Управление повышением квалификации профессионально – педагогической деятельности по вопросам подготовки обучающихся к ГИА.
статья

Ровнова Людмила Викторовна

Подготовка обучающихся к прохождению итоговой аттестации является важной составляющей работы учителя.

Перед педагогом встает вопрос: как подготовить ученика к успешному прохождению ГИА?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rovnova_l.v._19.02.2019.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Управление повышением квалификации профессионально – педагогической деятельности по вопросам подготовки обучающихся к ГИА.

Подготовка обучающихся к прохождению итоговой аттестации является важной составляющей работы учителя.

Перед педагогом встает вопрос: как подготовить ученика к успешному прохождению ГИА?

На данный момент не существует единой, отвечающей всем требованиям методики подготовки. И каждый учитель стремится разработать свою - авторскую эффективную систему подготовки к сдаче экзаменов.

С этой целью осуществляется методическое сопровождение через организацию и проведение курсовой подготовки, и непрерывное повышение профессиональных компетенций в межкурсовой период.

С учетом анализа результатов ГИА, нами формируется заявка на курсы повышения квалификации, которые проводятся лекторским составом ХК ИРО на «месте заказчика» и выездные для отдельных категорий педагогов.

В 2018 году организовано обучение по 3 модулям курсов по вопросам ГИА с общим охватом – 96 педагогов:

Кроме этого в межкурсовой период в рамках реализации проекта "Образование для будущего" методисты, педагоги и руководители школ приняли  участие в различных краевых мероприятиях:

В рамках реализации проектов "Практика эффективного управления" и "Эффективная школа" 12 руководителей наших школ прошли обучение проектному управлению. В том числе по темам, отражающим вопросы организации, проведения ГИА и использования оценочных результатов.

На основе анализа результатов внешней оценки обучающихся - ГИА, ВПР, НИКО в 2019 году, наш район активно реализует модули дополнительных профессиональных программ,  в их числе - "Совершенствование предметной компетентности учителей в контексте итоговой аттестации выпускников" (по обществознанию, русскому языку, биологии, химии, математике). В содержание модуля включены вопросы анализа проблемных заданий разного уровня сложности ГИА по предметам; формирование универсальных учебных действий, необходимых для достижения образовательных результатов; алгоритмы, приемы выполнения заданий разного уровня сложности; практикумы по решению проблемных заданий; практикумы по составлению кодификаторов. Всего планируется обучить более 100 педагогов.

В настоящее время на всех уровнях системы образования, мы все, пытаемся найти ответы на вопросы:

- В какой мере плановые мероприятия, проводимые на различных уровнях, обеспечили достижение полученных результатов?

- Какие результаты достигнуты? Насколько они значимы для каждого субъекта образовательного процесса?

- Какие меры надо принять по полученным результатам?

Конечно же, большая роль отводится непрерывному повышению профессиональных компетенций в межкурсовой период и методическому сопровождению педагогов по результатам оценочных процедур.

С целью построения эффективной системы сопровождения педагогов, необходимо учитывать результаты независимой оценки качества, объективной и достоверной. Поэтому, столь актуальным и необходимым является построение целостной системы мониторинга качества образования на всех уровнях  

Такая целостная система мониторинга в Амурском районе выстраивается с начала реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов по результатам различных диагностических работ. Результаты выполнения, которых позволяют дифференцировать пробелы в достижении образовательных результатов, организовать взаимодействие с педагогами по обсуждению проблемных вопросов, представить эффективный опыт работы педагогов района по данным направлениям и разработать рекомендации.

Такая работа начинается с анализа ВПРов в начальной школе.

ВПР позволяют определить качество обученности за курс начальной школы и готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на следующем уровне основного общего образования.

На слайде вы видите, что выпускники начальной школы Амурского района в целом успешно справляются с программой начального общего образования. Вместе с тем результаты Всероссийской проверочной работы показали наличие ряда проблем в подготовке обучающихся:

− недостаточное развитие умений выполнять действия с геометрическими фигурами;

- недостаточный уровень владения основами логического и алгоритмического мышления;

- слабая сформированность навыков решать текстовые задачи, в том числе навыков внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания.

На следующем слайде представлены результаты итоговой аттестации по математике выпускников 9,11-х классов.

На диаграмме мы видим, процент выполнения, каких заданий выпадает за «ожидаемый коридор решаемости».

Анализ показывает, что проблемными зонами остаются:

- умения выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами;

- умения решать уравнения и неравенства;

- умения строить и исследовать простейшие математические модели;

- Часть 2 в ОГЭ по математике, ЕГЭ по математике профильного уровня

Поэлементный анализ результатов мониторинга за несколько лет позволил нам определить степень устойчивых типичных ошибок обучающихся, оценить качество работы педагогов.

Так, по результатам диагностических работ по математике было выявлено, что педагоги сами слабо владеют умениями решать задания второй части  и последних заданий первой части. С целью их подготовки в этом году вновь организована совместная работа с преподавателями и студентами АмГПГУ  по решению данных заданий и олимпиадных задач в том числе.

На основании анализа на уровне муниципалитета формируется сводный банк данных по результатам, вырабатываются методические рекомендации для педагогов по предупреждению типичных ошибок, в план обучения включаются вопросы по выявленным проблемам. Оказывается адресная поддержка школам, показывающим низкие образовательные результаты.

В качестве подготовки педагогов для разрешения выявленных проблемных зон проводятся мастер-классы педагогами, где они раскрывают основные методические приемы, обеспечивающие выход на более высокие образовательные результаты обучающихся.

В такой системе ведется работа по совершенствованию преподавания учебных предметов и с учителями русского языка, обществознания, истории.

Для решения задачи в оказании педагогам методической поддержки в области иноязычного образования при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ, для повышения уровня их профессиональной компетентности в прошлом году, совместно с Лингвистической школой была разработана и реализована программа постоянно-действующего семинара «Повышение уровня профессиональной компетентности учителей английского языка», направленных на овладение и совершенствование  учителями современных подходов в обучении аудированию, чтению, говорению и письму.

Что касается результатов? Необходимо отметить, что наблюдается положительная динамика по результатам ОГЭ: в прошедшем году увеличилось количество участников ОГЭ и вырос первичный балл на 3, 27 %. Надеемся, что и результаты ЕГЭ тоже изменятся в лучшую сторону через год.

ЕГЭ по английскому языку проверяет уровень сформированности у обучающихся речевых компетенций по 4 видам деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. Встал вопрос: Посредством чего мы можем развивать эти виды деятельности? Методистом была предложена интересная и в то же время актуальная тема для работы, создана муниципальная творческая группа на базе школы № 5 по теме «Развитие речевых компетенций при обучении английскому языку посредством драматизации».  В состав группы входит 17 педагогов из 6 ОУ.

В перспективе на следующий учебный год совместно с Лингвистической школой планируется организовать курсы по подготовке педагогов и обучающихся по выполнению заданий ЕГЭ, ОГЭ, а также олимпиадных заданий.

Каждое мониторинговое исследование выявляет определенные проблемы. Поэтому для методической службы приоритетной остается методическое сопровождение педагогов, учащиеся которых показывают невысокие результаты обучения, это в первую очередь математика, иностранный язык, история, обществознание.  

Для этого мы разрабатываем модель методического сопровождения внедрения в практику работы школ эффективных технологий обучения и управления качеством обучения: «БиС» (Биоинформатика и синергетика, направлена на развитие мышления школьника и интереса к образовательному процессу), ТРИЗ, технологии развития критического мышления, технологий деятельностного интеллектуального обучения «интеллектуальная школа». Также, в ближайшее время необходимо рассмотреть вопрос о создании муниципальных площадок по апробации и внедрению эффективных технологий, в том числе проектов, способствующих повышению мотивации   к физико – математическому, естественно - научному образованию, через реализацию инновационных проектов, в том числе в учреждениях дополнительного образования.

С целью распространения наиболее успешных практик, направленных на повышение качества образования в районе сформировано сетевое сообщество педагогов.

В рамках сетевого сообщества методистами Центра разрабатываются и реализуются программы педагогических мастерских, дистанционных семинаров, мастер-классов, сетевые проекты, снимающие профессиональные затруднения педагогов и при этом не являющиеся экономически затратными.

Планируется в следующем учебном году создать виртуальную площадку сетевого транслятора "IT-прорыв" для инициативного размещения материалов и рекомендаций на странице "Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ".

Все знают, что грамотная интерпретация результатов независимой оценки качества образования – залог эффективных управленческих решений.

С этой целью в перспективе рассматриваем возможность разработки и реализации управленческого проекта «Использование результатов независимой оценки качества образования в управлении образовательным учреждением»

 «Стремление к повышению качества – это норма жизни, а не дополнительная нагрузка»!

Таким образом, анализ результатов ГИА необходимо использовать, в первую очередь, для определения уровня подготовленности и готовности педагогов к обеспечению освоения обучающимися образовательных стандартов, и как следствие, принятие мер по повышению квалификации педагогических работников по профилю их педагогической деятельности и разработка индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.  

Управленческие решения должны быть направлены на оптимизацию образовательного процесса.

Рекомендовать внедрение в практику управления общеобразовательным учреждением и профессиональным развитием педагогов методов управления результатами современных оценочных процедур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностирование деятельности педагога как возможность повышения качества профессионально – педагогического труда.

Эта проектная работа представлена в качестве методических рекомендаций дигностирования деятельности преподавателей для повышения качества своего педагогического труда....

Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя

Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п...

ПРОГРАММА повышения квалификации (профессиональной переподготовки) «Организация рекламной компании с применением информационных технологий»

Цель программы:-            целью программы повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответ...

Инновационные технологии организации деятельности методических объединений, творческих групп как ресурс повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя

Инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях, формируют потребность в специально организованной методической работе, направленной на повышение профессионального саморазвития педа...

Содержание информационной деятельности ОО по вопросам подготовки обучающихся к итоговой аттестации

Согласно  статьи 59 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение основных  образовательных программ основного общ...

Удостоверение о повышении квалификации программе: «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству», в объеме 17 часов

Удостоверение о повышении квалификации программе: «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству», в объеме 17 часов...