Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)
учебно-методический материал

Курочкина Маргарита Юрьевна

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде»

(методические материалы к проведению педсовета)

Цель педсовета: формирование безопасной образовательной среды.

Форма проведения: занятие в форме тренинга.

Время проведения: 2 часа.

        Представленные методические материалы могут послужить администрации школ, социальным педагогам, психологам подспорьем для подготовки педсовета, семинара, а также родительского собрания любой формы, могут быть использованы полностью или элементарно.

1.Приветствие

2.Метафора

        Воспитание, как рассол для огурцов самого разного вида и особенностей. Педагоги создают «рассол»-среду для того, чтобы нашим разным детям предоставить одинаково хорошие условия для развития потенциала.

3.Упражнение «Часы»

  • Нарисуйте на листках бумаги циферблат.
  • На 4 часа назначьте встречу кому-то из присутствующих. Назначьте другому человеку встречу в 5, 6 и т.д.
  • Встретьтесь с тем, кому назначено на 4: выясните имя, которым хочется, чтобы его называли, любимые занятия, достижения, профессиональные интересы, точки соприкосновения, общие возможности.
  • Встретьтесь со всеми, кому назначено.

Задание выполняется в течение 15-20 минут

        Я знаю, что среди вас есть те, которых не пригласили на встречу в какие-то из отрезков времени.

        А если бы в классе проводилось это упражнение, нашлись бы дети, которые не заполнили бы весь свой день или не встретились бы ни с кем или не со всеми? Дети, которые оказались невостребованными? И что можно сделать в рамках такого упражнения?

Называются варианты

                А теперь подойдите к кому-либо и расскажите о том, что волновало вас в 15 лет: некую обиду, переживание, разочарование, непонимание, связанное со школой

На задание дается 5 минут

Скажите, для чего мы выполняли это упражнение?

Называются варианты

4.Создание «рассола» непростое дело. Мы умеем, работаем по рецепту? Что для этого нужно?


                Для создания безопасной среды нужно хорошо знать потребности детей, подростков.

                Поговорим о потребностях подростков 13-17 лет. Но вначале - о потребностях родителей в отношении подростков. Запишите, чего хотят родители от своих детей.

Участники записывают на листке бумаги в столбик в течение 2 минут

родительские потребности (не менее 5)

                А теперь посередине листка записываем то, чего хотим мы, педагоги, в отношении наших учеников-подростков

За 2 минуты записываются потребности педагогов в отношении подростков

                Сейчас мы запишем, чего же хотят сами для себя подростки. Это будет столбик справа

Педагоги записывают

                Озвучьте по-очереди, что получилось, стараясь не повторяться.

Какой же вывод можно сделать из этого упражнения?

Педагоги отвечают

        Базовыми для подростков являются потребности в:

  1. Независимости, самостоятельности
  2. Самореализации
  3. Сознании своей ценности, признании
  4. Безопасности

                Поэтому речь у нас пойдет о педагогике ненасилия, которая позволяет верить в возможность создания безопасности образовательной среды.

                Миролюбие – стремление к согласию. Уступки в бытовых ссорах, компромиссное разрешение конфликтов, коммуникативность... Кто научит детей этому?

        Зададимся вопросом: как воспитать миролюбие?

5.В результате принуждения (насилия) у детей формируется раздражительность, агрессивность, обидчивость, эмоциональная неустойчивость. В итоге - нарушения сна, энурез, вялотекущая соматика...

Часто те, кто сам испытал издевательства могут стать насильниками.

        Нередко в школе наблюдаются запугивание, травля, давление как в ученической среде, так и педагогами в отношении детей.

Жертвами являются дети, имеющие:

  • Физические недостатки
  • Особенности поведения
  • Особенности внешности
  • Неразвитые социальные навыки
  • Страх перед школой
  • Отсутствие опыта жизни в коллективе

        Родители, к сожалению, многого не знают, и помочь ребенку не могут.

Но нужно иметь в виду и то, что жертвой может стать любой ребенок.

Поведение жертвы:

  • Разбрасывает вещи
  • Ведет себя скрытно
  • Когда отвечает – шумят
  • На переменах убегает от сверстников
  • Старается находиться недалеко от взрослых

Поведение булли:

  • Имеет потребность господствовать
  • Легко приходит в ярость
  • Агрессивно ведет себя со взрослыми
  • Не испытывает сочувствия
  • Привлекает внимание
  • Легко может вспылить

        Конечно, и жертвы, и агрессивные дети появляются у нас в школе не с инопланетного корабля, а из семьи со своим «рассолом», от родителей, которые не обладают знаниями по психологии и педагогике. Помогаем мы, педагоги.

        И ребенку в школе можем оказать помощь только мы.

Когда ребенок нуждается в вашей помощи:

  1. Отложите все, выслушайте
  2. Будьте спокойны
  3. Определите, насколько велика угроза для жизни
  4. Успокойте:
  • Хорошо, что ты мне сказал
  • Я тебе верю
  • Ты в этом не виноват
  • Ты не один попал в такую ситуацию
  • Мне жаль
  • Мне надо поговорить об этом с юристом, уполномоченным по правам ребенка, медиатором, психологом…
  • Я постараюсь  (возможно, вместе с кем-то), чтобы ты чувствовал себя в безопасности

        Нужно помнить, что доверие может быть только к хорошему педагогу.

Мы можем предложить ребенку нарисовать Карту своей безопасности 6.Сейчас я вас попрошу нарисовать Карту своей безопасности

Учителя рисуют, используя свои обозначения опасности и безопасности в  течение 10 минут. Желающие могут презентовать свою работу другим. Может быть предложена как индивидуальная, так и групповая форма, на выбор

7.Метафора «Автобиография»

Как эту метафору можно связать с профилактикой опасного поведения?

Существуют следующие подходы в современной профилактике:

  • Профилактический подход (делай, как я говорю)
  • Подход подготовки к жизни (делай, как я)
  • Подход позитивного развития (делаем вместе, я помогу тебе развить твой потенциал)
  • Партнерство (медиация)

        В современном национальном воспитательном идеале (2025) есть пункт «Обеспечить социально-адекватное законопослушное поведение», то есть  формировать нравственное и правовое сознание одновременно.

2010 – принят закон о медиации

2013 – принят закон о службах примирения

2015 – создаются службы медиации

        45 ст. Закона об образовании в РФ говорит о Программах для учащихся 5-10 классов по обучению приемам медиации

        28 декабря 2015 года опубликовано Распоряжение Минобра РФ «О направлении методических рекомендаций…»

        Служба медиации позволяет предотвратить и разрешить конфликт, то есть договориться конфликтующим сторонам при помощи постороннего человека, который не судит

8.Медиативные техники

Мы у детей формируем следующие компетенции:

  • Коммуникативная компетенция,
  • Конфликтная компетенция,
  • Умение регулировать свое эмоциональное состояние

        Конфликты бывают конструктивные (полезные для развития отношений, когда результаты удовлетворяют все стороны) и деструктивные (вредные, т.к. не удовлетворяют 1 или 2 стороны, отношения разрушаются).

        Мы понимаем, что если не конфликтуешь с человеком – не знаешь его до конца, не понимаешь, чего ждать от того, который не был в состоянии оппозиции.

        Если в классе не конфликтуют, то это значит, что нет лидеров, что дети не будут знать, как отстаивать свои интересы, как себя вести в другой среде, не научатся безопасно выходить из конфликтной ситуации

8.Техники медиации

        Предлагаемый алгоритм поможет педагогу предотвратить свару, научить детей видеть конфликт с разных сторон, отделить проблему от эмоции:

  1. Формулирование проблемы и эмоции: Что произошло (от «я»), что ты почувствовал?
  2. Уточнение: Правильно ли я тебя понимаю… Ты имеешь ввиду… Тебя это обидело… Этот вопрос тебе кажется несправедливым… Чем я могу тебе помочь… (И никакого осуждения!!!)
  3. Активное слушание
  4. Предпочтительный выход: Как ты представляешь разрешение конфликта?
  5. Обобщая: Для тебя важным является…
  6. Время сторон
  • Беседы-кокус (при нейтральном поведении медиатора): высказываются 1, после -  2 сторона, обращаясь к медиатору
  • Что я могу передавать другой стороне?
  • Что послужит решением?
  • Открытые вопросы, закрытые (допрос) и альтернативные
  • Держать паузу, не говорить за другого
  • Побуждающие вопросы (ты уже об этом знал?)
  • Эхо-ответы
  • Контрсуггестия или вздорное предположение (ты хотел бы, чтобы все умерли, ушли из школы…)
  • Следить за симптомами (Дрожание рук: Можно, я встану рядом и от твоего имени скажу ему что-то? Правильно ли я сказал? Ресурсы: а вот была такая ситуация и произошло…)
  • Что ты сейчас понял? Что бы ты хотел, чтобы он понял?
  • Картографирование (Карта разногласия. Карта согласия. Карта не относящегося к делу. Области согласия больше, чем области несогласия)
  • Ролевая игра (Показать другого, сказать от имени другого)
  • Что могло бы произойти из самого худшего?
  • Экстремальная смена ролей: ты – злой ..., ты – опять хорошая девочка, мальчик…

        Сейчас особенно важно не выносить ссоры в Интернет, в социальные сети, группы

9.Как правильно вести себя в конфликте?

Следить за тем:

  1. Как говорим? (построение фраз)
  2. Что говорим? (смысл)
  3. Как слушаем?(создание условий для другого человека)

        Донести до ребенка: ты хороший, твой поступок плохой.

Часто встречающиеся ошибки:

  • Скрываем недовольство: в результате «я плохой, поэтому мною недовольны». Ребенок защищается – злится, ругается, уходит, закрывается, и … информация не доходит. Нужно, чтобы ребенок понял, что он сделал не так
  • Говорим в деструктивной форме о своем недовольстве - обвиняем «ты – неряха», «ты - тупица», жестоко критикуем, используем манипуляцию «я стараюсь, а ты…», используем психическое и физическое давление (кричим, угрожаем). В результате ребенок защищается – кричит, плачет, манипулирует, уходит в себя, уходит совсем или вымещает на других членах коллектива, в семье, на младших детях, на  беспомощных и животных…

10.Упражнение

        Поставим руки перед грудью. Правой рукой надавим на левую руку сверху вниз.

        Что вы почувствовали?

        Левая бессознательно отвечает. И мы также отвечаем на давление. И наши дети...

        Ты-сообщение - оценка другого, я-сообщение – безоценочное. Не «ты меня бесишь», а «я раздражаюсь».

И настолько ли я расстроен, чтобы кричать???

11.Техника «Я-сообщения»

Правила:

  1. Если мы недовольны, скажем об этом ребенку
  2. Используем местоимения Я, Мне, Меня…
  3. Говорим только о том, что чувствуем на самом деле из-за этого конкретного поступка (я огорчена, а не мне не нравится) Ощущения – тело, эмоции – чувства. Требуем от ребенка открытости, а сами замкнуты
  4. Высказываем эмоции относительно поступка, действия, а не личности ребенка. Например, внешним видом, опозданием и т.д.
  5. Проговариваем то действие или поступок, которые вызвали эмоцию. Говорим о причинах, вызвавших данные чувства: не «ты всегда опаздываешь», но «я расстраиваюсь, когда люди, пообещав, что придут вовремя, опаздывают на 2 часа»
  6. Действия или поступок конкретизируем: не «ты плохо учишься. Я недовольна», но «я расстроилась, что мой способный ученик  получил 3 двойки по географии». Поставить ТОЧКУ. Не ворчать, не читать мораль. Потому что мы помним, что ребенок внимание держит 8 минут

        При этом не забываем смотреть в глаза, демонстрируя спокойную позу и располагающие жесты, выдерживаем доброжелательный и поддерживающий тон голоса, не нарушаем территорию, зная, что предпочтительная дистанция – вытянутая рука.

        Медиаторы применяют техники Я-слушание и Я-говорение очень широко.

12.Использование медиативных технологий учителями

Стадии медиации

1. пре-медиация (узнали о конфликте, собрали информацию об участниках, пригласили на встречу 1 и 2 участника письменно или устно: предлагается место и конкретное время, помощь в ситуации, заверение в конфиденциальности)

2.медиационная беседа 

1 этап: познакомились, вспомнили правила диалога;

2 этап: непрерываемое время сторон, когда участники рассказывают медиатору свою версию случившегося по-очереди с использованием техники активного слушания;

3 этап: скрытое содержание конфликта через уточнение и обобщение, разговор о своих чувствах в обращении и друг с другом;

4 этап: выработка решения путем мозгового штурма, когда медиатор воздерживается от внесения собственных предложений;

5 этап: принятие решения, отвечающее интересам сторон, написание соглашения)

3.фаза реализации (без участия медиатора, но с необходимым мониторингом)  

Таким образом основная задача медиатора состоит в том, чтобы научить детей делать свою  точку зрения ясной для других и находить позитивные пути разрешения конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Внедрение инновационных технологий работы в единой информационно-образовательной среде на основе учебно-методических комплектов Сферы"

Концепция школьного географического образования предусматривает не только глубокое изменение содержания географического образования, но и новую структуру школьной географии. Вместо начального ку...

Методическая разработка к педагогическому совету «Шпаргалки поколения Z. Как воспитывать детей нового поколения?»

Методическая разработка к педагогическому совету «В одно окно смотрели двое» Стратегия работы с детьми девиантного поведения....

1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке

1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена  для  введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка  в 5-11 кла...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Методическая разработка "Коррекционно-педагогическая работа на уроках ПТО над улучшением здоровье-сберегающей среды

В данной разработке изложены материалы по работе учителя трудового обучения над улучшением здоровье-сберегающей среды....

Доклад с презентацией на педсовет от 20.02.2022г. тема - "Новые технологие для нового поколения-цифровая образовательная среда"

laquo;Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современного образования».                          ...

Методическая разработка "Использование педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В методической разработке ракрыты разнообразные эффективные педагогичесие технологии, которые могут применяться на уроках музыки с обучающимися с ОВЗ...