Статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"
статья

Дубик Андрей Сергеевич

Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"

Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы"

Ознакомиться с материалами и скачать сборник https://new.beliro.ru/wp-content/uploads/2019/03/f...

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Кравцова О.И., Дубик А.С.

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский монтажный техникум»

Котелевцев Н.А.

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», к.псих.наук.

г. Курск

В настоящий момент, ввиду имеющихся в обществе глобальных социально-экономических изменений, система образования находится в условиях предъявления к ней особых требований. Поскольку все усилия системы образования направлены в первую очередь на людей (как субъектов образовательного процесса), то следует отметить, повышение степени гуманизации процесса обучения и воспитания. В связи с этим, возникает необходимость построения процесса обучения и воспитания таким образом, чтобы способствовать полноценному развитию потенциальных возможностей человека (в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья), помогая найти себя, развивать свои творческие возможности, а так же формировать профессиональные навыки, способствуя в конечном счете его социализации.

Современные условия развития цифровой экономики и электронной среды обуславливают использование педагогами таких платформ, которые могут обеспечить создание дистанционной образовательной среды: социальные сети и блоги, программы для видеочата и видеоконференций, системы для 3D-коммуникаций, облачные сервисы.

Большая часть современного педагогического сообщества недооценивает возможности использования социальных сетей при построении и проектировании программ дистанционного обучения. Отметим, что благодаря использованию популярных социальных сетей можно эффективно организовать коллективную работу учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, непрерывное мобильное образование и самообразование.

Дистанционное обучение – это такая форма организации образовательного процесса, которая предполагает получение необходимых знаний, навыков, умений, а так же универсальных действий, без посещения учебного заведения, с помощью современных информационных технологий.

Заметим, что среди обучающихся, которые являются потенциальными субъектами дистанционного обучения, можно выделить:

  • лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях;
  • люди - инвалиды, для которых затруднено передвижение, т. е. для них дистанционное обучение может оказаться единственно доступной формой образования.

Эти группы отличаются необходимостью обеспечения права обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП) на получение доступного и качественного профессионального образования. Конституция РФ закрепляет право на образование каждому. Совершенно очевидным является конституционное право лиц с ОВЗ и инвалидов на качественное и доступное образование, что также отражено в «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов», утвержденных ООН в 1993 году.  «Конвенции о правах инвалидов» утверждает их право на образование и требует от государств обеспечения условий для реализации принципа равенства в образовании лиц с ОВЗ и инвалидов путем инклюзивного образования на всех уровнях их обучения в течение всей жизни.

В настоящее время, стремительно развивающееся инклюзивное образование сегодня является одним из главных приоритетов государственной социальной политики России и реализуется в различной степени на всех уровнях образования.

Перед профессиональными образовательными организациями остро встают вопросы поиска оптимальных моделей и технологий реализации инклюзивного профессионального образования, позволяющих, с одной стороны, формировать профессиональные компетенции, зафиксированные в ФГОС СПО, а с другой - обеспечивать эффективную социально-психологическую адаптацию обучающихся с особыми образовательными потребностями, с последующей успешной интеграцию в общество.

Цель развития инклюзивного в системе среднего профессионального образования - обеспечение его доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ, способствуя тем самым их социальной адаптации и социализации.

Следует обратить особое внимание на следующие требования в ФГОС СПО, направленные на обеспечение инклюзии:

  • при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах;
  • обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Таким образом, использование социальной сети как инструмента дистанционного обучения, позволяет создать такую образовательную среду, которая обеспечивает эффективное взаимодействие между преподавателем и обучающимися с ОВЗ, их родителями, а так же позволяет улучшить степень эффективности сотрудничества, способствуя повышению мотивации к учебной деятельности (стимулируя когнитивные процессы, познавательный интерес и творческие способности). Такие условия оказывают положительное влияние на формирование знаний и умений по изучаемой дисциплине.

В ОБПОУ «Курский монтажный техникум», уже несколько лет реализуются адаптированные программы подготовки для лиц с ОВЗ, в том числе и с элементами дистанционного обучения. На ноябрь 2018 года в техникуме обучается 18 лиц с ОВЗ, 6 из которых – лица с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющие ограничения в физическом передвижении.

В нашей образовательной организации, накоплен достаточный опыт по использованию в системе дистанционного обучения социальных сетей (преимущественно социальной сети ВКонтакте). Как показало проводимое нами анкетирование, более 98.9% обучающихся колледжа используют данную платформу как основную электронную социальную сеть. К примеру, в официальной группе ОБПОУ «КМТ» на данный момент зарегистрировано более 4200 участника.

В настоящий момент, в педагогическом сообществе есть мнение о том, что большая часть социальных сетей не только не способствует развитию и формированию положительных качеств и свойств личности, но приводит к её деградации, и такая площадка не может с высокой эффективностью использоваться в процессе обучения. Мы считаем, что использование социальной сети позволяет не только обучать дистанционно, но и предоставляет возможность получения образования на «молодежной территории».

В данной статье, нам хотелось бы выделить несколько характеристик социальной сети «ВКонтакте», которые позволяют использовать её в учебных целях:

  • современность. Сегодня, молодые люди большую часть своего времени проводят в социальных сетях. Использование возможностей социальной сети, позволяет не только организовать диалог между преподавателем и обучающимся, но и между собой, тем самым повышая степень эффективности усвоения материала по конкретной дисциплине.
  • открытость. Социальная сеть дает возможность обучающемуся чувствовать себя менее скованно, тем самым позволяя ему задавать вопросы преподавателю без страха быть оцененным со стороны членов своей группы. В социально-психологическом плане, преподаватель выступает в роли «такого же» участника социальной сети как и обучающийся, тем самым позволяя организовать взаимодействие не на вертикальном уровне (педагог-обучающийся), а на горизонтальном, в котором педагог выполняет роль «старшего товарища». Такая форма социальных взаимоотношений вызывает со стороны обучающихся большее доверие и способствует более лучшему усвоению информации (обучающиеся ведут активный on-line диалог с преподавателем, задавая вопросы и получая на них более конкретизированные (и индивидуализированные) ответы).
  • расширенный тайминг. Использование социальной сети позволяет преподавателю увеличить полезное время общения с аудиторий, предоставляя возможность проведения воспитательной работы с «прогульщиками» и отстающими, особенно лица с ОВЗ могут часто пропускать занятия по состоянию здоровья.

В настоящий момент, наиболее активное использование социальной сети «ВКонтакте» в нашем учебном заведении, происходит при организации дистанционного образования по дисциплине «Статистика» для обучающихся очной и заочной форм обучения (в том числе и лиц с ОВЗ). Заметим, что работа в социальной сети используется в качестве дополнения к образовательному процессу. Поскольку данная дисциплина большинством обучающихся воспринимается как «сухая, скучная» наука, её изучение идет достаточно сложно. В то же время, использование возможностей социальной сети «ВКонтакте» позволяет представить обучающимся целый спектр разнообразных заданий, пробуждающих мотивацию и интерес к дисциплине (тесты, обсуждения on-line, видео и аудиоподкасты, проведение опросов, составление on-line графиков и т.д.).

В  группе «Статистика ОБПОУ «КМТ» (https://vk.com/club173810564) размещены все необходимые материалы для самообучения и самопроверки. Учебно-методические материалы представлены в соответствии с тематикой дисциплины, и включают в себя:

  • рекомендуемую литературу;
  • рабочую программу;
  • календарно-тематический план;
  • методические указания;
  • контрольно-оценочные средства;

Предлагаемые практические задания и упражнения составлены таким образом, чтобы обеспечить систематическую, последовательную работу обучающихся над учебным курсом. К каждой теме даются контрольные вопросы и тестовые задания, что позволяет закрепить изучаемую тему. Предлагаемые тестовые задания составлены так, чтобы можно было выполнить их в on-line режиме и получить обратную связь от педагога.

Преподавателю видны не только результаты выполнения заданий,  но в какой-то степени и сам процесс тестирования, что позволяет контролировать время выполнения, правильность выполнения и при возникновении проблем и затруднений проконсультировать студентов. Особо следует отметить тот факт, что обучающиеся имеют возможность сразу видеть свои результаты выполнения тестового задания, а также в каких заданиях ими были допущены ошибки, после чего сопоставить свои ответы с правильными вариантами.

Использование дистанционного обучения на основе группы в социальной сети «ВКонтакте» позволяет реализовывать комфортную среду для взаимодействия преподавателя, обучающихся и их родителей, администрации учебного заведения, улучшая эффективность сотрудничества, повышает мотивацию обучающихся в учебной деятельности, стимулирует развитие их творческих способностей и познавательный интерес. Обсуждение теоретических вопросов учебного курса и индивидуальных работ обучающихся выходит за рамки урочных занятий, что также повышает эффективность обучения (особенно для лиц с ОВЗ).

Заметим, что социальные сети выступают лишь вспомогательным средством дистанционного образования, в совокупности с другими методами средствами дополняя весь процесс профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лямин А.В., Хоботов А.Р., Чежин М.С. Использование социальных сетей в образовании – СПб: Университет ИТМО, 2015.
  2. Никуличева  Н.В. Внедрение  дистанционного  обучения в учебный процесс образовательной организации:  практ. пособие /Н.В. Никуличева. – М.: Федеральный  институт развития образования, 2016.
  3. Волженина, Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения : учебное пособие / Н.В. Волженина. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2008
  4. Уроки по пониманию инвалидности в школе: пособие для учителя: [16+] / [сост.: Т.Н. Седовина, Е.Ю. Шинкарева]. – Архангельск : Лоция, 2016.
  5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М.: Гуманитарный изд. центр В Л АД ОС, 2011.
  6. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. – М. : МГППУ, 2015.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация статьи из сборника материалов Региональная заочная научно-практическая конференция: «Языковое образование: проблемы, перспективы», 26 марта 2012 год

Материалы региональной научно-практической конференции факультета филологии КФ ФГБОУ ВПО «НГПУ» 26 марта 2012 г.Название статьи «Коммуникативность как важнейший компонент процесса обучения иност...

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Статья в сборнике материалов Третьей международной научно-практической конференции

Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры...

Статья, в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.

Проведение индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению обучающихся с нарушением слуха на тему: "Я Петербуржец"....

сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции «МОЯ АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ»

В сборнике собран материал, в котором отображён труд педагогов как руководителей и наставников, под их внимательным наблюдением студенты готовились и выступали на конференции....

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци...