Рабочая программа по риторике. 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебником  «Риторика» для 8 класса, под ред. Т.А. Ладыженской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_8_kl._rabochaya_programma.docx56.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Риторика» 8    класс

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебником  «Риторика» для 8 класса, под ред. Т.А. Ладыженской.

Структура рабочей программы:

1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общая характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) календарно-тематическое планирование;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Пояснительная записка

Предлагаемый курс риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практико ориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика –самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.

Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.

Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает

следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то,

о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается.

В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда

давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и

устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д.

Общая характеристика учебного предмета «Риторика»

В разработанной нами программе можно выделить два смысловых блока:

– первый – «Общение»,  – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической

риторике называлось общей риторикой;

– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».

Кратко охарактеризуем содержаниекаждого из блоков.

Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое

называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных

качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как),

на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать

степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная)

ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.

Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить.

Для нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения:

знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения

сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов

в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.

Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере

профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы стремились отобрать и

сделать предметом обучения в школе наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие,

а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству.

Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.

В программу  8 класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются  на примере конкретных речевых жанров.

Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;

– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);

– понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.

Главное внимание уделяется формированию риторических уменийдвух типов:

– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

–вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои

неудачи и промахи и т.п.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную нами программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения. В предлагаемой нами программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:

Твоя речь – бесценное богатство –овладей им!

По речи узнают человека. (Пословица)

Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский)

На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)

Представляется, что такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять –в соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени.

Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные

умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.

Программа риторики носит открытый, примерный характер. Учитель может внести свои коррективы и в объем изучаемого, и в расположение материала. Так, возможно и целесообразно перенесение работы над конкретным речевым жанром в первый блок программы.  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  «Риторики»

 

ЛичностныеУУД:

1. Объясняет принципы продуктивного диалога

2. Вербально выражает в процессе диалога собственные чувства к собеседнику.

3. Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

4. получил и проанализировал опыт обсуждения и установления норм поведения в отношении взрослых.

5. получил и проанализировал опыт участия в школьных и вне школьных мероприятиях.

РегулятивныеУУД:

1.Обнаруживает и формирует учебную проблему.

2.Планирует пути достижения целей, отбирает методы.

3.Самостоятельно планирует и оценивает продукт своей деятельности.

4.Оценивает свои возможности достижения цели определенной сложности различной сфере.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

2. Определяет жанр иструктуру письменного документа в соответствии с поставленной

целью.

3.Адекватно использует выразительные средства языка.

4.Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.

5.Учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные УУД:

1.Знает основы ознакомительного и поискового чтения.

2.Умеет структурировать тексты.

3.Понимает переносный смысл выражений.

4.Употребляет различные обороты речи.

5.Самостоятельно проводит исследование на основе применения методов наблюдения и

эксперимента.

Содержание учебного предмета, курса

Курс риторики в школе – сугубо практический.

Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Риторический анализ

формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:

• что сказал говорящий (пишущий);

• что хотел сказать (написать);

• что сказал (написал) ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР,

но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его

речь была эффективной.

При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но

и свою собственную.

Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа:

• восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;

• каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта;

• что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;

• являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;

• может ли быть несколько правильных решений этой задачи;

• какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения.

Риторические задачи

формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

– кто говорит

– пишет (адресант);

– почему (причина, мотив);

– для чего, зачем (задача высказывания);

– что

– о чем (содержание высказывания);

– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

– когда (время, когда происходит общение,

– сейчас, в прошлом; время, отведенное для  общения, если это важно).

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль)

и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации,

но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.

Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах  Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение  учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы  оно было эффективным.

Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и

т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме риторических игр.

Многолетний опыт работы словесников, его низкая результативность убеждает, что развитие речи (включающее работу по культуре речи) как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает основной задачи риторики.

Эта задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д.  

Риторические умения

Понятийные и инструментальные знания

Общение

У–1. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.

У–1. Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма.

Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

Виды общения

У–1.Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения).

У–1.Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное. Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

У–1. Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.

Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.

У–2. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор.

Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты.

Спор, но не ссора.

У–2. Вести этикетный диалог.

Этикетные диалоги.

Речевая деятельность

У–1. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.

У–1. Определять вид слушания и приемы слушания.

У–1. Критически оценивать слушание собеседников.

Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки.

Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания.

У–1. Оценивать соответствие чтения заданий установке.

У–1. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями.

Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения.

У–1. Находить коммуникативные недочеты.

У–1. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

У–2. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.

У–2. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.

Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.)

У–1. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.

У–2. Распределять дыхание.

Голос, каким он может быть.

У–2. Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки.

У–2. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.

Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.

Качества речи

У–1. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.

Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка.

У–1. Искоренять ошибки в своей собственной речи.

У–1. Определять коэффициент  лексического богатства речи.

У–1. Определять нарушения в точности речи

Нормативные словари. Ортология.

Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности.

Речевые жанры

У–1. Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.

Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы.

У–1. Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и

краткого).

У–2. Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.

Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.

У–2. Составлять объявления устные и письменные.

Речь деловая. Объявление устное и письменное.

У–2. Придумывать сказочные истории и рассказывать их.

Речь художественная. Сказочные истории.

У–2. Рассказывать о случаях.

Речь разговорная. Рассказ о себе.

Содержание курса «Риторика» в табличной форме

Общение

Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию):

1) изобретение;

2) расположение;

3) выражение;

4) запоминание;

5) произнесение.

Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки.

Причины коммуникативных неудач и ошибок.

Развитие самоконтроля

Виды общения

Контактное – дистантное общение, их особенности.

Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь.

Несловесные средства

Послушаем свой голос.

Голосовой сценарий.

Составляем для себя голосовой сценарий.

Несловесные средства

Поза, ее коммуникативное значение.

«Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинах.

Молчание – золото?

Устная речь

Особенности устной речи.

Ситуативность, избыточность.

Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д.

Приемы подготовки.

Учимся отвечать

Инструктивная речь.

Сравнительная характеристика.

Группировка и классификация (обобщающее высказывание)

Качества речи

Качества речи.

Выразительная речь

Учимся читать учебную литературу

Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста.

Реферативное сообщение.

Реферат (письменный).

Риторика уважения

Утешение.

Редактирование

Лингвистические словари.

Словарная статья.

Речевые жанры

Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.).

Отчет о работе кружка.

Автобиография.

Протокол.

Публичная речь

Информационная речь: ее разновидности.

Учимся спорить

Способы доказательств.

Как строится аргументативный текст.

Выражение согласия.

Констатация сказанного оппонентом.

Культура выражения несогласия.

Вторичные тексты

Инсценировка

Необычные (поликодовые) тексты

История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией.

Прецедентные тексты

Понятие о прецедентных текстах

Бытовые жанры

Характеристика.

Похвальное торжественное слово.

Застольное слово.

Газетные жанры

Портретный очерк, его особенности.

Риторика. 8 класс

Календарно-тематическое планирование. (35 часов)

№ п\п

тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

ОБЩЕНИЕ (1ч)

1.

Что такое коммуникационная помеха.

1

2

Причины Коммуникационных ошибок.

1

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

3

Общение контактное-дистантное.

1

ПОДГОТОВЛЕННАЯ И НЕПОДГОТОВЛЕННАЯ УСТНАЯ РЕЧЬ

4

Неподготовленная и частично подготовленная устная речь.

1

5

Приемы подготовки устной речи.

1

НЕ ТОЛЬКО ЖЕСТЫ, МИМИКА, НО И ПОЗА

6

«Говорящие» жесты, мимика и позы на рисунках и картинках.

1

МОЛЧАНИЕ - ЗОЛОТО

7

Удивительное средство.

1

УЧИМСЯ ОТВЕЧАТЬ

8

Сравнительно-сопоставительные слова.

1

9

Инструктивная речь.

1

10

Группируем и классифицируем – приводим знания в систему.

1

КАЧЕСТВА РЕЧИ

11

Выразительность – особое качество речи.

1

12

Такая разная выразительность.

1

УТЕШЕНИЕ

13

Виды утешений.

1

14

Речевые формулы утешений.

1

ЧИТАЕМ – УСВАИВАЕМ ИНФОРМАЦИЮ

15

Тезисы, конспекты.

1

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТА

16

Изобретение. Расположение. Выражение.

1

17

Риторические фигуры.

1

УЧИМСЯ СПОРИТЬ

18

Способы доказательства.

1

19

Как построить аргументативный текст.

1

ИНСЦЕНИРОВКА

20

Что такое инсценировка.

1

21

Структурные части инсценировки.

1

ЛИЧНОЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ ПИСЬМО

22

Особенности личных официальных писем.

1

23

Структура официального письма.

1

24

Речевые формулы.

1

ДЕЛОВЫЕ ЖАНРЫ

25

Отчет о работе. Протокол.

1

26

Рецензия на новую книгу для младших школьников.

1

КОМПЛИМЕНТ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР – «КРИСТАЛЛ» ПОХВАЛЬНОГО СЛОВА

27

Предметы комплимента.

1

ЗАСТОЛЬНОЕ СЛОВО

28

Признаки тоста. Произносим тосты.

1

ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ

29

Портретный очерк.

1

30

Основы портретного очерка.

1

31

Этапы работы над очерком.

1

ТЕКСТЫ «С ЧУЖОГО ГОЛОСА»

32

Новая жизнь старых слов.

1

БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

33

Биография и автобиография.

1

34

Биографический рассказ.

1

35

Поиски своего пути.

1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось-соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

- завершённость учебной линии;

- обеспеченность образовательного учреждения учебниками, дополнительной литературой

из библиотечного фонда, медиаресурсами, ресурсами ИКТ, фото-, аудио- и видеотехникой.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В конце учебного года достигаются планируемые результаты по риторике: позитивное отношение к миру, к личности, предмет учит детей оценивать свою и чужую речь, развивает аналитические навыки, учит адекватному речевому поведению, помогает ребенку вырасти в личность, совершающую меньше ошибок в общении.