Статья.СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
статья

Кузова Анастасия Семеновна

Аннотация. В статье изложены авторские взгляды на значение эмоционально сферы и методы ее коррекции у младших школьников с умственной отсталостью. Целью исследования является изучение способов коррекции эмоциональной сферы у младших школьников с умственной отсталостью. Предполагается, что при развитии воображения могут быть скорректированы эмоциональные нарушения у младших школьников с умственной отсталостью.

Annotation. The article sets out the author’s views on the importance of the emotional sphere and methods for its correction in primary school students with mental retardation. The aim of the study is to study ways of correcting the emotional sphere in primary school students with mental retardation. It is assumed that with the development of imagination, emotional disturbances in younger students with mental retardation can be corrected.

 

Ключевые слова: эмоциональная сфера, младший школьный возраст, особенности, коррекция, умственная отсталость

Keywords: emotional sphere, primary school age, features, correction, mental retardation

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СКАЗКОТЕРАПИЯ20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Кузова Анастасия Семеновна,

Студентка психолого-педагогического факультета

кафедры педагогики и методики начального образования

Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева город Чебоксары

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

CORRECTION OF EMOTIONAL SPHERE AT YOUNGER SCHOOL-NIKI WITH MENTAL DISABILITY

Аннотация. В статье изложены авторские взгляды на значение эмоционально сферы и методы ее коррекции у младших школьников с умственной отсталостью. Целью исследования является изучение способов коррекции эмоциональной сферы у младших школьников с умственной отсталостью. Предполагается, что при развитии воображения могут быть скорректированы эмоциональные нарушения у младших школьников с умственной отсталостью.

Annotation. The article sets out the author’s views on the importance of the emotional sphere and methods for its correction in primary school students with mental retardation. The aim of the study is to study ways of correcting the emotional sphere in primary school students with mental retardation. It is assumed that with the development of imagination, emotional disturbances in younger students with mental retardation can be corrected.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, младший школьный возраст, особенности, коррекция, умственная отсталость

Keywords: emotional sphere, primary school age, features, correction, mental retardation

Классификация «умственная отсталость» дается детям с низким IQ, обычно в диапазоне от 70 до 75 или менее. Они также обладают низкими адаптивными навыками, то есть социальными навыками, а четкой кривой обучения практически не существует. Дети с умственными недостатками медленнее, чем их сверстники, приобретают жизненные навыки, такие как развитие речи или логика.

Общие проблемы, связанные в эмоциональной сфере, с которыми сталкиваются дети с умственной отсталостью, заключаются в следующем [5, 63]:

Социальная изоляция: воспринимаемые как медленные, эти дети часто подвергаются остракизму со стороны своих сверстников. Все, что нужно, - это только слух, и большинство детей начинают избегать умственно отсталых детей. Насмехаются не только они, даже те, кто пытается подружиться с ними.

Запугивание: люди боятся того, что не могут понять, и ненавидят то, что не могут победить. Неспособность детей или даже взрослых понять потребности умственно отсталых детей может породить ненависть, страх и презрение. Многие дети с ограниченными возможностями сталкиваются с насмешками со стороны своих сверстников, и их часто называют нелестными именами.

Низкая самооценка.  Постоянно плохая успеваемость может оказать негативное влияние на их психику. Сложные темы могут быть трудно понять для любого ребенка. Тем не менее, плохая успеваемость по естественным предметам, когда их сверстники превосходят их, может заставить их иметь низкое мнение о себе.

Одиночество.  Из-за социальной изоляции и издевательств многие дети с психическими расстройствами страдают от одиночества.

Проблемы со здоровьем: у детей, которые страдают от глубокой умственной отсталости, также могут быть другие осложнения со здоровьем. Они могут включать в себя снижение зрения, проблемы со слухом, плохую моторную функцию и т.

Одним из средств коррекции эмоциональной сферы у младших школьников с умственной отсталостью является сказкотерапия. Сказкотерапия - это метод рассказывания историй, используемых в образовании в целом и в классе в частности. Сказка - это история, часто предназначенная для детей, в которой участвуют причудливые и удивительные персонажи, такие как эльфы, гоблины, волшебники и даже феи. Термин «сказка», кажется, больше относится к фантастическому и магическому окружению или магическим влияниям в истории, а не к присутствию персонажа в истории. Сказка - это метод обучения, который, как полагают, способствует обучению и воспитанию ценностей у персонажей раннего детства. Сказки содержат ценности философии и мудрости, которые дети могут выучить играючи. Согласно Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, сказки - это «все формы повествования, письменные или устные, которые стали передаваться годами» [2, 56].

Поэтому сказки - это все формы историй, которые всегда существовали и пересказывались из поколения в поколение. И.В. Стишенок утверждает, что сказка - это фантастика или история, которая является нелепой и неразумной, но из нее можно извлечь выгоду. Таким образом, история, содержащаяся в сказке, является воображаемой историей, которая иногда выходит за рамки здравого смысла. Р.М. Ткач утверждает, что сказка - это обычная история, рассказывающая о сказочном мире. Сказка рассказывает о добре, которое всегда будет преобладать против зла. Этот жанр истории передавался из поколения в поколение и стал частью культуры. Сказка содержит события об обществе, истории и природных явлениях, а также повествует о надежде на перемены [6, 32].

Согласно Е.С. Мосиной, сказка - это история, которая содержит страшные истории, такие как злая мачеха, дети, запеченные в духовке, и свирепые волки. Тем не менее, детям нравятся истории, потому что они дают детям возможность представить эти события в фантазии. Хотя сказки охватывают различные типы историй, все они имеют два элемента: «принятие фантастического как правдоподобного и способность преподавать моральный урок отдельным людям в обществе» [4, 45].

Основными проблемами для младших школьников с умственной отсталостью являются их неспособность получить образование, которого они хотят и заслуживают, а также отсутствие инклюзивных школ в России. Сказки помогают детям с умственной отсталостью в образовании чувствовать себя более комфортно и снижают уровень стресса, который они, как правило, испытывают в стенах школ. Использование сказок на уроках очень позитивно влияет на детей с умственной отсталостью. Это заставляет их чувствовать себя более комфортно и стабильно. Они начинают активнее участвовать в уроке и начинают лучше общаться с одноклассниками. Для детей с умственной отсталостью чрезвычайно важно быть вовлеченным в социальную деятельность и чувствовать себя комфортно в школьной среде.

Занятия по сказкотерапии выполняют несколько функций [3, 101]:

1. Прогностическая и диагностическая. Сказка позволяет узнать о человеке, его проблемах, выявить характерные черты личности.

2. Развивающая. Направлена на развитие индивидуальности, формирование у ребенка творческих способностей, социально-адаптивных навыков, а также способствует процессам обучения и воспитания.

3. Коррекционное (терапевтическое) воздействие. Сказка влияет на поведение и мировоззрение ребенка, способствует преодолению его психологических проблем.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой) [2, 71]:

1.Художественные.

К ним относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа и авторские истории. В них есть дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты.

2. Дидактические.

Они создаются педагогами для подачи учебного материала.

3. Психокоррекционные.

Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Сказку можно просто читать, не обсуждая ее (возможность побыть с самим собой и подумать).

4. Психотерапевтические

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они часто оставляют человека с вопросом, помогают изменить отношение людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

5. Медитативные.

Эти сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностного роста. Главное особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

Сказкотерапия проходит в три этапа [1, 51]:

1. Познавательно-эмоциональное ориентирование

Цель этого этапа – осмысление сюжета с помощью средств выразительности, эмоциональночувственное освоение содержания сказки через характеры и эмоциональные состояния ее героев.

На этом этапе важно эмоциональное рассказывание (чтение) сказки с использованием эмоциональных средств. Следует выделять интонационно образные выражения, использовать мимику, пантомимику, жесты. Можно использовать игрушки, яркие иллюстрации, фигурки и аппликации, выполненные самими детьми. Можно слушать музыку для установления ассоциативной связи с характером и состоянием персонажей. Во время беседы по содержанию сказки уточняется последовательность событий, задаются вопросы для выяснения понимания особенностей сказки, при этом поощряются высказывания детей, обращение к их личному опыту.

2. Словесное воспроизведение сказки

Цель этого этапа – развитие у детей умения излагать сказку связно, логично, отбирать для пересказа основные моменты; расширение знания о выразительных средствах языка; усвоение детьми изобразительных средств раскрытия сказочного образа и применение их в собственном изложении сказки, построение самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами.

Данный этап включает составление плана сказочного произведения, использование сюжетных картинок, коллажей, мнемотаблиц, с помощью которых дети учатся моделировать текст. Эффективным приемом активизации речевого творчества детей может быть эмпатическое рассказывание, когда дети представляют себя на месте сказочных персонажей, рассматривая иллюстрации, и описывают, что они услышали, увидели, почувствовали. Используются также игры-драматизации, кукольный театр, настольный театр, инсценирование отрывков, театральная постановка. Двигательная активность, изготовление кукол, участие в изготовлении костюмов и реквизита развивают моторику, речь и коммуникативные навыки.

3. Самостоятельная творческая деятельность детей

Целью этого этапа является стимулирование воображения детей, развитие у них интереса к творческому рассказыванию, желания и умения сочинять сказки и совершенствовать свои сочинения самостоятельно, используя усвоенные на втором этапе вербальные и невербальные средства художественной выразительности и опыт моделирования текста.

Это наиболее интересный этап сказкотерапии. Задача педагога – пробудить у детей желание сочинять сказки. Для этого можно предложить им сочинить продолжение сказки, предложив схемуобразец или речевой пример, представить себе любимого сказочного героя в проблемной ситуации, в которой ему потребуется помощь ребенка

Библиографический список:

  1. Горбунова, Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Е.В. Свистунова, Е.В. Горбунова, Е.А. Мильке, Е.В. Нестерова. - М.: Форум, 2016. - 192 c.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказкотерапия здоровья. Заметки о клинической сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2015. - 112 c.
  3. Каяшева, О. Музыкотерапия и сказкотерапия в психологической практике: Учебное пособие / О. Каяшева. - Самара: БАХРАХ-М, 2017. - 286 c.
  4. Мосина, Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей / Е.С. Мосина. - М.: Генезис, 2015. - 160 c.
  5. Стишенок, И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем / И.В. Стишенок.. - СПб.: Речь, 2016. - 141 c.
  6. Ткач, Р.М. Музыкотерапия  и сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. - СПб.: Речь, 2015. - 128 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью

Полученные результаты исследований указывают на недостаточный  для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отста...

Особенности мышления у младших школьников с умственной отсталостью

   Мышление умственно отсталых детей отличается глубоким своеобразием, т.к. недостатки их психики в целом проявляются тем значительнее, чем сложнее тот иной вид психической деятельнос...

Формирование выразительного чтения у младших школьников с умственной отсталостью.

В последние годы в стране наметилась тревожная тенденция: наблюдается рост числа школьников, которые не могут в период обучения в начальной школе полностью овладеть навыками чтения. Это особенно замет...

« Роль дидактических игр в активизации деятельности младших школьников с умственной отсталостью на уроках математики»

Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными?  Дети всегда запомнят лучше то, что интересно. Одним из способ...

"Поиск наиболее эффективных условий для коррекции и развития младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Особенности учебной и трудовой деятельности умственно отсталых школьников и развитие мотивации к обучению....

Развитие когнитивной сферы младших школьников с умственной отсталостью.

Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей детей является Сформированность межмодальных  перцептивных взаимодействий, то есть перевод информации с  языка одной модально...

Особенности развития эмоциональной сферы слабовидящих младших школьников

Развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание в современном воспитании и образовании. Каждый педагог должен уметь правильно выражать своё эмоциональное состояние и понимать дру...