Методическая разработка внеурочного материала "День Конституции Российской Федерации"
методическая разработка (5 класс)

Одним из самых важных праздников в нашей стране считается – День Конституции. Важность и торжественность данного праздника имеет огромное значение. Конституция РФ рассматривается, как основной закон нашего государства. Она является регулятором различных общественных отношений. В законе указаны базовые понятия: общество и государственный строй. Конституция выступает гарантом гражданина Российской Федерации и определяет его права и обязанности. Обучающиеся являются полноправными гражданами своего государства, и они обязаны знать свои права, свободы, обязанности, знать Конституцию РФ.  Ознакомление с Конституцией воспитывает чувство гордости, уважения к своей Родине и людям, живущим в ней, помогает лучше адаптироваться в современным социальной среде, позволяет формировать свою собственною точку зрения на происходящие события.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_den_konstitutsii.docx222.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Центр дополнительного образования"

Методическая разработка внеурочного мероприятия

«День Конституции Российской Федерации»

Название работы: «Конституция – важна! Конституция –нужна!»

Автор: методист  МАОУ «ЦДО»

Киреева Мария Сергеевна

Методическая разработка

«Конституция – важна! Конституция –нужна!»

Пояснительная записка

Одним из самых важных праздников в нашей стране считается – День Конституции. Важность и торжественность данного праздника имеет огромное значение. Конституция РФ рассматривается, как основной закон нашего государства. Она является регулятором различных общественных отношений. В законе указаны базовые понятия: общество и государственный строй. Конституция выступает гарантом гражданина Российской Федерации и определяет его права и обязанности. Обучающиеся являются полноправными гражданами своего государства, и они обязаны знать свои права, свободы, обязанности, знать Конституцию РФ.  Ознакомление с Конституцией воспитывает чувство гордости, уважения к своей Родине и людям, живущим в ней, помогает лучше адаптироваться в современным социальной среде, позволяет формировать свою собственною точку зрения на происходящие события.

 Цель: формирование у обучающихся знаний о Конституции и государственных символах Российской Федерации.

Задачи:

 - сформировать знания о символах и атрибутах государства;

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свое государство;

- расширять кругозора и повышение общей культуры обучающихся;

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация «Атрибуты Конституции РФ».

Материал: клей, бумажные салфетки, ватман

Участники: обучающиеся 5-7 классов.

Ход мероприятия.

1 этап – Подготовительный этап

- Раздать каждому обучающемуся слова гимна РФ.

- Подготовить совместно с обучающимися доклады на темы: «Символы и атрибуты РФ», «История возникновения Конституции».

- Подготовить для обучающихся стихи для самостоятельного изучения наизусть.

2 этап — Основная часть

Педагог: Велика и прекрасна наша страна  Россия. Необъятные просторы, большие города, много разных народов и народностей, проживающих в разных уголках, великая культура  все это наша Россия.

Наша страна – самая большая в мире. На территории России могут уместиться, например, 31 Франция, или 560 Бельгий. И каждое государство: маленькое, как, например, Бельгия или Люксембург, или такое большое, как Россия, живет по определенным законам, все граждане государства имеют определенные права и обязанности, которые записаны в документе. Знаете ли вы, что это за документ? (Конституция)

А какое называние нашей страны закреплено в Конституции? (Ответы обучающихся). В статье 1 Конституции обозначено, что наше государство имеет два равнозначных наименования: Россия и Российская Федерация.

        12 декабря вся наша страна будет отмечать праздник-День Конституции.

Обучающийся читает стихотворение «Конституция»

Норм и правил главный свод,

Вся страна по ним живет.

И сегодня праздник силы,

День Конституции России.

 

Будет знать даже ребенок,

Основной закон с пеленок.

Слово чтить родной страны,

Все наши граждане должны!

Педагог: Сегодня мы поговорим об этом государственном празднике и о государственной символике РФ.  День Конституции РФ - это официальный праздник и о том, как он возник нам расскажет наш первый докладчик.

Обучающийся выступает с докладом «История возникновения Конституции»

Обучающийся: Конституция устанавливает каким должно быть государство, какие права, свободы и обязанности есть у каждого из его граждан. Конституция определяет основу общественного и государственного строя, форму правления и государственного устройства. Конституцию можно сравнить с прочным фундаментом, на котором строится и стоит наш с вами общий дом Российская Федерация. Наше государство насчитывает пять изданий Конституции.

Первая Конституция была принята в 1918 году. Вторая – в 1924 году. Третья – в 1936 году. Четвёртая Конституция была принята в 1977 году.

И последняя, пятая Конституция, была принята в 1993 году. Конституция 1918 года. Это была первая советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 года. Она юридически закрепила власть рабочих и крестьян (диктатуру пролетариата), отвергала частную собственность, допускала её принудительное изъятие.

В 1922 году был образован Союз Советских Социалистических Республик – СССР. Это было новое государство и новому государству требовалась новая Конституция - новый "фундамент" и 31 января 1924 года была принята Конституция СССР.

В 1936 году был принят текст новой Конституции СССР. В его разработке активное участие принимал И.В. Сталин, руководивший в тот период страной. Новая Конституция декларировала завершение строительства основ социализма.

А в 1977 году была принята новая Конституция СССР. В Конституции было впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть. Утверждался принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних Конституциях. Эта Конституция действовала до 1993 года.

И 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации , которая является основным законом государства по сей день.

 Устанавливаются новые для нашего законодательства права и свободы, а именно, право на жизнь, запрет пыток, насилия, защита частной жизни и др.

В этом году будет отмечаться 25 лет со дня принятия последней Конституции России.

Педагог: Какие права есть у каждого гражданина нашего государства?

Наши права записаны в Конституции. Давайте попробуем в них разобраться.

Игра «Угадайка»

Обучающиеся делятся на 2 команды и из предложенных прав выбирают верные.

-Право на жизнь;

-Право на отдых;

-Право на ежегодные бесплатные заграничные поездки;

-Право на бесплатные сладости;

-Право на воровство;

-Право на жилье;

-Право на медицинское обслуживание;

-Право на бесплатный проезд в такси;

- Право на семью и заботу;

-Право на вандальские поступки.

Обучающиеся озвучивают верные ответы.

Педагог: По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, мы имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жильё и медицинскую помощь, и все люди равны перед законом.

Педагог: Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?

Педагог: наши свободы - свобода слова, вероисповедания и совести. По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова - мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем права вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.

У каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции РФ.

Педагог: как вы думаете, какие это обязанности?

Педагог: Предлагаю вам определить, что  верно, а что нет.

Задание «Путаница»

  1. Покупка автомобиля;
  2. Уборка в доме;
  3. Соблюдение Конституции и законов;
  4. Уважение прав и свобод других лиц;
  5. Ношение амулетов и оберегов;
  6. Забота о детях и нетрудоспособных родителях;
  7. Празднование дня рожления.
  8. Получение основного общего образования;
  9. Забота о памятниках истории и культуры;
  10. Уплата налогов и сборов;
  11. Побелка деревьев
  12. Сохранение природы и окружающей среды;
  13. Защита Отечества

Педагог: подсчитаем верные ответы и каждой команды.

У нашего государства есть символы, что это такое нам расскажет докладчик.

Доклад «Атрибуты государства».  Выступление докладчика сопровождается презентацией.

        К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.     Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.

Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.

Гимн – это торжественная государственная песня, которая исполняется при подъеме государственного флага, при вручении наград победителям. Стихи Гимна написаны С. Михалковым на музыку А.В. Александрова. Наша страна встречает и провожает каждый новый день мелодией Гимна. Гимн слушают и исполняют стоя. (Звучит гимн России, обучающиеся поют вместе с педагогом).

Флаг является символом объединения государства. Российский трико лор появился в семнадцатом веке.

Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос, верхней – белого, средней – голубого и нижней – красного цвета.

Белый цвет флага означает мир, чистоту, правду, благородство.

Синий – цвет неба, веры, верности и постоянства.

Красный – символ огня, честности, смелости, силы красоты, энергии.

В современной России вопрос о смене флага был решен 22 августа 1991 года, поэтому 22 августа считается днем государственного флага Российской Федерации.

Российскому флагу люди, как святыне, отдают высшие почести, он развивается над государственными зданиями, на российских кораблях, над почетными пьедесталами спортсменов – победителей. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

Еще одним символом Российской Федерации является Герб России

Герб России – двуглавый орел, появился более 500 лет назад. Он представляет собой Изображение золотого двуглавого орла.

Двуглавый орел – символ вечности России, необходимой защиты от врагов с запада и востока. Три короны над ним символизируют кровное братство трех славянских народов: русских, украинцев и белорусов.

Утверждение последнего герба России произошло в 1993 году Указом Президента РФ от 30.10.1993 г. Автор эскиза герба художник Государственной герольдии при Президенте РФ Е.И.Ухналёв.

Скипетр и держава в когтях орла – выражение непобедимости нашего Отечества. Герб – это эмблема государства; он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.

Чтобы люди в нашей стране жили свободно и счастливо, чтобы всегда были порядок и справедливость, мы должны соблюдать правила, обязательные для всех, жить по основному закону нашего государства. 

Педагог: Государственные символы России - это флаг, герб и гимн.

Знание основных положений Конституции мы закрепим в конкурсах.

Обучающиеся делятся на команды и выполняют задания.

1.«Закончи предложение»:

1. Сколько куплетов в Гимне России? ________

2. Какая птица изображена на российском гербе? ________

3. Торжественная песнь, несущая славу государству ________

4.. Какое дерево является символом России? ________

5. День Конституции отмечается ________

6. 22 августа это день______

7.Сколько было принято Конституций в России ______

8. Из скольких цветов состоит флаг России_____________

9. Как называется эмблема государства_____

2.Конкурс «Сказочный»

Педагог: Определите, какое право нарушено:

Задание 1-й команде

“Сказка о царе Салтане …” ( А.С. Пушкин )

…Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую-
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
“Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром ,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.”

(Ответ: “Нарушение права на неприкосновенность частной жизни и права на личную неприкосновенность.)

Задание 2-й команде

Какие конституционные права были нарушены?

“Сказка о золотом петушке” ( А.С. Пушкин )
Плюнул царь:”Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!”
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
 
Да и дух вон. – Вся столица содрогнулась

( Нарушено право на жизнь и личную неприкосновенность)

Задание 1-й команде

Поэма А.С. Пушкина

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
 
А серый волк ей верно служит

( Нарушено право на свободу и личную неприкосновенность)

Задание 2-й команде

А.С. Пушкин “ Сказка о золотой рыбке

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты баба , белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
Осердилась пуще старуха,
По щеке ударила мужа:
“ Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?

( Нарушено право на личную неприкосновенность и оскорбление действием.)

3. Игра: «Наоборот».

   -  Ияросс (Россия;)
 -Стиконутция (конституция);

  - Накоз (закон);

  - Брег (герб);

  -   Минг (гимн);

  - Фалг (флаг);

  - Вопра (право).

4. Задание «Совпадение»

Соотнесите название государственных праздников с их датами:

1. Новый год

23 февраля

2. Праздник Весны и Труда

1 января

3. День защитника Отечества

9 мая

4. Рождество Христово

1 мая

5. День Победы

4 ноября

6. День народного единства

7 января

7. День независимости России

8 марта

8. Международный женский день            

12 июня

3 часть: Творческое задание.

      Педагог предлагает обучающимся скатать комочки из бумажных салфеток трех цветов: белого, синего и красного цветов и приклеить их на ватман где изображен контур флага. В конечном результате получается объемный флаг-триколор России.

Педагог: Вот и подошло к концу наше мероприятие.  Каждый гражданин должен знать Конституцию своей страны, потому что это основной Закон государства. Мы с вами еще не раз встретимся с этим Законом.

 А сейчас подведем итоги наших конкурсов и устроим общее чаепитие.

Победители награждаются  медальками.

C:\Users\АРТЕМ\Desktop\14859613825891f8a683cf1.jpg

Использованная литература:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Конвенция «О правах ребенка». – М.:Издательство «Омега – Л», 2014г.
  3. Конституционный строй России// Вопросы парламентского права. – М., 1995.
  4. Некрасов С.И. Конституционное право России: учебное пособие/рекомендовано Мин. образования и науки РФ. –М.: Юрайт, 2012. – 351 с.
  5. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник/рекомендовано Мин. образования и науки РФ. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 316 с.
  6. Смоленский М.Б. Конституционное прао России для ССУЗов. – М: КноруС, 2016. – 232 с.

      7. Интернет ресурс https://easyen.ru/load/klassnye_chasy/grazhdanstvennost/metodicheskaja_razrabotka_vneklassnogo_meroprijatija_po_teme_12_dekabrja_den_konstitucii_rf/206-1-0-65200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Российская федерация

В данной методической разработке использована инновационная методика РАО. Урок-проект позволяет привлечь обучающихся к самостоятельной деятельности. Разнообразные задания и присутствующий элемент соре...

Методическая разработка на тему: «Конституция Российской Федерации»

Методическая разработка на тему: «Конституция Российской Федерации»...

Методическая разработка урока "Государственные символы Российской Федерации"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям истории и обществознания, работающим в 6-8 классах....

Методическая разработка классного часа "Конституция Российской Федерации"

Классный час разработан с целью повышения правовой грамотности обучающихся. Форма классного часа - деловая игра....

Методическая разработка к Дню Конституции Российской Федерации

Методическая разработка содержит два варианта теста (с правильными ответами) на знание Конституции Российской Федерации для 8 - 9 класса и 10 -11 класса.Документ подготовлен с учетом всех изменений в ...

Методическая разработка интеллектуальной игры «Знатоки Российской Федерации», проводимой в рамках Недели английского языка

Вашему вниманию представленаМетодическая разработка интеллектуальной игры «Знатоки Российской Федерации», проводимой в рамках Недели английского языка. Проведение мероприятия в игровой фор...

Методическая разработка игрового занятия "Конституция Российской Федерации"

Игровое занятие по знанию конституции Российской федерации...