Тема «Роль информационно – коммуникационных технологий в подготовке компетентного специалиста в свете ФГОС нового поколения»
материал

Новикова Татьяна Ивановна

Доклад на заседании педагогическогосовета колледжа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-_poslednyaya_versiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема «Роль информационно – коммуникационных технологий в подготовке компетентного специалиста в  свете ФГОС нового поколения»

(педсовет – июль 2018 г.)

Преподаватель   Новикова Т.И.

Начало III тысячелетия характеризуется пониманием того, что интеллектуальный потенциал является основным фактором развития цивилизации. Главными факторами роста интеллектуального потенциала являются наука и образование. Наиболее перспективными технологиями среди всего спектра инновационных технологий, с точки зрения быстрейшего решения глобальной проблемы повышения образовательного уровня населения, являются информационно-коммуникационные технологии обучения

С 2011 года образование постепенно переходит на ФГОС третьего поколения. При этом информационным технологиям отводиться одна из главных ролей.

Причина внедрения информационных технологий во все сферы человеческой жизни кроется в возрастающем с каждым днем объеме информации, с которой человек встречается ежедневно, с переходом общества к информационной цивилизации. Такие глобальные процессы не могут не коснуться и систему образования. Использование информационных технологий в педагогическом процессе становится одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса и в средних специальных образовательных  заведениях.

Применение современных информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Компьютерная техника и другие средства информационных технологий в разной степени используются при изучении всех учебных предметов.

Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Информационно - коммуникационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника, программные и коммуникационные средства.

В информационно - коммуникационной технологии обучения выделяются два компонента, участвующих в передаче учебной информации:

1. технические средства, к ним относится компьютерная техника и средства связи;

2. программные средства, которые могут быть различного назначения.

Для разработки уроков с применением информационно - коммуникационной технологии обучения преподавателю, какой бы он предмет ни вел, важно знать функциональные возможности и особенности применения каждого из вышеназванных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают определенное влияние на учебный процесс.

Педагогические цели использования ИКТ заключаются в развитии личности, выполнении социального заказа, интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Средства ИКТ предоставляют широкие методические возможности по визуализации знаний, индивидуализации и дифференциации обучения, дают возможность проследить процесс развития объекта, построить чертеж, позволяют моделировать объекты, процессы и явления, создают и используют информационные базы данных, открывают доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа, формируют специальные умения обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками. Современные ИКТ позволяют преподавателю эффективно осуществлять самоконтроль, тренировку и самоподготовку обучаемого.

Одним из главных условий применения ИКТ  в образовании является высокий уровень ИКТ - компетентности самих преподавателей

Под информационно-коммуникационной (ИКТ) - компетентностью подразумевается уверенное владение преподавателем всеми составляющими навыками ИКТ-культуры для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.

Под «уверенным владением» следует понимать умение применять навыки ИКТ- в решении разного рода практических информационных задач. С решением информационных задач мы  сталкиваемся в жизни на каждом шагу: при покупке товаров, при получении зарплаты, при оплате коммунальных платежей, при покупке железнодорожных и авиа - билетов выбирая путь до нужного места, при создании дидактического материала и т.д.

 

Условиями эффективного применения ИКТ в образовательном процессе учебного заведения являются:

  1. Наличие персональных компьютеров
  2. Наличие медиаоборудования
  3. Наличие  специализированного программого обеспечения
  4. Наличие электронного дидактического материала
  5. Наличие доступа в сеть Интернет
  6. Высокий уровень ИКТ-компетентности самих преподавателей.

Привожу перечень  составляющих ИКТ компетенции преподавателя (этот перечень определен для аттестации преподавателей на первую и высшую категорию):

1. Наличие общих представлений о возможностях ИКТ.

2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.

3.Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ.

4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.

5. Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.

6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):

a) вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования;

b) подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приёмами работы с инструментами векторной графики;

c) приёмами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами);

d) приёмами построения графиков и диаграмм;

e) методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.);

7. Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:

a) приёмами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах;

b) приёмами вывода изображений на печать, записи на CD.

8. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:

a) приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;

b) приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями;

c) приёмами работы с файловыми архивами;

d) приёмами работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.)  и другими коммуникационными технологиями.

9. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.

10. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности.

ИКТ-компетентность можно определить как «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить в рамках всех учебных дисциплин, а не только на уроках информатики». В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны преподавателя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Задача преподавателя сегодня — попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету.

Основной целью разработки ФГОС нового поколения является переход образования на практико-ориентированное обучение, в результате которого предприятие должно получить готового (компетентного) специалиста, а не просто выпускника учебного заведения, который, придя на производство, плохо представляет себе, что он должен делать на рабочем месте.

Если исходить из двух компонентов применения ИКТ в образовании (технические и программные средства), то в колледже в наиболее полном объеме они реализуются для специальности «Экономика и бухучет», т.к.  для этой специальности используются  кабинеты №34 (оснащенный ноутбуком и видеопроекторм), №44 (оснащенный 12 персональными компьютерами, связанными локальной сетью и имеющие доступ в Интернет), приобретена лицензионная программа автоматизации в бухгалтерском учете «1 С Предприятие», использование которой  позволяет студентам овладеть профессиональными компетенциями в области бухгалтерского учета, используется свободно распространяемый продукт «Налогообложение», обновляемый через Интернет.

Для преподавания дисциплин специальности «Садово – парковое и ландшафтное строительство» используются 3 кабинета оснащенные видеопроекторами и 2 ноутбуками №39,21,25, специальное программное обеспечение преподавателями не используется (например, CorelDRAW, Adobe Illustrator. AutoCAD), но комплектуются базы данных  в виде электронных сборников современных технологий в садово – парковом и ландшафтном строительстве.

Специальность «Ветеринария» обеспечивается только 1 кабинетом №31, в котором установлен видеопроектор и электронный микроскоп, а для специальности «Страховое дело» не оснащено  медиасредствами ни одно рабочее место.

Преподавателями, имеющими компьютер и видеопроектор создаются каталоги презентации для проведения учебных и практических занятий. В этом учебном году нам удалось  установить  лицензионную справочную правовую систему «Консультант Плюс», которой может пользоваться любой преподаватель.

Независимо от  малой обеспеченности кабинетов современными техническими средствами, практически все преподаватели стараются хотя бы  для открытых мероприятий подготавливать компьютерные презентации, использовать ресурсы Интернета (рабочее место читальный зал).

В личностно ориентированном образовании большое значение придается организации учебно-пространственной среды. Одним из факторов, влияющим на совершенствование профессиональной подготовки, является характеристика той учебно-пространственной среды, в которой осуществляется профессионально-образовательный процесс. Проникновение в этот процесс ИТ, основанных на использовании компьютеров, создает предпосылки для разработки компьютерных учебно-пространственных сред. Учебно-пространственную среду, основанную на современных ИТ, можно определить как специфическую среду, включающая компьютерную, телекоммуникационную, методическую и организационную составляющие единого профессионально-образовательного процесса. Максимальный эффект от организации учебно-пространственной среды на основе ИТ может быть достигнут лишь при согласованном развитии психологической, технической, технологической, информационной, нормативной, методической и других составляющих этого процесса. Именно ИТ во многом могут непосредственно влиять на развитие обучения в современных условиях. При этом важным становится обращение к личностно-ориентированным аспектам организации учебно-пространственной среды на основе ИТ.

Если подытожить все вышесказанное, то хочется еще раз отметить актуальность проблемы применения инфокоммуникационных технологий в сочетании с традиционными подходами в образовании, поскольку инновационные педагогические и инфокоммуникационные технологии являются важными составляющими современного образовательного процесса, направленного на формирование специалиста с критическим и творческим мышлением, способного эффективно функционировать в меняющихся условиях профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образо...

Роль информационно-коммуникационных технологий в современном обществе и на уроках математики

Статья "Роль информационно-коммуникационных технологий в современном обществе и на уроках математики"...

«Применение информационно – коммуникационных технологий для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов»

Вот уже несколько лет я готовлю детей к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а теперь и ГИА по математике. Хотелось бы поделиться опытом своей работы, а именно с системой применения ИКТ при подготов...

Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе

Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе  определена  в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации об...

"Информационно-коммуникационные технологии на уроке в условиях внедрения ФГОС второго поколения"

Особенность новых федеральных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается...

Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий учителем биологии в рамках реализации ФГОС»

Доклад был подготовлен для трансляции опыта работы по внедрению ИКТ для мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....