Методика организации и проведения военно-спортивных игр, слетов, спартакиад
методическая разработка

Шмакова Светлана Владимировна

Материал может быть полезен учителю ОБЖ, педагогу дополнительного образования, вожатым в летних спортивных и оздоровительных лагерях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика организации и проведения военно-спортивных игр, слетов, спартакиад

Большую трудность для педагогов в школе представляет организация военно-спортивных игр на местности. Это объясняется некоторыми особенностями игровых ситуаций, среди которых следует, прежде всего, вычленить следующие:

- во-первых, военно-спортивные игры на местности требуют от педагога специальных военных и военно-технических знаний (по тактике, топографии, огневой и строевой подготовке, о способах передвижения на местности и др.); в силу этого такие игры для педагога порой сложно организовать и провести;

- во-вторых, игры на местности порой не имеют твердых правил и проводятся на больших по площади участках открытой или закрытой местности с различным рельефом. Поэтому их организация для одного педагога представляется трудоемкой.

Методика организации и проведения военно-спортивных игр на местности – это совокупность форм, способов и приемов обучения и воспитания подрастающего поколения основам безопасности жизнедеятельности и военной службы. Сформулированные цели обучения определяются уровнем социально-экономического развития общества и его социальным заказом, цели воспитания и развития обучающихся – учетом особенностей содержания соревнований:

  • воспитывать у школьников чувство гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу Родины;
  • способствовать приобретению школьниками знаний, умений, навыков, необходимых в различных сферах жизни общества;
  • ознакомить обучающихся с правовыми нормами и социально-психологическими особенностями жизни военнослужащего.

Методика организации и проведения военно-спортивной игры состоит из следующих этапов:

  • организационный – предполагает определение исходных данных для проведения мероприятия (разработка игровой ситуации, определение места проведения, составление сметы, утверждение главной судейской коллегии, разработка условий игры, выход на место проведения мероприятия, комплектование судейской коллегии, подготовка документации, проведение семинара для судейской бригады);
  • основной этап – проведение военно-спортивных игр, конкурсов, соревнований с использованием различных форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся (этап-взаимообучение, этап-размышление, этап-«линий-самореализации», дидактические игры, «мозговой штурм» и др.) и определение эффективности их применения;
  • аналитический или обобщающий – обработка результатов соревнований, анкет, соотнесение их с поставленной целью, оформление отчетной документации.

Организация мероприятий по военно-спортивной и военно-патриотической тематике в школе начинается с ее выбора.

Перед тем как выбрать игру, конкурс или соревнование необходимо иметь четкое представление о педагогических задачах, разрешению которых они способствуют.

Военно- спортивных игр, конкурсов, соревнований много и развивают они ребят по-разному. В одних – воспитывается выносливость, точность и аккуратность, в других вырабатывается глазомер, умение ориентироваться на незнакомой местности, наблюдательность, умение маскироваться, знание основ воинской службы, доврачебной медицинской помощи и др.

Влияние игры или конкурса на развитие у школьников тех или иных качеств в решающей степени зависит от ее структуры. В структуре различают:

  • во-первых, тематическое содержание;
  • во-вторых, моторное содержание, разнообразие и характер движений, производимых в игре или соревновании, их быстроту, силу;
  • в-третьих, преобладание заданий проблемного и творческо-поискового характера над репродуктивными в конкурсах;
  • в-четвертых, организационную сторону проводимого мероприятия, его сложность, взаимоотношения играющих, разнообразие ролей         и обязанностей, сложность и содержание правил.

Педагогу необходимо так подбирать игры, конкурсы и соревнования, чтобы в течение года у детей чередовались спортивные и интеллектуальные нагрузки, развивались дисциплинированность, выносливость, умение преодолевать встречающиеся трудности.

Важным моментом при выборе и организации игры, конкурса или соревнования является учет возрастных особенностей физического и психологического развития и индивидуальных возможностях школьников, физической и умственной нагрузки, допустимой для данного возраста.

Общеизвестная формула – четкое планирование и контроль выполнения служат залогом успеха – в полной мере относится и к военно-спортивным играм, конкурсам, соревнованиям. Тем более, что работа по подготовке мероприятий бывает необычайно разноплановой, и второстепенных вопросов в ней нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении военно-спортивных состязаний "Зарница"

Положение предназначено для проведения военно-спортивных состязаний "Зарница"...

Положение о проведении военно-спортивных состязаний, посвященных к 23 февраля

Положение о проведении военно-спортивных состязаний, посвященных к 23 февраля...

План проведения военно - спортивного конкурса "А, ну-ка, парни!"

Мероприятие военно- патриотического и спортивного направления. В гимназии проводится традиционно в феврале....

Положение о проведении военно - спортивной игры "Зарница" для школьников.

Военно-спортивная игра «Зарница» для школьников (далее игра) проводится в целях духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся, их физического развития.Настоящее положение опр...

Положение о проведении военно-спортивной игры «ЗАРНИЦА», посвящённой Дню защитника Отечества.

Положение включает цели, задачи игры,подробное описание программы соревнований....

План проведения военно-спортивной игры "Зарница"

План проведения военно-спортивной игры "Зарница", рекомендации, схема этапов....

Методические рекомендации по организации и проведению военно-спортивной игры «Зарница»

Исходя из основных положений «Концепции патриотического воспитания» и государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. главной целью п...