"Активные формы обучения математике"
статья

Ишмурзина Зульфия Исламовна

Формы работы, повышающие уровень активности обучения.

Активные методы обучения .

Виды уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy_obucheniya_matematike.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Активные формы обучения математике»

Эффективность обучения школьников математике во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. В своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Вот некоторые формы работы, повышающие уровень активности обучения:

  1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);
  2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединённые единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
  3. Использование игровых форм;
  4. Диалогическое взаимодействие;
  5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
  6. Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
  7. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
  8. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
  9. Внедрение развивающих дидактических приёмов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…», «Для меня сегодняшний урок…», «Я бы сделал так…» и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);
  10. Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
  11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
  12. Деятельностный подход в обучении.

Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку стараюсь тщательно подобрать и подготовить индивидуальные знания, карточки, основание на адекватной оценке возможностей ученика в данный момент, учитываю его индивидуальные способности.

Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Интерес это процесс, недостаточно исследованный в психологии.

Урок - Математический КВН требует тщательной подготовки.

Первое, что я делаю, это определяю лидеров, которые смогут стать капитанами команд. Очень тщательно работаю, чтобы подготовить несколько учащихся для работы в качестве консультантов во время КВН. Урок начинается моим вступительным словом, ставлю задачу, напоминаю порядок.

Конкурс "Разминка" это 5 минутная самостоятельная работа на листочках. Задания для них их "Обязательных результатов обучения". Выигрывают те команды, которые успели всё правильно решить и вовремя сдать листочки. Очень украшают конкурс песочные часы. Именно они привносят игровой элемент. К тому же всем видно, как "истекает" драгоценное время. Последующий устный счёт проходит в виде конкурса "Блицтурнир" - с заданиями типа: "Что бы это значило?" и "Найди ошибку".

Учащиеся сами находят или составляют задания для соперников по девизом: "Найти ошибку". Следующий конкурс "Домашнее задание". Помощники капитанов проверяют их во время "Разминки" и "Блицтурнира". Если все работы команды выполняли верно команда получает 5 баллов. За ошибки из общего количества баллы вычитаются.

Пользуются большим успехом конкурс капитанов. Я подбираю им интересные задания но теме, даю одинаковые карточки. Победителей признаётся капитан первым выполнивший задание правильно. Команды не только болеют за капитанов, но и помогают им: выполняют эти же задания и могут принести очки команде за оригинальное решение. В конце урока конкурс консультантов.

Каждый консультант получает карточки с заданием, выполняет его на доске и объясняют его решение учащимся. Задача команды соперников - "завалить" консультанта вопросами, ребята разыгрывают непонимание объяснённой задачи.

Консультант - победитель может принести команде 10 баллов 5 - за правильность и скорость решения и ещё и ещё 5- за отличное объяснение.

Подвожу итоги, поздравляю победителей, утешаю проигравших и отмечаю те задания, которые ребятам удаются, а также те, над которыми надо ещё поработать.

Математические бои - очень привлекательная форма решения нестандартных задач. Если на обычном уроке по большей части учащиеся решают для учителя, ради оценки, а на олимпиадах - для себя, то во время матбоя-для победы своей команды. Мини матбой провожу как урок (на уроке - паре). Уровень задач подбираю соответственно уровню команд. В подготовке и проведении даю полную самостоятельность учащимися. Сосредотачиваю внимание детей на содержательных моментах, а не на желании победить любой ценой.

Идея матбоя проста. Команды решают одни и те же задачи, потом по очереди рассказывают решения, а соперники их проверяют.

Чтобы определить, в каком порядке команды будут рассказывать решения задач, команды делают "вызовы": одна называет номер задачи, решения которой она желает услышать, а другая сообщает, принят ли вызов.

Если вызванная команда хочет отвечать, то она выставляет докладчика, а другая команда оппонента для проверки решения. Жюри даёт командам очки как за доклад, так и за оппонирование.

Учащиеся обычно сами разрабатывают порядок проведения боя и условия. (Сколько нужно времени на доклад; сколько раз может один человек выходить к доске, можно ли пользоваться калькулятором, выходить к доске с записанным решением и т.д.)

Команду возглавляет капитан , он отвечает перед командой за организацию решения задач, подготовку докладчиков и оппонентов, тактику ведения боя. В жюри иногда приглашают старшеклассников, или же представителей обеих команд. Жюри должно знать решение всех задач. Маленький блиц - турнир проводится для капитанов. Задачи обычно занимательные, игровые.

Например: Известно, что дробь равна целому числу, где разные буквы обозначают цифры, а межу цифрами стоит знак умножения. Чему равна дробь? Или Одна кастрюля вдвое выше другой. зато вторая вдвое шире первой. к какую из них больше войдет воды? И другие.

В ходе работы жюри ведёт протокол.

Групповые занятия применяю, в основном, при формировании умений и навыков. Такой урок провожу уроком-блоком, обязательно спаренные уроки. Один раз при прохождении темы. Дети очень любят эти уроки. Работают все и охотно. Конструкция урока - деловая игра.

Дети разбиваются в экипажи, в каждом из них назначается командир, штурман, и 3 лётчика. Чётко ставлю задачу: что должны учащиеся изучить, какие конкретно получить навыки умения. Затем члены экипажа работают в группах, командир выставляет опенки в заранее подготовленные ведомости.

По условию игры дети должны подтвердить полученные оценки. Выкладываю жетоны и предлагаю ребятам положиться на случай. Если вытаскивается жетон со словом "все" это означает, что весь экипаж получает новое задание 5 различных карточек и решают у доски. Жетон "выбор" означает, что учитель выбирает одного члена экипажа и проверяет его знаки. Если выпадает "делегат", тогда команда делегирует одного члена экипажа для защиты своих оценок. И. конечно, самое желанное для детей это вытащить жетон "доверие". В этом случае группа освобождается от защиты. И я выставляю оценки из ведомости в журнал. Для того, чтобы паузы во время защиты оценок были заполнены, предлагаю ребятам математическое лото, всё по этой теме.

Два-три раза в год провожу уроки - консультации: цель которых. - научить школьников задумываться над проблемой, уяснять, прежде всего для себя, какие возникли затруднения при знакомстве с повои темой, сформулировать вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Однако, учащиеся часто на представляют себе, какие вопросы они могут задать: ведь большинство из них приучены к репродуктивной деятельности, т.е. к "самостоятельному" решению задач, аналогично только что разобранным. Поэтому, в самом начале проведения уроков-консультаций помогаю формировать вопросы. Накануне такого урока ученики получают задание - подготовить по данной теме карточки с условиями задач, которые они не могут решить. А в ходе изучения темы я постоянно побуждаю учащихся к поиску и отбору наиболее интересных задач. Постепенно учащиеся привыкают отыскивать вопросы и задачи, используя не только учебник, но и другую литературу. К каждому такому уроку учащиеся готовят кар 1 очки с вопросами и задачами.

Старшеклассники иной раз включают в карточки столько задач и вопросов, что разобрать их все на одном уроки невозможно. Тогда стараюсь объединить родственные задачи в 5-6 групп так, чтобы при решении одной из них можно было наметить пути решения остальных задач этой группы. Каждый урок, на котором звучат интересные, трудные вопросы учащихся выигрывает как в дидактическом, так и в воспитательном отношении.

Что дает урок-консультация?

Часто обнаруживается, что не все ключевые задачи разобраны в классе.

Учащиеся начинают интересоваться дополнительной литературой.

Узнают лучше учащихся, вижу динамику их прохождения, вовремя могут поддержать тех. кто затрудняется, выявляю наиболее любознательных и пассивных.

Учащиеся имеют живой пример поиска решения незнакомой задачи.

У школьников формируется привычка задавать вопросы (которая вообще свойственна детям, но. к сожалению, чаще всего уже потеряна). А любой урок от интересных вопросов учащихся только выигрывает как в дидактическом, так и в воспитательном плане.

Описание различных способов решения задач - важнейшее средство развития творческого мышления у учащихся. Есть замечательные задачи, с помощью которых можно прекрасно продемонстрировать различные математические методы и приёмы.

Урок - бенефис одной задачи служит формированию у ребят интереса к процессу решения, а не только к отысканию правильного ответа, развитию математического мышления.

Приведу пример задачи, которая имеет девять решений.

На гипотенузе АВ прямоугольного треугольника ABC. построен квадрат ABDE в той полуплоскости от прямой АВ. которой не принадлежит треугольник ABC. Найти расстояние от вершины С прямого угла до центра квадрата, если катеты ВС и АС имеют соответственно длины а и b. Её можно решить:

  • по теореме синусов:
  • по теореме косинусов;
  • по теореме Птолемея;
  • методом площадей;
  • методом геометрически преобразований;
  • методом координат;
  • векторное решение:
  • чисто геометрическое (описать около квадрата квадрат со стороной а+в)
  • методом комплексных чисел. 8 решений были рассмотрены в классе, а девятое оставлено для факультативных занятий.

Сравнение различных решений одной задачи очень поучительно. Стараюсь накапливать такие решения, подключаю к этой работе учащихся.

В процессе обучения оценка играет немалую роль. Она является определителем уровня знаний и стимулятором в работе, особенно если выставляется сразу же после выполнения задания. Но осуществить полный контроль и оценить работу каждого ученика в течении урока сложно.

При изучении каждой темы провожу уроки разноуровневого обучения. Задания на дом и для работы в классе даю дифференцированные: "обязательный минимум" на "3". "4" и "5".

Упражнения, соответствующие уровню обязательных результатов обучения - на "3".

Упражнения более сложные на "4".

Упражнения повышенной сложности на "5".

Такая организация позволяет каждому ученику на одном уроке получить две оценки - за домашнюю работу и за классную. Оценка зависит от объёма и качества выполненной работы. Объём работы ученик выбирает для себя сам в соответствии со своими желаниями и возможностями. Обычно такое занятие я провожу на сдвоенных уроках, распределяя время урока примерно так 
1 -ый урок. Повторение и проверка домашнего задания - (20-25 минут). Предварительное выставление заявленных оценок в ведомость. Проверка домашнего задания - решение у доски. Повторение старого и текущего материала.

Задание проверяем очень тщательно сначала те. которые на "4" и "5". затем на "3". Выставляем оценки.

Второй этап (20-25 минут) изучение нового объясняю новую тему, решаем несколько типичных примеров.

На втором уроке отвожу 5-10 минут на повторение изученного. Затем весь урок идёт закрепление знаний, проведение консультаций контролирование знаний.

В процессе работы проверяю ответы, ход решения, консультируя я отмечаю правильно выполнение номера и к концу урока уже известен уровень знаний каждого ученика.

Выставление оценок начинаю за 10-15 минут до конца урока. Я или утверждаю заявленную опенку либо снижаю её. бывают и повышения заявленной оценки. Одновременно утверждаю и оценки за домашнее задание. Замечу, что удобно для проверки, чтобы учащиеся чётко нумеровали примеры и выделяли ответы; а у учителя были записаны все ответы. Тогда работа идёт быстро.

Таким образом, на уроке происходит ЗАЧЁТ по пройденному материалу и у меня создаётся чёткое представление о работоспособности, настроении и полученных знаниях каждою ученика, И ученики вынуждены внимательно слушать объяснения учителя, гак как по окончании работы их знания будут оценены.

Зачётным работам я посещаю и отдельные уроки, по изученной теме. Задания обязательно разноуровневые (обязательная часть, дополнительная часть) все разных вариантов. В отличии от контрольной работы двоек не ставлю. За слабую работу ученик пол\час1 "незачет" даю дополнительные тренировочные задания, до тех пор пока тема не будет усвоена.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Активные формы обучения математике" Каскинова Т.М.

Современный учитель — это тот, кто учит самому учению.  Учит не столько действовать, сколько планировать будущее действие, ставить цель и искать способы ее достижения.Поэтому учитель сегодня долж...

Статья по теме "Мотивация и стимуляция на уроках математики через применение активных форм обучения с использованием ИКТ"

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интересы учеников к изучаемому предмету в течение всего урока.Мотивация (от латинского motus – движени...

Активные формы обучения математике.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6178072","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Современный учитель — это тот, кто учит самому учению.  Уч...

Активные и интерактивные формы обучения математике

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы социальные требования к системе российского образования. В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны...

Активные формы обучения на уроках математики

В статье раскрываются наиболее применяемые активные формы обучения на уроках математики. Их роль очень важна в развитии познавательной и творческой деятельности учащихся. Среди таких форм наибол...

Активные формы обучения математике.

активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом...

Презентация: Активные формы обучения математике

Ведущей идей моего опыта является отказ от авторитарного характера обучения в пользу поисково-творческого исключение учебных перегрузок школьников и создание условий для сохранения здоровья учащихся....