Методическое пособие по организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся
учебно-методическое пособие

Многие учителя хотели бы заниматься с детьми проектной и исследовательской деятельностью, с чего начать? каких этапов придерживаться? Я надеюсь, что ответы на эти вопросы вы найдете в данном пособии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области  гимназия города Сызрани

Городского округа Сызрань Самарской области

(ГБОУ ГИМНАЗИЯ Г.СЫЗРАНИ)

Методическое пособие

по организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся

 

                                                                         Автор: учитель математики

Кузьменко Наталья Николаевна

       Социально-проектная и учебно-исследовательская работа позволяет каждому учащемуся испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы

некоторые из своих способностей. Функция учителя создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе.

    Исследовательская   деятельность – мощное средство, позволяющее выявить одаренных детей и увлечь их по самому продуктивному пути развития и
совершенствования.

    Задача включения учащихся в организуемую в гимназии социально-проектную и   учебно-исследовательскую деятельность является достаточно сложной:

  1. включиться в новую для него деятельность учащийся может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов,
  2.  любая  деятельность, в особенности на её начальных этапах, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных учащемуся целей, на решение конкретных задач.
  3. деятельность, в которую включается учащийся, должна восприниматься им как значимая.

       В своей практике я выстраиваю следующую систему занятий исследовательской деятельностью, которая состоит из трёх уровней. Движение учащихся от уровня к уровню происходит последовательно:

  1. 5-6 класс. На данном этапе выполняются коллективные проекты социального направления под контролем учителя. Обучающиеся, знакомятся с новыми понятиями, составляют конспект, работают со справочной, научной литературой. Защита проекта осуществляется группой детей.
  2.  7-8 класс. На данном этапе продолжается выполнение групповых проектов социального направления, но с элементами учебно-исследовательской деятельности, учитель выступает как консультант. Защита проекта осуществляется группой детей. Так же на данном этапе, по желанию обучающихся, начинается работа над индивидуальными учебно-исследовательскими проектами.
  3.  9-11 класс. В соответствии ФГОС обучающие 9-11 класса выполняют проекты индивидуальной направленности: учебно-исследовательского или профориентационного направления.  Защита проекта осуществляется при организованной комиссии, утвержденной директором ГБОУ гимназии г.Сызрани. Обучающиеся предоставляют для оценки комиссии свою работу и оформляют презентацию. Проект оценивается, оценка выставляется в аттестат. Так же учащиеся  участвуют в научно - практических конференциях разного уровня.

     Организация работы над проектами  проходит не только в воспитательной, но и в учебной среде, что способствует развитию навыков исследовательской деятельности.

    Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать четкие задачи. Исходя из практического опыта деятельности, выделяю 6 этапов. Предложенные этапы работы над учебно-исследовательским проектом могут быть использованы для любого возраста. Так же используя данную поэтапную схему можно выполнить любой проект.

  Этап 1. Мотивация занятия проектной или исследовательской деятельностью
    Приобщение к исследовательской деятельности  начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные перспективы. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах). Очень важно наряду с моральными, увидеть и материальные стимулы, например, пополнение списка достижений портфолио и получение преимуществ при поступлении в ВУЗ.

Этап 2. Выбор темы объекта исследования
  Это наиболее сложный этап, ведь работы могут затрагивать различные аспекты изучения окружающей среды. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы творческая группа учащихся завершила их в сроки. Конечно, на конференции могут быть представлены
результаты мониторинга, начатого задолго до последнего исследования. Нередко может возникать ситуация, когда предполагаемая тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин. В этом случае определяется группа педагогов, которая будет
курировать работу.

Этап 3. Постановка задач, выбор методики исследования.

       На данном этапе обучающиеся самостоятельно знакомятся с теоретическими основами работы, составляют список использованной литературы и формируют подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Этап заканчивается формулировкой понятных измеряемых целей, выдвижением гипотезы исследования, выбором необходимого набора методик исследования.

Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных

     На этой стадии проводятся предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализа.

Этап 5. Обсуждение результатов исследований  

    Обсуждение необходимо для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу. Каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Здесь особенно наглядно проявляются преимущества творческого коллектива перед исследователем-одиночкой, ведь дух соревнования в детском коллективе – мощный стимул. Гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и имеют под собой теоретического обоснования. Иногда гипотеза не подтверждается, т.е. результат исследований – отрицательный. Но отрицательный результат также заслуживает внимания.

Этап 6. Презентация результатов научно-исследовательской работы

 Результаты работы творческого коллектива(или индивидуального проекта) оформляются в виде доклада и презентации. Считаем очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап обеспечивает психологическую готовность к презентации работы на более высоком уровне. В ходе конференции заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов, высказывается мнение рецензента работы По результатам обсуждения работ жюри подводит итоги и определяет победителей по каждой из номинаций. У победителей появляется возможность представить свои работы для участия в районных и областных конференциях и семинарах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской работы с обучающимися

В данной статье раскрывается проблема оргнанизации исследовательской работы обучающихся в условиях образовательного учреждения....

Учебно – методическое пособие по организации здоровьесберегающей ежедневной деятельности ребенка, направленной на становление его личности "Распорядок дня"

Приложение к учебно – методическому пособиюпо организации здоровьесберегающей ежедневной деятельности ребенка, направленной на становление его личности «Распорядок дня».В понятие режима дня входит про...

Методическая разработка семинара Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях ЦДОД гп. Нижний Одес.

Данная методическая разработка предоставляет сценарий районного семинара «Опыт организации и проведения учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях ЦДОД  гп. Нижний Одес».Разрабо...

Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).

       В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...