Модели тьюторского сопровождения.
статья

Перевощикова Виктория Викторовна

Тьюторство - новое явление в нашей жизни. Как же тьюторство может помочь в работе школы? Об этом статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tyutor.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Модели тьюторского сопровождения

Учить значит учиться. Чтобы быть профессионалом  в своём деле, учителю надо развиваться. Но как и ребёнку, взрослому самостоятельному человеку тоже необходим проводник в мир знаний, нужен помощник, чтобы небезрезультатно «бродить» по лесу знаний. Поэтому в педагогической деятельности мы в современном мире сталкиваемся с таким понятием как «тьютор».

В Европе это понятие существует с 14 века. Для нас слово новое. Что же оно обозначает? «Тьютор – исторический сложившая особая педагогическая должность… Тьютор – это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося». То есть в системе образования педагога в качестве учащегося выступает сам учитель. Тьютор выступает своеобразным связующим звеном между учителем и миром знаний.

Задача тьютора – провести педагога через разные способы работы, осмыслить успехи и неудачи, путём анализа проделанной работы составить план действий для достижения определённой цели педагога. Но не надо путать: тьютор – это не тот, кто умеет учить учиться – он умеет учиться и передавать свой опыт тому, кто тоже находится в процессе самообразования. Я считаю, что следует выделить слово «самообразование» -  то есть тьютор – это не тот человек, кто выполнить за вас определённую работу, он только поможет, подскажет, проконтролирует, исправит ошибки. В рамках ФГОС, по моему мнению, каждый учитель должен стать тьютором для своих учеников.

 Кто может быть тьютором для педагога? Естественно, это должен быть человек, связанный непосредственно с образовательной деятельностью (например, учитель, заместитель по учебной части). Тьюторское сопровождение педагога имеет несколько моделей.

Диспетчерская модель тьюторского сопровождения профессиональной карьеры молодых специалистов реализуется для создания условий освоения молодыми специалистами способов управления внутренними и внешними ресурсами с целью проектирования индивидуальной образовательной программы. Тьютор должен помочь выявить профессиональные и образовательные потребности  молодого специалиста, спроектировать индивидуальную программу образования, обеспечить методическое сопровождение процесса обучения молодых специалистов.

Что касается этой модели, на мой взгляд, это самая «психологическая» модель. Будучи совсем недавно молодым специалистом, я хорошо помню все трудности, с которыми сталкивается молодой педагог. Молодой специалист оказывается в новом мире, среди опытных коллег. Хочется быть на уровне, не отставать от своих коллег. Поэтому тьютор должен уделять внимание не только методическому сопровождению, но и психологическому, помочь педагогу «стать своим». Среди видов тьюторского сопровождения это самая распространенная, развитая модель. Работа тьютора в данной ситуации может заключаться в следующем: помощь в составлении методического паспорта, подбор материала при подготовке к уроку, проведение анализа проведённого урока и т.д.

Следующая модель – наставническая. Целью реализации наставнической модели тьюторского сопровождения проявления и реализации образовательных инициатив педагогов является самоопределение педагогов относительно направлений дальнейшего профессионального развития, создание условий для актуализации потребности и осознания педагогами необходимости построения новой образовательной практики.

Образовательный консалтинг. Цель образовательного консалтинга как модели тьюторского сопровождения индивидуальной профессиональной карьеры педагогов  – создание условий для освоения педагогами инструментов эффективного самообучения, самообразования, самореализации; обеспечение ресурсами личностного продвижения в профессиональной карьере в образовательной организации. Консалтинг – понятие, встречающееся в разных сферах современной жизни, основное содержание которого консультация. Тьютор в этой модели должен предоставить необходимую для самообразования информацию, сориентировать педагога, где и как искать нужный материал.

Также существует и партнёрская модель. Цель партнерской модели тьюторского сопровождения профессиональной карьеры педагогов заключается в создании условий для планирования и проектирования педагогами индивидуальных образовательных программ на основе партнерских взаимоотношений участников целевой группы по уровням: молодые специалисты, учителя-новаторы и др. В данной модели работает другая ситуация: не «тьютор – педагог», а «тьютор – группа педагогов».

В современной образовательной деятельности необходимы все модели тьюторского сопровождения. Самое главное, чтобы тьютором становился человек, который хочет этим заниматься, человек, который имеет возможность свободно посвятить себя образованию других педагогов. Самый лучший вариант – это человек, который специально будет принят на работу для осуществления тьюторства. Потому что времени, сил и ресурсов для продвижения образования педагогов потребуется много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Тьюторское сопровождение  исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их  работы. В материале ...

Технология тьюторского сопровождения

Тьюторское сопровождение предпрофильной группы обучающихся, методы и приемы...

Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе

Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе...

Модель тьюторского сопровождения детей-билингвов по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Данный учебный модуль предназначен для решения проблемы качественной подготовки к ОГЭ по русскому языку учащихся 9 классов .В нём учитываются возрастные особенности и билингвальный характер обучения. ...

Модель тьюторского сопровождения образования детей с ОВЗ на базе основной школы

Содержание тьюторской деятельности по социальной и профессиональной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, оказание технической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ при получении ими общего образо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель тьюторского сопровождения обучения русскому языку детей – билингвов» (мастер-класс)

Попадая в «чужую» языковую среду, у ребенка могут возникнуть проблемы психологического характера, так как он не может на равных общаться с одноклассниками и плохо понимает изучаемый матери...