Методическая разработка развлечения в старше-подготовительной группе «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ МИРА»
план-конспект

Шейфер Светлана Ивановна

Народные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Проведение народных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlenie_narodnye_igry_mira.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка развлечения в старше-подготовительной группе

«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ МИРА»

Актуальность. Народные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Проведение народных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

В народном творчестве заложены понятия “историческая память поколений” и “неразрывная связь времен”, народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно приобщение дошкольников к национальной культуре, к традициям, отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.

Народная игра– уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. В этих играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Итак, подвижная игра - это лучшее, понятное, доступное средство развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

Цель: повышать уровень физической и двигательной подготовленности у детей, используя инновационные технологии.

Программное содержание:

  • Обеспечить развитие мышечно-двигательной активности. Обеспечить умение сохранять равновесие в беге с увертыванием.
  • В игровой форме развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений.
  • Обеспечить развитие волевых качеств: выдержку, настойчивость, уверенность в своих силах.
  • Пробудить чувства честности, упорства, взаимовыручки, интерес к играм народов мира, организованность.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы (А.Свирина, М.Ляшенко “На этой планете можно жить”, Р.Кошурникова “Путешествие по глобусу”);
  • рассматривание глобуса, географических карт;
  • беседы о жизни народов мира, о климатических особенностях разных стран;
  • рассматривание иллюстраций растительного и животного мира;
  • разучивание стихов, игр народов мира;

Оборудование: обручи, платочки, эмблемы козы, льва. Музыкальное сопровождение, экран, проектор.

Ход развлечения

Инструктор по физической культуре:

- Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей). А играть?

- Хотите отправиться в путешествие по нашей планете? (ответы детей) Слайд

- Познакомимся со многими странами и поиграем в любимые игры детей разных народов.

- Посмотрите, на планете живет много людей с кожей разного цвета - белой, черной, желтой. И все они хотят жить в мире. Слайд.

- На чем же путешествуют люди? (ответы детей)

-На чем вы хотите отправиться в путешествие по разным странам? (ответы детей)

- Как назовем мы наш корабль? (ответы детей)

Дети строят из напольного конструктора космический корабль, садятся на него и отправляются в путешествие под звуки музыки.

Инструктор: Мы делаем первую остановку в северной стране Норвегии. Природа здесь очень суровая, море врезается в берег (дети рассматривают слайд №4). И живут там рыбаки, которые каждый день выходят в море на небольших судах и ловят рыбу. Рыбу поймать совсем не просто. Поиграем в норвежскую народную игру “Невод”.

Норвежская народная игра “Невод” слайд. 

Правила игры рассказывает ребенок.

Два игрока берутся за руки и ловят остальных детей, которые, как рыбки, Пытаются ускользнуть от “невода”. Догнав кого-нибудь, игроки должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в кругу. Затем они ловят “рыбок” уже втроем. Каждый пойманный становится частью “невода”.

Инструктор: Ребята, а вы были в Швейцарии? (ответы детей).

- Давайте, погостим немного в этой удивительной стране (ответы детей). Полетели (звучит музыка, полет на корабле). Слайд.

Вот мы и приземлились (дети выходят, рассматривают слайд).

- Ребята, а вы знаете какой самый популярный вид спорта у швейцарцев? (футбол). Слайд

- Швейцария признана самой гористой страной Европы. Горы занимают 2/3 всей территории этой страны. Ещё в Швейцарии1484 озера.

- Хотите поиграть в швейцарскую народную игру “Доброе утро, охотник!”.

Швейцарская народная игра “Доброе утро, охотник!”

Правила игры рассказывает ребенок.

Игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, поворачивается и говорит: “Доброе утро, охотник!”, и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: “Доброе утро, охотник!”. И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.

Инструктор: Внимание! Корабль отправляется дальше. Следующая остановка Канада. Слайд. Название “Канада” означает “деревня”. Она является второй о величине страной в мире, уступая лишь России. Канада имеет много внутренних рек и озер, чем любая другая страна мира. Хоккей является национальной игрой Канады.

- Дети в этой стране любят играть в игру “Вытащи платок”.

Канадская народная игра “Вытащи платок”

Две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По команде дети двигаются вперед (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут взрослый кричит: “Огонь!”. Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, чтобы вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая захватит большее число платков.

Инструктор: Понравилась вам игра? Дома мы в нее обязательно поиграем. Экипаж, занять свои места! (звучит музыка, полет на корабле).

- Ребята, нас встречает чудесная страна Аргентина. Слайд.

- Аргентина в переводе означает “земля серебра”. Её называют “землей шести континентов”, центральную часть занимают широкие травянистые равнины.

- Ребята, а вы знаете, что в столице Аргентины насчитывается 120 музеев и для аргентинцев футбол является национальной страстью.

- Отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок (вагоны поезда).

Аргентинская народная игра “Поезд” слайд.

Правила игры рассказывает ребенок.

Каждый игрок стоит в обруче, в своем депо. В середине площадки стоит водящий - паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. По сигналу (свистку) все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим - паровозом.

Инструктор: Спасибо, аргентинцам за интересную игру. Занимаем свои места, полетели к берегам Африки – большому черному континенту (звучит музыка, полет на корабле).

Слайд.

- В африканских странах очень жарко. Около 40% территории Африки занимают пустыни. Самая большая – Сахара.

- Некоторые африканские племена до сих пор живут как кочевники пустыни Сахара. Они кочуют со всем своим хозяйством: верблюдами, овцами, козами. У них нет постоянного места жительства, и они постоянно скитаются в поисках свежих пастбищ для животных.

- А каких хищных животных Африки вы знаете? (ответы детей). Поиграем в игру “Лев и коза”.

Африканская народная игра “Лев и коза”.

Правила игры рассказывает ребенок.

Выбирается “лев” и “коза”. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. “Коза” стоит внутри круга, “лев” - за кругом. Он должен поймать “козу”. Играющие свободно пропускают “козу”, а “льва”, наоборот, задерживают. Игра продолжается до тех пор, пока “лев” не поймает “козу”. В случае удачи они обмениваются ролями или выбирается другая пара.

Инструктор: Подходит к концу наше кругосветное путешествие. Мы возвращаемся в Россию (звучит музыка, полет на корабле). Слайд .

- Ребята, а вы знаете, что Россия единственная в мире страна, омываемая 12 морями?

- А как называется столица России? (Москва). Правильно.

- Наша родина, уникальная страна с огромной территорией, которую населяют миллионы людей. Русские люди очень гостеприимный народ, любят играть в русскую народную игру “Горелки”.

Русская народная игра “Горелки”.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди стоит водящий- горелка. Все произносят слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Звезды горят,
Колокольчики звенят.
Раз, два не воронь,
А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Если удается запятнать, тот кто остался без пары, горит.

Инструктор: В каждой стране, где мы побывали, играли в любимые игры детей. Ребята, а какая страна или игра вам понравились больше всего? (ответы детей).

Ведь, правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете хозяева – дети!
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой!

Выполняем упражнение под песню “Я, ты, он, она” Слайд.

Литература.

  1. Бабынина Т.Ф. “Традиции национальных культур” РИЦ “Школа” 2003 г.
  2. Кенеман А.В. “Детские подвижные игры народов СССР” М.: Просвещение. 1989 г.
  3. Суслова Э. “Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей” Дошкольное воспитание 1999 №1 с. 82-91.
  4. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2003.
  5. Картушина М.Ю. “Праздники здоровья для детей 6-7 лет” М.: Творческий центр “Сфера” 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Пришла Коляда - отворяй ворота!" Фольклорное развлечение для старшей подготовительной группы

В  материале размещен сценарий проведения колядок в детском саду, даны тексты колядок, народных игр на Рождество, гаданий, на суженого. Материал представлен в игровой интересной форме. Рекомендуе...

Подвижные игры народов мира

Подвижные игры народов мира...

Дополнительная общеразвивающая программа "Подвижные игры народов мира"

Данная программа решает проблему организации внеурочной деятельности младших школьников.     Школьники, освоившие программу «Подвижные игры народов мира»  приобретают к...

Методическая разработка занятия по программе "Играя, познаем мир", 2-й год обучения (раздел "Игры народов мира")

Методическая разработка занятия из раздела "Игры народов мира" по теме "Игра североамериканских индейцев "Гремучая змея", возраст детей 7-10 лет....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры народов мира"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры народов мира» разработана на основе рабочей программе В.И. Ляха по физической культуре 1-4 классы в соответствии с требованиями...

Методическая разработка. Урок-мероприятие "Игры народов мира" 5 класс.

Урок  направлен на знакомство детей с традиционными играми других народов.Урок несет в себе не только физическую направленность но и культурную.Данный материал может быть полезен учителям физичес...

Программа Подвижные игры народов мира во внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры народов мира» (далее Программа) предназначена для обучающихся 8-9 лет....