Подготовка к ОГЭ сочинение
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)

Подготовка к ОГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бескорыстие

Бескорыстие – это стремление к служению, не оскверненному жаждой выгоды. Бескорыстным называют того, кто делает что-либо полезное, не ожидая награды за свои усилия. Вот еще несколько толкований этого явления:

  • Возможность и стремление помочь, ничего не ожидая взамен.
  • Безвозмездная помощь кому-либо.
  • Отсутствие меркантильных устремлений и мотивов.
  • Филантропия в деле.
  • Нравственная чистота души от алчности.

Благодарность

Благодарность – это правильное отношение к тому, кто оказал тебе помощь. Благодарный человек помнит добро и отвечает на него тем же. Вот еще варианты:

  • Умение быть справедливым.
  • Чувство, которое обязывает человека отвечать добром на добро.
  • Моральная ответственность перед обществом.
  • Стремление вознаградить человека за его хорошие поступки.
  • Ощущение необходимости обмена благодеяниями.

Верность

Верность – это качество, характеризующееся преданностью одному человеку, идеалу или делу. Вот еще некоторые значения:

  • Умение сохранить единственность своей дружбы, любви и других отношений.
  • Стремление к нравственному постоянству.
  • Умение устоять перед соблазнами и не предать то, за что уже взял ответственность.
  • Качество, определяющее порядочность и надежность человека.
  • Моральная стойкость человека перед соблазнами.

Вежливость

Вежливость — это качество, отражающее воспитанность человека. Вежливый человек владеет знанием правил этикета, всегда приветствует людей и прощается с ними, ведет беседу в соответствии с этическими нормами, владеет навыком говорить уместные комплименты. Вот еще варианты:

  • Умение правильно вести себя в обществе.
  • Корректное и любезное поведение человека.
  • Способность цивилизованно и деликатно общаться с окружением.
  • Культура общения с людьми.
  • Манера культурно выражаться и вести себя в обществе.

Взаимовыручка

Взаимовыручка – это способность людей отвечать на добро добром, помнить хорошее и прийти на помощь тому, кто когда-то смог помочь тебе. Она подразумевает ответные действия того, кому оказали помощь. Вот еще значения этого понятия:

  • Взаимное желание людей помочь друг другу.
  • Проявление благодарности в деле.
  • Принцип общения, основанный на объединении в борьбе с проблемами.
  • Партнерство, в рамках которого люди поддерживают друг друга.
  • Стремление друзей к защите интересов друг друга.

Внутренний мир человека

Внутренний мир человека – это совокупность положительных и отрицательных качеств человека, составляющих стержень, основу его характера. Понятие «внутренний мир» может включать в себя эмоциональные и интеллектуальные качества человека, все знания, полученные в процессе жизни, и накопленный годами опыт. Вот еще варианты трактовки:

  • Совокупность моральных, социальных и интеллектуальных установок, определяющих поведение личности.
  • Мировоззрение личности, которое складывается из опыта, образования и нравственных принципов.
  • Все взгляды, мнения и ощущения, которые определяют отношение личности к реальности и самой себе.
  • Духовная жизнь, протекающая в душе каждого из нас.
  • Индивидуальность, отличающая одного человека от другого.

Выбор

Выбор – это способность человека принять осмысленное решение, найти правильный выход из сложившейся ситуации. У личности есть несколько вариантов развития событий, и она выбирает тот путь, который наиболее предпочтителен по ряду причин. А вот и другие мнения Многомудрого Литрекона по этому вопросу:

  • Умение личности решить свою судьбу и нести ответственность за это решение.
  • Интеллектуальная возможность человека, позволяющая ему определять свой жизненный путь.
  • Рефлекс сознания, которое автоматически отдает предпочтение тому или иному варианту в зависимости от причинно-следственных связей.
  • Функция человека, определяющая последовательность его поступков.
  • Свобода человека формировать свою жизнь самостоятельно.

Высокомерие

Высокомерие – отрицательное качество, проявляющееся в том, что человек считает себя лучшим из всех людей. Высокомерный герой, например, не может смириться с успехами других, потому что считает себя единственно достойным всяческих похвал и высоких оценок. Высокомерие может касаться внешности, интеллекта, таланта. Тот, кто страдает этим недугом, пренебрежителен к окружающим, поскольку считает их недостойными своего общества. Вот другие варианты:

  • Гордыня, заставляющая человека чувствовать мнимое превосходство над обществом.
  • Завышенная самооценка.
  • Отрицательное качество, несправедливо возвышающее человека в его же собственных глазах.
  • Эгоистическое приписывание ложных достоинств себе же самому.
  • Чувство неоправданного превосходства личности над ее окружением.

Героизм

Героизм – это стремление души к подвигу и самоотречению во имя высших целей. Его человек может проявить не каждый день, а лишь в определенных обстоятельствах, поэтому это качество можно обнаружить не в каждом из нас. А вот и другие варианты:

  • Готовность человека к самопожертвованию во имя великой цели.
  • Способность пожертвовать своими интересами ради большого дела.
  • Желание спасти слабых любой ценой, даже ценой собственной жизни.
  • Стремление помочь другим, пронося в жертву свои интересы.
  • Бескорыстное самопожертвование ради совершения доброго и справедливого поступка.

Гордость

Гордость – это высокая оценка собственных заслуг. Это качество трактуется неоднозначно, потому что оно может быть как позитивным, так и негативным. Все зависит от проявлений гордости. Человек может адекватно и по достоинству оценивать свои достижения, но не принижать других людей, и тогда это позитивное проявление гордости. Негативное проявление этого качества – гордыня. Ее отличает высокомерие, пренебрежение к окружающим, осознание себя «венцом творения».

  • Нравственная щепетильность человека, не позволяющая ему упасть ниже его моральной планки.
  • Чувство собственного достоинства.
  • Осознание своего справедливого превосходства над кем-либо или чем-либо.
  • Ощущение своей значимости.
  • Качество, определяющее способность личности получать нравственное удовлетворение от своих хороших результатов.

Детство

Детство – это период жизни человека, когда он только начинает знакомиться с миром, с окружающей природой, людьми, особенностями взаимодействия в обществе. Счастливое детство навсегда остается в памяти человека, а несчастное накладывает ужасный отпечаток на его жизнь.

  • Время, когда перед человеком не так остро стоит вопрос ответственности, когда он только начинает познавать мир под эгидой родителей.
  • Лучшее время жизни, когда человек особенно привязан к семье и друзьям, а основное его времяпрепровождение – это обучение и игра.
  • Ранний период формирования человеческой натуры, когда строится характер.
  • Первоначальное становление человека, когда он осваивает основы быта, нравов и самой жизни.
  • Первая ступень на пути к взрослению личности, когда ребенок постигает азы взаимоотношений между людьми.

Доброта

Доброта – внутреннее свойство личности, проявляющееся в способности к эмпатии (сочувствию), щедрости, пониманию. Быть добрым – это принимать окружающий мир и людей со всеми их качествами, совершать поступки, которые могут помочь обществу. Она помогает делать повседневность светлой и душевной. Вот еще варианты:

  • Качество души, позволяющее людям любить ближних, несмотря на их недостатки.
  • Стремление совершать хорошие поступки и делать мир лучше.
  • Благонамеренность, вдохновляющая человека на безвозмездное служение нуждам близких людей.
  • Качество характера, определяющее хорошее поведение человека, выражающееся в отзывчивости и желании помочь.
  • Положительное свойство души, которое выражается в сочувствии, великодушии и любви к ближнему.

Драгоценные книги

Драгоценные книги – это произведения, прочтение которых делает человека добрее, умнее, лучше. Такая литература – это кладезь полезной информации. Они развивают фантазию, таланты и поддерживают ум в тонусе. Драгоценные книги способны перевернуть сознание, определить жизненные ценности. Они помогают обрести новые принципы жизни, влияющие на характер. Вот еще несколько вариантов:

  • Произведения, вдохновляющие человека на саморазвитие.
  • Литература, которая исцеляет и очищает душу.
  • Романы, повести, рассказы или философские трактаты, которые направляют людей на правильный путь.
  • Произведения, обладающие несомненной художественной ценностью.
  • Литература, открывающая читателю мир во всем его многообразии.

Дружба

Дружба – это сильнейшая эмоциональная привязанность людей друг к другу, основанная на схожести интересов, взглядов, вкусов. Настоящая дружба может связывать людей на протяжении всей их жизни. Хороший друг всегда поддержит, придет на помощь и поможет найти правильный выход из любой ситуации. Что же еще можно назвать дружбой?

  • Сильное чувство симпатии, которое способно связывать совершенно разных людей.
  • Союз, основанный на эмоциональной идентичности.
  • Товарищеская связь между людьми, которая выражается в схожести интересов.
  • Взаимное притяжение в личном общении.
  • Искреннее расположение одного человека к другому, подкрепленное доверием и взаимовыручкой.

Жизненные ценности

Жизненные ценности – это те важнейшие ориентиры, которым человек следует на протяжении всего своего пути. Главные ценности у всех разные – любовь, дружба, семья, хорошее образование, карьера. Вот еще несколько определений:

  • То, что человек ставит во главу угла своего существования.
  • Нравственные идеалы человека.
  • То, ради чего мы живем.
  • То, что определяет отношение человека к себе и окружающему его миру.
  • Важные стороны человеческого бытия, к обретению которых мы больше всего стремимся.

Зависть

Зависть – это негативное качество личности, которое подразумевает неспособность радоваться успехам окружающих, желание самому получить все блага мира. Разрушительное чувство, возникающее от наблюдения за счастьем и благополучием других людей. Что же еще можно назвать завистью?

  • Страдание из-за того, что кто-то другой обрел счастье.
  • Отрицательное качество человека, который не может смириться с успехом другого.
  • Плохое отношение к достижениям других людей, обусловленное нравственным страданием от осознания мнимой несправедливости распределения благ.
  • Неумение спокойно воспринимать победы других людей и крайнее раздражение по этому поводу.
  • Плохое свойство души, обуреваемой злостью из-за мнимого унижения, которое якобы доставляет человеку триумф другого.

Любовь

Любовь – это самое сильное чувство, которое присутствует в жизни человека всегда. Это любовь между мужчиной и женщиной, любовь между родными людьми и даже друзьями. Романтическая любовь сильно привязывает сердца друг к другу, и на основании этого чувства создаются семьи. Оно характеризуется заботой, нежностью, взаимной ответственностью, альтруизмом. Во имя любви совершают подвиги. Она способна изменить человека, свернуть горы и перевернуть мир. А что еще можно назвать любовью?

  • Взаимное притяжение мужчины и женщины, обусловленное биологической необходимостью продолжать род.
  • Чувственное и эмоциональное влечение по отношению к человеку, в котором все кажется прекрасным.
  • Родство душ, связывающее двух людей навеки.
  • Основа семейного счастья, сближающая людей для совместной жизни.
  • Яркие эмоции, открывающие душу для нежности и заботы о другом человеке.

Материнская любовь

Материнская любовь – это особенное чувство, которое способна чувствовать только женщина, познавшая радость материнства. Материнская любовь характеризуется заботой, переживаниями за свое чадо. Любая мама хочет самого лучшего для своего ребенка, старается дать ему максимум комфорта, обеспечить всем необходимым для нормальной жизни в обществе. Мама всегда помогает своим детям, поддерживает их добрым словом, переживает за их самочувствие. Материнская любовь самая искренняя и бескорыстная. Что же еще можно так назвать?

  • Естественная привязанность женщины к своему ребенку.
  • Эмоциональная связь между мамой и ее потомством.
  • Всепоглощающее чувство нежности, характерное для женщины, которая дала жизнь новому человеку.
  • Потребность отдавать себя без остатка своему ребенку.
  • Забота и поддержка матери, которые ощущает на себе каждый человек.

Искусство

Искусство – это результат творческой деятельности человека. Через творчество личность проявляет свои самые яркие созидательные наклонности. Произведения искусства – это литература, живопись, музыка, скульптура, архитектура, танец, театр. Все это добавляет красок в жизнь людей, делает ее прекрасней, разнообразнее и заставляет лучше чувствовать разные грани жизни. Как еще его можно определить?

  • Творческая самореализация человека.
  • Произведения, имеющие несомненную художественную ценность.
  • Важная сторона бытия человечества, которая выражает плоды его мысли и чувства.
  • Попытка обогатить реальность плодами человеческой фантазии.
  • Воплощение причудливой игры сознания человека.

Красота

Красота – это проявление внешней (либо внутренней) привлекательности человека, живого существа, произведения искусства. Красота бывает внешней, то есть проявляется в приятном, симпатичном виде, миловидности, притягательности для других людей. Но красота бывает и внутренним качеством души человека. Внутренняя красота – это доброта, богатый внутренний мир, высокий уровень интеллекта, умение привлекать окружающих своими манерами, беседами и чувством юмора. Вот еще варианты:

  • Эстетическое превосходство человека над другими людьми.
  • То, что радует глаз людей.
  • Прекрасная сторона жизни, вдохновляющая душу на творчество.
  • Неоспоримое совершенство, приковывающее взоры своим очарованием.
  • Идеал, воплотившийся в грации, миловидности или какой-либо иной прелести окружающего мира.

Милосердие

Милосердие – это умение оказать нуждающемуся помощь, проявить жалость, разделить с ним тяготы и лишения. Обычно это понятие ассоциируется с великодушием, которое заставляет человека проявить участие в жизни нуждающегося в этом существа. А вот и варианты определений:

  • Помощь и прощение даже тому, кто не достоин этого.
  • Добродушие и терпение в отношении страждущих и нуждающихся людей.
  • Достоинство души, искренне стремящейся к избавлению другого человека от мук и лишений.
  • Нравственное качество человека, определяющее его готовность простить, помочь и выручить из беды каждого, кому потребуется участие.
  • Богатство души, способной забыть обиду, отпустить грех и проявить доброту к каждому, кто будет нуждаться в утешении.

Мужество

Мужество – это внутренний стержень человека, сила духа, качество, необходимое для того чтобы устоять в тяжелых испытаниях. Мужество — это целый спектр качеств, таких как сила, честь, ответственность, мудрость, терпение, смелость. Вот еще интересные варианты:

  • Умение достойно справиться с тяжелыми жизненными задачами.
  • Готовность выстоять с борьбе с судьбой.
  • Способность смело и терпеливо добиваться своей цели.
  • Упорство, терпение и отвага в преодолении трудностей.
  • Сила, позволяющая нам достойно претерпевать лишения.

Надежда

Надежда – это состояние человека, при котором он не теряет веры в положительный исход своего ожидания. Надеяться – значит быть уверенным в том, что рано или поздно все чаемое (ожидаемое) произойдет. Это чувство позволяет сохранять оптимизм в любой жизненной ситуации. Вот еще несколько определений:

  • Вера в лучшее, которая помогает человеку не сдаваться и идти к цели, даже если все вокруг разочарованы в ней.
  • Завышенное ожидание от будущего, которое помогает людям выстоять в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами.
  • Радость жизни, которую люди находят в оптимистическом восприятии действительности.
  • Вера в успех, которая поддерживает людей на пути к их мечте.
  • Нравственный ориентир, который помогает человеку не сбиваться с жизненного курса.

Неуверенность в себе

Неуверенность в себе – качество личности, характеризующееся низкой самооценкой, отсутствием веры в себя, большим количеством психологических комплексов. Это негативное свойство, которое мешает достигать поставленных целей и отталкивает окружающих людей. С неуверенностью в себе необходимо бороться, иначе можно столкнуться с массой проблем при взаимодействии с социумом. Что же еще можно так назвать?

  • Низкая самооценка, мешающая человеку объективно судить о себе.
  • Робость в общении с людьми, обусловленная неверием в свои силы.
  • Чрезмерная скромность в оценке своих возможностей.
  • Излишняя требовательность к себе, образующая комплексы.
  • Стеснительность, причина которой – страх неудачи в обществе.

Нравственный выбор

Нравственный выбор – это нелегкое решение, которое человек принимает, оказавшись в непростой ситуации выбора между добрым, положительным поступком и поступком плохим, отрицательным. Нравственный выбор заключается в том, что личность выбирает между добром и злом, ответственностью и безразличием, эгоизмом и альтруизмом. Совершая нравственный выбор, человек обращается к собственной совести, и принятое решение характеризует его.

  • Необходимость определить свою сторону, находясь между добром и злом, правильным решением и удобным случаем.
  • Распутье, на котором человек определяет свою жизненную тропу, где он оставит свой след для потомка.
  • Моральное обязательство личности определить свои нравственные принципы и устои, чтобы действовать в соответствии с ними.
  • Ситуация, когда приходится отказаться от удобства или комфорта по велению совести.
  • Решение, от которое формирует моральный облик личности.

Ответственность

Ответственность – это прекрасное качество, которым владеет сильная личность. Это умение взять шефство над более слабым человеком, над коллективом, это способность добросовестно относиться к учению и работе. Ответственные люди всегда вызывают уважение у начальства и у окружающих, потому что обладают мощным внутренним стержнем и моральной выносливостью. Вот еще варианты определений:

  • Качество личности, определяющее ее способность оправдать доверие других людей.
  • Умение держать свое слово.
  • Моральная и нравственная зрелость человека.
  • Готовность выполнить взятые на себя обязательства любой ценой.
  • Стремление быть честным с собой и окружающими людьми.

Призвание

Призвание – это правильная ниша в жизни человека. Это то дело, которое он может выполнять с полной самоотдачей, при этом получая удовольствие от процесса и прекрасный результат на выходе. Это склонность к какому-либо ремеслу, творчеству, к определенной профессии. Вот еще варианты расшифровки данного понятия:

  • Личная миссия, которую человек определяет для себя сам.
  • Дело, которое является для личности смыслом жизни.
  • Уникальная способность человека к какой-либо определенной деятельности.
  • Любовь и уважение человека к своему ремеслу.
  • Индивидуальный дар человека, раскрывающийся в работе, которую он избрал.

Преданность

Преданность – это качество верного человека, который не способен на предательство и низость по отношению к другу. Она свойственна и животным. Это чувство очень сильное, поэтому преданным людям и животным иногда свойственно самопожертвование. Как еще определить это понятие?

  • Постоянство в отношении в чему-либо или кому-либо.
  • Сильное чувство привязанности к тому, что дорого.
  • Качество, подразумевающее верность убеждениям, людям, идеалам и ценностям.
  • Умение сохранить привязанность к тому, что назвал своим.
  • Эмоциональная скрепа, привязывающая человека к тому, что он уже однажды выбрал.

Равнодушие

Равнодушие (черствость) – это негативное качество личности, которое характеризуется безразличным отношением к чужим бедам и неприятностям. Это очень опасное свойство, потому что равнодушные люди наносят пусть не прямой, но косвенный вред жертвам жестокости, находящимся в опасности. Поэтому всегда, являясь свидетелем какого-либо происшествия, необходимо помочь человеку или животному, находящемуся в беде. Вот еще варианты определения:

  • Черта характера духовно слабого человека, который не может собраться с силами, чтобы совершить доброе дело.
  • Холодность и безучастность по отношению ко всему, кроме себя.
  • Безответственное отношение к миру и людям.
  • Порок души, которая лишена естественных чувств сострадания и отзывчивости.
  • Черствость и эгоизм, мешающие полноценному восприятию мира.

Родина

Родина – это место, где ты родился, вырос, познавал мир. Родина в широком смысле слова – родная страна, родной язык, семья и люди, которые связывают человека с определенной землей. Как еще можно раскрыть это понятие?

  • Социокультурное пространство, с которым человек ассоциирует себя.
  • Отчий дом, откуда мы родом.
  • Отечество, которое воспитало и выкормило каждого из нас.
  • Совокупность культурных, исторических и социальных представлений человека о месте, где он родился.
  • Дорогое сердцу место, которое мы любим как семью.

Самовоспитание

Самовоспитание – это способность личности совершать систематическую работу над улучшением самого себя. В основу самовоспитания входит желание и способность получать образование, работать над своими внутренними психологическими качествами, над своими поведенческими моделями. Как еще можно раскрыть это понятие?

  • Работа над своим телом, умом и характером.
  • Нравственный контроль над своим поведением.
  • Развитие своей личности.
  • Осознание и культивирование личной ответственности за свою судьбу.
  • Процесс формирования характера.

Сила духа

Сила духа – это качество, характеризующееся оптимизмом, упорством в сложных обстоятельствах, умением сохранять спокойствие, во что бы то ни стало. Сильный духом человек обычно смелый, вселяет уверенность и бодрость в окружающих, никогда не теряет бодрости духа, поэтому способен найти выход из сложной жизненной ситуации. Как еще можно сформулировать это определение?

  • Напряжение воли, которое помогает человеку преодолеть испытания.
  • Мужество в борьбе с лишениями и трудностями.
  • Умение настроиться на конструктивное решение проблем даже в самый критический момент.
  • Способность упорно преодолевать препятствия на своем пути.
  • Готовность собрать всю волю в кулак, чтобы справиться с бедой и добиться своего.

Скупость

Скупость – это жадность, которая делает из человека раба материальных ценностей. Это особое качество, которое присуще скрягам. Скупцы больше всего на свете дорожат вещами и деньгами, сохранение которых становится главной целью их существования. За своей жадностью они перестают замечать близких людей и теряют друзей. Вот еще варианты определений:

  • Зацикленность на материальных благах.
  • Неуемная жажда личного обогащения в ущерб интересам всех остальных людей.
  • Фанатичное и категорическое нежелание делиться своим благосостоянием с окружением.
  • Непрерывное накопительство, ставшее единственным смыслом жизни.
  • Стяжательство, доведенное до крайности.

Смелость

Смелость – это свойство сильного духа, применимое в экстренной ситуации, когда необходимо выручить животное или человека. Проявление смелости часто сопряжено с опасностью для здоровья и жизни того, кто ее проявляет. Поэтому ее можно назвать самопожертвованием с целью помочь ближнему. Как еще можно раскрыть это понятие?

  • Отвага, которую человек проявляет в случае крайней необходимости.
  • Готовность мужественно и храбро пройти через испытание.
  • Умение преодолевать страх риска и неудачи.
  • Ежедневное преодоление личных комплексов.
  • Способность человека побеждать труса в самом себе.

Совесть

Совесть – это качество характера, которое отличает человека доброго, ответственного и нравственно чистого. Это умение поступать правильно, слушать свой внутренний голос. Она не позволяет человеку совершить безнравственный поступок. Как лучше раскрыть это понятие?

  • Мерило нравственности, позволяющее человеку оценить свои и чужие поступки объективно.
  • Внутренний голос, руководствующийся нравственным чутьем и моральными принципами.
  • Обостренное чувство справедливости.
  • Способность человека правильно и честно судить себя и окружающий мир.
  • Орудие нравственного самоконтроля.

Сострадание

Сострадание – это способность переживать несчастья и горести другого человека (или животного) как свои, умение войти в положение ближнего, при этом оказав поддержку и помощь тому, кто нуждается в этом. Как еще можно раскрыть это понятие?

  • Готовность поддержать словом или делом человека, нуждающегося в этом.
  • Желание разделить муки с тем, кто их переживает.
  • Качество личности, определяющее ее умение сопереживать ближнему.
  • Чувство сопричастности к чужому горю.
  • Стремление облегчить тяжелую участь того, кто мучается.

Справедливость

Справедливость – это умение рассудить по совести, грамотно взвесить происходящее, поступить по закону и морали. Справедливый человек умеет правильно оценить ситуацию и объективно охарактеризовать окружение. Вот еще варианты трактовок:

  • Необходимость равенства, порядка и честности, которую каждый человек ощущает в период зрелости.
  • Моральный ориентир, позволяющий беспристрастно оценивать действительность.
  • Стремление к правде во всех ее проявлениях.
  • Качество личности, определяющее ее тягу к честной жизни.
  • Свойство человека, дающее ему способность объективно рассуждать обо всем, что его касается.

Счастье

Счастье – это состояние полного удовлетворения жизнью. Достичь счастья можно по-разному. Все зависит от ценностей человека. Но можно сказать, что счастливец – это тот, кто имеет хорошее здоровье, достаточное количество материальных благ, любовь, дружбу, прочные социальные связи и полноценную семью. Вот еще варианты понятий:

  • Радость жизни, которую человек чувствует спонтанно и мимолетно.
  • Эйфория, которую ощущает тот, кто добился того, чего хотел.
  • Ощущение полноты существования, когда личность чувствует себя полностью удовлетворенной.
  • Чувство восторга, переполняющее душу.
  • Упоение от жизни.

Талант

Талант – это особое качество или умение, отличающее одного человека от другого. Талантливый человек имеет склонность к созданию произведений искусства, к освоению какого-либо мастерства или навыка, который он применяет лучше других. Это отличительная черта личности, делающая ее привлекательной и интересной в глазах других людей. Вот еще варианты определений:

  • Дар свыше, который человеку возможность сделать что-то лучше других.
  • Выдающаяся способность личности к какому-либо виду деятельности.
  • Созидательная сила, которую человек направляет в определенное русло.
  • Уникальное самовыражение личности через деятельность, результатом которого является предмет или явление, которое обладает художественной ценностью.
  • Ценное качество человека, которое определяет его способности к выбранному делу.

Человечность

Человечность – это способность проявлять сострадание, доброту, прийти на выручку нуждающимся. Это нравственная сила, достойное воспитание и защита слабых. Как еще можно определить это понятие?

  • Гуманизм, ставший основой мировоззрения.
  • Деятельная любовь к людям.
  • Стремление сделать мир лучше.
  • Моральная зрелость личности, которая осознала необходимость труда во благо общества.
  • Совокупность положительных чувств, таких как доброта, отзывчивость и милосердие.

Честь

Честь – это стремление человека всегда сохранять свое достоинство, не поступаться принципами, беречь свои нравственные качества в любой ситуации. Честь надо «беречь смолоду», как гласит поговорка, то есть всегда следует поступать по совести, быть человеком честным, смелым и ответственным перед людьми. Это и есть проявление чести. Как еще можно объяснить это понятие?

  • Моральный принцип, в основе которого лежит желание жить по закону совести.
  • Доброе имя, которым дорожит каждый человек.
  • Хорошая репутация личности в обществе.
  • Показатель доверия к человеку.
  • Достоинство, означающее уважение, на которое вправе претендовать человек.

Эгоизм

Эгоизм – это качество, которое отличает тех, кто привык думать только о себе, а не об окружающих. Это чрезмерное внимание к собственным потребностям, сильная любовь к себе. Эгоист не стремится сочувствовать окружающим и понимать чужие желания. Он обеспокоен только собственным комфортом. Как еще можно раскрыть это понятие?

  • Тип мировоззрения человека, который ставит себя выше всех остальных людей.
  • Обостренное чувство собственной значимости.
  • Чрезмерная любовь к своей персоне, исключающая все остальные привязанности.
  • Зацикленность на любви к себе.
  • Качество личности, обеспокоенной только своими интересами и равнодушной к нуждам других людей.



Предварительный просмотр:

Клише для написания сочинения 15.1, 15.2, 15.3 ОГЭ

Сочинение 15.1.

1 абзац (Вступление). 

Автор (фамилия) утверждает: (цитата)// Автор пишет о… В высказывании … говорится о…  Действительно, … Как отмечает (фамилия), …

 Бесспорно, мнение автора о том, что… верно. (поясняем смысл высказывания)

Я полностью согласен с … (поясняем смысл высказывания)

Не могу не согласиться с … Я поддерживаю мнение…

Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).

2 абзац (первый пример). 

Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

 Во-первых, в предложении… (пример, подтверждающий тезис).Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения…Пример можно найти в предложении № … Рассмотрим предложение… В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

3 абзац (второй пример). 

Во-вторых, в предложении…Также рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

 4 абзац (Вывод). 

Таким образом, итак, в заключение, как видим… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

Итак, можно увидеть, что…(сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)….В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)….

Нам удалось доказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)…В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения).

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

Сочинение 15.2.

1 абзац (Вступление). 

В высказывании … говорится о…На мой взгляд, … (объясняем смысл фразы// фрагмента текста)… Анализируя предложенный (прочитанный) текст, я хочу сказать, что…Смысл данной фразы (//фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы// фрагмента текста)…

 Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

 2 абзац (первый пример). 

Во-первых, в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…

Обратимся к тексту… Автор текста заставляет нас задуматься о том, что…

Как справедливо замечено автором данного текста: «….»…

 3 абзац (второй пример). Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…Кроме того, в предложениях … говорится о… Это означает, что…

 4 абзац (Вывод). 

Таким образом, итак, в заключение, как видим… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

Итак, можно увидеть, что…(сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)…

В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

Нам удалось доказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

 

Сочинение 15.3.

1 абзац (Вступление). 

Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.

Что такое …? (слово из задания + даём своё объяснение)

 2 абзац (первый пример). 

Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).

Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…

Обратимся к тексту….

Сущность данного понятия, по мнению автора текста, сводится к…

Автору (писателю, ученому, лингвисту…) данного текста было важно показать, что…

Автор текста заставляет нас задуматься о том, что…

 3 абзац (второй пример). 

Кроме того, в предложениях … говорится о… Это означает, что…

Кроме того, хотелось бы привести пример из жизни…

Разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного понятия….

Высказывая свое отношение к данному понятию, хочу отметить…

Приводя пример из жизни, хочу обратиться к…

Обращаясь к своему жизненному опыту, хочу подтвердить мысль, высказанную ранее…

 

4 абзац (Вывод). 

В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию/ высказываем свою точку зрения).

Итак, можно увидеть, что…

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Можно сделать вывод о том, что…

Из вышесказанного следует…

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. А. Гончарова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг — театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она — помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? — спросила она парня.

– (7)Шофёр, — ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

– (9)Жду.

– (10)Кого?

– (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, — улыбнулся парень. — (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

– (25)Прыгнул, — подтвердил парень.

– (26)Не испугался?

– (27)Не успел испугаться.

– (28)И не заболел?

– (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.

(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, — вспомнила Сергеева. — (39)Сейчас я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, — сказал Назаров, — но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, — поспешно сказала Сергеева. — (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

– (45)Что же делать? — спросил парень.

– (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», — сказала она. — (49)«Куда?» — удивился парень. — (50)«К нам», — сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, — сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. — (55)Ведь он вам жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каким должен быть объем сочинения? Минимальное количество слов в сочинении должно быть не менее 70 слов /Если суммарный объём сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1./ При подсчёте слов союзы, предлоги и частицы считаются отдельно. Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

Слайд 2

Грамотность Перед тем как переписать созданный текст в чистовик, нужно проверить его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректировать его. Почерк Сочинение будет проверять экзаменационная комиссия , а не компьютер. Поэтому необходимо писать сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО , так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

Слайд 3

СОЧИНЕНИЕ 15.1 В ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018 Первый тип сочинения – это сочинение на лингвистическую тему . Вам необходимо раскрыть смысл того или иного высказывания известного ученого и прокомментировать его слова, приведя для доказательства данного тезиса 2 примера-аргумента из прочитанного текста. На самом деле эта работа не так страшна, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, надо уметь четко определять части речи, знать правила пунктуации, знать средства речевой выразительности . Весь этот материал учащемуся дается за период школьного обучения, поэтому перед экзаменом нужно просто повторить правила русского языка. Подготовка к сочинению в ОГЭ по русскому языку занимает большое количество времени. ПРАВИЛО НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ 15.1 В ОГЭ Для начала внимательно читаем высказывание и своими словами объясняем его смысл . Затем определяем, какие языковые средства или единицы нам следует искать в предложенном тексте. Например, если в высказывании идет речь о причастиях, то именно их мы будем приводить в качестве аргументов. Поэтому мы ищем эти примеры и определяем их роль в тексте или предложении.

Слайд 4

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ 15.1 Традиционно учащимся рекомендуется писать план сочинения-рассуждения. Для выполнения задания 15.1 лучше всего использовать следующий план: Вступление. Здесь выдвигается основной тезис (основная идея, заложенная в высказывании ученого) и пишется краткий комментарий к этому тезису своими словами. Основная часть – поиск примеров-аргументов из текста. Выбираем две единицы и объясняем, почему именно они могут пояснить точку зрения ученого: Первый пример и его роль в прочитанном тексте. Второй пример и его роль в прочитанном тексте. Вывод . В этой части сочинения подводим итог нашим рассуждениям и объясняем позицию ученого, опираясь уже на приведенные нами аргументы.

Слайд 5

СОЧИНЕНИЕ 15.2 В ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018 Второй тип — это сочинение-рассуждение , где вы объясняете смысл одного предложения , взятого из прочитанного текста. Причем, если вы хотите получить высший балл, необходимо привести два аргумента для подтверждения своего рассуждения из этого же текста . Если ученик не справляется с заданием, то он может обратиться к жизненному опыту . При написании сочинения рекомендуется применять цитирование, косвенную речь, где вы своими словами передаете содержание того или иного предложения. Не забывайте о том, что ни в коем случае нельзя пересказывать весь текст. В сочинении обязательно надо указывать номера предложений , с которыми вы работаете.

Слайд 6

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ 15.2 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018 Вступление . Приводим высказывание, данное для анализа, и пишем собственное понимание этой фразы из текста. Аргументы для пояснения фразы , найденные вами в тексте: Первый пример из текста (приводим цитату или формулируем своими словами и пишем, как это соотносится с начальным высказыванием) Второй пример из текста (так же работаем со вторым аргументом из текста). Вывод.

Слайд 7

СОЧИНЕНИЕ 15.3 В ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018 В этом задании от экзаменуемого требуется дать толкование предложенного понятия , жизненного явления . Здесь необходимо, так же как и в других заданиях по написанию сочинения, привести 2 аргумента , доказывающих ваше мнение. Причем один аргумент – это пример из прочитанного текста , второй – это пример из вашего жизненного опыта . Прежде всего, обратите внимание на предложенное понятие , тщательно продумайте определение, которое вы будете ему давать. Можно перечислить основные признаки, которые составляют суть понятия . Например: доброта – это стремление помочь людям, желание сделать что-то хорошее для другого . Также можно перечислить понятия, близкие к предложенному. Доброта – это забота, внимание, чуткость . При определении смысла понятия постарайтесь вспомнить случаи и ситуации , в которых проявляется это свойство человека, эта черта характера. Затем обратитесь к тексту , где найдете подтверждение своей точки зрения . Здесь будет уместно как цитирование, так и косвенная речь. Затем приведите пример из жизненного опыта . Не надо рассказывать свою долгую и интересную историю с мельчайшими подробностями. От вас требуется всего лишь кратко привести пример , который будет хорошей иллюстрацией для объяснения смысла данного вам понятия.

Слайд 8

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ 15.3 В ОГЭ 2018 Вступление . Указанное в задании понятие и ваше толкование этого понятия. Основная часть — подбор аргументов для объяснения понятия или явления: пример из текста (процитированный или сформулированный своими словами)Пример из жизни (короткая жизненная ситуация). Вывод. За сочинение максимальный балл - 9

Слайд 9

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ 15.3 В ОГЭ 2018 Вступление . Указанное в задании понятие и ваше толкование этого понятия. Основная часть — подбор аргументов для объяснения понятия или явления: пример из текста (процитированный или сформулированный своими словами)Пример из жизни (короткая жизненная ситуация). Вывод. За сочинение максимальный балл - 9


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Подготовка к экзамену.Сочинение.Вступление.Приемы, используемые во вступлениях к сочинению.

Вступление к сочинению должно быть очень небольшим-предложения два-три.Ничего лишнего.Время все ценят и разговоры "вокруг да около " не нужны. Итак,вступление должно быть коротким и обязате...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...