Рабочая программа по основам финансовой грамотности
рабочая программа (10 класс)

Вяткина Елена Валерьевна

Рабочая программа по основам финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx810.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарбагатайская средняя общеобразовательная  школа»

Рабочая программа

по основам финансовой грамотности

класс   10-11                                  

количество часов         68                        

ФИО учителя        Вяткина                        

        Елена Валерьевна                        

Пояснительная записка

  Рабочая программа  по основам финансовой грамотности предназначена для учащихся 10-го и 11-го класса  МБОУ «Тарбагатайская  средняя общеобразовательная  школа».

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно – правовых документов:

  1.  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
  3. Образовательная программа среднего общего образования (10 – 11 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тарбагатайская средняя  общеобразовательная школа»;
  4. Положение о рабочей программе МБОУ «Тарбагатайская СОШ».

Программа составлена на основе УМК «Основы финансовой грамотности»:

- В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016;

- В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016;

- В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016.

Рабочая программа  составлена из расчета 1 час в неделю – 35 в 10 классе, 34 – в 11 классе.

 Цель программы - формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе базовых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка.

Основные задачи

  • сформировать базовые компетенции в области финансовой грамотности;
  • повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания обучающихся;
  • сформировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовойграмотности;
  • обучить основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
  • повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании;
  • выработать практические навыки принятия финансовых и экономических решений.

Характеристика предмета

Каждый человек знает, что такое деньги, но далеко не все люди умеют с ними обращаться. Многие полагают, что главное – заработать деньги, а уж потратить всегда легко. В результате денег не хватает ни на крупные покупки, ни на непредвиденные расходы.

В курсе изучаются вопросы управления деньгами, но не на уровне государства или компании, а на уровне отдельно взятого человека или семьи.Курс «Основы финансовой грамотности» является важным средством просвещения учащихся и развития у них базовых финансовых установок: благосостояние, финансовая безопасность, принципы управления семейным бюджетом, кредитование и страхование. Знание основ финансовой грамотности позволит предотвратить такие финансовые риски как банкротство, бедность, финансовое мошенничество.Курс простым и ясным языком освещает вопросы:

  • Личное финансовое планирование, расходы и доходы семьи
  • Как сохранить и преумножить сбережения
  • Кредитование и возможные риски
  • Мобильные платежи и защита от мошенников
  • Страхование
  • Налоги
  • Пенсия
  • Защита от финансовых махинаций

Курс «Основы финансовой грамотности» помогает разобраться, как управлять деньгами – зарабатывать и тратить, сберегать и инвестировать, защищаться от финансовых рисков и махинаций, составлять бюджет и личный финансовый план; как финансовые инструменты (депозиты, платежные карты, кредиты и т. д.) могут помочь в той или иной жизненной ситуации; как критически оценивать финансовые предложения с учетом их преимуществ и недостатков и делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей.

Изучение курса «Основы финансовой грамотности» ориентировано на получение учащимися знаний о современных финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования и возможностях населения в сфере управления личными финансами. В рамках курса изучаются основные финансовые институты российского общества, особенности финансового поведения потребителей, современные технологии финансового обслуживания, основы финансового планирования и безопасности потребителя при работе с финансовыми инструментами, налогообложение физических лиц.

Организация образовательного процесса

     При реализации программы используются элементы технологий:личностно-ориентированного обучения,объяснительно-иллюстративного обучения, информационно-коммуникационные технологии, решения учебных задач; самостоятельная работа.

      При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование  собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности.

Предпочтительными формами контроля знаний, умений, навыков являются

Виды контроля

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Формы контроля

Устный опрос

Решение задач

Тестирование

Тестирование по теме

Составление таблицы (схемы)

Решение задач

Итоговый тест

Зачет

  Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Содержание курса (10-11 класс)

Тема 1. Личное финансовое планирование

Тема 2. Депозит

Тема 3. Кредит

Тема 4. Расчетно-кассовые операции

Тема 5. Страхование

Тема 6. Инвестиции

Тема 7. Пенсии

Тема 8. Налоги

Тема 9. Финансовые махинации

Календарно-тематическое планирование

10 класс

Тема

Дата, количество часов

Корректировка

1

Введение в предмет

1

Тема  1. Личное финансовое планирование

10

2-3

Человеческий капитал.

2

4-5

Принятие решений.

2

6

Кейс. Использование SWOT – анализа для выбора карьеры.

1

7-8

Домашняя бухгалтерия.

2

9

Практикум. Составление бюджета.

1

10-11

Составление личного финансового плана

2

Тема  2. Депозит

8

12

Накопления.

1

13

Инфляция и ее причины.

1

14

Что такое банк.

1

15

Что такое депозит.

1

16

Условия депозита.

1

17

Преимущества и недостатки депозита.

1

18

Управление рисками по депозиту.

1

19

Особенности депозита в России.

1

Тема 3. Кредит

7

20

Что такое кредит и его виды.

1

21-22

Основные характеристики кредита.

1

23

Как выбрать наиболее выгодный кредит.

1

24

Как сэкономить при использовании кредита.

1

25

Типичные ошибки при использовании кредита.

1

26

Кейс. Принятие решения о взятии кредита.

1

Тема 4. Расчетно-кассовые операции

8

27-28

Хранение, обмен и перевод денег.

2

29-31

Различные виды платежных средств.

3

32-33

Формы дистанционного банковского обслуживания.

3

34

Итоговое повторение по курсу.

1

Календарно-тематическое планирование

11 класс

Тема

Дата, количество часов

Корректировка

1

Вводный урок

1

Тема  5. Страхование

6

2

Способы защиты от рисков. Страхование.

1

3

Страховые компании. Участники страхования.

1

4

Виды страхования.

1

5

Как использовать страхование в повседневной жизни.

1

6

Типичные ошибки при страховании.

1

7

Кейс. Страхование жизни.

1

Тема 6. Инвестиции

7

8

Что такое инвестиции.

1

9-11

Основы инвестирования.

3

12-13

Процесс инвестирования.

2

14

Кейс. Куда вложить деньги.

1

Тема  7. Пенсии

5

15-16

Что такое пенсия, и какой она бывает.

2

17

Пенсионная система в РФ.

1

18

Пенсионные программы.

1

19

Частная пенсия.

1

Тема  8. Налоги

6

20-21

Что такое налоги и их виды.

2

22-23

Как работает налоговая система.

2

24-25

Правила расчетов налогов на физлиц в России.

2

Тема 9. Финансовые махинации

4

26

Махинации с банковскими картами.

1

27

Махинации с кредитами.

1

28

Финансовые пирамиды.

2

29

Кейс. Заманчивое предложение.

1

30-34

Итоговое повторение по курсу.

5

Используемый учебно-методический комплекс:

  1. В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016;
  2. В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016;
  3. В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016.

Список литературы:

  1. Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
  2. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2009
  3.  Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников.  М., 2009.
  4. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.
  5. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хо- зяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2014.

Электронные ресурсы:

  1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
  2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
  3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
  4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
  5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
  6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
  7. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
  8. Раздел «Финансовая грамотность» на сайте Центрального банка РФ:http://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=protection_literacy
  9. Образовательный портал «Финансовая грамота»:http://www.fgramota.org
  10. Образовательный портал «Финансы просто»:http://www.finprosto.ru/
  11.  Словарь банковских терминов: http://www.banki.ru/wikibank/

Материально-технические средства обучения:

- мультимедийное оборудование;

- проектор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Основы финансовой грамотности"

Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» имеет социальную направленность.Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-11 классов, ...

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности"

Общеобразовательный курс, 10 класс, 34 часа...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности

Данная рабочая программа может быть использована как программа элективного занятия или может быть вставлена выборочно в обществознание в раздел "Экономика"...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс

Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"

Рабочая программа  по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"...

рабочая программа по Основам финансовой грамотности

Активное развитие рыночных отношений в нашей стране требует нового подхода к формированию  и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимост...

рабочая программа по Основам финансовой грамотности

Активное развитие рыночных отношений в нашей стране требует нового подхода к формированию  и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимост...