Основные принципы духовного воспитания в православной казачьей семье
план-конспект урока (7 класс)

Михно Наталья Николаевна

Урок основ православной культуры в 7 классе
Тема занятия: Основные принципы духовного воспитания в православной казачьей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_opk_7_klass.docx720.78 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13                              им. А.А. Кулешова

станицы Константиновской Курганинского района

Краснодарского края

Всероссийский  конкурс

«На лучший урок»

Направление: гуманитарное

Предмет: Основы православной культуры

        

 Тема урока:  «Основные принципы духовного    воспитания в православной казачьей семье»

  Класс 7

Учитель истории, обществознания, ОПК

Михно Наталья Николаевна

Необходимые ресурсы для запуска проекта на компьютере: 

Windows 2007, XP

Программа  Microsoft PowerPoint

                                                      20019-2020 учебный год

Урок основ православной культуры в 7 классе

Тема занятия: Основные принципы духовного воспитания в православной казачьей семье.

Цель урока:

образовательная: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких людей.

воспитательная: привить любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.

развивающая: развивать у школьников системное мышление, культуру речи, содействать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности.

Задачи: раскрывать значение понятий «семейные традиции», «семейная культура»; развивать навыки ответственного поведения в семье.

Формируемые УУД:

личностные: осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

регулятивные: оценивание качества и уровня освоения, что усвоено, что нужно усвоить

познавательные: овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

коммуникативные: умение слушать, сотрудничать с одноклассниками

Предполагаемый результат: во время работы на уроке учащиеся приобретают навыки:

-общения в процессе групповой работы, работы с различными источниками информации и на их основе систематизации, обобщения и синтеза полученной информации,

- развития монологической и диалогической речи. Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал

Особенность: интеграция в предметы: историю, основы православной культуры, МХК.

Структура урока:

Урок проводится с применением современных информационных технологий.

Такая форма проведения урока позволяет поддерживать у  учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего занятия. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер.

Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее воздействие на ребенка.

Использование элементов театрализованного представления обеспечивает обогащение духовного мира учащихся, углубление его знаний по предмету, и расширение кругозора. способны совместить и обучение, и закрепление как предметных, так и метапредметных навыков.

   Особенность данного урока в воспитание у детей таких твёрдых нравственных установок, как патриотизм, духовность, преемственность поколений. Это один из важнейших вопросов патриотического воспитания. Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Традиции - организующий связь поколений элемент культуры, именно на них держится духовно-нравственная жизнь народа.


                                                  Ход урока

Слово учителя:       Кубань… так называют наш край по имени реки. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Нельзя забывать, что любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери.

       Во все времена семья играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности, фундаментальных ценностей передающихся от поколения к поколению. Традиции воспитания в кубанских семьях мы рассмотрим на примере казачьей семьи, в которых главными качествами личности считались: трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав.

В каждой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина, для нас таким местом является Краснодарский край, Кубань.

     Рано или поздно каждый человек задумывается: кто я? Откуда мои корни?  Кто мои предки. Как они жили?  Сегодня  мы  с вами поговорим о том, как наши предки-казаки воспитывали своих детей. И начнем  мы  свое занятие   с небольшого стихотворения.

Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу мы с вами растем.
Пускаем в семье мы корни свои,
И в жизнь смело входим из дружной семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.

Учитель задает вопрос ученикам:

-Как вы думаете, а, что такое  семья?

 Варианты ответов учеников:

«Наши предки знали,  что воспитание детей начинается  в семье   с самого маленького возраста и  воспитывали  своих детей  по старым, казачьим традициям. 

Учитель: - Казак должен был знать 10 Христовых заповедей: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому, и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Ходи в церковь, соблюдай посты. Молись единому Богу Иисусу Христу.)

Казак должен соблюдать следующие законы:

  1. Уважительное отношение к старшим.
  2. Уважение к матери, сестре, жене.
  3. Почитание гостя.

Учитель: - Какие  казачьи  традиции воспитания  Вы знаете?

Учитель: - Ребята, а как казак относился к своим родителям?

Варианты ответов учеников:

«Почитание родителей, было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботы о них сына и дочери.»

Учитель: - Как вы думаете  для  чего   нужны крестные  родители?

Варианты ответов учеников:

«Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку – казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду»

 «На крестного отца возлагалась главная обязанность – подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца. В случае  чего  могут заменить настоящих  родителей»

Учитель:

 - Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Без согласия родителей и родни, как правило, обязательно не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод  у казаков в прошлом, являлся редчайшим явлением.

- Ребята, а как на Кубани обращались к отцу, к матери?

Варианты ответов учеников:

 «Вы» «Вы, мама», «Вы, тату»

Учитель: - Ребята, а сколько детей было в казачьей семье? Почем у семьи были большие

Варианты ответов учеников:

«В казачьей семье было 5-7 детей. Казаки любили детей и рады были и мальчику и девочке. Но мальчику радовались больше, так как это был будущий защитник, продолжатель рода, и на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.

Первая группа получает конверт  подготовить сообщение  о воспитании мальчиков

Варианты ответов учеников:

Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу.

Атмосфера любви и добра вовсе не означала потакания и изнеженности. Ровные и добрые отношения взрослых к ребёнку не противоречили требовательности и строгости. Казаки старались не бить детей. И если наказывали, то ставили в угол на соль или на горох. Физическое наказание могло воспитать труса, а казак должен быть храбрым и смелым воином. Считалось, что если мать бранит сына непотребными словами, то дитя может превратиться в нечистую силу и исчезнуть.

Группе дается задание: разыграть сценку.

Элемент театрализованного представления:

На улице играют три казаченка. Вдалеке показался старый казак:

 -Смотрите, дед Остап идет.

Двое вскакивают, низко кланяются и говорят:

 -Здравствуйте, дедушка.

 Третий замешкался. Старик, подходя к нему:

-Ты чей сын?

- Казака Тараса.

Старик:

- Скажи ему, что старый Остап сказал, чтобы отец взял в руки хворостину и дал тебе пять горяченьких!

Старик ушел. Опустив голову, казачонок пошел домой.

 За сценой слышны звуки шлепков.

Ведущий:

-Так с детства приучали казачат уважать старших.

Вторая группа рассказывает о традициях воспитания девочек в казачьих семьях. 

Варианты ответов учеников:

Умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства, вышивать, прясть, шить, ткать.

Ведущий:

- Часто, когда мать уходила на работу, маленького ребенка оставляли на попечение старшей сестры, полностью доверяя ей.

Сидя у колыбели, девочка укачивает ребенка, напевая колыбельную песню.

Подруги кричат у окна:

-  Аленка, пойдем гулять.

 Аленка:

-Не могу, я маленького Андрейку укачиваю.

Другая подруга:

- Аленка, айда на речку.

 Аленка:

- Не могу, мне мама с Андрейкой сидеть велела, а потом воды наносить и скотину напоить надо (продолжает качать малыша).

 Ведущий:

-Так с детских лет у казачьих девчушек воспитывали чувство ответственности, трудолюбия, подготавливали к будущей роли матери и хозяйки.

Учитель: - Большую  роль в  воспитании детей играли казачьи поговорки. Предлагает ученикам вспомнить казачьи поговорки.

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

Казан проверяют по звону, а казака по слову.

Казаком быть - не разиня рот ходить.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Веселы привалы, где казаки запевалы.

Где тревога, туда казаку и дорога.

Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

Не хвались казак травою, хвались сеном.

Пироги на кустах терна не растут.

Хочешь быть на высоте - выбирай путь в гору.

Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела - прячутся в кусты.

Смекалка во всяком деле казака выручает.

От безделья не бывает у казака веселья.

Учитель:

 - Чему они учат? 

Ученики отвечают.

 Подводя итоги  сегодняшнему нашему  занятию,  мне хочется  сказать, что главное,  что есть у человека  не богатство  и знатность, не власть и влияние, а хорошая крепкая семья, основанная  на  православных традициях,  такая  семья  как  у наших предков казаков:

Семья – это опора, отчий дом,
Семья – это основа государства.
Семья – это то место, где живем,
Семья – это любимое пространство.

Семья – это веселый детский смех,
Семья – это огромное богатство.
С семьей вас в жизни ждет большой успех,
Семья – для сердца лучшее лекарство.

Учитель: - Я хочу, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту.

Домашнее задание: опросить бабушек о принципах воспитания в их семьях. Подумать в чем особенность воспитания мальчиков и девочек в казачьих семьях.

Учитель: Спасибо, ребята, за урок!

                                    Иллюстрации для презентации к уроку

                                           altalt

                                            С малых лет казачата

                                      приучаются держаться в седле


alt

   

                   

                           Уметь держаться в седле –

                             важная наука для юного казака

Казаки - не простаки, вольные ребята!
Детская открытка


altalt



 
Терпи, казак! - Атаманом будешь!
Детская открытка
alt


        

http://geum.ru/next/images/149659-nomer-7d7c2c2.jpghttp://itd3.mycdn.me/image?id=811965545714&t=20&plc=WEB&tkn=*Gt97-HSR4JSfSr2ffrcrgELVRJY

Литература:

1.Богашев. А. Духовно – нравственное воспитание молодежи [Текст]/А.Богашев//Воспитание школьников.-2008.-№9.-С.10-14.

2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. — Изд. 6-е, испр. и доп. — М.: Основы православной культуры, 2007.

3.Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: ОПК, 2007.

4.Библия для детей. М.Паломник-2006г.

5.Вакуленко Е.Г. Народная культура Кубанских казаков. Краснодар. ТРАДИЦИЯ, 2014г.

6.Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца»,, М.1981г.

7.Ткаченко П. Кубанские пословицы. /Москва. Граница, 1999г.

8.Фролов З.П. Казачья доля./ Краснодар, 2012 г.

Интернет-ресурсы:

1.Православный Канал Союз‎ru.ask.com/Православный+Канал+Союз

2.СловоОбразовательный портал

www.portal-slovo.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка выступления "Основные принципы художественного воспитания детей"

Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, я...

Размышления на тему "Основные принципы гуманного воспитания ребенка"

Данные советы предлагаются родителям в целях взаимопонимания со своим ребенком....

Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание Основные принципы современного воспитания

Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание.Основные принципы современного воспитания...

Воспитание мальчика в казачьей семье.

Как воспитывали  мальчика в казачьей семье....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания»...