Сотрудничество учителя и библиотекаря в формировании навыков функционального чтения учащихся
материал

Остроухова Светлана Анатольевна

Школьная библиотека  является  участником педагогического процесса,   с каждым годом  возрастает ее роль в формировании навыков функционального чтения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_seminar.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество   учителя и библиотекаря в формировании навыков

функционального чтения учащихся

   «Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро).

Трудно не согласиться со словами Дени Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось.  

         В  2016 году была принята Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской федерации (09.04.2016 №637-р)

В ней представлена система взглядов на основные проблемы. Даны основные направления реализации Концепции. В пункте «Литература»: усилить компонент, направленный на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст.

       О проблеме отсутствия функционального чтения у четверти населения страны неоднократно заявляла министр образования и науки Ольга Васильева.

Функциональное или смысловое чтение — это умение понимать и пересказывать содержание прочитанного текста. В результате отсутствия этого умения школьники, по словам министра образования, «вынуждены тратить много времени на выполнение уроков». Отсутствие навыков функционального чтения отрицательно сказывается при выполнении различных заданий и на уроках по всем предметам: чтобы решить задачу - надо понять о чем она, т.е. понять смысл написанного. Чтобы пересказать текст на предметах устного цикла (история, обществознание, биология, география, физика)  нужно составить план пересказа, переработать в голове, о чем рассказано в параграфе, дополнительном материале. Ученик хорошо перескажет домашнее задание, при условии, что он поймет смысл прочитанного, а не вызубрит  (в лучшем случае) материал.  Именно осмысление прочитанного  и понимается под термином функциональное, смысловое чтение. Несформированность этого умения может привести к неуспешности на итоговой аттестации: по обществознанию, биологии в тестах имеются задания, связанные с пониманием текста и ответом на вопросы по этому тексту, составлением плана данного текста.

         С  2018г. в 9 классе введено итоговое собеседование как допуск к итоговой аттестации,   которое включает в себя 3 части:

1. Работа с текстом - выразительное чтение, пересказ.

2. Составление текста по фото или по  предложенной теме.

3.  Беседа с экзаменатором по вопросам, в которой  проверяется навык связной речи.

Таким образом, основой всех видов функциональной грамотности – математической, глобальной, финансовой, естественно – научной, информационной является читательская грамотность.

         К основным  умениям читательской грамотности (смыслового, функционального чтения), развитие которых должно обеспечить успешность детей, их хорошую успеваемость и качество знаний можно отнести:

-умение осмысливать цели чтения;

 -умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

-умение определять основную и второстепенную информацию;

- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

-умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации

-умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

         Вопросы развития навыков функционального чтения (как одной из составляющих функциональной грамотности)   неоднократно  рассматривались на заседаниях методических объединений учителей  начальных классов, учителей гуманитарного цикла, естественно – научного цикла. В декабре был проведен  методический     семинар            «Формирование навыков функционального чтения как одно из важнейших условий успешного обучения». В соответствии с планом методической работы школы в декабре 2018г. администрацией были посещены уроки  в 1-9 классах.        Цель:   развитие функциональной грамотности учащихся через формирование   навыков функционального чтения на уроках.

Библиотека играет большую роль в образовательном процессе. Чтобы достичь максимального  использования  потенциала  школьной библиотеки, необходимо постоянное сотрудничество  учителей школы  со  школьным библиотекарем.

Сотрудничество учителя и библиотекаря должно быть  направлено на то, чтобы:  

- пропаганда чтения

– расширять их кругозор, совершенствовать навыки функциональной грамотности;

-готовить и проводить проектную, исследовательскую работу, выполняемые в расширенной среде обучения, которая включает школьную библиотеку;

– развивать и оценивать информационные навыки и информационные знания обучающихся, оказывать помощь в поиске, подборе, сортировке и использовании информации;

– разрабатывать планы уроков, внеклассных занятий, мероприятий по воспитательной работе с детьми;

Эта работа хорошо знакома каждому школьному библиотекарю. Вся деятельность школьной библиотеки тесно связана с работой учителя в  урочной, внеурочной деятельности и в рамках воспитательной работы с обучающимися.  Новые же образовательные стандарты предполагают более тесное и творческое сотрудничество учителя и школьного библиотекаря.

Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня педагогического процесса.

 Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение обучающихся необходимой литературой. Эта работа проводится совместно с учителями-предметниками, классными руководителями и администрацией  школы.

Библиотечный фонд  школьной библиотеки формируется в соответствии с учебным планом и образовательными программами, реализующимися в образовательном учреждении. В библиотеке постоянно ведется работа по обновлению и пополнению как учебной, так и художественной  литературы.

При подготовке к новому  учебному  году проводится работа по изучению состава и состояния фонда школьной библиотеки. Ведется работа с перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе. Ежегодно проходит обсуждение УМК. Библиотекарь  доводит до сведения учителей – предметников новый Федеральный перечень – учитель изучает его и формирует заказ по своему предмету. Выносит вопрос заказа новых учебников на МО – это обсуждается на заседании МО -  руководитель МО представляет решение МО на педсовет – педсовет утверждает заказ в соответствии с выделенной денежной квотой. Такой путь способствует подбору  УМК, отвечающего нужному уровню образования.

С целью обновления и пополнения фонда школьной библиотеки ежегодно  проводится акция «Подари книгу школе!» при содействии классных руководителей и учителей – предметников. Ребята и родители приносят в библиотеку книги, которые они уже прочли, делятся с другими читателями школьной библиотеки. Таким образом, каждый ученик может внести свой вклад в библиотечный фонд школы.

Совместной работа библиотекаря и учителя в рамках урочной деятельности подразумевает информационную поддержку учителя, оформление книжных выставок, обзоров литературы по теме урока, помощь в поиске и отборе информации За  5 лет работы  в библиотеке накоплен большой материал к

классным часам,  связанный с вопросами чтения, про писателей, ученых, исторические презентации, аннотации к книгам – юбилярам. Все это доступно учителям, учащимся, родителям.

Занятия со школьниками по обучению информационной грамотности проходят в тесном сотрудничестве  с учителем информатики. И учитель, и библиотекарь учат школьника как найти информацию, отобрать нужную, качественную, суметь оценить степень достоверности, развивать информационную компетентность школьников. Это, безусловно, очень важный аспект в процессе адаптации ученика в современном информационном пространстве.

 Органичной частью единого процесса руководство чтением детей в библиотеке является и формирование библиотечно–библиографической грамотности.  Это происходит при обслуживании читателей на  абонементе: рекомендательные беседы при выдаче книг,  беседы  о новых поступлениях (книг, журналов, справочников. Анализ дневника библиотеки помогает в исследовании  читательских интересов пользователя. Ежегодно в мае совместно с учителями начальных классов и учителями русского языка и литературы  обсуждается и подбирается  списки литературы на лето: «Лето, книга, я – верные друзья». Формированию библиотечно–библиографической грамотности  способствует  оформление информационных стендов-папок: - Правила пользования книгой. - Правила поведения в библиотеке.

Особое место в привитии детям любви к книге, к чтению отводится библиотечным урокам.   Библиотечные  уроки проводятся с учащимися по плану, утвержденному директором школы. Тематика   уроков разнообразна и зависит  от возраста: «Говорящая обложка» - о структуре книги,  Как читать книгу,   первое посещение «Правила обращения с книгой. Бережное  отношение к книге», «Детские книги и журналы» «Апостол – первая печатная книга»,  Культура  чтения периодики, книги по естественным наукам и техники для подростков, научно- познавательная литература, навыки самостоятельной работы с книгой.  

В качестве примера я хочу рассказать о  занятии «Волшебный мир театра». В самом начале урока  учащиеся работали со словарями: необходимо было  найти  значение слова «театр». После знакомства с историей театра, театров г. Самара  и «виртуального посещения театра», учащимся была предложена работа с текстом: выделить главное предложение, отражающее нашу тему. Далее эти предложения были представлены в презентации. В заключении учащиеся, также работая с текстом, выбрали слова про театр и  составили синквейн. Подобные занятия продолжают развивать у учащихся умения и навыки, заложенные на уроках. В этом также прослеживается совместная работа учителей и библиотеки по формированию навыков читательской грамотности, навыков осмысленного чтения.

Большую роль в формировании навыков функционального чтения играет внеурочная деятельность, организованная на базе библиотеки. Несколько лет я вела занятия внеурочной деятельности во 2-4 классах             « Волшебный мир книги», в этом учебном году  на занятия  «Литературной шкатулки» приходят учащиеся 5-6 классов.  Программа занятий составлялась совместно с учителями русского языка и литературы. Обе программы «Волшебный мир книг» и «Литературная шкатулка» реализует  общеинтеллектуальное направление.  Основная  задача занятий воспитание грамотного читателя (под термином грамотного  ученика в настоящее время мы понимает не техническую сторону, а смысловую сторону чтения: понимание, осознание, синтез и анализ, т. е. осмысление текста). Поэтому, цель внеурочных занятий в библиотеке  научить  школьников:

-планировать чтение.

-осознанно, правильно, выразительно читать;

-давать нравственную оценку героям произведения;

- -извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

-самостоятельно выбирать книги для чтения;

-работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Содержание программы:

  • Программа состоит из 4 модулей:
  • Модуль 1. «О книге и библиотеке». Предполагает формирование представлений о книге и библиотеке как источниках информации знаний.
  • Модуль 2. «Мир интересных книг».   Предполагает знакомство с произведениями самых читаемых и любимых писателей.
  • Модуль 3. «Литературный марафон».   Предполагает интеллектуальные литературные игры, конкурсы, викторины.
  • Модуль 4. «Волшебное перо».  Предполагает развитие литературных и художественных способностей учащихся.  

Особенность программы в том, что темы модулей переплетаются,  некоторые занятия приурочены к датам, событиям, знаменательным дням.

В октябре  к  200- летию со дня рождения писателя И. С.Тургенева  учащимся была показана презентация «Писатель с русской душой». А потом  учащиеся выбрали понравившиеся произведения Ивана Сергеевича для самостоятельного чтения. На следующем занятии учащиеся рассказали о прочитанном, поделились впечатлениями, высказали свое отношение к героям произведений.  Далее  состоялась игра – викторина по творчеству писателя.

В ноябре учащиеся сами подготовили презентацию   на тему «Путешествие в прошлое: От папируса до компьютера». Я подобрала некоторые научно- популярные книги, энциклопедии. Мы совместно составили план – вехи нашего «путешествия». Каждый отвечал за свой пункт, подбирал, изучал материал, выделял тот материал, который считал важным и самым показательным, оформлял слайд презентации. В результате совместной работы (учащиеся, библиотекарь, учитель информатики) получилась работа, с которой потом ученики выступили перед   начальной школой.

Часто на занятиях  по теме «Слов драгоценные клады» мы проводим

час тихого чтения. Дети в спокойной обстановке, располагаются, как хотят, выбирают книгу и читают. Ещё применяю такую стратегию текстовой деятельности, как: Чтение в кружок (попеременное чтение). Первым читает всегда библиотекарь,  текст передаётся следующему чтецу. Задача читающих читать с пониманием, задача слушающих задавать чтецу вопрос, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

   Наиболее эффективными технологиями, помогающими развивать читательскую компетентность и информационную культуру школьников, выступают:  технология использования игровых методов и обучающе-развивающих игр. Конкурсные и воспитательные мероприятия: поле чудес  «Лучшие друзья моей души», «Самый читающий класс», игра «Умники иумницы»  квест – игра «Путешествие в царство книг»  способствуют развитию у учащихся навыков бережного отношения к книгам, формированию читательской грамотности учащихся.

Проводятся у нас викторины и литературные игры после домашнего прочтения произведения школьниками. Такой вид деятельности вы увидите сегодня на внеурочном занятии по произведениям В.Бианки.  Совместные мероприятия по пропаганде чтения, формированию читательской грамотности  проводятся  в тесном сотрудничестве с сельской библиотекой,

Формированию навыков чтения способствуют мероприятия массового  характера:   день словаря, афоризмы, акции читаем книги о войне, «Передай книгу другу». В  ноябре в России  традиционно отмечается День

словаря. Этот праздник приурочен ко дню рождения  Владимира Ивановича Даля – автора самого знаменитого русского словаря.  К этому дню  в  школьной библиотеке  организовывается выставка словарей, на которой учащиеся смогли знакомяться с разнообразием словарей, биографией В.И. Даля.  Для учащихся организуются беседы: 2-3 классы  -  «Словарь – наш помощник»,  5-7 классы – « Культура пользования словарями», 8-9 классы – « Словари как хранители и трансляторы национальной культуры»

Очень популярна акция - «Книжкина больница». Ремонт   книг вместе с учащимися в школьной библиотеке  содействует  бережному отношению к книгам и способствует продвижению чтения. Ребята рассматривают обложку, перелистывают страницы, успевают прочесть какие-то отрывки – в конце работы некоторые предпочитают взять книжку с собой. После анализа читательских формуляров в конце года определяется «Лучший читатель», «Лучший знаток книги», «Самый читающий класс».

Проект «Живая классика» - всероссийский ежегодный конкурс чтецов,
проводимый в нашей школе совместно со школьной библиотекой, тоже способствует продвижению чтения книг и направлен на формирование эстетических чувств, навыков выразительного и «смыслового чтения» непрограммных  текстов, творческого осмысления прочитанного.

Школьная библиотека принимает участие в исследовательской и проектной деятельности, обеспечивая учащихся и учителей необходимым материалом.  При участии библиотеки были разработаны и оформлены проекты «Мы разные- мы вместе», «Судьба моей семьи в судьбе моей страны», «Моя родословная», «Моя Россия – моя страна» была оказывала помощь в подборе материала для исследовательских работ: «Амарант- культура будущего» и «Иван Грозный» (участвующие в проекте «Взлет»), оказана помощь в подборе некоторого материала к дистанционному проекту «Тропинками науки».

В этом году в библиотеке начата работа по сбору и формированию   папки «Работа с текстами по разным предметам»  ученики могут в любое свободное время прийти в библиотеку и взять текст по русскому языку, биологии и обществознанию и работать с ним.

Становление  ребенка как читателя, формирования навыков функционального чтения не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Исследования психологии и развития детей   показали, что чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные«окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты,

названные способности могут развиваться. Например, для речевого развития «окно» закрывается— в 9-10 лет, для  способности к чтению - в 12-15 лет.  Нужно успеть приучить ребенка необходимости и потребности читать. Ведь  именно  книги обеспечивают: интеллектуальное и эмоциональное развитие языка, социальное и образовательное развитие,  социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. 

Разнообразны формы взаимодействия библиотеки и педагогов с родителями.

Рассказать о необходимости  формирования навыков функционального чтения, убедить и настроить родителей на решение этой проблемы -  этим вопросам было посвящено  выступление библиотекаря на родительском собрании «Смысловое чтение – залог  успешности учащихся».  Библиотекарь  рассказала о том,  чтение - это первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни,  что читающий ребенок быстрее развивается,

Родителям вручили памятки « Правила по воспитанию у ребенка потребности в чтении и книге».

В начальных классах  разработан проект «Читательский экспресс «Ученый поезд – Читалочка», который предполагает совместную работу детей и родителей.   Стало традицией в конце учебного года проводить конкурсную программу в начальных классах «Папа, мама, я – читающая семья». В этом году в 5-8 классах  разрабатывался проект «Познай мир с книгой» по формированию личности ребенка средствами художественных произведений. Такие проекты объединяют учителей, родителей, школьного библиотекаря в общем стремлении «заразить» детей чтением и к возрождению традиции семейного чтения.

Работа школьной библиотеки пересекается с работой учителя. И тесное сотрудничество, содружество, сотворчество библиотекаря с классными руководителями и учителями – предметниками, родителями  становится необходимым условием  качественного образовательного процесса в школе.

Таким образом, школьная библиотека, не только является  участником педагогического процесса, но  с каждым годом  возрастает ее роль в формировании навыков функционального чтения учащихся.

 Спасибо за внимание. Хочу пожелать всем активных посетителей и пополнение библиотеки новыми художественными книгами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка выразительного чтения у учащихся

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный компл...

Проблемно-диалоговый метод как условие формирования навыков функционального чтения

Человек в течение жизни может сменить несколько видов деятельности, значит, он будет непрерывно учиться. Обществом в последнее время осознано значение непрерывного образования и этому помогает фу...

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ...Формирование навыков смыслового чтения.

Сборник приёмов и техник по формированию навыков смыслового чтения....

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...

Нелинейный текст как один из способов формирования навыков смыслового чтения в рамках овладения функциональной грамотностью

В данной статье представлена практика работы по теме Нелинейный текст как один из способов формирования навыков смыслового чтения в рамках овладения функциональной грамотностью....