Создание ситуации успеха обучающегося
статья
Влияние ситуации успеха на результат учебно- познавательной деятельности. Условия реализации ситуации успеха.Технологические операции созданияситуации успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание ситуации успеха обучающегося
Учение только в том случае приносит удовлетворение, радость, воодушевление, если оно сопровождается успехом. Поэтому преподавателю необходимо позаботиться о том, что организуемая учебно – познавательная деятельность скрывает в себе ситуацию успеха. Американский психолог У. Глассер, имеющий многолетний опыт работы с детьми - «неудачниками», пишет: «Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, цвета кожи или уровня материального благосостояния, человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в учебной деятельности, у него есть все шансы на успех в жизни».
Ситуация успеха – это такое целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого обучающегося в активную деятельность в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоциональный настрой обучающихся на выполнение учебной задачи и адекватному восприятию результатов своей деятельности. В конечном счете, «успех в труде – это основа взаимопонимания между преподавателем и обучающимися, между родителями и детьми, преподавателем и родителями, а значит, единства действий и воспитательных усилий школы и семьи». Необходимо помнить, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости. Когда обучающийся сталкивается со слишком трудной работой, не может с ней справиться и терпит неудачу, это может привести не только к угасанию интереса, но и к более серьезным отрицательным последствиям. Непременным условием реализации ситуации успеха в деятельности обучающихся являются следующие положения: - обучающийся должен приложить усилия для преодоления своего неумения, незнания, неопытности;
- предложенное для выполнения задание должно быть доступным, а трудности должны нарастать постепенно (шаг за шагом, по мере уверенного выполнения обучающимися предыдущего задания);
- преподаватель должен верить в обучающегося, в его возможности и способности, в оптимистическую перспективу его развития;
- предлагаемая деятельность должны приносить удовлетворение, а для этого необходимо, чтобы она скрывала в себе элементы творчества как созидательного усилия.
Переживание обучающимся ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет обучающемуся почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат. Важную роль в обеспечении переживания успеха каждым обучающимся играет педагогическая оценка результата исполненного.
В рамках формирования индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности были предложены технологические операции создания ситуации успеха.
ОПЕРАЦИЯ | НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА | |
1. Снятие страха | Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». | |
2.Авансирование успешного результата | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. | «У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». | |
3.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности | Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | «Возможно, лучше всего начать с…» «Выполняя работу, не забудьте о…» | |
4. Внесение мотива | Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» | |
5.Персональная исключительность | Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | «Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» | |
6.Мобилизация активности или педагогическое внушение. | Побуждает к выполнению конкретных действий. | «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…» | |
7. Высокая оценка детали. | Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. | «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». |
Следует отметить, что нет необходимости оценивать удачно выполненную работу в целом, оцениванию должна подлежать только одна деталь: интересный прием, необычный способ, оригинальное оформление, самостоятельный поиск и т.д. в этом и будет заключаться истинная заслуга обучающегося, его индивидуальность.
Нельзя забывать, что такие отрицательные эмоции, как обида, зависть, страх, боязнь – производные «неуспеха» - не только дезорганизуют учебную деятельность, но и способствуют развитию угнетенности, апатии, а в конечном счете – возникновению неврозов.
Поэтому достижение и признание – два очень важных фактора удовлетворенности учебой и уверенности в себе обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-129616-1365277217.jpg)
Создание ситуации успеха на уроках математики как средство здоровьесбережения личности обучающихся
В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. Неспроста наш...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-337077-1383839900.jpg)
Создание ситуации успеха как одного из факторов обеспечения психологического комфорта обучающихся
Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, на его желание учиться, а в итоге – на успеваемость....
Формирование социальной одаренности обучающихся через создание ситуации успеха на занятии
Беляк Наталия Владимировна,МБОУ ДОД Центр детского творчества МО г. Саяногорск Социум и ребенок, как много вопросов вызывает этот тандем. Насколько успешной будет социализация подрастающего...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/18/picture-757430-1455802301.jpg)
«Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства»
Эффективность педагогических приемов создания ситуации успеха на уроках изобразительного искусства...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/14/picture-654185-1439562438.jpg)
тема: "Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства"
В материалах для выступления на педагогических чтениях представлен опыт работы по заявленной теме....
Создание ситуации успеха как способ мотивации обучающихся с разным уровнем подготовки
Работа учителя в общеобразовательной школе, где нет специального отбора детей и в одном классе могут обучаться дети с разным уровнем подготовки, заключается в том, чтобы обучить каждого в отведенное п...
Выступление на педагогическом совете «Организация работы по созданию ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации обучающихся»
За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут ...