Выступление "Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории"
материал

Дергачев Андрей Васильевич

Выступление "Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории" на собрании ШМО МБОУ "Школа №1" г. Балашиха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rgi.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дергачев Андрей Васильевич

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории

Формирование гражданской идентичности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем является проблема формирования гражданской идентичности обучающихся. 

Можно выделить главные качества, составляющие гражданственность: патриотизм, законопослушность, доверие к государственной власти, ответственность за свои действия, добросовестность, дисциплина, самоуважение, внутренняя свободу, уважение к согражданам, социальная ответственность, активная гражданская позиция, гармоничное сочетание патриотических, национальных, международных чувств и др.

При этом нужно помнить, что в гражданской идентичности нужно различать государственную и национальную идентичность. Первая  соотношение личности с государством, вторая  с этносом. В западной литературе больше внимания уделено именно национальной, т.к. в большинстве своём европейские страны представляют собой мононациональные государства.

Российская гражданская идентичность являет собой соотношение со своими согражданами – россиянами. В современной российской науке структура идентичности как социально-психологического феномена включает в себя:

1. субстанциональные основания (социальная память, социальные знания, социокультурный опыт),

2. деятельностный и пространственный аспекты (механизм территориальной идентификации).

Другими словами, понятие гражданская идентичность содержит в себе:

1) реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе (Т. Водолажская);

2) тождественность личности статусу гражданина, как оценки своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства (М. Юшин);

3) результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на когнитивном и эмоциональном уровнях личности (Р. Шикова);

4) осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе (А. Асмолов);

5) тождественность личности социокультурному статусу (П. Григорьев).

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций. Новая социальная ситуация развития подростков приводит к значительным трудностям в формировании гражданской позиции (социальности,  конструирования гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности), поэтому переход к новой стратегии преподавания истории России в 9 классах является весьма актуальным.  

Наше исследование, проведенное в контексте концепции социально- педагогической обусловленности становления и развития социокультурной идентичности школьников М.В. Шакуровой, позволило уточнить сущностные, содержательные, процессуальные характеристики процесса формирования российской гражданской идентичности девятиклассников на уроках истории России, предложить и доказать эффективность структурной модели и педагогических условий формирования российской гражданской идентичности девятиклассников на уроках истории России.

Российская гражданская идентичность личности – элемент самосознания, проявляющийся в процедурах ощущения, осмысления и реализации субъектом своей определенности и непрерывности в процессах принятия, интериоризации и интрариоризации культурной модели «Гражданин России», транслируемой значимыми с точки зрения личности социальными институтами, общностями, группами, отдельными субъектами.

Российская гражданская идентичность рассматривается нами как результат соотнесения личностью себя с антропообразами и образцами, транслируемыми макрообщностями:

а)        при возможном отнесении личностью себя к общности россиян (российская идентичность) либо граждан Российской Федерации (гражданская идентичность);

б)        при возможном формировании по типу социокультурной или личностной идентичность с взаимопереходами. Социокультурная идентичность отражает сходство, а личностная  различия между принятыми личностью антропообразами и образцами и антропообразами и образцами, транслируемыми историческими общностями, группами, персонами;

в)        с реализацией функций: интеграции в единую общность; самореализации и самоактуализации личности в социально значимых и социально оцениваемых видах деятельности; реализации потребности в принадлежности к группе; защитной;

г)        с возможной разновекторной ценностной ориентацией, в частности, становление российской гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но ценностным отношением и характером переживания, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм (антропообраз: патриот) как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.

Структура российской гражданской идентичности включает когнитивно-смысловой, эмоционально-ценностный, деятельностный (поведенческий), рефлексивно-регулятивный компоненты. Создание условий для их развития суть формирование российской гражданской идентичности личности.

Развитие когнитивно-смыслового компонента предполагает получение информации о принадлежности к гражданской общности; наличие представлений об идентифицирующих признаках, о принципах и основах данного объединения, о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой; интерпретацию ситуаций (категоризация, стилизация, тематизация, ретематизация) в соответствии с представлениями о себе как о россиянине, гражданине.

Развитие эмоционально-ценностного компонента предполагает формирование и демонстрацию позитивного отношения к антропообразам и образцам, характеризующим комплексные характеристики «россиянин», «гражданин», факту принадлежности к гражданской общности, патриотизма как одного из выражений эмоционального переживания гражданской идентичности; демонстрацию тематической «обратной связи» и эмоциональных переживаний как результат удовлетворенности членством в своей исторической группе.

Развитие деятельностного компонента предполагает реализацию гражданской позиции в поведении и деятельности; формирование желания и готовности участвовать в общественной и общественно-политической жизни страны, способности противостоять асоциальным и противоправным действиям, ответственности за принятые решения (действия) и их последствия; стимулирование самостоятельности в выборе решений.

Развитие рефлексивно-регулятивного компонента предполагает совершенствование регуляции поведения в соответствии с тематическими нормами и ценностями общности;

Таким образом, формирование российской гражданской идентичности  это процесс соотнесения личностью себя с гражданской общностью, ее ценностями и нормами, который выводит ее на осознание себя как гражданина своей страны и как члена гражданской общества, на осознание своей принадлежности к гражданской общности, на понимание своих прав и обязанностей, реализуемых в процессе участия в жизни гражданского общества, события которой оцениваются им по критерию ценностей гражданского общества, которые становятся мотивами для его поведения и деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности на уроках истории

Данный файл содержит краткое сообщение о формировании гражданской идентичности на уроках истории....

Формирование гражданской идентичности на уроках истории.

Личный опыт в сложном вопросе формирования гражданской идентичности....

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

"Воспитание российской гражданской идентичности на уроках русского языка с использованием технологии развития критического мышления"

Работа над формированием гражданской идентичности в каждом классе различна и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского яз...

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...