Рабочая программа по основам финансовой грамотности
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа по основам финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 810.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по основам финансовой грамотности
класс 10-11
количество часов 68
ФИО учителя Вяткина
Елена Валерьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам финансовой грамотности предназначена для учащихся 10-го и 11-го класса МБОУ «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа».
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно – правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Образовательная программа среднего общего образования (10 – 11 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»;
- Положение о рабочей программе МБОУ «Тарбагатайская СОШ».
Программа составлена на основе УМК «Основы финансовой грамотности»:
- В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016;
- В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016;
- В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю – 35 в 10 классе, 34 – в 11 классе.
Цель программы - формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе базовых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка.
Основные задачи
- сформировать базовые компетенции в области финансовой грамотности;
- повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания обучающихся;
- сформировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовойграмотности;
- обучить основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
- повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании;
- выработать практические навыки принятия финансовых и экономических решений.
Характеристика предмета
Каждый человек знает, что такое деньги, но далеко не все люди умеют с ними обращаться. Многие полагают, что главное – заработать деньги, а уж потратить всегда легко. В результате денег не хватает ни на крупные покупки, ни на непредвиденные расходы.
В курсе изучаются вопросы управления деньгами, но не на уровне государства или компании, а на уровне отдельно взятого человека или семьи.Курс «Основы финансовой грамотности» является важным средством просвещения учащихся и развития у них базовых финансовых установок: благосостояние, финансовая безопасность, принципы управления семейным бюджетом, кредитование и страхование. Знание основ финансовой грамотности позволит предотвратить такие финансовые риски как банкротство, бедность, финансовое мошенничество.Курс простым и ясным языком освещает вопросы:
- Личное финансовое планирование, расходы и доходы семьи
- Как сохранить и преумножить сбережения
- Кредитование и возможные риски
- Мобильные платежи и защита от мошенников
- Страхование
- Налоги
- Пенсия
- Защита от финансовых махинаций
Курс «Основы финансовой грамотности» помогает разобраться, как управлять деньгами – зарабатывать и тратить, сберегать и инвестировать, защищаться от финансовых рисков и махинаций, составлять бюджет и личный финансовый план; как финансовые инструменты (депозиты, платежные карты, кредиты и т. д.) могут помочь в той или иной жизненной ситуации; как критически оценивать финансовые предложения с учетом их преимуществ и недостатков и делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей.
Изучение курса «Основы финансовой грамотности» ориентировано на получение учащимися знаний о современных финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования и возможностях населения в сфере управления личными финансами. В рамках курса изучаются основные финансовые институты российского общества, особенности финансового поведения потребителей, современные технологии финансового обслуживания, основы финансового планирования и безопасности потребителя при работе с финансовыми инструментами, налогообложение физических лиц.
Организация образовательного процесса
При реализации программы используются элементы технологий:личностно-ориентированного обучения,объяснительно-иллюстративного обучения, информационно-коммуникационные технологии, решения учебных задач; самостоятельная работа.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности.
Предпочтительными формами контроля знаний, умений, навыков являются
Виды контроля | Текущий | Промежуточный | Итоговый |
Формы контроля | Устный опрос Решение задач Тестирование | Тестирование по теме Составление таблицы (схемы) Решение задач | Итоговый тест Зачет |
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Содержание курса (10-11 класс)
Тема 1. Личное финансовое планирование
Тема 2. Депозит
Тема 3. Кредит
Тема 4. Расчетно-кассовые операции
Тема 5. Страхование
Тема 6. Инвестиции
Тема 7. Пенсии
Тема 8. Налоги
Тема 9. Финансовые махинации
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ | Тема | Дата, количество часов | Корректировка |
1 | Введение в предмет | 1 | |
Тема 1. Личное финансовое планирование | 10 | ||
2-3 | Человеческий капитал. | 2 | |
4-5 | Принятие решений. | 2 | |
6 | Кейс. Использование SWOT – анализа для выбора карьеры. | 1 | |
7-8 | Домашняя бухгалтерия. | 2 | |
9 | Практикум. Составление бюджета. | 1 | |
10-11 | Составление личного финансового плана | 2 | |
Тема 2. Депозит | 8 | ||
12 | Накопления. | 1 | |
13 | Инфляция и ее причины. | 1 | |
14 | Что такое банк. | 1 | |
15 | Что такое депозит. | 1 | |
16 | Условия депозита. | 1 | |
17 | Преимущества и недостатки депозита. | 1 | |
18 | Управление рисками по депозиту. | 1 | |
19 | Особенности депозита в России. | 1 | |
Тема 3. Кредит | 7 | ||
20 | Что такое кредит и его виды. | 1 | |
21-22 | Основные характеристики кредита. | 1 | |
23 | Как выбрать наиболее выгодный кредит. | 1 | |
24 | Как сэкономить при использовании кредита. | 1 | |
25 | Типичные ошибки при использовании кредита. | 1 | |
26 | Кейс. Принятие решения о взятии кредита. | 1 | |
Тема 4. Расчетно-кассовые операции | 8 | ||
27-28 | Хранение, обмен и перевод денег. | 2 | |
29-31 | Различные виды платежных средств. | 3 | |
32-33 | Формы дистанционного банковского обслуживания. | 3 | |
34 | Итоговое повторение по курсу. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ | Тема | Дата, количество часов | Корректировка |
1 | Вводный урок | 1 | |
Тема 5. Страхование | 6 | ||
2 | Способы защиты от рисков. Страхование. | 1 | |
3 | Страховые компании. Участники страхования. | 1 | |
4 | Виды страхования. | 1 | |
5 | Как использовать страхование в повседневной жизни. | 1 | |
6 | Типичные ошибки при страховании. | 1 | |
7 | Кейс. Страхование жизни. | 1 | |
Тема 6. Инвестиции | 7 | ||
8 | Что такое инвестиции. | 1 | |
9-11 | Основы инвестирования. | 3 | |
12-13 | Процесс инвестирования. | 2 | |
14 | Кейс. Куда вложить деньги. | 1 | |
Тема 7. Пенсии | 5 | ||
15-16 | Что такое пенсия, и какой она бывает. | 2 | |
17 | Пенсионная система в РФ. | 1 | |
18 | Пенсионные программы. | 1 | |
19 | Частная пенсия. | 1 | |
Тема 8. Налоги | 6 | ||
20-21 | Что такое налоги и их виды. | 2 | |
22-23 | Как работает налоговая система. | 2 | |
24-25 | Правила расчетов налогов на физлиц в России. | 2 | |
Тема 9. Финансовые махинации | 4 | ||
26 | Махинации с банковскими картами. | 1 | |
27 | Махинации с кредитами. | 1 | |
28 | Финансовые пирамиды. | 2 | |
29 | Кейс. Заманчивое предложение. | 1 | |
30-34 | Итоговое повторение по курсу. | 5 |
Используемый учебно-методический комплекс:
- В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016;
- В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016;
- В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016.
Список литературы:
- Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
- Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2009
- Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников. М., 2009.
- Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.
- Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хо- зяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2014.
Электронные ресурсы:
- www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
- www.gov.ru – сайт Правительства РФ
- www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
- www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
- www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
- www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
- www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
- Раздел «Финансовая грамотность» на сайте Центрального банка РФ:http://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=protection_literacy
- Образовательный портал «Финансовая грамота»:http://www.fgramota.org
- Образовательный портал «Финансы просто»:http://www.finprosto.ru/
- Словарь банковских терминов: http://www.banki.ru/wikibank/
Материально-технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование;
- проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544507-1417704772.jpg)
Рабочая программа кружка "Основы финансовой грамотности"
Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» имеет социальную направленность.Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-11 классов, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/18/picture-948906-1505689870.jpg)
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности"
Общеобразовательный курс, 10 класс, 34 часа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/12/picture-1198725-1576163752.jpg)
Рабочая программа по основам финансовой грамотности
Данная рабочая программа может быть использована как программа элективного занятия или может быть вставлена выборочно в обществознание в раздел "Экономика"...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"
Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-1226622-1589427038.png)
рабочая программа по Основам финансовой грамотности
Активное развитие рыночных отношений в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимост...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-1226622-1589427038.png)
рабочая программа по Основам финансовой грамотности
Активное развитие рыночных отношений в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимост...