««Десятилетие Детства – стратегия государственной политики. Ключевые шаги и ориентиры развития».
статья

Варичева Марина Александровна

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, 2018–2027 годы объявлены в России Десятилетием детства. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства".

 В августе 2017 года вышел проект  плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.  Этот проект находится на обсуждении в разных министерствах и у общественности. Нам тоже предстоит эта работа в рамках августовских встреч для создания муниципального Проекта и плана основных мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varicheva_m.a._vystuplenie_29.08.17.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема августовских мероприятий ««Десятилетие Детства – стратегия государственной политики. Ключевые шаги и ориентиры развития».

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, 2018–2027 годы объявлены в России Десятилетием детства. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства".

 В августе 2017 года вышел проект  плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.  Этот проект находится на обсуждении в разных министерствах и у общественности. Нам тоже предстоит эта работа в рамках августовских встреч для создания муниципального Проекта и плана основных мероприятий.

ПРОФСТАНДАРТ - Это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире

Задача моего выступления – обозначить ключевые содержательные и организационные аспекты стратегических ориентиров развития кадрового потенциала и методического сопровождения на школьном и муниципальном уровнях в условиях введения профессионального стандарта.

Мы с вами являемся участниками и исполнителями тех инновационных изменений, которые происходят в системе образования. Нас всех объединяет системная инновация – это реализация ФГОС. Которая предъявляет требования к уровню развития кадрового потенциала работников образования. Эти требования зафиксирован в профессиональном стандарте.

К будущему надо готовиться. Готовиться – значит вовремя увидеть старт, рост какого либо начинания и быть максимально гибким и мобильным.

В 2017 году заканчивается реализация Национальной Стратегии действий в интересах детей. 2018–2027 годы объявлены в России Десятилетием детства. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства".

 Межведомственный подход предусматривает Мероприятия, направленные на поддержку семьи, на создание инфраструктуры детства, на совершенствование медицинской помощи и формирования ЗОЖ, на повышение доступности и качественного образования детей, на культурное и физическое развитие, на развитие системы детского отдыха и туризма, на обеспечение информационной безопасности, на развитие системы защиты прав и интересов детей.

На пресс конференции в августе 2017 года министр образования РФ Ольга Юрьевна Васильева раскрыла ближайшие планы по изменению системы образования России.

Это обновление ФГОС, не только введение новых предметов, но и  определение содержания планируемых результатов, где будет прописано конкретное содержание по каждому предмету и уровню. Изменена система подбора и экспертизы учебников для школы. Новый ФПУ. Это разработка проекта Российская электронная школа, которая станет подспорьем для педагогов.

Важное стратегические направление обновления - это утверждение предметных концепций (2013 математического образования, 2016 культурно-исторический стандарт и по русскому языку и литературе). Обсуждаются еще несколько предметных концепций (физика, химия, биология, иностранный язык, второй иностранный язык, физкультура, искусство, география, технология, обществознание), в обсуждении проектов концепций модернизации содержания технологий преподавания учебных предметов и предметных областей могут принять участие ваши коллективы на портале сетевой поддержки внедрения ФГОС. Предметные концепции.

В рамках этого необходимо проектирование образовательных методических событий на школьном и муниципальном уровнях, наполнение методической сетевой среды, объединяя усилия и ресурсы школ, муниципалитетов, и виртуальной среды внутренней и внешней. Эти вопросы будут рассматриваться на августовских педагогических встречах и станут ориентиром организации методического сопровождения педагогов в учебном году.

Тренд, не относящийся непосредственно к содержанию образования, но влияющий на качество его обновления – это реализация Профстандарта педагога и введение Профстандарта руководителя. Процесс стандартизации деятельности руководителя запущен, но пока отложен.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (новая редакция)

Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции" (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Планируемые изменения в ФГОС ООО (гиперссылка в презентации).

Новая модель аттестации учителей

         26 июля 2017 года приказом № 703 МО РФ утвержден План мероприятий МО по формированию и введению национальной системы учительского роста. Зафиксированы предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. На школьном и муниципальном уровнях необходимо выстроить План мероприятий учительского роста по этим же компетенциям.  Каждая компетенция расписана по трем уровням.

4-5 июля в Сочи на межрегиональной конференции питерские ученые РГПУ им. А.И. Герцена представили Модель уровневой оценки компетенций учителей и ее апробация в 2017 году. Уровни определены. Инструменты оценки компетенций это диагностическая работа (тест, методические, профессиональные  задачи, ситуации), опросник для учителя, видеотрансляция или видеозапись урока. Определены  пилотные территории. Среди них Московская, Томская, Ленинградская области.

Вместе с профсоюзами министерство образования разрабатывает новую «табель о рангах» для учителей. Будут квалификации «учитель», «ведущий учитель», «старший учитель». Причем еще и внутри каждой ступени будут свои категории. Чтобы учителю было куда расти, к чему стремиться, сказала министр Васильева.

- Нужно поднимать уровень знаний учителей. В новом учебном году осенью в 15 регионах учителям предстоит сдать тесты, аналогичные ЕГЭ. Пока по двум предметам - математике и русскому языку. На основании результатов мы поймем, где недорабатываем, какие темы «проваливаются», как выстраивать систему повышения квалификации педагогов.

                                         Национальная система учительского роста
     Приказ МОН РФ №703 от 26.07.2017 Об утверждении Плана мероприятий(«дорожной карты») Министерства образования и науки РФ по формированию и введению национальной системы учительского роста.

Мероприятия:

  • I – организационно-координационные и информационные
  • II – Формирование новой модели аттестации учителей и подготовка наборов ЕФОМ
  • III Закрепление национальной системы учительского роста в нормативном правовом поле
  • IY – Разработка методических рекомендаций и предложений по вопросам введения национальной системы учительского роста
  • Y – Итоговые мероприятия

Подготовка и апробация наборов ЕФОМ:

  • Подготовка и апробация первого набора ЕФОМ (по предметным и методическим компетенциям) и кодификаторов к ним для использования в рамках новой модели аттестации в целях оценки соответствия квалификации требованиям профстандарта и ФГОС для учителей, обеспечивающих предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО и/или СОО по учебным предметам//предметным областям: «История», «Обществознание», «Экономика», «Право», «Россия в мире»//»Русский язык и литература», «Математика и информатика» (март- сентябрь 2018)
  • Подготовка и апробация второго набора ЕФОМ …(Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (март – декабрь 2018)
  • Подготовка и апробация третьего набора ЕФОМ … («География», «Физика», «Химия», «Биология», «Естествознание», «Экология», «Физическая культура», «ОБЖ», «Искусство», «Технология» (октябрь 2018 – май 2019)
  • Подготовка и апробация четвертого набора ЕФОМ … («Иностранный язык. Второй иностранный язык» (июнь 2019 – декабрь 2019)

Таким образом, Профстандарт, ФГОС ООО и новая модель аттестации определяют следующие Ориентиры методического сопровождения на школьном и муниципальном уровнях – владение знаниями предмета и владение методикой. Т.е, владея содержанием предмета, умением выстраивать и проектировать образовательный процесс и образовательную программу, понимая, с каким результатом работаем, учитель выходит на качественное владение предметом и владение методикой, следовательно, весь процесс методического сопровождения строится на этих позициях. На повышение уровня владения учителем содержания предмета и методикой преподавания.

Требования профстандарта требуют корректировки методического сопровождения и на уровне муниципалитета, и на уровне каждого учреждения.

Вектор развития ММС мы видим в создании избыточной, вариативной, открытой образовательной, сетевой и вертуальной методической среды, в которой организовано продуктивное педагогическое общение, проектирование, рефлексия, наличие деятельностных проб в организации методических событий, ПРИВЛЕЧЕНИЕ разных культурно-предметных, социальных ресурсов для реализации личностного и профессионального интереса и запроса, что дает педагогу возможность выбора образовательного маршрута.

Педагог – ключевая фигура образования.

Министр образования рассказала о новшествах и гигантских планах в образовании

Пресс-конференция министра образования РФ раскрыла самые ближайшие планы Министерства по изменению системы образования в России. Некоторые из них коснутся российских детей и подростков уже через 3 недели.

1. Ольга Васильева сообщила, что завершена подготовка новых федеральных государственных стандартов образования, по которым теперь будут учиться школьники.
От предыдущих стандартов их отличает то, что в них прописано конкретное содержание, что именно должен знать ребенок по каждому предмету в начальной и средней школе с первого по девятый класс. К октябрю 2017 года будут завершены ФГОСы и для старших классов - 10 и 11.
2. В школы победоносно возвращается астрономия, которой в 10 и 11 классах будет уделено не менее 35 часов в год, то есть в среднем уроки будут проводиться 2 раза в неделю.
3. Будет изменена также система подбора и экспертизы учебников для школы. Сегодня в стране 1470 учебников. По поручению Президента Министерство образования РФ в августе представит очень четкую новую систему отбора учебников. По каждому предмету будет 2-3 линейки: базовые и углубленные.
4. Меняется и система управления школами: они выходят из-под муниципального подчинения и переходят под региональную власть. Именно региональная власть будет управлять кадрами и отвечать за единую содержательную часть программы.
5. В этом году, сообщила Ольга Васильева, будет введено 55 тысяч новых мест в школах, из них 37 процентов - это места в сельских школах. Всего в год именно на строительство школ из госбюджета выделяется 25 млрд рублей.
6. Этой осенью начнется программа аттестации и повышения квалификации педагогов - после проведения предметного теста для учителей по русскому и математике. На основе тестирования будет построена дальнейшая профессиональная траектория для педагогов с учетом пробелов.
7. С 2020 года для 9-классников станет обязательным экзамен по иностранному языку, для 11-классников - с 2022-го.
8. В 9-м классе также появится устный экзамен по русскому языку. Он станет допуском к государственной итоговой аттестации и будет введен по такому же принципу, как сочинение в 11-м. В пилотных регионах в 2018 году уже проведут "устный русский".
9. С 2020 года для 9-классников с 2020 года станет обязательным экзамен по иностранному языку, а для 11-классников - с 2022-го. Кроме того, планируется, что с 2020 года вся страна обязательно будет сдавать историю.
10. Министерство рассматривает возможность факультативного обучения школьников предпринимательской деятельности.
11. В каждой школе, что очень важно, в ближайшие годы планируется ввести пять бесплатных кружков: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный и шахматы.
12. ЕГЭ отменяться не будет, подчеркнула Ольга Васильева, потому что это мощный социальный лифт, который позволяет детям из Сибири, Дальнего Востока поступать в лучшие вузы страны. Министр призвала сравнить статистику: в ВУЗах столицы сейчас учится примерно 65 процентов студентов из регионов, и 35 - это москвичи. До ЕГЭ ситуация была прямо противоположной.
13. С нового учебного года тысяча колледжей в 73 регионах России начнет готовить студентов по новым стандартам среднего профессионального образования WorldSkills. Это 50 топовых профессий, связанных с самыми передовыми технологиями. Эти профессии требуют знаний по работе с новым оборудованием, с технической документацией, требуют высокого знания английского языка. 
14. Будет также расширяться программа дуального профессионального обучения, в рамках которого студент половину времени учится в стенах учебного заведения, а вторую половину проводит непосредственно на профильном производстве.
15. С 1 сентября будут индексированы стипенции студентов ВУЗов - на 5,9 процента.
16. Разработан законопроект, регламентирующий права ВУЗаа, студента и работодателя, отправляющего студента учиться. Этот закон позволит предоставить социальные гарантии выпускникам, которые обучаются целевым образом - от производства, куда после обучения идут работать минимум на три года.
17. Кроме существующих 11 ВУЗа, будут выбраны еще 22 опорных ВУЗа страны. Им будет предоставлено дополнительное финансирование с целью повышения международного статуса и престижа наших ВУЗов.
18. В планах Минобрнауки - привлечь в три раза больше иностранных студентов в наши ВУЗы, чем сейчас, чтобы к 2025 году там училось уже около 700 тысяч иностранных студентов. Это даст около 373 млрд рублей дополнительных доходов. 
19. Проект "Современная цифровая образовательная среда" - это также новшество для высших учебных заведений. Он-лайн образование позволяет сделать процесс обучения более гибким. Его суть в том, чтобы университеты могли включать онлайн-курсы в свои образовательные программы и ставить за них реальные зачеты.
По расчетам, к 2025 году на открытых онлайн-курсах будут учиться до 11 млн человек. В ближайшие 2-3 года они охватят большую часть направлений подготовки бакалавриата и магистратуры. Но это не значит, что все будут учиться только по Интернету.
20. Для педагогов разрабатывается проект "Российская электронная школа" которая станет мощнейшим подспорьем для педагогов, - говорит Ольга Васильева. - Там будет практически все: методическая помощь в ведении и составлении уроков, дополнительные модули по предметам. Плюс - виртуальные музеи, библиотеки, театральные спектакли.
Эта система сейчас отрабатывается на базе московской электронной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается направленность государственной политики по созданию условий для развития гражданственности в Российской Федерации. Гражданственность рассматривается как основа развития и проц...

2018 - 2027 годы в Российской Федерации - Десятилетие детства. Дадим Шар Земной – Детям!

Литературно-музыкальная композиция для 9-11 классов в рамках недели иностранных языков, посвященная Десятилетию детства....

« Урок для школьников, приуроченный к десятилетию детства»

laquo; Урок для школьников, приуроченный к десятилетию детства»...