АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа

Ганчева Светлана Николаевна

 

Адаптированная индивидуальная образовательная программа (по речи и альтернативной коммуникации, математическим представлениям, окружающему природному миру, окружающему социальному миру, человеку, музыке и движению, изобразительной деятельности, адаптивной физкультуре, сенсорному развитию, предметно-практическим действиям, двигательному развитию, альтернативной коммуникации) составлена в соответствии с ФГОС УО и предназначена для обучающегося первого класса с умеренной умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc523.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»                    г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению        

на педагогическом совете

Протокол №  1

 от « 29 »  августа 2018 г.

.

Утверждена        

Приказ №  88 от 01.09.2018г.

Директор  школы

_______________Н.И.Кострикина

       

АДАПТИРОВАННАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

по речи и альтернативной коммуникации, математическим представлениям, окружающему природному миру, окружающему социальному миру, человеку, музыке и движению, изобразительной деятельности, адаптивной физкультуре, сенсорному развитию, предметно-практическим действиям, двигательному развитию, альтернативной коммуникации

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1 КЛАССА НА ДОМУ

НА 2018-2019 УЧ.Г.

                                                 

                                                  Составитель программы:

                                                                     учитель С.Н. Ганчева

Индивидуальный учебный план образования

№ п/п

Учебные предметы

Количество часов в неделю

К финансированию

Самостоят. работа

Всего по ИУП

Обязательная часть:

1

Речь и альтернативная коммуникация

1

2

33

2

Математические представления

0,5

1,5

17

3

Окружающий природный мир

0,5

1,5

15

4

Человек

1

2

33

5

Окружающий социальный мир

0,5

0,5

17

6

Музыка и движение

0,5

1,5

17

7

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

0,5

2,5

16

8

Адаптивная физкультура

0,5

1,5

16

Итого:

5

13

164

Максимально допустимая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1

Сенсорное развитие

1

2

32

2

Предметно-практические действия

1

2

33

3

Двигательное развитие

0,5

1,5

16

4

Альтернативная коммуникация

0,5

1,5

14

Итого:

3

7

95

ВСЕГО

8

20

259

Коррекционно-развивающая область

Занятия с педагогом-психологом

1

Занятия с учителем-логопедом

1

Занятия с учителем-дефектологом

1

Расписание занятий обучения на дому

№п/п

Учебные предметы

Дни недели

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

СБ

1

Речь и альтернативная коммуникация

+

2

Математические представления/

Изобразительная деятельность

+

3

Окружающий природный мир/Окружающий социальный мир

+

4

Человек

+

5

Музыка и движение/АФК

+

6

Сенсорное развитие

+

7

Предметно-практические действия

+

8

Двигательное развитие/ Альтернативная коммуникация

+


Предмет «Речь и альтернативная коммуникация»

1. Пояснительная записка

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Ученик не владеет речью, ему подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, напечатанное слово), электронные устройства (компьютер). Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Это – я. Чтение телесных и мимических движений», «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах», «Мои игрушки», «Моя семья».

Календарно-тематическое планирование.

№ п/ п

год

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Знакомство учащегося с учителем. Приветствие.

Упражнения на ориентацию в комнате.

1

4.09

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале.

1

11.09

Я и мое имя, моя фотография.

1

18.09.

Двигательные упражнения «Покажи, как это делают».

1

25.09

Упражнения с использованием куклы «Слушай и показывай на кукле».

1

2.10

Игровые упражнения с куклой.

1

9.10

«Чтение» изображений на картинках.

1

16.10

Визуальные упражнения с картинками: покажи — кубик, пирамидку. Нахождение игрушки по картинкам

1

23.10

Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).

1

06.11

Моя любимая сказка, драматизация сказки.

1

13.11

Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

1

20.11

Упражнение «Слушай стишок и показывай картинку».

1

27.11

Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза».

1

04.12

Упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи — машинку, мишку.

1

11.12

Упражнения с игрушками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи — зайчика, белочку.

1

18.12

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя.

1

25.12

Нахождение игрушки по картинкам.

1

15.01

Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам.

1

22.01

Нахождение игрушки по картинкам. Игровые ситуации.

1

29.01

Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки)

1

05.02

Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».

1

12.02

Пиктограммы: Я играю. Играю с машиной.

1

26.02

Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками.

1

05.03

Рассматривание фотографий членов семьи. Показ их на фотографии

1

12.03

Проигрывание в играх ситуаций, отражающих заботливое отношение членов семьи друг к другу.

1

19.03

Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка».

1

02.04

Знакомство с пиктограммами «мама», «папа».

1

09.04

Знакомство с пиктограммами: «мама», «папа».

1

16.04

Знакомство с пиктограммами: «ребенок».

1

23.04

Знакомство с пиктограммами: «ребенок».

1

30.04

Знакомство с пиктограммами: «бабушка», «дедушка».

1

07.05

Знакомство с пиктограммами: «бабушка», «дедушка».

1

14.05

Повторение.

1

21.05


Предмет «Математические представления»

1. Пояснительная записка

Цель обучения математике  – формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

-социально-бытовая адаптация детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;

-формирование элементарных математических представлений о форме, величине, пространственных, временных представлениях.

-формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/ п

год

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Знакомство со сборно-разборными игрушками.

1

06.09

«Формирование представлений о форме»

«Круг»

1

20.09

«Формирование представлений о форме»

«Квадрат»

1

04.10

«Маленькие и большие квадраты»

1

18.10

«Предметы похожие на круг, квадрат»

1

15.11

«Маленькие и большие круги»

1

29.11

«Формирование представлений о величине»

«Большой-маленький»

1

13.12

«Формирование представлений о величине»

«Длинный- короткий»

1

27.12

«Большие и маленькие игрушки»

1

10.01

Выделение «короткий - длинный» предметов

1

24.01

«Формирование пространственных представлений»

«Вверху-середина-внизу»

1

07.02

Игровые упражнения в сопоставлении двух объектов по величине(узкий, широкий)

1

21.02

Игровые упражнения в сопоставлении двух объектов по величине(длинный, короткий)

1

07.03

«Ориентация на листе бумаги»

«Вверх-середина»

«Середина – низ»

1

21.03

Формирование временных представлений «День-вечер-ночь»

1

04.04

Тактильные и зрительные упражнения на выбор круглых предметов.

1

18.04

Тактильные и зрительные упражнения на выбор круглых предметов.

1

16.05


Предмет  «Окружающий природный мир»

1.Пояснительная записка

   Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

    Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование представлений  о  растительном  и  животном  мире.  Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир». Ребенок знакомится с разнообразием  растительного  и  животного  мира,  получает  представления  о  среде  обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения  и  животные  приспосабливаются  к  изменяющимся  условиям среды,  ветер  переносит  семена  растений  и  др.  Наблюдая за трудом  взрослых  по  уходу  за домашними  животными  и  растениями,  ребенок  учится  выполнять  доступные  действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др.

   

Календарно-тематическое планирование.

№ п/ п

год

Содержание

Количество

часов

План

Факт

1

Узнавание фруктов: яблоко, груша

1

08.09

2

Узнавание фруктов: яблоко, груша

1

06.10

3

Узнавание фруктов: банан, апельсин.

1

20.10

4

Узнавание фруктов: банан, апельсин.

1

03.11

5

Узнавание овощей: лук, картофель.

1

17.11

6

Узнавание овощей: лук, картофель.

1

01.12

7

Узнавание фруктов: морковь, капуста.

1

15.12

8

Узнавание фруктов: морковь, капуста.

29.12

9

Узнавание домашних животных: кот, собака.

1

12.01

10

Узнавание домашних животных: кот, собака.

1

26.01

11

Узнавание домашних животных: корова свинья, лошадь.

1

09.02

12

Узнавание домашних животных: корова свинья, лошадь.

1

09.03

13

Узнавание диких животных: лиса, заяц.

1

06.04

14

Узнавание диких животных: лиса, заяц.

1

20.04

15

Узнавание диких животных: волк, медведь.

1

18.05

Предмет  «Окружающий социальный мир. Человек»

1.Пояснительная записка

         Цель обучения – приобщение  ребенка  к  социальному  миру  начинается  с  развития  представлений  о себе. Становление личности ребенка происходит при  условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.  Социальную  природу  «я»  ребенок  начинает  понимать  в  процессе  взаимодействия  с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

     Целью  обучения  является  формирование  представления  о  себе  самом  и  ближайшем окружении.  Программа представлена  следующими  разделами:  «Представления  о  себе», «Семья».

     Раздел «Представления о  себе»  включает  следующее  содержание:  представления  о своем  теле,  его  строении,  о  своих  двигательных  возможностях,  правилах  здорового  образа жизни  (режим  дня,  питание,  сон,  прогулка,  гигиена,  занятия  физической  культурой  и профилактика  болезней),  поведении,  сохраняющем  и  укрепляющем  здоровье,  полезных  и вредных привычках, возрастных изменениях.

     Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,  взаимоотношениях  между  ними,  семейных традициях.  Ребенок учится  соблюдать  правила  и  нормы  культуры  поведения  и  общения  в семье.  Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к   окружающим, спокойный  приветливый  тон.  Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.

-следить за чистотой своего тела, одежды;

-пользоваться предметами личной гигиены;

-различать и называть основные предметы питания; уметь принимать пищу аккуратно.

Календарно-тематическое планирование. Человек.

№ п/п

тема

Содержание

Количество

часов

План

Факт

«Моё имя»

1

4.09

Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо).

1

11.09

Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо).

1

18.09.

Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот).

1

25.09

Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот).

1

2.10

Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот).

1

9.10

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот).

1

16.10

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот).

1

23.10

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот).

1

06.11

Узнавание (различение) частей лица человека: рот (губы, язык, зубы).

1

13.11

Узнавание (различение) частей лица человека: рот (губы, язык, зубы).

1

20.11

Узнавание (различение) частей лица человека: рот (губы, язык, зубы).

1

27.11

Узнавание (различение) членов семьи.

1

04.12

Узнавание (различение) членов семьи.

1

11.12

Узнавание (различение) членов семьи.

1

18.12

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто, куртка, шапка, шарф.

1

25.12

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто, куртка, шапка, шарф.

1

15.01

Узнавание (различение) предметов одежды: свитер, кофта, рубашка, футболка.

1

22.01

Узнавание (различение) предметов одежды: свитер, кофта, рубашка, футболка.

1

29.01

Узнавание (различение) предметов одежды: свитер, кофта, рубашка, футболка.

1

05.02

Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, туфли.

1

12.02

Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, туфли.

1

26.02

Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, туфли.

1

05.03

Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы, джинсы, платье, шорты.

1

12.03

Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы, джинсы, платье, шорты.

1

19.03

Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы, джинсы, платье, шорты.

1

02.04

Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы, джинсы, платье, шорты.

1

09.04

Важность соблюдения режима дня

1

16.04

Важность соблюдения режима дня

1

23.04

Важность соблюдения режима дня

1

30.04

Правила личной гигиены

1

07.05

Правила личной гигиены

1

14.05

Повторение пройденного материала

1

21.05


Календарно-тематическое планирование.  Социальный мир.

№ п/п

тема

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется).

1

15.09

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).

1

29.09

Узнавание (различение) предметов посуды: кастрюля, тарелка, стакан.

1

13.10

Узнавание (различение) предметов посуды: кастрюля, тарелка, стакан.

1

27.10

Узнавание (различение) предметов посуды: кружка, ложка, чайник.

1

10.11

Узнавание (различение) предметов посуды: кружка, ложка, чайник.

1

24.11

Узнавание (различение) помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная).

1

08.12

Узнавание (различение) помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная).

1

22.12

Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел.

1

19.01

Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел.

1

02.02

Узнавание (различение) предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник.

1

16.02

Узнавание (различение) предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник.

1

02.03

Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван.

1

16.03

Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван.

1

13.04

Узнавание (различение) предметов мебели: шкаф, полка, кресло.

1

27.04

Узнавание (различение) предметов мебели: шкаф, полка, кресло.

1

11.05

Повторение пройденного материала

1

25.05

Предмет  «Музыка и движение»

Пояснительная записка

Цель обучения - развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку.

Задачи:

  • организация музыкально-речевой среды;
  • пробуждение речевой активности обучающейся;
  • пробуждение интереса к музыкальным занятиям.

Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающейся являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков и т.д.).

В процессе обучения активно применяются различные упражнения, в основу которых положены многократные повторения умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от обучающейся соблюдения четких правил.

Календарно-тематическое планирование.  

№ п/п

тема

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Слушание «Дождик», муз. Г. Лобачева - русская народная песня

Слушание «Осенняя песенка», муз. Васильева-Буглая, сл.А. Плещеева

1

06.09

Голоса предметов (узнавание звуков различных предметов), Погремушки, колокольчик, бубенцы

1

20.09

«Тихие и громкие звоночки», сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова (игра с бубенцами)

1

04.10

Слушание «Спят усталые игрушки», муз. А. Островского, сл. З. Петровой

1

18.10

Мелодии осени. Песни об осени

1

15.11

Танцевать под музыку: "Звонкий колокольчик" - поворачиваться в стороны

1

29.11

«Тихие и громкие звоночки», сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова (игра с бубенцами)

1

13.12

Песня «Елочка», муз. М. Красева, сл. З. Александровой

1

27.12

«Новогодняя песенка», муз. Г. Гладкова (игра с бубенцами)

1

10.01

«Зимняя пляска» - муз. М, Старокадамского, сл. О. Высоцкой

1

24.01

Музыкальный инструмент погремушка, ознакомление, элементы игры

1

07.02

Музыкально-дидактическая игра:“Определи по ритму”

1

21.02

«Мама в день 8 марта» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Ивенсен

1

07.03

«Баю – баю», муз. М. Красева

1

21.03

Движения под музыку «Мы флажки свои поднимем», муз. Вилькорейской

1

04.04

Музыка в природе: песня комара, пчелы, жука

1

18.04

«Паровоз», муз. З. Компанейца (подражание звукам с движениями)

1

16.05


Предмет  «Изобразительная деятельность»

Цель: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментом, обучение доступным приемам работы с различными материалами.

Описание возможных результатов обучения:

1.Умение использовать инструменты и материалы в процесс доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

2. Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.  

Календарно-тематическое планирование

№ п/ п

год

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера).

1

13.09

Сгибание листа бумаги. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.

1

27.09

Сгибание листа бумаги. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.

1

11.10

Узнавание  пластичных материалов: пластилин. Разминание пластилина.

1

25.10

Узнавание  пластичных материалов: пластилин. Разминание пластилина.

1

08.11

Отрывание  кусочка  материала от целого куска. Откручивание  кусочка материала от целого куска.

1

22.11

Отрывание  кусочка  материала от целого куска. Откручивание  кусочка материала от целого куска.

1

06.12

Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).

1

20.12

Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).

1

17.01

Катание колбаски на доске (в руках). Катание  шарика на доске (в руках).

1

31.01

Катание колбаски на доске (в руках). Катание  шарика на доске (в руках).

1

14.02

Получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).  

1

28.02

Получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).  

1

14.03

Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).

1

11.04

Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).

1

25.04

Рисование точек. Рисование вертикальных линий.

1

23.05


Предмет  «Адаптивная физкультура»

Цель: повышение двигательной активности обучающегося.

Задачи:

Основные задачи:

- формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

- формирование умения играть в спортивные игры;

- укрепление и сохранение здоровья ребенка.  

Календарно-тематическое планирование

№ п/ п

год

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Ходьба и бег.

1

13.09

Сюжетный урок.

1

27.09

Упражнения на равновесие.

1

11.10

Дыхательная гимнастика.

1

25.10

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

1

08.11

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

1

22.11

Подвижные игры с бегом.

1

06.12

Подвижные игры с бегом.

1

20.12

Подвижные игры с прыжками.

1

17.01

Подвижные игры с прыжками.

1

31.01

Подвижные игры с мячом.

1

14.02

Подвижные игры с мячом.

1

28.02

. Передача предметов.

1

14.03

Передача предметов.

1

11.04

Прокатывание мяча.

1

25.04

Прокатывание мяча.

1

23.05


Коррекционный курс  «Сенсорное развитие»

Цель: обогащение чувственного опыта через целенаправленное системное воздействие на различные анализаторы.

Задачей данного предмета является развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия.

Календарно-тематическое планирование

№ п/ п

год

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Обследование

1

06.09

Зрительное восприятие. «Посмотри на меня».

1

13.09

«Посмотри на …».

1

20.09

 «Чего не стало?».

1

27.09

«Чего не стало?»

1

04.10

«Поставь игрушки на своё место».

1

11.10

«Поставь игрушки на своё место».

1

18.10

«Куда полетела бабочка?».

1

25.10

«Куда полетел(а)…?».

1

08.11

«Куда поехала машина?»

1

15.11

«Куда поехал(а) …?»

1

22.11

«Чья тень?».

1

29.11

«Машинка».

1

06.12

«Мишка».

1

13.12

«Кукла».

1

20.12

«Бабочка»

1

27.12

«Надевание колец на стержень».

1

10.01

 «Разбери пирамидку», «Собери пирамидку».

1

17.01

«Рвём бумагу и складываем в коробочку».

1

24.01

«Мыльные пузыри».

1

31.01

«Пересыпь…».

1

07.02

«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку».

1

14.02

«Открой баночку, сложи бусины».

1

28.02

«Матрешка».

1

07.03

Упражнения в застёгивании и расстёгивании крупных круглых пуговиц.

1

14.03

День. Игра «Дорисуй лучики у солнца».

1

21.03

Ночь. «Рисуем ночь» (закрашиваем тёмный фон).

1

04.04

Выполнение простых движений под бубен. Игра «День - ночь».

1

11.04

Различение предметов по температуре (горячий).

1

18.04

Различение предметов по температуре (холодный).

1

25.04

Различение предметов по температуре (горячий).

1

16.05

Повторение

1

23.05


Коррекционный курс «Предметно-практические действия»

Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.

Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.

Описание возможных результатов обучения:

-формирование интереса к действия с предметами;

- освоение простых действий с предметами;

- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.

- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

тема

Содержание

Колич.

часов

План

Факт

Формирование умения выполнять действие сминание бумаги.

1

04.09

Формирование умения выполнять действие разрывание бумаги.

1

11.09

Формирование умения выполнять действие размазывание пластилина.

1

18.09

Формирование умения выполнять действие разминание пластилина.

1

25.09

Формирование умения выполнять действие пересыпание крупы.

1

02.10

Формирование умения выполнять действие переливание воды.

1

09.10

Формирование умения выполнять действие переливание воды.

1

16.10

Формирование умения выполнять действие наматывание ниток.

1

23.10

Формирование умения выполнять действие наматывание ниток.

1

06.11

Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание.

1

13.11

Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание.

1

20.11

Формирование умения выполнять действие вынимание.

1

27.11

Формирование умения выполнять действие вынимание.

1

04.12

Формирование умения выполнять действие складывание.

1

11.12

Формирование умения выполнять действие складывание.

1

18.12

Формирование умения выполнять действие перекладывание.

1

25.12

Формирование умения выполнять действие перекладывание.

1

15.01

Формирование умения выполнять действие встряхивание.

1

22.01

Формирование умения выполнять действие встряхивание.

1

29.01

Формирование умения выполнять действие вставление.

1

05.02

Формирование умения выполнять действие вставление.

1

12.02

Формирование умения выполнять действие вращение.

1

26.02

Формирование умения выполнять действие вращение.

1

05.03

Формирование умения выполнять действие открывание.

1

12.03

Формирование умения выполнять действие открывание.

1

19.03

Формирование умения выполнять действие нажимание двумя руками.

1

02.04

Формирование умения выполнять действие нажимание двумя руками.

1

09.04

Формирование умения выполнять действие нажимание одной рукой.

1

16.04

Формирование умения выполнять действие нажимание одной рукой.

1

23.04

Формирование умения выполнять действие нажимание пальцем.

1

30.04

Формирование умения выполнять действие нажимание пальцем.

1

07.05

Формирование умения выполнять действие сжимание двумя руками.

1

14.05

Формирование умения выполнять действие сжимание двумя руками.

1

21.05


Коррекционный курс «Двигательное развитие»

Цель: работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

Описание возможных результатов обучения:

- мотивация двигательной активности

- поддержка и развитие имеющихся движений

-расширение диапазона  основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;

-освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);

- формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;

- обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.

Календарно-тематическое планирование

№ п/ п

год

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя)

1

15.09

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя)

1

29.09

Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).

1

13.10

Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).

1

10.11

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».

1

24.11

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».

1

08.12

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.

1

22.12

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.

1

19.01

Выполнение движений плечами.

1

02.02

Выполнение движений плечами.

1

16.02

Бросание мяча двумя руками (от груди).

1

02.03

Бросание мяча двумя руками (от груди).

1

16.03

Ловля мяча на уровне груди.

1

13.04

Ловля мяча на уровне груди.

1

27.04

Бросание мяча двумя руками (от груди). Ловля мяча на уровне груди.

1

11.05

Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево).

1

25.05


Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»

Цель: Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Описание возможных результатов обучения:

Освоение доступных средств невербальной коммуникации:

- взгляд, мимика, жест , предмет , графическое изображение ,  

- знаковая система (освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации);

- составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей совместно со взрослым  для общения в школе и в других местах;

- освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных  потребностей.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

План

Факт

Обследование ребенка

1

08.09

Общение без слов: «Жест и его значение»

1

06.10

Связь указательного жеста со словом: форма согласия «Да!»

1

20.10

Связь указательного жеста со словом: форма отрицания «Нет!»

1

17.11

Связь указательного жеста со словом: форма согласия «Плохо!».

1

01.12

Связь указательного жеста со словом: форма согласия «Хорошо!».

1

15.12

Связь указательного жеста со словом: форма приветствия «Здравствуйте!»

1

29.12

Связь указательного жеста со словом: форма прощания «До свидание!»

1

12.01

Связь указательного жеста со словом: форма просьбы «Дайте, пожалуйста!».

1

26.01

Пиктограммы: «Ребенок и его игрушки»

1

09.02

Пиктограммы: «Ребенок в семье»

1

09.03

Пиктограммы: «Ребенок в школе»

1

06.04

Пиктограммы: «Ребенок и мир растений»

1

20.04

Пиктограммы: «Ребенок и мир животных»

1

18.05

4. Программа нравственного развития

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

  • основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа предлагает следующие направления нравственного развития обучающегося:

 Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения друг к другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.

4.1. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся

  • умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
  • формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
  • формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
  • формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

  1. Перечень мероприятий в рамках внеурочной деятельности

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

Присутствие на торжественной линейке

Зритель

«День матери»

Присутствие на мероприятии

Зритель

«День здоровья»

Присутствие на празднике

Зритель

«Новый год»

Знакомство с атрибутами праздника, присутствие новогоднем празднике

Зритель

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества

Присутствие на празднике

Зритель

8 Марта

Знакомство с атрибутами праздника. Присутствие на празднике

Зритель

Пасха

Подготовка к мероприятию, покраска яиц

Участник

Торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года

Присутствие на торжественной линейке

Зритель

Осенняя экскурсия в лес, в парк

Сбор листьев

Участник

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:

Учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

7.  Программа сотрудничества с семьей.

Задачи

Мероприятия

Отчет о

мероприятии

1.

Повышение

Индивидуальные

осведомленности родителей

консультации

об особенностях развития и

родителей  (раз  в

четверть,

по

специфических

запросу родителей)

образовательных

потребностях ребенка.

2.

Обеспечение участия семьи

договор о сотрудничестве

в  разработке  и  реализации

между

родителями

и

СИПР.

образовательной

организацией;

участие родителей

в

разработке

СИПР

в

интересах ребенка;

посещение

родителями

уроков/занятий;

консультирование   родителей

по

вопросам

обучения

в

домашних

условиях;   выбор

единых приемов и подходов;

3.

Организация    регулярного

ведение дневника наблюдений

обмена

информацией

о

(краткие записи);

ребенке, о ходе реализации

информирование

СИПР   и

результатах

ее

электронными средствами;

освоения.

личные встречи, беседы;

просмотр и обсуждение

видеозаписей с ребенком;

4.

Организация

участия

Привлечение родителей к

родителей  во

внеурочных

планированию

мероприятий:

мероприятиях.

«Новый  год»,  

«Мы  –  ученики»,

«Первое сентября – день

знаний».

  1. Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов: 

Материально-техническое обеспечение предмета «Окружающий природный мир» включает: объекты природы: камни, почва, семена,  комнатные  растения  и  другие  образцы  природного  материала  (в  т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии,  рисунки  для  демонстрации  обучающимся);  муляжи  овощей,  фруктов; пиктограммы  с  изображениями  действий,  операций  по  уходу  за  растениями,  животными; различные  календари;  изображения  сезонных  изменений  в  природе;  рабочие  тетради  с различными  объектами  природы  для  раскрашивания,  вырезания,  наклеивания  и  другой материал;  обучающие  компьютерные  программы,  способствующие  формированию  у  детей доступных  представлений  о  природе;  аудио-  и  видеоматериалы;  живой  уголок,  аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.

Для реализации  программы  по  предмету  «Человек»  материально-техническое обеспечение  включает:  предметные  и  сюжетные  картинки,  фотографии  с  изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того,  используются  видеоматериалы,  презентации,  мультипликационные  фильмы, иллюстрирующие  внутрисемейные  взаимоотношения;  семейный  альбом,  рабочие  тетради  с изображениями  контуров  взрослых  и  детей  для  раскрашивания,  вырезания,  наклеивания, составления  фотоколлажей  и  альбомов;  обучающие  компьютерные  программы, способствующие  формированию  у  детей  доступных  представлений  о  ближайшем социальном  окружении.  По возможности, используются технические  средства:  компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Необходимое оборудование для коррекционного курса: «Двигательное  развитие»: массажный и резиновый мячи, коврик, картинки животных.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог совместно с  ребенком применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: телевизор, магнитная доска.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, мозаики, и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной ...

Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью

Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (5 класс)

Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (5 класс)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Адаптированная индивидуальная рабочая программа для детей со сложным дефектом развития

Инклюзия - это термин, который относится к вовлечению детей с ограниченными возможностями и их семей во все виды деятельности, типичные для детей этого возраста.    Инклюзия - это ценно...

Пояснительная записка к Рабочей программе по английскому языку для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования.

Пояснительная запискаРабочая  программа по английскому языку предназначена для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего об...