Проблема информационно-психологической безопасности личности ребенка
статья

Гарифулова Галия Амировна

Информационное пространство, окружающее человека, во многом определяет формирование его «картины» или «модели» мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема информационно-психологической безопасности личности ребенка

Современный человек живет не только во внешнем материальном мире, но и в глобальном информационном поле. 

Информационное пространство, окружающее человека, во многом определяет формирование его «картины» или «модели» мира.

Модель мира — это «сетка координат, при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании» Таким образом, реальная действительность отражается в виде картины мира, которая структурируется при помощи и посредством модели мира. В качестве моделирующих структур могут выступать также: язык, мифология, религия, искусство, наука и прочее. Однако в современном обществе, роль информационных технологий, влияющих на формирование картины мира, возрастает, и поглощает в себя или вытесняет другие моделеобразующие структуры. Именно поэтому так важно изучать влияние информационного пространства на развитие формирующейся психики детей и подростков.

Трудно представить жизнь современной семьи без гаджетов и планшетов.

Интернет — это «окно во внешний мир» и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. С помощью интернета у детей формируется «образ мира», понятия о добре и зле, справедливости и дружбе и представления о других социальных явлениях.

Но почему все чаще и чаще психологи бьют тревогу о массовом пристрастии детей к интернету? 

Результаты исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста проводят у экранов гаджетов в среднем от 2 до 6 часов в день. Привычку постоянного просмотра видео роликов, игр они приобретают благодаря родителям, которые дают бесконтрольно ребенку мобильный телефон или гаджет с доступом в сеть интернет. Выявилась тенденция, заключающаяся в том, что дошкольники проявляют особый интерес к так называемым каналам с видео, где каждые 15 минут ребенок видит на экране акт насилия, агрессии или эротическую сцену. 

Чем опасно такое влияние для ребенка?

Во-первых, необходимо сказать об особой впечатлительности и способности к внушению детской психики.

Информация влияет на человека во многом на бессознательном уровне. Только часть информации, которая воспринимается ребенком, воздействует на сознание. Образы, звуки, знаки и символы оказывают внушающее воздействие. Анализ страхов современных дошкольников 6 лет показывает их превышение в среднем на 8 пунктов от возрастной нормы. При этом в перечне страхов у дошкольников появились нехарактерные для данной возрастной группы страхи: страх темноты и страх остаться одному в комнате. Эти страхи характерны для детей более раннего возраста и, как правило, не были типичными для 6-летних детей. Кроме того, были выявлены и такие страхи, как боязнь быть похищенным, страх оказаться в тюрьме, страх быть взорванным террористами.

Во-вторых, необходимо сказать об «эффекте привыкания» и заразительности агрессивного поведения.

Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, у них формируется равнодушие к человеческой боли. Если каждый день ребенок видит акты насилия, то через какое-то время он воспринимает это как норму.  Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связаны с эмоциональными, нравственными и моральными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего доступностью к сети ИНТЕРНЕТ.

Выдающийся русский психолог Л. С Выготский писал, что «…ситуация будет влиять на ребенка по-разному в зависимости от того, насколько ребенок понимает ее смысл и значение…Ясно, что ребенок, который понимает, что такое смерть, будет реагировать на это иначе, чем ребенок, который вообще не понимает, что здесь произошло….влияние среды на развитие ребенка будет измеряться среди других прочих влияний также степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде».

Кроме этого, привычка просмотра видео и игр способствует интеллектуальной пассивности ребенка. Информация подается в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают, что дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть сказки по видео. Для родителей значительно удобнее поставить для просмотра мультик, чем тратить время на прочтение ребенку книги. Этот подход тормозит развитие психических функций ребенка. Замедляется развитие речи и мышления, не развивается воображение, так как все дано в готовом виде. При этом нет тесного эмоционального контакта ребенка и родителя. Не происходит обсуждения прочитанного текста и не развивается у ребенка стремления самому научиться читать. Этот, казалось бы, легкий путь в воспитании впоследствии приводит к плачевным результатам. Ребенок не приучен к книге, он не может сконцентрироваться на тексте, у него не развито воображение, несвязная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Безопасность вашего ребенка или как уберечь ребенка от насилия"

Выступление на родительском собрании.Цель: напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребенка от насилия....

Обеспечение информационно-психологической безопасности личности в современных условиях.

О влиянии Интернета на изменение психического развития детей...

Личность педагога и личность ребенка

Трудно переоценить роль деятельности учителя, её влияние на процесс становления и развития личности ребёнка. Мы поняли, что здесь важно всё: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократиче...

Консультация для воспитателей ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Консультации для воспитателейОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА...

Информационно-психологическая безопасность школьников (методические рекомендации для обучающихся и родителей)

Информационно-психологическая безопасность - это определенная защищенность человека от воздействия вредных информационных воздействий и рисков интернет-среды, способных против воли и желания человека ...

Информационно-психологическая безопасность личности

Психологическая защита личности – это сложная многоуровневая система социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных механизмов, образований и форм поведения, которая должна обе...