Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
материал

Валягина Елена Дмитриевна
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии и химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя биологии и химии

ОСП «Дачная средняя общеобразовательная школа»

МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Теньгушевского муниципального района

Республики Мордовия

Валягиной Елены Дмитриевны

    Педагогическая проблема над которой я работаю      «Проблемное обучение на уроках биологии  и химии в условиях личностно-ориентированного подхода».

Образование высшее. В 2000 г. закончила МГПИ им. М.Е. Евсевьева . Педагогический стаж – 18 лет, стаж в данной образовательной организации -18 лет.

   Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно, в отличие от традиционного, доставляет радость самостоятельного поиска, открытия, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности и творческой активности обучаемых. Повысить качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика – таковы задачи школы сегодня. Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся является проблемное обучение.

      В настоящее время под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

      В ходе анализа своего педагогического опыта пришла к выводу, что выстроенная система работы с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию у них познавательных интересов, связанных с учебными предметами - химией и биологией. Это достигается благодаря личностно-ориентированному подходу в обучении.

          Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, где субъективный опыт сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Целью личностно-ориентированного подхода к обучению является – создание условий для самопознания, самореализации личностных качеств. Осуществляется помощь в самоопределении ребёнка.

      Главным принципом личностно-ориентированного подхода к обучению является актуализация субъектного опыта учащихся, связанная с мыслительной деятельностью, т.е. действия педагога, направленные на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания.

Ведущая педагогическая идея.

   Развитие ученика как личности (его социализация) не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта, как важного источника собственного развития.

     Методически правильное проведение уроков биологии позволяет мне решать целый ряд учебно-воспитательных задач:

   -улучшать качество усвоения учащимися программных биологических знаний;

   - развивать у учащихся умения познавать окружающий мир и самого себя, использовать   знания и умения в реальной жизненной практике;

   - повышать адаптивные возможности личности в социальной среде за счет формирования гибкого нешаблонного мышления и объективной самооценки;

   - формировать позитивные свойства личности.

Теоретическая база опыта

    Теория проблемного обучения начинает разрабатываться в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. В последние годы резко возрос объем научной информации, которую должны усвоить учащиеся, поэтому возникла необходимость перестройки и коренного усовершенствования учебного процесса. Это вызвало обостренное внимание педагогов-исследователей к разработке вопросов проблемного обучения. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность. Сегодня теория проблемного обучения – достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов В. Оконь.

Структуру проблемного урока можно представить схемой ( по Махмутову М.И.):

1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблем.

2. Использование известных способов решения.

3. Расширение области поиска новых способов решения, нахождение нового принципа действия.

 4. Реализация найденного принципа.

 5. Проверка правильности решения. 

        Своеобразие и новизна опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В рамках личностно-ориентированного подхода к обучению как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе я активно использую такое направление личностно-ориентированного подхода,  как проблемное обучение.

     При проблемном обучении учитель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск, понятия, закономерности. Основные составляющие проблемного обучения являются понятия: «проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», «эксперимент».

      Проблемную ситуацию психологи определяют как психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность в результате каких-либо противоречий. Этап создания проблемной ситуации требует от учителя большого мастерства. Проблема- это нерешенный вопрос, который возникает из противоречий. Проблемная ситуация возникает из проблемы.

  1. В основе проблемной ситуации лежат противоречия в самих научных фактах. Например, птицы приспособлены к полету, но не все птицы летают.
  2. В основе лежит противоречие между житейскими представлениями людей и научным объяснением фактов. Например, повышение температуры, с которым борется медицина - это защитная реакция при болезни.
  3. В основе лежит противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами, которые невозможно или трудно объяснить. Например, мутации в большинстве случаев вредны для особей. Каким же образом они играют положительную роль в эволюции видов?

     При введении учебной проблемы у ученика возникает умственное затруднение, вызванное недостаточностью уже усвоенных знаний и появляется потребность в выдвижении гипотезы. Далее следует реализация соответствующих методов решения проблемы, а затем проверка полученных результатов, сопоставление с исходной гипотезой, обобщение полученных знаний и способов деятельности.

     Для решения некоторых творческих задач  нужно дать возможность учащимся подумать дома, использовать дополнительную литературу, справочники, компьютер.

    Технология опыта

    Главное в своей работе считаю продуманное отношение к урокам, подбор интересного материала.

     Уроки провожу и стандартные и нестандартные. Изложение материала стараюсь вести доходчиво, без особой перегрузки. Вовлекаю учащихся в анализ поставленных проблем.

     Для того чтобы сконструировать урок с элементами проблемного обучения, я выполняю следующие действия:

1.Оцениваю учебный материал на создание проблемной ситуации и её необходимости, так как не всякий учебный материал может быть усвоен с помощью проблемного обучения.

2. Разрабатываю план урока, где готовлю ряд вопросов для подготовки учащихся к восприятию проблемы. Затем формулирую проблему и создаю проблемную ситуацию. Затем прогнозирую процесс решения проблемы.

3. Готовлю информацию, оборудование и все то, что должно помочь в теоретическом и практическом доказательстве выбранной гипотезы.

4. Провожу проблемный урок, делаю самоанализ, корректирую план урока.

          В своей работе я использую следующие способы организации проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая (эвристическая) беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

          Проблемное изложение уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциативные связи. В этом случае помогает учитель. Так, например, при изучении темы: «Пищеварительная система» задаю проблемный вопрос: «Внутренняя стенка тонкого кишечника человека имеет множество поперечных складок. В пищеводе таких складок нет. Почему пищевод и кишечник имеют такое различное строение?»

      При проблемном изложении материала учитель руководит познавательным процессом учеников, ставит вопросы, которые заставляют их задуматься. Прежде чем учитель даст ответ на поставленный вопрос, ученики уже могут дать про себя ответ и сверить его с ходом суждения и выводом учителя.

     Проблемное изложение применяется обычно в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний.

    Если учащиеся обладают минимумом знаний для участия в решении учебной проблемы, то применяется поисковая (эвристическая) беседа.  Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или её части.

     В своей работе я также использую исследовательские уроки проблемного характера.

     В применении проблемного подхода на уроке биологии имеются свои трудности:

 1. Проблемное обучение требует большего количества времени, чем обычное изложение школьного материала учителем.

 2. Школьники должны обладать определенной биологической эрудицией, поскольку отсутствие знаний не позволит им успешно обсуждать поставленную проблему.

 3. От учителя требуется знание предмета, а также гибкость и оперативность при работе на уроке.

     Следовательно, работу по развитию исследовательской культуры учащихся проводить труднее, чем работать в объяснительно-иллюстративном плане. Но есть и преимущества: у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы; формируется умение творчески решать учебные задачи; интерес к предмету заставляет школьников больше получать дополнительной информации из различных источников.

Результативность опыта

   Проблемное построение учебного материала дает результат в повышении   эффективности обучения, способствует проявлению учениками высокой    познавательной активности, самостоятельности и влияет на качество усвоения биологических и химических знаний. Проводимая работа дает хорошие результаты и развивает творческие способности детей. 

Результативность применения данного опыта проявляется в участии детей в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня. Многие из них становятся победителями и призёрами.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по биологии.

Год

Предмет

Фамилия, имя обучающегося

Класс

Тип диплома

2014-2015

биология

Валягина Арина

7

победитель

2018-2019

биология

Валягина Арина

11

призёр

Участие в конкурсах.

                                        Муниципальный уровень

Районный конкурс «Творчество юных - современной России»

2017

Десинов Андрей

10

1 место

Районный конкурс «Защитим лес»

2017

Буркаева Татьяна

11

1 место

IV-районная научно-практическая конференция «Малая академия юных дарований»

2018

Дорожкина Любовь

11

призёр

                                        Республиканский уровень

Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество»

2016

Криворотова Виктория

9

3 место

IV республиканский конкурс ученических научно-исследовательских и проектных работ «Химический потенциал»

2017

Криворотова Виктория

11

2 место

                                      Всероссийский уровень

Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Созвездие талантов»

2015

Шаронова Дарья

9

2 место

    Очень часто у ребенка сохраняется интерес к предметам на протяжении всего школьного обучения. В старших классах учащиеся имеют навыки и исследовательской работы.  Многие из моих учеников получают высокие баллы по ЕГЭ и  продолжают дальнейшее изучение предмета в

ВУЗах.

    Опытом своей работы делюсь на педагогических советах в образовательном учреждении, на заседаниях методического объединения учителей биологии и химии Теньгушевского муниципального района. На личном сайте регулярно обновляется информация, где можно ознакомиться с опытом моей работы.

 http://nsportal.ru/valyagina-elena-dmitrievna

 

                                                         Литература

  1. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.-1999,№3 
  2. Бурнашев С.И. Исследовательский метод // Биология (приложение к Первому сен  

       тября) 2002. 

  1. Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1994 
  2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе., М., 2007. 
  3. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии //Образование в современной школе. 2003 г.- № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...