Г.В. Мокина. Актуальные проблемы современного школьного образования.
статья

В статье идет речь о проблеме ценностных ориентиров, которые стоят перед современной школой. Чему учить? Как учить? Зачем учить? - эти вопросы встают перед каждым думающим учителем.Какие бы ветры времени ни кружили над нами, перед школой, как и во все времена, стоит главная задача - формирование "внутреннего человека", способного мыслить, брать на себя ответственность, созидать мир в себе и вокруг себя...А это невозможно без приобщения к сумме знаний, накопленных человечеством, формирования умений эффективно использовать их в практической жизни  для решения профессиональных и общечеловеческих задач, важнейшей из которых является самореализация личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_problemy_sovremennogo_shkolnogo_obrazovaniya.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                «Забота о будущих поколениях - это самые надёжные, умные и благородные инвестиции». 

     Из послания экс-президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации

  Даже в этой, в общем  верной мысли тревогу и беспокойство вызывает слово «инвестиции» - слово, отражающее время товарно-денежных отношений, дух рыночной эпохи, прагматичной, рациональной, зачастую, если масштаб человеческой личности невелик, и достаточно циничной. Размышляя об образовании, всё-таки хочется говорить о таких инвестициях, как наш ум, талант, творчество, тепло человеческих взаимоотношений, которые мы вкладываем в своих учеников, хотя, конечно, и денежные инвестиции в нашем деле совсем не лишние… Воспоминания выдающихся людей о своих педагогах свидетельствуют о том, что их духовное пробуждение и  «выпрямление» происходило благодаря яркой личности любимого учителя, с которым были пережиты первые радости открытия и узнавания, новый взгляд на мир.    

Так, свои воспоминания «История моего современника» В. Г. Короленко писал после десятилетий, отделявших его от гимназической поры. Но уроки учителя словесности оказались для Короленко незабываемыми. Они – самые лучшие часы юной жизни будущего писателя и его соучеников. Лишь при одном воспоминании о предстоящем уроке любимого учителя, звуках его голоса, манерах поведения, самобытных суждениях светлело на душе. Даже педагоги-неудачники в такие минуты не омрачали гимназическое существование. Чтобы судить о заразительности воздействия Авдиева, надо вчитаться в строки: «Каждый урок словесности являлся светлым промежутком на тусклом фоне обязательной гимназической рутины, часом отдыха, наслаждения, неожиданных и ярких впечатлений. Часто я даже по утрам просыпался с ощущением какой-то радости. А, это сегодня урок словесности! Весь педагогический хор с голосами среднего регистра и выкрикиваниями маниаков покрывался теперь звучными и яркими молодыми голосами. И ярче всех звучал баритон Авдиева: хор в целом приобретал как будто новое значительное выражение».

Уроки Авдиева были для гимназистов жизненным и поэтическим откровением. На них взволнованно билось сердце, в душе поднимался восторг, рождалось новое мировоззрение. Педагогическая проповедь учителя корнями врастала в духовный мир гимназистов. Она стала эпохой для них. В самом деле, – учитель потрясал учеников своими искренними переживаниями и нестандартными мыслями, увлекал вдохновенным проникновением в литературу и окружающую жизнь, поражал своим литературным вкусом, искренностью чувствований, свежестью суждений. Для учеников это казалось чудом: учитель вызывал новое отношение к познанию, новые переживания и новые светлые ожидания. «С этого дня, – пишет В. Г. Короленко, – художественная литература перестала быть в моих глазах только развлечением, а стала увлекательным и серьезным делом. Авдиев сумел зажечь и раздуть эти душевные эмоции в яркое пламя. У него было инстинктивное чутье юности и – талант. Все, что он читал, говорил и делал, приобретало в наших глазах особенное значение. История литературы, с поучениями Мономаха и письмами Заточника, выступала из своего туманного отдаления как предмет значительный и важный, органически приготовлявший грядущие откровения».

А вот фрагмент из воспоминаний о Валерии Арутюновиче Гегамяне, основателе и декане

художественно-графического факультета Одесского педагогического института (1925-2000), воспитавшем не одного поколение хороших художников:

Есть люди, которых не забывают. В силу своих личных качеств, они возвышаются над обыденностью…

В апреле этого года ему исполнилось бы 84. Это приблизительно тот возраст, когда Микеланджело ваял «Пиету», Тициан писал «Себастьяна»…

Мы, в прошлом ученики Валерия Гегамяна, уже тогда понимали, что перед нами незаурядная личность, большое духовное явление.

Сегодня трудно представить, как бы сложилась творческая судьба многих из нас, если бы не знакомство с Гегамяном. Его требовательность, трудолюбие и самодисциплина, целеустремлённость, а также заострённое чувство добра и зла и как следствие бескомпромиссность: его общая культура и беззаветное служение искусству – эти и другие черты проявлялись в тех или  иных поступках, влияя на окружение.  (Вл. Кудмач)

   Проблема ценностных ориентиров: чему учить? как учить? зачем учить?

Какие бы ветры времени ни кружили над нами, перед современной школой, как и во все времена, стоит, на мой взгляд, главная задача:

- формирование «внутреннего человека», способного мыслить, брать на себя ответственность,  созидать мир в себе и вокруг себя…

  А это невозможно без приобщения человека к сумме знаний, накопленных человечеством, формирования у него умений эффективно использовать их в практической жизни для решения профессиональных и общечеловеческих задач, важнейшей из которых является самореализация личности.

   Согласитесь, человек, который не нашёл себя, своего места в жизни, вряд ли чувствует себя счастливым и в полной мере может быть полезен обществу. Помочь нашим ученикам  найти свой путь («свою колею»), чтобы быть в жизни на своём, а не на чужом месте, - одна из важнейших задач, стоящих перед современным педагогическим сообществом.

  Французский поэт Раймон Кено однажды очень точно сказал об этом:

Возьмите слово за основу
И на огонь поставьте слово,
Возьмите мудрости щепоть,
Наивности большой ломоть,
Немного звёзд, немножко перца,
Кусок трепещущего сердца
И на конфорке мастерства
Прокипятите раз, и два,
И много-много раз всё это.

Теперь пишите! Но сперва
Родитесь всё-таки поэтом
.

  А кого из нас не трогали слёзы героя рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» - Якова Бронзы, любившего  играть на скрипке, но всю жизнь делавшего прочные гробы? И плач его скрипки в ожидании сиротства, плач  о жизни, которая «прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку», долго звучит в нас, мучая вопросом ЗАЧЕМ? - «зачем люди всегда делают именно то, что не нужно?», «зачем изменяют себе?». «Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки!». И наверняка неслучайно, слушая унылые, скорбные, жалобные звуки скрипки плакали все…  потому что плакали о себе, своих несбывшихся надеждах, неслучившемся счастье…

  Таким образом, помочь растущему человеку понять, узнать себя, открыть и развить то, что есть именно в нём, – задача современной школы.

 Возможно ли этого добиться в условиях стандартизации образования?

  ФГОС, «позволяющий сохранить фундаментальное научное ядро, которым всегда отличалось российское образование, и создать единое образовательное пространство на всей территории страны, не только веяние, но и реальность нашего времени. Одна из целей введения ФГОС «поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности»,  школе, способствующей самоопределению учащегося, позволяющей сконцентрировать усилия на действительно важных для  него аспектах учения».

 Наверное, в связи с этим благом является в проведении итоговой аттестации учащихся введение экзаменов по выбору, а не как это было прежде 9 обязательных для всех экзаменов. Но в этой ситуации у ряда учащихся часто пропадает мотивация в изучении других общеобразовательных дисциплин. К сожалению, часто приходится от них слышать: «А мне это не нужно»,  «Мне это не пригодится», «Мне не нужно этот предмет сдавать  для поступления в университет».

 Здравый смысл, прагматизм как важная часть современного сознания влияют на выбор наших учащихся, выбор, который становится очень  жёстким, рациональным и, увы, иногда откровенно циничным. Наверное, для того чтобы не ставить учителя в ложное, двусмысленное положение (роль няньки, формалиста, диктатора), необходимо учитывать при поступлении в ВУЗ (как это уже было когда-то) средний балл аттестата, который отражает уровень знаний учащегося, его готовность к самообразованию, столь важному принципу высшей школы, и,  наконец, общий уровень развития.

Сегодня возникают трудности и в оценке обязательных знаний учащихся. Современная программа школьного образования построена таким образом, как будто все 100% выпускников собираются продолжить свое обучение в институтах. Поэтому знания, т.е. получение большого количества информации, становятся  самоцелью обучения. В результате чего школа становится ареной борьбы, причём даже не за знания, а за оценки. Тестовая система оценки знаний в виде ЕГЭ только усугубляет это положение. Контроль знаний носит однобокий  характер, не учитывает индивидуальные особенности школьника, исключает контроль навыков грамотного письма,

умения аргументированно мыслить. Часто ученики при  выполнении тестовых заданий рассчитывают на их угадывание. При подготовке  учащихся к ЕГЭ педагогические методы становятся агрессивными, т.к. идёт уже не обучение, а натаскивание, не развитие, а зубрёжка. В то время как педагогика при современных социальных условиях должна быть, прежде всего, гуманистической. Школа не должна перегружать учащихся информацией. Скорее всего, педагогическое сообщество должно помочь ученику научиться ориентироваться в потоке информации, понимать, какая из нее имеет принципиальное, какая главное  значение, а какая является псевдонаучной, явно провокационной. Думается, что сегодня школа во многом должна защитить ребёнка от агрессивного потока информации, сосредоточив его силы и внимание на фундаментальных, базовых знаниях учебных дисциплин. Школа должна давать, главным образом, способы и навыки к самообучению. Не нужно всех готовить к поступлению в ВУЗ. Нужно лишь построить обучение таким образом, чтобы в любой момент учащийся смог организовать себя так, чтобы усвоить нужный объем информации за необходимый отрезок времени.

С вышеназванной  проблемой связана и проблема перегруженности учебных предметов. Мы пытаемся объять необъятное и затолкать в ребячьи головы нужное и ненужное в непомерных количествах. А чего стоит наукообразность учебных пособий для учащихся? Авторы их, похоже, плохо знакомы с особенностями детской психологии и начисто забывают, что когда-то сами были детьми. Отсюда мы имеем проблему отсутствия творчества, поиска в работе учащихся. Загружается память, а не мышление. Знания в итоге оказываются непрочными, недолговечными, на практике неприменимыми.

ФГОС предполагает поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системнодеятельностный подход обучения, рассчитанный на широкое внедрение в практику школьной жизни проектной и исследовательской деятельности учащихся. Однако очень многие учителя по-прежнему используют иллюстративно-объяснительный характер  обучения, где доминирующей ролью  на пути к знаниям оказывается личность учителя, но в этой системе обучения он лишь наставник, поводырь, а не, как требуют современные условия, партнер, коллега, сотоварищ, но знающий, могущий и понимающий гораздо больше, чем его ученики.  

 Отсюда вытекает одна из принципиальных задач, стоящих перед современной школой,  и она связана с недостаточной интенсивностью и эффективностью встречной деятельности – учения, т. е. низкой  активностью ученика в процессе обучения.  Педагог не только сам должен работать на уроке, его обязанность в современной школе сводится к тому, чтобы  в течение урока добиться не менее продуктивной работы от ученика. И это должна быть не эпизодическая активность на некоторых уроках и по некоторым предметам, а создание целой системы обучения, системы всех методик, при которых учащийся не сможет быть неактивным в принципе.

Во многом характер современного обучения по-прежнему  таков, что учителя преувеличивают роль наблюдения и восприятия, используя иллюстративно-объяснительный характер обучения, тем самым из процесса обучения  фактически выключается мышление ученика, дети «разучиваются думать». В школе нужно, конечно же, объяснять и иллюстрировать, но всё это должно быть подчинено одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых

предметов и науки, а не упрощенному изложению и красочному описанию явлений и фактов.

Современному педагогу важно правильно понять своё место в процессе обучения в свете требований ФГОС. На наш взгляд, оно сводится к двум главным особенностям – учителю главным образом нужно сегодня стать:

- организатором обучения и самообразования учащихся и

- доброжелательным экспертом итогов обучения и самообразования школьников с последующей их (итогов) коррекцией.

Педагогу нельзя становиться «приложением» к ФГОСовскому учебнику, что, к сожалению, наблюдается сегодня на некоторых занятиях;  в первую очередь учитель должен талантливо использовать тот достаточный и интересный материал, который есть в учебниках, для успешной работы ученика с этим материалом и в школе, и дома. А это уже зависит от профессионализма учителя. Вот почему важно в самом учебном заведении создание системы повышения профессионального роста педагогов  и за счёт  участия в работе ШМО, и в составе неформальных творческих групп, и в ходе обсуждения проблем современного школьного образования  за  «круглыми столами»,  в педагогических мастерских, студиях, дискуссионных клубах, а также благодаря самообразованию  учителей.

Сегодня крайне важно, не прикрываясь ложно понятыми целями стоящих перед школой перемен, не впасть в соблазн  формализации (технологизации) учебного процесса и сохранить живым процесс обучения, который всегда был связан с непосредственным, идущим от человека к человеку обменом опытом, знаниями, методами изучения действительности, радостью открытий, сожалением  от неудач.  Сегодня важно обеспечить такой процесс обучения, который сохраняет и предполагает  живое общение человека с человеком. Русская школа всегда отличалась своим гуманистическим содержанием и направленностью, может быть,  именно это помогало ей открывать и сохранять в своих учениках творческое начало,  без  которого нет ни большого учёного, ни художника, ни общественного деятеля.

Сегодня нельзя целиком полагаться на ФГОСовский учебник, по которому якобы ученик всему может и должен научиться сам и который обеспечивает обязательный минимум знаний.  Если эту мысль довести до логического конца, то можно договориться  до того, что управлять уроком сможет любой человек, не имеющий специального педагогического образования и специальных знаний  в области своей предметной дисциплины. Чему, к сожалению, в нашей общественно-политической жизни мы видим множество примеров: бывший налоговик теперь уже бывший министр обороны России.  Весьма охотно тиражируя мысль о том, что доля участия преподавателя в уроке должна быть сведена до минимума,  некоторые педагоги с энтузиазмом пошли по пути самоустранения от учебного процесса, практически целиком переложив свои функции на учебник. В лучшем случае на таких уроках  учащиеся получают задание для выполнения самостоятельной работы, после ее выполнения проводится проверка самостоятельно выполненных учащимися упражнений, примеров, задач, уравнений; этапу рефлексии и обобщения знаний совсем не уделяется внимание.

Эти тревожные  симптомы могут  привести к профанации всех задуманных начинаний и

разрушению школы как основополагающей части системы российского образования  в целом. ХХ I век называют веком гуманитарных наук, потому что без них невозможно оживить технологии.

Переход  на новые стандарты, в первую очередь, направлен на воспитание и формирование думающего человека. Именно для этого  педагог должен стать конструктором, технологом урока, знающим процессы мышления и познания, умеющим руководить процессом правильного употребления языка, как письменного, так и устного, для выражения  мыслей. Учителю сегодня, впрочем, как и всегда, нельзя быть равнодушным, нельзя формально выполнять свои обязанности, просто присутствуя на уроке.  Обывательское, мещанское противопоказано самой сути учительского труда.

 Учить и воспитывать думающего человека – это процесс очень затратный с точки зрения вложенных умственных и физических сил педагога. А новая система оплаты учительского труда так и не решила проблему существования и выживания самого «думающего» педагога. Вот отрывок из письма одной учительницы, реализующей задачи ФГОС на этапе начального образования:

 Третий год работаю по ФГОСам (начала в классе предшкольной подготовки). Если честно - УСТАЛА. И ещё раз прочувствовала старую истину: нельзя объять необъятное! Не может обычный учитель (женщина с семьёй, которая требует внимания ежедневно) успеть выполнить всё, что запланировали авторы Стандарта. Он даже не в силах втиснуть всё рекомендуемое в рамки урока. Урок, он ведь не резиновый. Как было в нём 45 минут, так и осталось. Попробуйте во 2 классе подвести детей к формулированию темы урока, а потом цели, составьте затем план урока (коллективно, разумеется), найдите время и место для групповой работы, для её проверки и последующей самооценки выполненного задания... А ещё не забудьте упомянуть между делом, что сейчас мы формировали умение работать с информацией (или организовывать свою деятельность).  И конечно же рефлексия в конце урока - какой же современный урок без неё. Да, забыла! В Дневнике отметить не только оценку за урок, но и самооценку дня.

Взрослые дяди и тёти! Попробуйте сделать всё это САМИ и засеките время: хватит ли вам урока? Не забудьте про задачки и упражнения в учебнике и многочисленных печатных тетрадях - и ВПЕРЁД!

Это письмо, больше напоминающее крик учительской души, можно  продолжить:

А также подготовьте дополнительные задания на электронных носителях и не забудьте заглянуть в  деловую переписку с учениками. Дайте открытый урок, примите участие во всероссийской олимпиаде школьников, прочих неофициальных детских и профессиональных конкурсах…

Для того чтобы перемены в школе не осуществлялись за счет героического труда учителя, оплата нелёгкой и столь нужной  обществу в целом работы педагога должна быть по-настоящему достойной, нужно, чтобы повышение заработной платы не шло за счет повышения учебной нагрузки (читай перегрузки учителя), обеспечивающей ему и его близким

более-менее приличный уровень жизни…  18 учебных часов должны оплачиваться так, чтобы другие 18 часов были эффективно потрачены на подготовку уроков, проверку тетрадей, индивидуальную работу с учащимися и их родителями, самообразование, профессиональное общение, творчество, организацию внеклассной работы по предмету. В противном случае мы все это делаем, но за счет своего здоровья и уже с надрывом, без радости и… любви к профессии.

Во многом формальным на сегодняшний день оказывается  распределение доплат и надбавок за качество и интенсивность труда: к сожалению, доплаты и надбавки рассчитываются только по цифровым (внешним) показателям  с учетом учебных часов, количества учащихся в классе, наличия классного руководства, выпускных классов, это же влияет на доплаты за проверку тетрадей, дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ.  А проверяются ли тетради, проводятся  ли и как дополнительные занятия, ведется  ли работа с классными коллективами  - эти вопросы в течение года уже нигде не рассматриваются и не учитываются,  и  доплаты и надбавки продолжают выплачиваться даже в том случае, если учитель недостаточно добросовестно выполняет свои профессиональные обязанности (от случая к случаю проверяет тетради, не проводит дополнительных занятий, не проверяет дневники, не проводит классных часов и т. д. и т. п.). Надо заметить, что большинство учителей не нуждается в жестком дополнительном контроле и добросовестно выполняет свою работу. Но есть и те, на кого мало влияет и ведущийся контроль со стороны администрации школы, и отзывы родителей. Думается, что вопросы, связанные с оценкой труда и выполнения должностных обязанностей учителя с учетом специфики предмета, должны в свои руки взять школьные методические объединения. Это, с одной стороны, обеспечит объективность оценки данных критериев, с другой – гарантирует гласность в решении щепетильного финансового вопроса, а в целом, оздоровит обстановку в школьном коллективе.  

В любом деле должен работать главный принцип: деньги должны выплачиваться  за конкретный труд, а не перечень обязанностей. Конечно, денежный фонд крайне мал, и часто непонятно, за что беремся; конечно, контроль и оценка чужого труда, расчеты и перерасчеты – дело хлопотное…  но только так можно оптимизировать процессы, связанные с нашим делом, нашим производством. В противном случае, не на кого жаловаться и не стоит ждать, что наступят «другие времена».

Современная школа страдает сегодня и от пвсевдоинновационной деятельности, многочисленных профессиональных конкурсов, участие в которых на результат  заставляет, вынуждает учителя или надрываться, или почти целиком отстраниться от главного дела – подготовки и проведения уроков, проверочных, самостоятельных, контрольных работ и их последующей проверки. Оставляют желать лучшего и критерии оценивания уровня учительского профессионализма. Наше дело кропотливое, несуетное и неспешное, а экспертным комиссиям нужен сиюминутный эффект, яркое шоу, что в принципе противоречить сути учительского дела…   Поэтому единицы включаются в эту гонку «в никуда» и часто возвращаются оттуда не удовлетворенными, а опустошенными и разочарованными.

Школу сегодня важно уберечь от погони за новизной ради новизны, от прожектерства, что ничего не дает ни ум,  ни сердцу, от карьеризма во всех его формах и на всех уровнях школы. Нужно не забывать, что учитель – одна из тех редких профессий, в которой все определяющим является слово призвание, предполагающее служение делу просвещения подрастающего поколения и объединения людей, поскольку, по точному определению В. Спивакова, «разъединяют людей не моря и океаны, а невежество».

Как важные, но уже через запятую, хочется назвать и такие проблемы, КОТОРЫЕ СТОЯТ ПЕРЕД СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ:

- по-прежнему низкая доля ответственности учащегося за результаты учебного труда,

- во многом проблемы в учении связаны и с отсутствием потребности в серьезном, глубоком чтении.  Хотя сегодня в нашем обществе назрела необходимость говорить об этом, пытаться что-то изменить в сложившейся ситуации к лучшему, наверное, именно поэтому не случайно в 2015 на смену году культуры в России пришел год литературы.  Давайте и мы будем связывать свои надежды на преображение и просветление человек под влиянием слова,

- но главной проблемой из перечня названных проблем является, на мой взгляд, отсутствие объединяющей общество идеи, когда понятно, что общими усилиями создаем, какими путями идем к цели, по каким правилам живем, чтобы добиться личного и общего успеха.

В обществе  значительного социального неравенства и как его следствия социальной несправедливости трудно создать школу, где формировалась бы социально ответственная, думающая, самостоятельно мыслящая, творческая личность.

Вот почему одна из главных задач, стоящих перед современной школой, сводится и к тому, чтобы примирить и сохранить учащихся, являющихся представителями разных социальных, этнических, конфессиональных групп, оказать каждому из них педагогическую поддержку в вопросе самореализации и самоопределения, взяв за основу разработанные О. С. Газманом гуманистические максимы образования:

- ребёнок не может быть средством для достижения педагогической цели

- самореализация педагога – в самореализации ребёнка

- всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении

- все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами

- не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка

- дети – носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения

- не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно только результаты действий

- доверяя – не проверяй

- признавай право ребёнка на ошибку и не суди за неё

- умей признавать свою ошибку

- защищая ребёнка, учи его защищаться.

  Помните фильм А.С. Кончаловского "Первый учитель"? Главный герой картины, красноармеец Дюйшен, относится к своей работе, как к своему предназначению, быть учителем - его призвание. С исступлённой жертвенностью он борется за то, чтобы дети могли учиться. Сейчас этот фильм редко вспоминается. Может быть, потому, что особая порода революционных "пассионариев", каким был Дюйшен, уже давно не ценится.

   Слово "пассионарность" означает  «пламя», «пламенный». По Л. Н. Гумилёву, пассионарность -  способность и стремление к изменению того, что рядом и вокруг.  Становление педагогики как науки свидетельствует о том, что все выдающиеся  учителя: М. Монтень, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский,  Я. Корчак, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский – были  пассионариями. Поскольку просветительская деятельность, которую они вели до конца дней, была направлена на преображение и изменение человека и жизни к лучшему…

  Наше кропотливое и трудоёмкое дело, не терпящее суеты и пустозвонства, сопряженное  с огромными душевными и физическими, интеллектуальными и временными затратами, живёт энергией любви к людям и  верой в возможность помочь  человеку найти себя и свой путь. Наше, учительское  дело на всех уровнях невозможно без сердечного огня и горячего желания наполнить человеческую жизнь достойным содержанием и смыслом; преодолеть противостояние, рождённое  нашим  временем,  между двумя жизненными философиями - «быть хорошим» и  «жить хорошо».   И в этом стремлении мы все оказываемся рядом: и наставник человечества, и простой непростой школьный учитель, без  усилий которого не решается множество проблем нашего времени…  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблема современного педагогического образования»  Филиппова        Высшие смыслы и ценности ...

Приложение:презентация по теме "Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования"

Презентация-приложение к статье по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблемасовременного педагогического образования.»...

Актуальные проблемы музыкально-эстетического образования детей в школе на современном этапе

Приобщение детей к музыкальному искусству наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, в частности,  ансамблевой, которое составляет фундамент музыкального в...

Актуальные проблемы современного образования

В статье изложены краткие сведения об актуальных проблемах современного образования, а также ключевые аспекты, которые привели к проблемам в образовании....

Методическая разработка по теме «Проблемы развития мотивации в системе современного школьного образования»

Рассматриваются проблемы развития мотивации в контексте личностно-ориентированного подхода....

Актуальные проблемы современного образования детей. Вызовы времени

Современный мир – это мир постоянных стремительных изменений. Изменения в будущем будут происходить гораздо быстрее. Каким будет мир завтра? Как подготовить ребенка к жизни в этом новом мире? Ка...