Особенности языка повести Н.С. Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" (тест)
материал по литературе (6 класс)

Летунова Фирсина Руслановна

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" (тест)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест по произведению Н. Лескова «Левша». 2 вариант

1 Укажите жанр произведения.

а) сказка б) рассказ в) новелла г) сказ

2.Что хотел посетить в Англии Александр Павлович?

а) музей б) картинную галерею в) кунсткамеру

3.Что испытывал Александр Павлович при виде заграничных чудес?

а) чувство зависти б) удивление в) обиду за русских мастеров, не

умеющих делать подобные вещи

4 Что было написано на собачке английского пистолета?

а) «Иван Москвин во граде Туле» б) «золотых дел мастер»

в) «Тульский мастер Левша» г) «Сделано в Москве»

5 Чем удивили англичане русского государя Александра Павловича?

а) оружием б ) танцующей стальной блохой в) новой модой

г) достижениями в образовании

6.Что умела стальная блоха?

а) прыгать б) шевелить усиками в) танцевать

7 Какой футляр был сделан для блохи?

а) золотая шкатулка б) футляр из рыбьей кости в) перламутровая коробочка

г) бриллиантовый орех

8 Какую сумму заплатил русский царь за стальную блоху?

а) 1 тысячу рублей б) миллион рублей в) 10 тысяч рублей

9 Что взял Платов у англичан?

а) «мелкоскоп» б) карету «двухсестную» в) «буреметр» морской

г) Мортимерово ружьё

10 Что поручил Платову новый император Николай Павлович?

а) найти жениха для царевны

б) передать блоху русским мастерам, чтобы те с ней что-нибудь сделали

в) съездить в Англию за новой блохой г) сделать новый футляр для блохи

11.Кому поручил Николай Павлович превзойти англичан?

а) первому министру б) донскому атаману Платову

в) военному министру

12 Куда отправились оружейники помолиться перед ответственной работой?

а) в Москву б) на Дон в) в Киев г) в Мценск

13 Что сделали тульские мастера?

а) сломали английскую блоху б) подковали английскую блоху

в) сделали новый футляр из изумруда г) сбежали с царской драгоценностью

14.Чем можно объяснить гнев Платова на тульских оружейников?

а) ничего не придумали нового б) сломали блоху в) потеряли блоху

15Почему левша держал в секрете выполненную работу?

а) не смог ничего придумать б) боялся царского гнева

в) не хотел раньше времени раскрыть секрет

16 С какой целью Платов привёз Левшу к государю?

а) наградить Левшу б) похвалиться хорошим мастером

в) отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой

г) наказать за то, что оружейники сломали блоху

17 Почему царь сначала подумал, что блоха испорчена?

а) она не танцевала б) она рассыпалась на части

в) у неё не было ног г) сломался ключик

18 Что велел положить под микроскоп Левша, чтобы увидеть работу

тульских мастеров?

а) ножку б) брюшко в) ключик г) футляр

19 Что сделал государь с подкованной блохой?

а) заставлял её постоянно танцевать б) отправил в музей

в) оставил себе для забавы г) послал англичанам

20 С какой целью царь Николай Павлович послал левшу в Англию?

а) продолжить учёбу и образование б) научиться мастерству у англичан

в) доказать англичанам, что русские мастера могут превзойти других

своим умением

21.При каком условии левша согласился погостить у англичан?

а) если ему дадут право на жительство в Англии б) если найдут невесту

в) если разрешат посетить оружейные заводы

22.Какой секрет хотел передать левша царю после приезда в Россию?

а) не закупать оружие у англичан б) не чистить дула ружей кирпичом

в) не доверять англичанам секрет изготовления российского оружия

23 Какой "приём" оказали больному левше на родине?

а) поместили в хорошую больницу

б) бросили умирать в больнице для бедных

в ) срочно оказали медицинскую помощь

24 Почему погиб талантливый мастер?

а) от бездушия полицейских властей б) от тяжёлой неизлечимой болезни

в) от отсутствия близких людей

Тест по произведению Н. Лескова «Левша». 1 вариант

1. Как звали донского казака, с которым император Александр Павлович ездил по Европе? 

1)Матвей Платов     2)Николай Платонов 

3)Александр Плоткин     4)Еремей Плугов 

2. Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора? 

1)тюрьма   2)завод   3)склад   4)музей, собрание редких вещей 

3. На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»? 

1)на мече   2)на щите   3)на пистоле   4)на шпаге 

4. Какого сахара у англичан не оказалось? 

1)молво   2)долго    3)мирно   4)сладко 

5. Из чего выковали англичане блоху? 

1)из золота   2)из меди   3)из стали   4)из олова 

6. Что умеет делать блоха? 

1)танцевать и прыгать    2)петь и шагать 

3)шагать и усами водить    4)прыгать и петь 

7. Из чего был сделан футляр? 

1)из натуральной кожи    2)из цельного бриллиантового ореха 

3)из золотой пластинки    4)из деревянной коробочки 

8. Сколько заплатил император за блоху? 

1)нисколько, блоху ему подарили 

2)миллион серебряными пятачками 

3)миллион мелкими ассигнациями 

4) один золотой 

9. От военных дел у государя сделалась меланхолия и он решил: 

1)отдохнуть в своем номере 

2)поехать в другую страну 

3)исповедаться у попа Федота 

4)получше рассмотреть блоху 

10. Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу? 

1)чтоб тульские мастера придумали  что-нибудь еще более удивительное 

2) чтоб тульские мастера научились делать такую же блоху 

3) чтоб тульские мастера исследовали блоху 

4) чтоб Платов подарил тульским мастерам эту блоху 

11. Куда отправились мастера? 

1)в Киев за советом 

2)в Москву за прошением 

3)в Мценск  отслужить молебен 

4)в Орел за инструментами 

12. Как долго работали мастера? 

1) 2 недели 

2) 2 дня 

3) 2 месяца 

4) 2 года 

13. Что придумали мастера? 

1)сшили блохе платье 

2)подковали блоху 

3)сделали блохе домик 

4)сделали еще одну блоху 

14. Почему мастер левша на подковинке свое имя не выставил? 

1)он гвоздики выковывал 

2)ему подковинки не хватило 

3)он не очень умелый мастер 

4)потому что он левша 

15. Куда повезли левшу? 

1)в Киев     2)домой 

3)в Париж    4)в Лондон 

16. Чему более всего удивился левша в Англии? 

1)содержанию рабочего 

2)как делают новые ружья 

3)как, в каком виде состоят старые ружья 

4)угощению и гостеприимству 

17. Чего не было среди подарков, данных левше на прощанье? 

1)золотые часы    2)байковое пальто 

3)ветряная нахлобучка   4)хромовые сапожки 

18. По какому морю они плыли, возвращаясь в Россию? 

1)по Черному   2)Средиземному 

3)Азовскому   4)Красному 

19. Что успел сказать левша перед смертью? 

1)готовиться к войне 

2)найти английскую блоху 

3)похоронить его на родине 

4)ружье кирпичом не чистить 

20. О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»? 

1)об императоре   2)о левше 

3)о графе Чернышеве   4)о казаке Платове 

 

Ответы:

Тест по произведению Н. Лескова «Левша». 1 вариант

1. 1 

2. 4 

3. 3 

4. 1 

5. 3 

6. 1 

7. 2 

8. 2 

9. 3 

10. 1 

11. 3 

12. 1 

13. 2 

14. 1 

15. 4 

16. 3 

17. 4 

18. 2 

19. 4 

20. 2 

 Ответы:

Тест по произведению Н. Лескова «Левша». 2 вариант

1) г,

2) в,

3) в,

4) а,

5) б,

6) в,

7) г,

 8) б,

 9) а,

10) б,

11)б.

12) г,

13) б,

14) а,

15) в,

 16) в,

17)а,

18) а,

19) г.

20) в,

21) в,

22)б,

 23)б,

 24) а.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Тема: Особенности языка повести Н.С. Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе"

Цели  урока: расширение знаний учащихся о Лескове Н.С., формирование навыка анализа текста в соответствии с его жанровыми особенностями, работа с лексикой, развитие навыка монологической речи.

Тип урока: урок – открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: знать  содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст,  уметь  извлекать из текста необходимую информацию.

Метапредметные:  

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.

Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Техники и технологии - технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровье сберегающая технология.

Ресурс:  учебник литературы для 6 класса под ред. В.Я. Коровиной; портрет Н. С. Лескова,  отрывок  из мультфильма «Левша», режиссера Иванова-Вано,  компьютер,  видеопроектор.

Основные

этапы урока

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель:  создать эмоциональную обстановку, мотивировать учащихся на плодотворную работу

1.

- Ребята, добрый день, сегодня  на уроке мы продолжаем разговор о Николае Семеновиче Лескове и о его повести «Левша». Внимание на экран.

(демонстрация фрагмента мультфильма)

Полная готовность класса к работе;  включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Личностные УУД:

жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

 Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

2.Проверка домашнего задания

Цель:

Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся.

3. Актуализация знаний и навыков, необходимых для осознания темы урока

Цель: актуализировать учебное содержание, мыслительные операции, зафиксировать в сознании учащихся эпизоды из повести для выполнения осмысленного восприятия темы урока.

1.-На прошлом уроке на дом вы получили групповое творческое задание подготовить чтение по ролям сцен «Платов у туляков», «Левша у англичан», «Англичане дарят стальную блоху царю Александру Павловичу», давайте проверим, что у вас получилось.

1.-Сегодня мы с вами поговорим об особенностях  жанра сказ.

-Давайте прочитаем  в словаре учебника определение сказа и докажем, что «Левша» относится к этому жанру.

А) составление таблицы или схемы

-Ребята, очень важно отличать сказ от сказки. Давайте запишем  различия между сказом и волшебной народной сказкой. 

сказ

сказка

Рассказчик-свидетель или участник событий

Рассказчик не участник, не свидетель

Место действия реально

Место действия фантастично

Время событий приближено к моменту повествования

Время событий отдалено от момента рассказа

Герои различаются по социальному признаку

Герои не различаются по социальному признаку

Наличие волшебной силы необязательно

Наличие волшебной силы и превращений

Б) – Ребята,  в сказах Лескова - непревзойденного мастера этого жанра -  

рассказчиком могут быть разные люди: и солдат, и городничий, и обычный мастеровой.

Эти люди принадлежат к разным слоям общества, имеют разные профессии, а поэтому имеют разную речевую манеру.

Особенность повести «Левша» в живой разговорной речи. Диалекты, типично профессиональные слова, переиначивание иностранных слов на русский просторечный лад  сочетаются  с литературной нормой.

-Сегодня мы с вами разделимся на группы, чтобы побывать в роли составителей и издателей словаря.(возможно наличие  заготовки в форме книжечки для каждой группы)

Учащиеся демонстрируют сценки по очереди.

Учащиеся изучают вопрос самостоятельно по учебнику.

Учащиеся работают устно и заполняют таблицу в тетради.

Коммуникативные УУД:

 умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.

3.Практическая работа

Цель: отработать навык работы в группе, работы с лексическим материалом сказа.

4.Закрепление с проговариванием вывода

 Цель: проверить свое умение применять полученные знания

5.Рефлексия

  Цель: оценить результаты собственной деятельности

А) составление словаря по группам:

- Ребята, на доске  на доске слова из текста произведения. Давайте попробуем определить значение этих слов и составить словарь из них. Важной частью нашей работы станет определение помет к этим словам (устаревшие, заимствованные, просторечия, фразеологические обороты).

-Не забудьте, что слова в словаре располагаются по алфавиту.

Кунсткамера –

Кизлярка –

Нимфозория –

Дансе –

Мелкоскоп –

Свистовые –

Тугамент –

Озямчик –

Грандеву –

Долбица –

Дерябнул-

 Приноровлено-

Откудова-

Отопрусь-

Пустяковина-

Шабаш-

Ажидация-

 Плезирная-

Форейтор-

 Цейгаузы-

дать маху-

 как снег на голову-

карета-

извозчики-

-Ребята, сейчас мы работали с текстом «Левши»,  какие выводы о языке и средствах выразительности сказа мы можем сделать?

(-использование лексики разговорного стиля

- наличие неполных предложений, частиц,   обращений, междометий, вводных слов

- использование средств художественной выразительности,  которые присущи устному народному творчеству.

-использование профессионализмов и переиначиваний иностранных слов на русский просторечный лад)

-А сейчас проведем небольшой тест. Вам необходимо показать на пальцах номер ответа.

-Чем удивили англичане русского государя Александра Павловича?

1) оружием

2) танцующей стальной блохой

3) новой модой

4) достижениями в образовании

- Какой футляр был сделан для блохи?

1) золотая шкатулка

2) футляр из рыбьей кости

3) перламутровая коробочка

4) бриллиантовый орех

-Что велел положить под микроскоп Левша, чтобы увидеть работу тульских мастеров?

1) ножку

2) брюшко

3) ключик

4) футляр

-Что взял Платов у англичан?

1) «мелкоскоп»

2) карету «двухсестную»

3) «буреметр» морской

4) Мортимерово ружьё

 

-А теперь , ребята, давайте оценим нашу работу на уроке.

А) метод «Пять пальцев»

1)Какие трудности испытывали?

2)Какие задания понравились больше всего?

3)Каким было мое настроение?

4)Что я сегодня делал и чего достиг?

5)Какие знания и опыт сегодня приобрел?

 

Учащиеся работают в группах.

Вписывают слова по образцу:

Нимфозория-(заимств.) – нечто диковинное, микроскопическое.

Учащиеся записывают в тетрадь.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей.

Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

контролируют учебные действия,

выражают свои мысли, оформляют их в письменной форме.

Самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

6.Домашнее

 задание

1.Нарисовать титульный лист для словарей.

2.придумать 3 вопроса для викторины.

3.Задание на отдельную оценку: составить кроссворд из словарных слов.

Осознают цель домашнего задания.  

Планирование учебного сотрудничества, преобразование информации из одной формы в другую


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор жизни и творчества Н.С.Лескова. Особенности сюжета повести «Очарованный странник» («Чернозёмный Телемак», 1873).

Урок литературы в 10 классе по творчеству Лескова. Биографические данные писателя, анализ сюжета повести "Очарованный странник"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...

«П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова».

Урок-мастерская по теме:«П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова». Данное занятие знакомит ребят  с особенностями сказа как эпического ж...

Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник»

Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник»...