план самообразования в межаттестционный период
материал на тему

Штро Любовь Ивановна

Планирование самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

«Учхозская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан »

Индивидуальный план повышения

профессионального уровня учителя биологии и химии

Штро Любови Ивановны

на межаттестационный период

с 2014 по 2019 учебные годы.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ.

  1. Общие сведения.

Фамилия имя отчество: Штро Любовь Ивановна, учитель биологии и химии;

Образовательное учреждение: Филиала МБОУ ВСОШ №1 -  « Учхозская СОШ Высокогорского муниципального  района   Республики Татарстан»

Образование: высшее, КГУ, 1999 г.;

Квалификационная категория: первая, 2014 г..

  1. Личный перспективный план самообразования.

Самообразовательная деятельность учителя   осуществляется в соответствии с Уставом школы.  Работа по самообразованию является обязательной частью профессиональной деятельности в школе.

Тема школы: «Повышение качества образования и здорового образа жизни  через внедрение  системно- деятельностного подхода в образовательный процесс школы» (2013-2018 г.г.)

Тема: Формирование  познавательной активности учащихся через применение активных методов обучения на уроках биологии и химии.

 Обоснование выбранной темы.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качеств учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо- поисковой деятельности.

Работа над темой начата в 2014 году.  

Предполагается закончить работу над темой в 2019 г.

Цель: введение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, обеспечивающих полноценное образование, учитывающих способности, интересы учеников; обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя.

Задачи:  Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения;

  • Использование на уроках новых технологий и средств, включая ИКТ, Сингапурских структур;
  • Повышение своего методического уровня.

В ходе реализации поставленных задач предстоит:

  1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
  2. Внедрение в свою практику новых технологий таких как: технология педагогических мастерских, метод проектов, кейс метод, технология критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии,   технология системно-деятельностного подхода,  Сингапурская методика обучения.

Технология педагогических мастерских

Технология «Педагогическая мастерская» (ателье) на мой взгляд позволяет максимально близко соответствовать целям и задачам урока ФГОС. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе. Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределенности в понимание.

Сущность технологии: специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство позволяет ученикам в активном поиске приходить к построению («открытию») нового знания. Главное  отличие  мастерской   от   урока, лекции, семинаров  том, что  даже  самая  лучшая  традиционная  форма  несёт  в  себе  принцип: “Делай, как я  или   делай  лучше  меня”.  Закон  мастерской: “Делай по-своему, исходя  из   своих  способностей, интересов  и  личного  опыта”. Знания – сила  и  оковы  одновременно, познание  - сила.

Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Суть его  - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Кейс метод

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. 
Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Это метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.

Технология критического мышления

Критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем. Преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что появляется возможность развивать природные способности учащихся, выявлять одаренных детей. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Технология проблемного обучения 

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь. Не обойтись без них и на уроке, использовать их можно на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

Деятельностный подход в обучении направлен на развитие способности учащихся выполнять ту или иную деятельность(действия). В связи с этим перед учителем стоит очень важная задача: спланировать и построить урок так, чтобы не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформулировать у него умение  и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. ( работать в результате у школьников были сформированы умения самостоятельно получать и контролировать качество полученного продукта).

Сингапурская методика обучения

Данный метод используется в школах Сингапура, он основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса) , тимбилдинга (объединение команды) и т. д. . 
По словам специалистов компании Educare, программа состоит из пяти модулей: тенденции развития образования в XXI веке, развитие критического мышления у школьников, проблемное обучение, совместное групповое обучение, формирование инновационных педагогических коллективов. 
«Традиционное обучение основывается на принципе «учитель – ученик» , проходит в виде лекции, за урок успевают ответить только два-три ученика. Система, которой обучали нас, задействует во время урока весь класс. Каждый ребенок должен быть услышан Работа в парах или группах, дает возможность ученику научить своего товарища тому, что знает сам, получить в случае необходимости консультацию, высказывать свою точку зрения, формировать позитивное отношение к изучаемому предмету.

Метода «кроссенс»

Нетрадиционные формы и методы проведения урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор.

Одним из таких нетрадиционных методов, который можно применять на уроках истории, является  метод «кроссенса».

Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Слово "кроссенс" означает  "пересечение смыслов" и этот метод разработан  Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд",  которое в переводе с английского означает "пересечение слов".

Кроссенс  впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".1

Он представляет собой  стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.

Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Задача  учащихся– объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.  Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева  направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как  первой, так и с любой узнаваемой картинки. на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как  первой, так и с любой узнаваемой картинки.  

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ работы  по теме

Действия и мероприятия

Цель деятельности

Срок реализации

1.

Изучить литературу по данной теме.

Изучить и провести анализ информационных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ применения различных методов и приемов  на уроках  биологии .

Регулярно

2.

Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования.

2013, 2014 г.

3.

Повышать квалификацию на курсах

Освоить и внедрять новые педагогические и информационные технологии, направленные на дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения , внедрению приёмов развивающего обучения

2014-2015 г.

4.

Изучать новые технологии через предметные издания и Интернет.

Средства массовой информации один из инструментов к повышению квалификации.

Регулярно

5.

Ознакомиться с новыми ФГОС ОО по предмету

2014-2015 г.

6.

Предложить для разработки учащимися примерных тем проектов: «Рацион зеленого растения»; «Изучение качества воды», «Есть ли будущее»

Развитие  у обучающихся  расширенного интереса к предмету, формирование умений применять знания в нестандартной ситуации, способствовать развитию приёмов умственной деятельности( анализ заданий, сравнение, умение делать выводы и находить новые приёмы решения)

2013 г. и далее

7.

Принимать участи в олимпиадах и мероприятиях школьного, муниципального, регионального и федерального уровня.

Регулярно

Участие в экспертных комиссиях в олимпиаде по биологии и химии.

Разработка методических материалов для работы на учебных занятиях

Заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий, на задания, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление и т.п.) Изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, стимулирующее учащихся к поиску

8.

Провести открытые уроки и внеклассные мероприятия, на которых показать применение указанных технологий. Выступление по данной теме на МО, педсовете .

Обобщение и распространение  методов работы среди учителей.

Регулярно

Посещение уроков коллег  для обмена  опыта

Разнообразить методы преподавания  и творческий подход применительно к своим ученикам.

Регулярно

9.

 Разработать варианты  итоговых контрольных работ по предмету по полугодиям. Проводить диагностику 1-2 раза в год.

Подготовка учеников к  итоговой  аттестации

Развитие  у обучающихся  расширенного интереса к предмету, формирование умений применять знания в нестандартной ситуации, способствовать развитию приёмов умственной деятельности( анализ заданий, сравнение, умение делать выводы и находить новые приёмы решения)

 ежегодно

10.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Ежегодно

11.

Создать электронное портфолио и веб-сайт.

2013-2014 г.

Ожидаемый результат.

  1. Освоить технологии - педагогических мастерских, метод проектов, кейс метод, технология критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии,   технология системно-деятельностного подхода,  Сингапурская методика обучения.
  2. Пополнить дидактические материалы собственными разработками, тестами, пополнить собственную медиатеку;
  3. Создать комплекты педагогических разработок  с применением новых технологий и поместить их на сайте;
  4. Разработать и провести открытые уроки;
  5. Периодически проводить анализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах на МО, педсоветах, поместить на сайте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования в межаттестационный период

план самообразования в межаттестационный период...

План самообразования на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя биологии

План самообразованияна межаттестационный периодпо повышению профессиональногоуровня учителя биологии...

Индивидуальный план самообразования на межаттестационный период

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2018-2022 гг.:«Особенности преподавания истории и обществознания в условиях ФГОС».Учитель истории и общес...

План самообразования в межаттестационный период

План самообразования в межаттестационный период...

Индивидуальный план самообразования на межаттестационный период

Индивидуальный план самообразования разработан на межаттестационный период на 5 лет....