Программа классного руководителя
рабочая программа

Кузова Анастасия Семеновна

Программа классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 Минобразования  Чувашии

Рассмотрена и согласована

методическим объединением

учителей по реализации В-2 АООП ОО УО

Протокол № 1

от «    » августа  2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________ А. В. Ефимов

Приказ от ___08.2019 № _____

Программа

формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

клуб «Азбука здоровья»

 для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

2, 3 классы

на 2018-2019 учебный год

Составили:

Егорова Елена Константиновна,

 учитель;

Алексеева Раиса Осиповна,

воспитатель

пос. Кугеси, 2019 г.

Вступление

           Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе.

         В системе здоровьесберегающего обучения в рамках коррекционной педагогики выделяют два основных направления. Первое - создание условий для охраны, укрепления и совершенствования здоровья учеников и формирования у них представлений о роли здоровья в жизни человека. Второе - формирование у школьников потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и владеть некоторыми средствами и приемами сохранения и укрепления своего здоровья.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве.

Целью программы является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Основные задачи программы:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;  
  • формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни;  
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;  
  • использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,  
  • соблюдение здоровье-созидающих режимов дня;  
  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
  • развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;  
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Основными организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: проекты, экскурсии и др.

Общая характеристика курса

В системе здоровьесберегающего обучения в рамках коррекционной педагогики выделяют два основных направления. Первое - создание условий для охраны, укрепления и совершенствования здоровья учеников и формирования у них представлений о роли здоровья в жизни человека. Второе - формирование у школьников потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и владеть некоторыми средствами и приемами сохранения и укрепления своего здоровья.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве.

Планируемые результаты освоения курса

Возможные личностные результаты:

  • потребность в занятиях физической культурой и спортом;  
  • элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;  
  • установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении  и поступках;  
  • стремление заботиться о своем здоровье;  
  • готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  • овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;
  •  освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение).

Содержание курса

Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

В содержании программы предусмотрено расширение представлений обучающихся с умственной отсталостью о здоровом образе жизни, ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения в быту, природе, в обществе, на улице, в транспорте, а также в экстремальных ситуациях.

Содержание программы характеризует выраженная практическая и профилактическая направленность. Изучение основ безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни должно способствовать овладению обучающимися с умственной отсталостью основными навыками здорового образа жизни, элементарными приемами, действиями в опасных ситуациях и  при несчастных случаях, в том числе простыми способами оказания или поиска помощи, а также формированию стереотипов безопасного  поведения в типичных ситуациях. 

« В нашем распоряжении  девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум». Это высказывание П. С Брега стало эпиграфом деятельности по формированию здорового образа жизни.

Тематическое планирование

(по плану школы  день спортивно-оздоровительных мероприятий – среда)

№ п\п

Тема и формы проведения

Элементы содержания

Сентябрь

1

Прогулка в лес за природными материалами. Правила поведения в лесу.

Правила поведения в лесу. Рассматривание растений, их листьев и плодов. Сбор природного материала. Правила сушки и хранения природного материала. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе: листья и плоды какого дерева мы можем использовать для поделок.

2

Изготовление панно из листьев

Правила безопасной работы с режуще-колющими инструментами. Расположение на основе. Взаимопомощь при работе. Дидактическая игра «Найди пару» (дерево и лист)

3

Изготовление поделок из природных материалов

Правила безопасной работы с режуще-колющими инструментами. Расположение на основе. Взаимопомощь при работе. Воспитание познавательного интереса и бережного отношения к природе.

4

Рисование по теме: «Лес, точно терем расписной»

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение. Правила поведения в лесу. Рассматривание растений, их листьев, форму кроны деревьев. Умение видеть красоту природы, бережного отношения к предметам природы

5

Легкоатлетическая эстафета

 «Веселая эстафета»

Эстафета на свежем воздухе.

Октябрь

6

Терренкуровая тропа

Пешая прогулка на свежем воздухе по определенному в маршруту.

7

Почему нельзя грызть ногти

Гигиена. Микробы. Где живут микробы. Защита от микробов. Средства борьбы с микробами. Для чего нужно мыть руки и мыться.

8

Осеннее развлечение «Осеннее кафе»

Воспитание познавательного интереса и бережного отношения к природе. Стихи и загадки о предметах и явлениях природы. Овощи фрукты нашей местности.

9

Чем могут быть опасны грязные руки

Укрепление здоровья младших школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье;

Ноябрь

10

Викторина «Что? Где? Когда?»

Предметы личной гигиены. Викторина

11

Урок здоровья: подвижные игры на

свежем воздухе

Для чего нужны физические упражнения. Виды упражнения. Работа мускулов. Зарядка. Дыхание. Питание и отдых. Командные виды спорта. Одиночные виды спорта. Игры «Отгадай, чей голосок?»,  «Иголочка и нитки»

12

Почему нельзя долго сидеть за компьютером

Укрепление здоровья младших школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье;

Декабрь

13

Почему нельзя питаться чипсами и увлекаться газированной водой

Укрепление здоровья младших школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье;

14,15

Подготовка поделок  к конкурсу «Альтернативная ёлка»

Понятие «Альтернативная ёлка». Забота о растениях (ёлке).

16

Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт!

Правила безопасности при организации проведении праздника. Воспитание познавательного интереса и бережного отношения к природе.

Январь 17

Безопасное поведение  на улице и в транспорте

Стихи и рассказы о ситуациях на улице и в транспорте для обсуждения.

18

Доктор «Правильная осанка»

Правильное положение тела. Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Замри».

19

Доктор «Правильное питание»

Правильное питание. Питание и пищеварение.  Питательные вещества. Белки-помощники. Откуда берётся энергия. Витамины. Сбалансированное питание. Пищевая аллергия.

Февраль

20

Подготовка к смотру строя и песни

Построение, движение в колонне, шеренге, строе. Разучивание песни. Тренировка ходьбы с песней. Прямая спина. Командир. Речь командира.

21

Смотр строя и песни «Аты-баты, шли солдаты»

Построение, движение в колонне, шеренге, строе.

22

Праздник, посвященный 23 февраля: «Вперед, мальчишки!»

Спортивно - музыкальное мероприятие, посвящённое Дню Защитников Отечества

23

Веселые старты на природе

Лыжные гонки

Март

24

Доктор «Моё настроение»

«Научись владеть собой». Стихотворение для обсуждения. Игра «Добрые слова» «Конфликт». Стихотворение «Пожелания друзьям»

25

Мой внутренний мир

«Научись владеть собой». Игра «Комплименты. Игра «Правильно - неправильно». Игра «Это я!»

26

Сказка «Цветик-семицветик»

Спортивно -музыкальное мероприятие

Апрель

27

1 апреля - День птиц

Воспитание познавательного интереса и бережного отношения к природе.

28

«Доктор Разум»

Письмо-обращение к детям (для обсуждения). Стихи.

29

Экологический субботник

Участие в экологическом субботнике по уборке территории от мусора, от листвы, обрезание кустов.

30

Беседа-рассуждение «Путешествие в страну вежливости и дружбы»

Основные правила вежливости: к близким, к знакомым взрослым, к незнакомым, сверстникам. Требования к детям в школе. Тон при общении Культура речи. Нецензурные слова.

Май

31

Прогулка  в лес

Прогулка в лес. Поведение в лесу весной. Первоцветы. Первые насекомые. Красота и здоровье, которое дарит нам природа. Забота человека о сохранении природы.

32

Этот День Победы

Участие в мероприятии, посвященному празднику

33

День Здоровья

Легкоатлетическое соревнование.

34

Классный час «Береги природу»

Воспитание познавательного интереса и бережного отношения к природе. Правила поведения на природе



Предварительный просмотр:

Вступление

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, чувашского народа, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Целью нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи нравственного развития умственно отсталых обучающихся в области формирования:

личностной культуры:

  • формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
  •  формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
  • формирование в сознании школьников нравственного смысла учения;
  • формирование представлений о базовых национальных, этнических и духовных традициях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

социальной культуры:

  • воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам;
  • развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
  • семейной культуры:
  • формирование у обучающихся уважительного отношения к воспитателям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

Планируемые результаты освоения программы нравственного развития умственно отсталых обучающихся

Каждое из основных направлений нравственного развития обучающихся должно обеспечивать формирование начальных нравственных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения окружающей действительности и форм общественного нравственного взаимодействия.

В результате реализации программы нравственного развития должно обеспечиваться:

  • приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
  • первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • переживание обучающимися опыта нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации и за ее пределами);
  • приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности;
  • развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности.

Все направления нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Содержание курса

Программа предлагает следующие направления духовно нравственного воспитания обучающихся с ТМНР:

  • Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться каждому новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по-отдельности и для всех людей.  
  • Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим в процессе обучения, устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Важно поддержать у ребенка проявление положительных эмоций и добрых чувств в отношении других людей, используя общепринятые формы общения, как вербальными, так и невербальными средствами. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, которые находятся рядом с ребенком общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая может унизить человеческое достоинство ребенка. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь сам носителем таких ценностей будет учить этому и детей.  
  • Осмысление свободы и ответственности. Дети с ТМНР учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность за выполнение результата (нам нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, мы можем не готовить – тогда мы останемся голодными). Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами общественной жизни. Выбирая деятельность не всегда желаемую и приятную, но необходимую ребенок учится послушанию, смирению.
  • Укрепление веры и доверия.  Каждый день, выполняя задания учителей, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Учитель для этого создает ситуации успеха, мотивирующие стремление ребенка к самостоятельности, создает для него ситуации доверия и предсказуемости событий.  
  • Взаимодействие с окружающими, следуя общекультурным правилам и нравственным устоям. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка становятся взрослые, которые живут с ним рядом, являются носителями определенных ценностей и норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл нравственных ценностей, но он усваивает эти ценности через общение, совместную деятельность, подражая взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования в различных ситуациях повседневной жизни, копируя поведение взрослых.  

Важно, чтобы человек, который работает с детьми с ТМНР, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек достоинство. Во время общения с ребенком с ТМНР возникают различные ситуации, в которых педагогу необходимо проявлять терпение, любовь. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим. Например, если кто-то из детей громко кричит, проявляет агрессию, другие дети, наблюдая за реакцией взрослого на такое поведение, учатся у него спокойно реагировать, не обозляться, учатся уважать человека независимо от его поведения. Некоторые дети сами подходят к своим одноклассникам, пытаясь им помочь, успокоить.  

  • Ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне. Знакомство с основными религиозными ценностями и святынями. Праздники, посещения храма, паломнические поездки.

Ребенку с ТМНР сложно постичь религиозное учение, понять, почему верующие празднуют тот или иной праздник, почему ведут себя определенным образом в храме, что происходит во время богослужения, но участвуя в религиозных событиях, дети с нарушениями развития усваивают нормы поведения, связанные с повседневной жизнью верующего человека.  

Содержание программы «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется на уроках окружающего  социального мира – 8 ч. (4класс), а также в рамках внеурочной деятельности. Основными организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются:  экскурсии, праздники, участие в богослужении.

 Все направления нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Система мероприятий по нравственному развитию на 2019-2020 учебный год

Напра     вления

Месяцы

Осмысление ценности жизни

Отношение к себе и к другим, как к самоценности

Осмысление свободы и ответственности

Укрепление веры и доверия  

Взаимодействие с окружающими, следуя общекультурным правилам и нравственным устоям

Ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне

сентябрь

«Мы теперь не

просто дети, мы

теперь ученики»

беседа о правилах поведения

Классный час «Хочу и надо»

Подготовка к

празднику

«Капустные вечёрки»

«Мы теперь не

просто дети мы

теперь ученики»

беседа о

правилах

поведения

октябрь

Классный час

«Установление

прав и

обязанностей

учеников в

классе»

Подготовка танцевального номера ко Дню пожилых людей

«Мои года – моё богатство»

Трудовой десант

«Уборка класса»

Фольклорный праздник «Капустные вечёрки»

Посещение «Молебной комнаты» в детском доме-интернате

ноябрь

Разучивание стихотворений, песен о маме

Выступление на празднике  ко Дню Матери

Урок здоровья

«Почему болят

зубы»

Час общения «Как

выглядеть опрятным»

декабрь

Участие в концертной программе «ЛЮБОВЬ и ДОБРОТА» (танцевальный номер «Куклы)

Урок Здоровья:

подвижные игры на свежем воздухе

Изготовление поделок и рисунков к конкурсу «Скоро,

скоро Новый год!»

Праздник новогодней елки:

«Новогодняя сказка»

январь

Тематический

вечер «Все

профессии

нужны, все

профессии

важны»

Беседа-рассуждение «Путешествие в страну вежливости и дружбы»

Участие в фольклорном празднике

 «Рождество»

февраль

Спортивно-музыкальное развлечение «Школа юного бойца»

Поздравление мужчин -сотрудников  

детского дома интерната, пап с Днем защитника Отечества, вручение открыток

Участие в фольклорном празднике

 «Развеселая масленица»

март

Викторина

«Что? Где?

Когда?» (Посуда и продукты питания)

Поздравление девочек класса с праздником 8 марта

Посещение Молебной комнаты

апрель

Неделя добрых дел

Участие в фольклорном празднике

«Пасхальный звон»

май

Тематический вечер «Дети

войны»

Торжественная линейка ко Дню Победы

День Здоровья

Праздник «До

свидания,

третий класс!»



Предварительный просмотр:

БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования  Чувашии

Рассмотрена и согласована

методическим объединением

учителей по реализации В-2 АООП ОО УО

Протокол № 1

от «    » августа  2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________ А. В.Ефимов

Приказ от ___08. 2019 № _____

Программа

сотрудничества с семьёй обучающихся

 с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

 на 2019-2020 учебный год

3,4 «г» классы

Составили:

Егорова Елена Константиновна, учитель;

Алексеева Раиса Осиповна, воспитатель

пос. Кугеси, 2019г.

Вступление

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся обеспечивается организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании ребенка  и его семьи / законных представителей, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях Организации и дома / места проживания).

Полноценное участие родителей (законных представителей) в образовании своих детей, возможно только при условии достаточной компетентности родителей, т.е. при наличии у них знаний об особенностях развития ребенка с ТМНР, о возможных образовательных целях и задачах, о современных методиках, методах и приемах обучения, позволяющих реализовывать обучение «особого» ребенка, а также поддерживать сформированные ранее навыки.

Программа обеспечивает сопровождение семьи,  путем организации и проведения различных мероприятий. Реализация АООП вариант 2 предполагает организацию специальной работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей путем реализации программы сотрудничества с семьей.

Цель программы: обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося.

В рамках данной программы решаются следующие задачи:

  • психологическая поддержка семьи;
  • повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
  • обеспечение участия семьи в реализации индивидуального образовательного маршрута;
  • обеспечение единства требований к обучающемуся в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;
  • организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП вариант 2, результатах ее освоения;
  • организация участия родителей (законных представителей) во внеурочных мероприятиях.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи осуществляется исходя их следующих принципов:

  • Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие;
  • Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку;
  • Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия их взаимодействия;
  • Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

Психологическая поддержка семьи. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, является основой для дальнейшей работы с семьей и с ребенком. Психологическая поддержка семьи осуществляется в ходе проведения специальных тренингов для родителей, при индивидуальном консультировании.

Повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.  Повышение осведомленности родителей (законных представителей), т.е. непосредственное информирование родителей (законных представителей), передача им знаний в удобной для восприятия форме и необходимом объеме возможно на тематических семинарах, организованных в образовательном учреждении, а также в ходе индивидуального консультирования родителей (лиц, их заменяющих). Достаточно информативным является посещение родителями (лицами, их заменяющими) открытых уроков, занятий и просмотр видеозаписей этих занятий с последующим их обсуждением. Встречи родителей в рамках работы родительского клуба также позволяет родителям осмыслить и обсудить собственный опыт семейного воспитания детей с особенностями развития, узнать о том, как другие родители справляются с похожими ситуациями, что способствует повышению их родительской компетентности.

Как уже отмечалось выше, повышение осведомленности родителей (законных представителей), т.е. повышение компетентности позволяет им полноценно и активно участвовать в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Реализация индивидуального образовательного маршрута  предполагает наличие единых требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и образовательной организации. Единые требования дома и в школе обеспечивают успешность обучения ребенка формируемым навыкам, успешность генерализации и поддержания уже сформированных навыков. Обеспечение единства требований к ребенку становится возможным при организации психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) специалистами образовательного учреждения, в ходе посещения родителями (законных представителей) открытых уроков и занятий, в ходе домашнего визитирования.

Регулярный обмен информацией о ребенке, результатах ее освоения АООП также важен для успешного обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, т.к. часто дети по-разному ведут себя в зависимости от обстановки (дома или в школе) и от взрослого, который с ним и взаимодействует (родитель или учитель). Обмен информацией о ребенке между родителями (законных представителей) и педагогами важен и для выяснения причин проблемного поведения, и для коррекции поведения ребенка. Родители (законных представителей) и педагоги могут делиться информацией в ходе индивидуальных бесед, консультаций, путем ведения Дневника комплексного сопровождения, используя электронные средства (электронная почта и т.п.)

Участие родителей (лиц, их заменяющих) во внеурочных мероприятиях также способствует повышению их родительской компетентности, т.к. позволяет увидеть своего ребенка с непривычной, неожиданной стороны, больше узнать о его возможностях. Также организация и проведение внеурочных мероприятий с участием родителей (законных представителей) позволяют преодолеть социальную изоляцию семей, воспитывающих детей с особенностями развития, провоцируют родителей (законных представителей) больше общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать контакты.

Система оценки достижения планируемых результатов

В качестве оценки результативности программы сотрудничества с семьей целесообразно использовать следующие формы обратной связи:

  • беседы;
  • анализ ситуации динамики учащихся в связи с активным включением родителей (лиц, их заменяющих) в жизнь образовательного учреждения;
  • письменные отзывы по итогам проведенного мероприятия;
  • анкетирование в конце учебного года.

Планируемые результаты реализации

программы сотрудничества с семьей

В процессе работы по программе сотрудничества с семьей обучающегося с ТМНР предполагаются следующие личностные результаты у родителей (законных представителей):

  • принятие собственного ребенка как самостоятельной личности, его особенностей развития и восприятия окружающего мира;
  • повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка  с ТМНР;
  • повышение осведомленности родителей (законных представителей) о структуре и наполняемости образовательного процесса для своего ребенка;
  • понимание важности и принятие необходимости обеспечения единых требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;
  • повышение активности родителей (законных представителей) в отношениях с образовательной организацией:
  •  повышение общей заинтересованности родителей (законных представителей) в общешкольной жизни ребенка как участника образовательного процесса;
  • принятие на себя доли ответственности за результативность обучения ребенка с ТМНР;
  • активное участие родителей (лиц, их заменяющих) в реализации АООП;
  • активный обмен информацией о различных аспектах жизни ребенка с учителем, воспитателем, специалистами;
  • активное участие в разработке, планировании и проведении мероприятий по внеурочной деятельности.

Содержание программы

В рамках программы могут быть использованы  формы работы:

  • родительские собрания;
  • родительские конференции;
  • организационно-деятельностная и психологическая игра;
  • родительский лектори
  •  вечер вопросов и ответов
  • педагогический практикум,  круглый стол и др.
  • индивидуальные консультации;
  • тематические семинары;
  • ведение дневника наблюдений (краткие записи);
  • личные встречи, беседы;
  • анонсы запланированных внеурочных мероприятий;
  • поощрение активных родителей

В практике ОО используются   групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей и членов их семей к воспитанию школьников.

Программа предусматривает мероприятия по следующим направлениям:

1.Повышение осведомленности об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

 2.Взаимодействие специалистов и семьи в ходе   реализации АООП;

 3.Участие родителей во внеурочной деятельности.

Мероприятия программы сотрудничества с семьёй

Задачи

Мероприятия

Примечания о проведении мероприятий

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

 индивидуальные консультации родителей с учителем по запросу родителей;

тематические буклеты, презентационный материалы

родительские собрания;

Обеспечение участия семьи в реализации АООП вариант 2, индивидуального образовательного маршрута, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

посещение родителями уроков/занятий;

консультирование родителей по вопросам обучения ребенка выбор единых подходов и приемов работы;

участие родителей в учебных проектах

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП В-2, индивидуального образовательного маршрута, результатах освоения

информирование электронными средствами;

личные встречи, беседы;

родительские собрания (1раз в четверть)

Психологическая поддержка семьи

участие в  тренингах;

консультирование родителей

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:

День Знаний

 Новогодний праздник

 День Памяти и Славы

 День здоровья

 Проведение социальных акций

(«Подарок ветерану», «Читаем всей семьей» и др.)

Пояснительная записка

Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.

Партнерство семьи и школы является важнейшим условием эффективного решения воспитательно - образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребенка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено, в первую очередь, на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия школы с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию школьника.

Цель программы сотрудничества с семьёй обучающихся: формирование системы сотрудничества отношений школы и семьи, строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного, комплексного подходов.

Основные задачи программы:

1. Выявить уровень педагогической культуры и потребности родителей (законных представителей), оказывать социально-правовую и психолого-педагогическую помощь родителям.

2. Повысить родительскую психолого-педагогическую культуру, сформировать активную педагогическую позицию родителей, повысить воспитательный потенциал семьи.

3. Разработать рекомендации по внедрению активных адресных форм взаимодействия с семьёй.

4.Обобщить и пропагандировать лучший опыт семейного воспитания.

Участниками программы являются родители, лица, их заменяющие, администрация школы, педагоги: социальный педагог, педагог-психолог, учащиеся школы, классные руководители, представители правоохранительных органов, медицинский работник.

Ожидаемые результаты:

1.Сформированность психолого-педагогической культуры родителей, усиление их воспитательного потенциала.

2. Положительная динамика активности родителей и их вовлеченность в учебно-воспитательный процесс школы.

3.Приобщение родителей к реальной практической жизнедеятельности детей в школе.Родители и учащиеся в этот момент не видят границ между семьей и школой, а видят единство мира. Проживая вместе с детьми определённые ценностные отношения в щколе, родители переносят их в семейную жизнь.

Программа сотрудничества с семьей обучающегося отражает направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа включает в себя консультации, семинары, тренинги, занятия, беседы, собрания, домашнее визитирование и другие мероприятия, направленные на:

- психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;

- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

- обеспечение участия семьи в учебно - воспитательном процессе;

- обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации;

- организацию регулярного обмена информацией о ребенке, о его успехах и проблемах в школе;

- организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.

В соответствии с программой духовно-нравственного развития, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной и внеурочной работы основной целью  системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Ожидаемым результатом работы данной программы:

  • сформировать у родителей систему ценностных отношений;
  • ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
  • организовать совместные мероприятия учителей, родителей и учащихся по нравственно-правовому воспитанию;
  • создать условия для взаимодействия с общественными организациями;
  • вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.

Формы и принципы взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

В практике школы-интернат используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей и членов их семей к воспитанию школьников.

Взаимодействия образовательного учреждения и семьи осуществляется исходя их следующих принципов:

  • Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие;
  • Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку;
  • Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия их взаимодействия;
  • Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

                                Направление организации совместной работы.

Основные направления организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие: 

1)  психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);

3) участие родителей в управлении школой(совет школы,родительские комитеты).

                               Содержание работы

Основные направления в организации работы с семьей можно выделить следующие:

-изучение семей обучающихся;

- сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

- индивидуальные собеседования, беседы с родителями;

- повышение педагогической и психологической грамотности родителей;

- информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения;

- знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; 

.Мероприятия программы сотрудничества с семьёй

Задачи

Мероприятия

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  •  индивидуальные консультации родителей с учителем по запросу родителей;
  • тематические буклеты, презентационный материалы
  • родительские собрания;

Обеспечение участия семьи в реализации АООП вариант 2, индивидуального образовательного маршрута, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

  • посещение родителями уроков/занятий;
  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка выбор единых подходов и приемов работы;
  • участие родителей в учебных проектах.

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП вариант 2, индивидуального образовательного маршрута, результатах освоения.

  • информирование электронными средствами;
  • личные встречи, беседы;
  • родительские собрания (1раз в четверть)

Психологическая поддержка семьи

  • участие в  тренингах;
  • консультирование родителей

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:
  • День Знаний
  • КТД «Новогодние хлопоты»
  • Выставка –ярмарка «Город мастеров» Класс года
  • Конкурс «Самый классный класс»
  •  Вахта памяти
  •  День здоровья
  •  Проведение социальных акций

(«Подарок ветерану», «Читаем всей семьей» и др.)

Список литературы:

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.

3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.

4. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. – 255 с.

5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности/ Д.И.Фельдштейн. – Избр. тр. в 2 т. – М.; Воронеж: МПСИ НПО 2005. – 566 с.

6. Ажнина О.В. Формирование позитивных детско-родительских отношений: выступление на педсовете / О.В. Ажнина // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2009. - № 5. С. 47-52

7. Белякова Л.Ю. Восстановление воспитательных функций семьи и школы / Л.Ю. Белякова // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2006. - № 6. С. 18-24.

 



Предварительный просмотр:

БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 Минобразования  Чувашии

Рассмотрена и согласована

методическим объединением

учителей по реализации В-2 АООП ОО УО

Протокол № 1

от «30» августа  2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________ А. В. Ефимов

Приказ от ___________ № _____

Рабочая программа кружка «Умелые ручки»

для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

на 2019-2020 учебный год

Составила:

Егорова Елена Константиновна,

 учитель  начальных классов

пос. Кугеси, 2016 г.

Вступление

Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на детей 1-4  классов. Работа в кружке «Умелые ручки» - прекрасное средство развития:

• творчества,

• умственных и художественных способностей,

• эстетического вкуса,

• конструкторского мышления детей,

• мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

• сенсорного восприятия;

• глазомера;

• логического мышления;

• воображения;

• волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и др.)

 Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.

Кружковцы знакомятся с новыми материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, что влияет на умственное развитие. Школьникам постоянно раскрывают возможности применения тех или иных материалов, их многообразные композиции, как они сочетаются друг с другом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.

Для передачи контура наиболее трудных фигур предлагается  использовать трафареты, вырезанные из плотной бумаги. Обведя фигуру по контуру на кальку, ребенок самостоятельно (по возможности) расчленяет ее на части, решая как дальше осуществить работу. Таким образом, дети практически воплощают интересные замыслы, предвидят конечный результат, который найдет свое применение в качестве подарка или украшения помещения.

 Цель:

 Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

  • совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках;
  • совершенствовать эстетический вкус детей;
  • развивать творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного у детей;
  • воспитывать чувство  коллективизма, ответственности за результат своего труда, уважение к труду других.

Коррекционные задачи:

  • Корригировать и развивать мыслительную деятельность;
  • Корригировать устойчивое внимание и увеличение объема памяти путем выполнения различных видов самостоятельной работы;
  • Развитие сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствование координации движений, точности в выполнении действий.

Место курса в учебном плане

По плану школы на занятия кружка отведен 1 час в неделю, 34 часов в год.

Содержание программы

Программа кружка «Умелые ручки» основана на принципах природосообразности,  последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.     Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с подручным материалом).

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. 

Этапы работы:

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов;

2 этап - обучение приемам изготовления;

3 этап - изготовление поделок;

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Формы и  методы:

Приоритет отдается активным формам преподавания:

-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

-  Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина;

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке

Иметь представление:

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила общения;

названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими   инструментами;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными - основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

-  наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- выполнять доступные практические задания с опорой на образец, чертёж (эскиз), схему.

С помощью педагога:

- анализировать предложенное учебное задание;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

Тематический план

 

Наименование тем

Кол-во

часов

Наименование тем

Кол-во

часов

1 четверть

1

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с ножницами, иглой и клеем

1

6

Аппликация из рваной бумаги.

2

2

 Рисунки «Вот оно какое наше лето»

2

7

Рисунки «Осенние цветы»

2

3

Поделки из природного материала «Чудо-осень»

2

8

Розы из кленовых листьев

 Фоторамка. Работа с бумагой и картоном.

2

4

Рисунки «Осень – сезон ярких красок»

2

9

Фотографии «Край мой любимый»

2

5

Рисуем пластилином.

2

10

Картина их ваты, тополиного пуха

2

2 четверть

11

Былины и сказки в рисунках.

2

14

Рисунок «Мои сказочные герои»

2

12

Рисунки ко дню Матери.

2

15

«Новогодние чудеса: Подарок Деду Морозу» (поделки)

2

13

Работа с пластилином. Животные холодных стран

2

16

Поделки из подручных материалов « Альтернативная ёлка».

2

3 четверть

17

Вышивка крестиком

2

20

Рисунки ко Дню Защитника Отечества

2

16

Рисунки «Зимняя сказка»

2

21

Панно  из пшена.

2

17

Мозаичная техника  «Зимний пейзаж»

2

22

Рисунок «Нашим милым воспитателям»

2

18

Рисунок  в технике «Набрызг»

2

23

 Аппликация «Весенние Цветы»

2

19

Подготовка ко Дню Святого Валентина. Сердечки. Работа с бумагой.

2

24

Рисунок «Весенняя капель»

2

2

    4 четверть

25

Панно  из гофрированной бумаги «»

2

29

Рисунок «Жар-птица»

2

26

Милые зверюшки (рисунок, лепка)

2

30

Рисунок  «Я помню… Я горжусь…»

2

27

Аппликация в технике «Декупаж»

2

31

Изодеятельность по ткани: шитьё по точкам

2

28

Рисунок «Цветик- семицветик»

2

32

 Рисунок «Сказочное лето»

2

33

Итоговое занятие

1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Учащиеся:

  • Познакомятся с различными материалами, иглой и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

Формы подведения итогов реализации данной программы – выставки, участие в смотрах, конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа классного руководителя

Данная разработка является шаблоном  и представляет собой набор страниц  дневника классного руководителя, включающих в себя такие, как «Социальная карта класса», «Протокол родительского собр...

Рабочая программа классного руководителя 5-9 классы

Рабочая программа воспитательной работы «Содружество» для 5-9 классов включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи, принципы реализации, пернспективное планирование по направлениям воспитатель...

Программа классного руководителя

календарно-тематическое планирование, цели, Задачи, Мероприятия, пояснительная записка, обоснование программы, механизм реализации, роль родителей в воспитании детей, циклограмма классного руководител...

Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе

Программа классного руководителя по воспитательной работе включает в себя: пояснительную записку к программе, анализ воспитательной работы классного руководителя,классные часы по направлениям, работа ...

Воспитательная программа классного руководителя 5-7 класс

В данной работе предлагаю необходимые таблицы по работе классного руководителя, воспитательную программу работы с классом по направлениям с 5 по 7 класс. План работы 7 в класса на текущий учебный год...

Структура программы классного руководителя

Структура воспитательной программы классного руководителя (6-7 классы)...

Рабочая программа классного руководителя

В данной программе содержится информация по деятельности классного руководителя 6 класса; основные направления работы......