный столик - каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Иконостас - это стена с большим количеством икон, отделяющая среднюю часть храма от алтаря. Греческое слово и обозначает «изображение», «место стояния».

- Ребята, о чем это стихотворение?

(предположения детей)

У Казанской Божией Матери

Тихо теплятся огни.

Жены, дочери и матери

К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Ее подножию

Ставят с жаркою мольбой:

«Матерь-Дева, силой Божией

Охрани ушедших в бой.

Над врагом победу правую

Дай защитникам Руси,

Дай сразиться им со славою

И от смерти их спаси».

(С. Городецкий)

В православном храме человек видит священные изображения – иконы.

-Что такое икона?                          

(предположения детей)

Иконой или образом христиане называют изображение Христа, Богоматери или святых.                                                                                (слайд 18)

                                                                                                             

Физминутка

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох) Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты, в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

III.Творческо-практическая деятельность (обучающиеся делятся на группы 4-5 человек).

1. На столе лежит цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны (купол, барабан, двери, окна, основа храма), которые они должны использовать для «постройки» православного храма.

Выполнение аппликации.

IV. Итог занятия                                                                                          (слайд 19)

1. Составление памятки поведения в храме

- Часто ли вы бываете в храме?

- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Обучающиеся читают стихотворение)

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

          Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

          Богомольцев не толкай,

          К чину в храме привыкай.

          Не гляди по сторонам —

          Неполезно это нам...

          Хоть старушка, хоть девица

          Не посматривай на лица,

          Глазки в землю опусти,

          О грехах своих грусти.

 Учитель:       

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

         Приложись потом к кресту,

         Обещание дай Христу,

         Что исправиться намерен,

         Слову своему будь верен.

         Даром время не губи,

         Службу Божию полюби.

         Воскресенья подожди,

         На молитву приходи.

- С чем сегодня вы познакомились на занятии?

- Что узнали нового? (ответы детей)

V. Рефлексия

- Я понял, что…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Мне захотелось…

- У меня получилось…

Учитель

- Небесной красотой своих украшений, изображений, церковных песнопений, колокольного звона храм прославляет Бога, имя Которого – Любовь, Доброта, Красота.

-Спасибо всем, вы молодцы!!!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Словарик «Православный храм»

АПСИДА – полукруглая часть храма, где размещается алтарь.

БАРАБАН – верхняя часть здания, которая увенчивается куполом.

ЗАКОМАРА – полукруглая часть верхней стены под куполом.

КОКОШНИКИ – похожие на закомары декоративные украшения.

ПАПЕРТЬ – широкое открытое крыльцо перед входом в храм.

РИЗНИЦА – отдельное помещение в храме или место в алтаре, где хранятся облачения и священные сосуды.

ПАНИКАДИЛО – большой светильник для освещения храма, который обычно крепится к потолку.

СОЛЕЯ – возвышенная часть пола перед иконостасом.

АМВОН – выдающаяся часть солеи напротив Царских Врат, с которой священник обращается к людям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа по учебному курсу "Начальный курс. География" /6 класс/

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же     Пример...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

Рабочая учебная программа учебного курса "Литература" в 6 класса на 2021-2022 учебный год

Рабочая учебная программа по литературе для 6 класса составлена на основе следующих документов:1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской...