6.1.–6.3. Участие в работе методических (профессиональных) объединений
материал (7 класс)

Сусенкова Валентина Михайловна

6.1.–6.3. Участие в работе методических (профессиональных) объединений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnye_formy_raboty_na_urokah_pisma.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Нестандартные формы работы на уроках письма, чтения и развития речи в коррекционной школе 8 вида»

 

            Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы . Эффективность исправления недостатков развития зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения.

        Всё чаще отмечается слабая мотивация к обучению. В чём же причины нежелания учиться? Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и отвлекающие факторы,  однообразие и монотонность учебного процесса. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

           Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным. Целью коррекционной работы является исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка.

           Вся система коррекционной работы направлена на исправление дефектов, общих для всех детей с нарушением интеллекта (общая коррекция) и на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция), с целью дальнейшей их развития, социализации и адекватной адаптации в современном обществе.

           Общая коррекционно-развивающая работа со всеми учащимися заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня школьников с нарушениями интеллекта, в развитии познавательной деятельности, всех психических функций, социально-бытовых и коммуникативных навыков.

          Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и повышению речевой культуры.

          Понимание педагогом особенностей эмоционального отношения учащегося к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным условием эффективности коррекционного воздействия.

          Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.  Поэтому в своей работе я сделала акцент на развитие мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII  вида на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов на уроках письма и чтения.

Нестандартные формы и методы обучения и воспитания позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, культуру речи, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.

         Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.Они воспитывают общую культуру, культуру речи и мнений, умение грамотно излагать свои мысли, вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию. Это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

В своей работе  я использую следующие приёмы обучения на разных этапах урока. В начале урока создаю эмоциональный настрой,   использую психологический и организационный настрой, который часто придумываю самостоятельно исходя из темы урока, тщательно  подбираю  занимательный  материал, соответствующий тематике урока:

-  загадки

-  пословицы

- стихи

-  притчи, басни

Проведение с детьми дидактических игр и упражнений являются эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д. у детей с нарушенным интеллектом. Дидактическая игра и упражнения , помогают умственно отсталому школьнику в развитии его способностей.

Например, упражнения   на   тренировку   распределения   и   избирательности внимания.

( Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.)

  Упражнения, направленные на способность установления связи между элементами материала (Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; )

Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверхусилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока русского языка, я делаю три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика.

Часто на уроках письма и чтения для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение.

        В качестве домашнего задания, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. После чего, мы на следующем уроке разбираем их, вместе корректируем, более удачный вариант записываем в тетрадь.
          Использование различных приёмов, форм, методов на уроках письма и чтения  воспитывает интерес обучающихся к предмету, повышает уровень речевой культуры,  что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личность.

   Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивацию к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.

    Разумеется, нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которые повышают интерес, речевую культуру, обогащают активный и пассивный словарь,  способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.  Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных заданий.

           Вся система коррекционной работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с особыми образовательными потребностями к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь, и приносить пользу обществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6.1.–6.3. Участие в работе методических (профессиональных) объединений. Приложение 18.

Стараюсь участвовать в обсуждении актуальных вопросов истории и обществознания.Знакомлюсь с опытом педагогов - новаторов, с новыми педагогическими технологиями и концепциями....

6.1.–6.3. Участие в работе методических (профессиональных) объединений. Приложение 18

6.1.-6.3 Участие в работе методических профессиональных объединений Приложение 18...

Форма 18. 6.1.–6.3. Участие в работе методических (профессиональных) объединений.

Стараюсь участвовать в обсуждении актуальных вопросов преподавания.                                      ...

Участие в работе методических (профессиональных) объединений

Данный заздел содержит документы, подтверждающие участие педагога в работе методических объединений...

Участие в работе методических (профессиональных) объединений

В данном разделе представлены документы, подтверждающие участие учителя в работе методических (профессиональных) объединений....

6.1-6.3 Участие в работе методических профессиональных объединений Форма 18

6.1-6.3 Участие в работе методических профессиональных объединений Форма 18...

6.1.-6.3. Участие в работе методических (профессиональных) объединений (Приложение 18)

6.1.-6.3. Участие в работе методических (профессиональных) объединений...