Методические рекомендации по половому воспитанию подростков в условиях пребывания в ЦССВ
статья

                                                                                             Овсянникова Н.В.
                                                                                                   воспитатель,
                                                                                       ГБУ ЦССВ «Лесной»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОЛОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ
В УСЛОВИЯХ ПРЕБЫВАНИЯ В ЦССВ
Человек учится любить всю жизнь, и к этому нужно относиться серьезно.
Ученым давно известны стадии, в которых проявления внутренне присущей  любому человеку способности любить выражается особенно сильно.
1. Около 3-х лет, когда начинает очень нравиться мальчик или девочка одного с ним  или более старшего возраста,
2. Младший школьный возраст ( 7-8) лет, когда полудетская влюбленность  проявляется во взаимной нежности и жалости, а  иногда негативными действиями.
3. Это подростковый возраст(12 – 13 лет), когда чувство к другому человеку противоположного пола находит свое выражение в тяге к общению, жадном интересе к объекту любви (иногда привлекает какой-либо один компанент внешности – например, волосы или ноги).
4. Юношеский возраст (15-17 лет), когда привязанность юношей и девушек друг к другу носит уже почти совсем «взрослый» характер, ибо основывается на тяге к глубокой личностной интимности, стремлении познать личность «объекта» любви.
Половое воспитание становится особой частью нравственного воспитания. Его составляющая часть – воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля.
Цель полового воспитания – сформировать у детей и подростков правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. 
Такими нормами и установками являются: понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом; умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений; устойчивость к навязыванию подрастающему поколению сексуальной распущенности, потребительского отношения к другому полу, пренебрежения моральными ценностями.
Задачи полового воспитания:
воспитание у подростка чувства социальной ответственности за каждый поступок;
стимулирование стремления к тому, чтобы иметь прочную, здоровую, дружную семью, сознательно относиться к воспитанию своих детей;
воспитание у подростков чувства культуры поведения к другому;
выработка умения оценивать свои поступки в отношении других людей;
воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;
разъяснение сути понятия «взрослость».
В половом воспитании подростков  крайне важна мудрая, вдумчивая тактика взрослых, которые не давили бы в своих детях чувства, которые нужно сохранить.
Половое воспитание,  в первую очередь, должно базироваться на формировании уважительных отношений между юношей и девушкой, между мужчиной и женщиной. 
Период, лежащий между детством и зрелостью, называется пубертатным, или подростковым. Это период бурного физического и психического развития. Укрепляется костная и мышечная система, возникает сознание собственной силы, шире становятся интересы, богаче внутренний мир, ярче и противоречивее эмоции; появляется раздражительность, вспыльчивость, резкость.
Подросток начинает созревать и в половом отношении, а  это несет с собой новые ощущения, переживания, новое восприятие самого себя. Он больше наблюдает себя, его больше беспокоит все связанное с собой, чем происходящее в окружающем мире. Самоанализ, самооценка, выступают у подростка на первый план. Желание понять себя, сравнить, оценить становится потребностью. 
Очень хорошо, если всем предшествующим воспитанием подросток был подготовлен к тому, чтобы не таить своих проблем и раздумий от родителей. Душевный доверительный контакт в эту пору крайне необходим как между родителями и детьми, так и между учителями и воспитанниками. И все же удобнее, чтобы о некоторых физиологических проявлениях (имеется в виду проявления, связанные с половым созреванием) с дочерью говорила мать, а  сыном – отец.
В беседах с подростками важно затронуть вопросы морально – этического плана – уважения к женщине, матери, о девичьей чести, о чести и достоинстве юноши, о взаимном уважении, стыдливости и целомудрии (хотя в наше время о последнем как-то стали забывать), о дружбе и любви, об анатомо - физиологических проявлениях у мальчиков и девочек, о гигиене девушки и юноши. 
При этом не рекомендуется ограничиваться фактами биологического характера и советами из области гигиены. Нужно внушать детям уверенность в естественности новых ощущений, убеждать, что в них нет ничего страшного, а  тем более неприличного. «Просто ты, дочь становишься взрослее» - это обязательно нужно сказать подростку, но так естественно, чтобы помочь ему спокойнее относиться к сложным переживаниям в эмоциональной сфере, связанным с его физическим состоянием.
Если же педагогу предстоит давать «официальную» версию любви, зачатия, рождения ребенка впервые, неплохо придерживаться следующих принципов.
1. Не следует прививать ребятам взгляд на интимные отношения как на нечто ужасное, аморальное, нечистое. Очень важно вести разговоры о любви, во время которых пойдет речь о благородстве и культуре чувств, уважении друг к другу. Очень важно избегать всякой фиксации ребят на сексуальной стороне взаимоотношений, давать информацию на эту тему взвешенную, продуманную, и делать это спокойно, без излишней эмоциональности, или, наоборот, презрительного высокомерия, не делая из этого страшную тайну.
2. Необходимо объяснять, что решить вопрос о возможности интимной близости  может только сам спрашивающий, ни мама, ни папа, ни друг или подруга, ни учитель, ни, тем более, посторонние люди не вправе диктовать тут условия или давать советы. (Надо при этом помнить, что подростки нередко хотят сделать  все наперекор таким советам, особенно если эти советы высказаны в жесткой форме). Но нужно учитывать, что каждый порядочный человек, если он достаточно взрослый (морально зрелый), должен поступать так, чтобы не стать причиной несчастий своих и другого человека. При этом не следует забывать, что хотя любят двое, в результате может появиться третий. По уровню физического развития практически каждый старший старшеклассник уже может стать отцом или матерью.
3. Какие мотивы  движут мальчиками, а  какие девочками, когда они вступают в половую связь?
Оказывается (и это нужно объяснять девочкам), что юноша, как правило, стремится начать половую жизнь из любопытства, жажды самоутвердиться, удовлетворить свои половые потребности. Выбор объекта довольно часто случаен, им может стать любая девушка или женщина, которая попала в пространство сексуального притяжения. Поэтому влюбленности бывают короткими, быстро теряется интерес к объекту.
Девушки прежде всего ценят именно эмоциональные контакты. Для них физическая близость скорее средство упрочить отношения с юношей, чем самоцель. Поэтому, когда девушка отказывает парню в близости, она вовсе не  «ломается», и не набивает себе цену, как думают порой ребята.
Анкета для  подростков по половому воспитанию.
Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей  анкеты.
Все ответы анкеты останутся  анонимными.
Нам важна ваша честность.
1) Твой возраст      __________ Твой пол        М       Ж
2)Был ли у тебя сексуальный опыт? ____________________________________
3)В каком возрасте происходит  половое созревание у подростков?______________
4)Как ты думаешь, каков  должен быть мотив вступления  в интимную связь?
а) взаимная любовь
б) расчет на вступление в  брак
в) самоутверждение, чувство  зрелости
г) стремление к получению  удовольствия
д) модно,  престижно
е) любопытство
5) Как ты думаешь, можно  ли забеременеть при первом  половом контакте, если не предохраняться?_____________________________________________________
6) Если бы ы узнал(а), что от тебя беременна подруга (ты беременна) как бы ты поступил(а)?__________________________________________________________________
7) Как ты думаешь в  твоем возрасте лучше оставить  ребенка или сделать аборт?
_______________________________________________________________________
8)Как ты думаешь, человек твоего возраста в современном обществе может обеспечить самостоятельно  себя и своего потенциального  ребенка?_____________________
9) Какие могут быть  отрицательные последствия аборта?______________________
10) Как ты думаешь, нужны  ли подросткам познавательные  занятия о сексе и половой  жизни?_______________________________________________
 
Список использованной литературы
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004, - 244 с.
2. Богданова, Е.А. Охрана здоровья девочек и девушек-основа репродуктивного здоровья женщин/Е.А. Богданова, М.И. Кузнецова, О.Г. Фролова // Акушерство и гинекология. - 1992. - №5. - С. 48.
3. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. - М.: ЧеРо, 2005
4. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: Учебник для студентов вузов/С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова.-М.: «Гардемарин», 2006
5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М., 1998
6. .Дорошкевич, М.П. Основы валеологии: Учебное пособие/ М.П. Дорошкевич, Д.М. Муравьева.-Мн.: «Вышейшая школа», 2003
7. Костиков В. Чем опасен слишком ранний секс/ В. Костиков // АиФ. - 2010. - 26 марта. - С. 6.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovsyannikova.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Овсянникова Н.В.

                                                                                                   воспитатель,

                                                                                       ГБУ ЦССВ «Лесной»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОЛОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ

В УСЛОВИЯХ ПРЕБЫВАЕИЯ В ЦССВ

Человек учится любить всю жизнь, и к этому нужно относиться серьезно.

Ученым давно известны стадии, в которых проявления внутренне присущей  любому человеку способности любить выражается особенно сильно.

1. Около 3-х лет, когда начинает очень нравиться мальчик или девочка одного с ним  или более старшего возраста,

2. Младший школьный возраст ( 7-8) лет, когда полудетская влюбленность  проявляется во взаимной нежности и жалости, а  иногда негативными действиями.

3. Это подростковый возраст(12 – 13 лет), когда чувство к другому человеку противоположного пола находит свое выражение в тяге к общению, жадном интересе к объекту любви (иногда привлекает какой-либо один компанент внешности – например, волосы или ноги).

4. Юношеский возраст (15-17 лет), когда привязанность юношей и девушек друг к другу носит уже почти совсем «взрослый» характер, ибо основывается на тяге к глубокой личностной интимности, стремлении познать личность «объекта» любви.

Половое воспитание становится особой частью нравственного воспитания. Его составляющая часть – воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля.

Цель полового воспитания – сформировать у детей и подростков правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности.

Такими нормами и установками являются: понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом; умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений; устойчивость к навязыванию подрастающему поколению сексуальной распущенности, потребительского отношения к другому полу, пренебрежения моральными ценностями.

Задачи полового воспитания:

  • воспитание у подростка чувства социальной ответственности за каждый поступок;
  • стимулирование стремления к тому, чтобы иметь прочную, здоровую, дружную семью, сознательно относиться к воспитанию своих детей;
  • воспитание у подростков чувства культуры поведения к другому;
  • выработка умения оценивать свои поступки в отношении других людей;
  • воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;
  • разъяснение сути понятия «взрослость».

В половом воспитании подростков  крайне важна мудрая, вдумчивая тактика взрослых, которые не давили бы в своих детях чувства, которые нужно сохранить.

Половое воспитание,  в первую очередь, должно базироваться на формировании уважительных отношений между юношей и девушкой, между мужчиной и женщиной.

Период, лежащий между детством и зрелостью, называется пубертатным, или подростковым. Это период бурного физического и психического развития. Укрепляется костная и мышечная система, возникает сознание собственной силы, шире становятся интересы, богаче внутренний мир, ярче и противоречивее эмоции; появляется раздражительность, вспыльчивость, резкость.

Подросток начинает созревать и в половом отношении, а  это несет с собой новые ощущения, переживания, новое восприятие самого себя. Он больше наблюдает себя, его больше беспокоит все связанное с собой, чем происходящее в окружающем мире. Самоанализ, самооценка, выступают у подростка на первый план. Желание понять себя, сравнить, оценить становится потребностью. 

Очень хорошо, если всем предшествующим воспитанием подросток был подготовлен к тому, чтобы не таить своих проблем и раздумий от родителей. Душевный доверительный контакт в эту пору крайне необходим как между родителями и детьми, так и между учителями и воспитанниками. И все же удобнее, чтобы о некоторых физиологических проявлениях (имеется в виду проявления, связанные с половым созреванием) с дочерью говорила мать, а  сыном – отец.

В беседах с подростками важно затронуть вопросы морально – этического плана – уважения к женщине, матери, о девичьей чести, о чести и достоинстве юноши, о взаимном уважении, стыдливости и целомудрии (хотя в наше время о последнем как-то стали забывать), о дружбе и любви, об анатомо - физиологических проявлениях у мальчиков и девочек, о гигиене девушки и юноши.

При этом не рекомендуется ограничиваться фактами биологического характера и советами из области гигиены. Нужно внушать детям уверенность в естественности новых ощущений, убеждать, что в них нет ничего страшного, а  тем более неприличного. «Просто ты, дочь становишься взрослее» - это обязательно нужно сказать подростку, но так естественно, чтобы помочь ему спокойнее относиться к сложным переживаниям в эмоциональной сфере, связанным с его физическим состоянием.

Если же педагогу предстоит давать «официальную» версию любви, зачатия, рождения ребенка впервые, неплохо придерживаться следующих принципов.

1. Не следует прививать ребятам взгляд на интимные отношения как на нечто ужасное, аморальное, нечистое. Очень важно вести разговоры о любви, во время которых пойдет речь о благородстве и культуре чувств, уважении друг к другу. Очень важно избегать всякой фиксации ребят на сексуальной стороне взаимоотношений, давать информацию на эту тему взвешенную, продуманную, и делать это спокойно, без излишней эмоциональности, или, наоборот, презрительного высокомерия, не делая из этого страшную тайну.

2. Необходимо объяснять, что решить вопрос о возможности интимной близости  может только сам спрашивающий, ни мама, ни папа, ни друг или подруга, ни учитель, ни, тем более, посторонние люди не вправе диктовать тут условия или давать советы. (Надо при этом помнить, что подростки нередко хотят сделать  все наперекор таким советам, особенно если эти советы высказаны в жесткой форме). Но нужно учитывать, что каждый порядочный человек, если он достаточно взрослый (морально зрелый), должен поступать так, чтобы не стать причиной несчастий своих и другого человека. При этом не следует забывать, что хотя любят двое, в результате может появиться третий. По уровню физического развития практически каждый старший старшеклассник уже может стать отцом или матерью.

3. Какие мотивы  движут мальчиками, а  какие девочками, когда они вступают в половую связь?

Оказывается (и это нужно объяснять девочкам), что юноша, как правило, стремится начать половую жизнь из любопытства, жажды самоутвердиться, удовлетворить свои половые потребности. Выбор объекта довольно часто случаен, им может стать любая девушка или женщина, которая попала в пространство сексуального притяжения. Поэтому влюбленности бывают короткими, быстро теряется интерес к объекту.

Девушки прежде всего ценят именно эмоциональные контакты. Для них физическая близость скорее средство упрочить отношения с юношей, чем самоцель. Поэтому, когда девушка отказывает парню в близости, она вовсе не  «ломается», и не набивает себе цену, как думают порой ребята.

Анкета для  подростков по половому воспитанию.

Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей  анкеты.

Все ответы анкеты останутся  анонимными.

Нам важна ваша честность.

1) Твой возраст      __________ Твой пол        М       Ж

2)Был ли у тебя сексуальный опыт? ____________________________________

3)В каком возрасте происходит  половое созревание у подростков?______________

4)Как ты думаешь, каков  должен быть мотив вступления  в интимную связь?

а) взаимная любовь

б) расчет на вступление в  брак

в) самоутверждение, чувство  зрелости

г) стремление к получению  удовольствия

д) модно,  престижно

е) любопытство

5) Как ты думаешь, можно  ли забеременеть при первом  половом контакте, если не предохраняться?_____________________________________________________

6) Если бы ы узнал(а), что от тебя беременна подруга (ты беременна) как бы ты поступил(а)?__________________________________________________________________

7) Как ты думаешь в  твоем возрасте лучше оставить  ребенка или сделать аборт?

_______________________________________________________________________

8)Как ты думаешь, человек твоего возраста в современном обществе может обеспечить самостоятельно  себя и своего потенциального  ребенка?_____________________

9) Какие могут быть  отрицательные последствия аборта?______________________

10) Как ты думаешь, нужны  ли подросткам познавательные  занятия о сексе и половой  жизни?_______________________________________________

Список использованной литературы

  1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004, - 244 с.
  2. Богданова, Е.А. Охрана здоровья девочек и девушек-основа репродуктивного здоровья женщин/Е.А. Богданова, М.И. Кузнецова, О.Г. Фролова // Акушерство и гинекология. - 1992. - №5. - С. 48.
  3. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. - М.: ЧеРо, 2005
  4. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: Учебник для студентов вузов/С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова.-М.: «Гардемарин», 2006
  5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М., 1998
  6. .Дорошкевич, М.П. Основы валеологии: Учебное пособие/ М.П. Дорошкевич, Д.М. Муравьева.-Мн.: «Вышейшая школа», 2003
  7. Костиков В. Чем опасен слишком ранний секс/ В. Костиков // АиФ. - 2010. - 26 марта. - С. 6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта в С(К)ОУ VIII вида.

Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта в С(К)ОУ VIII вида....

Половое воспитание подростков 13-14 лет

В статье рассматриваются особенности полового воспитания подростков....

Родительское собрание "Вопросы полового воспитания подростков"

Данный материал вы можете использовать и для организации бесед, классных часов для старшеклассников....

Статья "Половое воспитание подростка"

Данная статья может являться темой педагогического лектория  на родительском собрании "О половом воспитании подростка"Цель-ознакомить с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек в по...

Половое воспитание подростков с умственной отсталостью

В презентации рассматривается понятие полового воспитания, принципы, направления педагогической работы по половому воспитанию и формы реализации полового воспитания....

Методическая разработка классный час "Половое воспитание подростков"

Методическая разработка может быть использована на классных часах в 8-11 классах, как основа для полового воспитания подростков. Разработка включает в себя сценарий классного часа и презентацию к нему...