Методический семинар. Эссе "Я - учитель"
материал

Методический семинар

Пояснительная записка

Эссе "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.pptx2.15 МБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx18 КБ
Файл esse_ya_-_uchitel.docx14.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

-О великий мудрец ! В ека коснулись твоей седой бороды, тебе ведомо многое, скажи мне, как можно стать добрым и честным, сильным и храбрым, мужественным и благородным? Что делать мне, чтобы всегда мои помыслы и желания были чистыми? -Пей всегда, сынок, из чистого родника… (Из народного эпоса)

Слайд 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» Методический семинар «Этнокультурные традиции и духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Слайд 3

Направления развития школы: 1.Обогащение содержания урока за счет включения этнокультурного и краеведческого компонентов. 2.Сохранение этнической самобытности личности, обретения ребенком собственного «Я» через познание родного края.( природа, культура, человек). 3.Воспитание ребенка на основах древней родовой культуры бурятского села, родовом сознании каждой семьи.

Слайд 4

Русский язык и литература Цель : приобщение учащихся к культуре родного народа через введение на уроках работы с фольклорными текстами, текстами произведений широко известных бурятских писателей; текстами по культуре, этикету, традициям бурятского народа; природе родного края; формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным и нравственным ценностям народов региона. Основополагающими являются задачи : развить художественный вкус школьников через анализ текстов; вызвать интерес учащихся к произведениям национальной литературы , в которых отражены философия, нравственные качества народов; помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных народов средствами самого учебного предмета.

Слайд 5

В ключение этнокультурного компонента в уроки русского языка в 5-7 классах Русский язык Развитие речи: типы речи. 5 класс Языковые образные средства в отрывк из текста «Лесные тайны» (О. Серова, Э. Пильман ). 6 класс Развитие речи: изложение с творческим заданием «Бай­кал – священное море» (текст по Киму Балкову ). 6 класс Признаки связного текста, лексические средства связи предложений в тексте (по описаниям традиций, религиозных взглядов, этикета бурятского народа, природы родного края). 6 класс Обобщение по темам «Причастие» и «Деепричастие», использование средств языка для создания образности по краткому изложению сказки-легенды о старике Байкале и его дочери-красавице Ангаре. Расстановка в тесте знаков препинания. 7 класс Служебные части речи. Определение роли частицы «ль» изыковых средств создания образности в стихотворении Д. Жалсараева «Байкальские строки». 7 класс Изложение с выполнением заданий по тексту А. Ангархаева «Вершина». 7 класс

Слайд 6

Включение этнокультурного компонента в уроки русского языка в 8-9 классах Второстепенные члены предложения. Определения и обстоятельства в тесте о ветрах Байкала. 8 класс Предложения с обращениями. Определение обращений и расстановка знаков препинания в стихотворении о Саянах. 8 класс Бессоюзные сложные предложения. Диктант по тексту «Священные места Байкала». 8 класс Сложноподчиненное предложение. Расстановка знаков препинания в тексте о климате, ландшафте и развитии туризма в Бурятии. 8 класс Обобщение по те­ме «Сложные предложения» («Буря­ты – древнейший народ»). Объяснение расстановки знаков препинания. 9 класс Бессоюзное сложное предложение в тексте о Бурятии. Расстановка знаков препинания. 9 класс

Слайд 7

Включение этнокультурного компонента в уроки литературы Литература Бурятский фольклор 5 класс Сравнение русских народных сказок с бурятскими (своеобразие, аналогии и различия). 5 класс, Зимнее утро в родном краю (развитее речи, сочинение). 6 класс Обрядовая культура бурят (обзор). 7 класс Постановка и разыгрывание сценок на тему «Бурятская свадьба». 7 класс « Гэсэр » – выдающееся произведение героического бурятского эпоса. Сравнение главного героя с образами русских былинных богатырей. 8 класс История бурятской литературы (обзор) 9 класс

Слайд 8

Фрагмент урока с этнокультурным компонетом 1) Анализ текста повествование и выявление его отличительных признаков. А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст. Крепко любил старик Байкал свою единственную дочь, берег пуще своего сердца . Однажды, когда он заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Ударил он по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед любимой дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась, задыхаясь Ангара, и стала просить прощения и капельку воды у отца. Но Байкал дал только свои слезы. ( Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически). Тема текста – Побег Ангары. Основная мысль – Любовь Байкала к Ангаре . Связь предложений в тексте – цепная . О чём рассказал, повествовал нам автор ? (О случае, который произошел с Ангарой и Байкалом). Из какого произведения взят текст? (Бурятские легенды о Б айкале)

Слайд 9

7. Работа с литературой . - В художественной литературе мы можем встретить любой тип речи. Давайте это докажем на примере БГЭ « Гэсэр ». Найдите отрывки, соответствующие изученным типам речи. 8. Письменное задание по вариантам. Составьте 3 предложения, основываясь на БНП « Сагаалган », соответствующие типам речи: 1 вариант – описание, 2 вариант – рассуждение, 3 вариант – повествование.

Слайд 10

Проекты: Сборник народных пословиц и поговорок «Народная мудрость» «Моя родословная» «Знаменитые люди моего рода» «История музейного экспоната» «Мы помним! Мы гордимся!»(о ветеранах ВОВ)

Слайд 11

Проект «Моя родословная»

Слайд 12

Таблица с указанием результатов: русский язык Учебный год год 2014-2015 2015-2016 2016-201 7 2017-201 8 2018-2019 успеваемость 100% 100% 100% 98% 100% качество 45% 46% 46% 47% 48%

Слайд 13

Таблица с указанием результатов: литература Учебный год год 2014-2013 5 2015-2016 2016-2015 7 2017-201 8 2018-2019 успеваемость 100% 100% 100% 100% 100% качество 58% 59% 58% 59% 59 %

Слайд 14

2015-2016г. Муниципальный конкурс юных поэтов и прозаиков «Крылатая Ангарская строка» Бурункуева Инна, 7 класс Диплом (3 место) 2014- 2015г. Сельская Научно-практическая конференция «Кто они, наши герои» Халтанова Виктория, 6 класс победитель, диплом I степени. 2015-2016г. Муниципальный конкурс чтецов «Юность Ангарска», посвященного 65-летию города Ангарска Бурункуева Инна, 7 класс Диплом 1 степени 2016-2017г . 2017-2018г. 2014-2019 Муниципальный конкурс чтецов, посвященный юбилею Иркутской области Региональный конкурс эссе «Семейные реликвии» Сельские конкурсы чтецов Бурункуева Инна, 8 класс Ильина Марьяна, 8 класс Халтанова Виктория, 9 класс Обучающиеся СОШ №16 Победитель в номинации Сертификат участника Победитель Победители

Слайд 15

2014 г. – презентация серии уроков по теме «Героический эпос бурят» по «Литературе Восточной Сибири» (региональный компонент - Программа Шахеровой О.Н. «Литература Сибири» в рамках муниципального проекта «Методический десант»; 2015- муниципальный семинар – практикум «Основы исследовательской и проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности», тема выступления «Эффективные методы и приемы преподавания русского языка и литературы в условиях этнического обучения »; 2017 - муниципальный образовательный форум - 2017 «Лидер в образовании-2017», тема выступления «Влияние этнокультурного компонента на качество образования в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы»; 2017 –муниципальная Педагогическая лаборатория «Влияние этнокультурного компонента на качество образования в условиях реализации ФГОС», тема выступления «Работа ШМО гуманитарного цикла МБОУ «СОШ №16» (пос. Одинск ) в условиях реализации ФГОС»



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Халтанова И.К.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №16»

-О великий мудрец, века коснулись твоей седой бороды,

тебе ведомо многое, скажи мне, как можно стать добрым и честным,

сильным и храбрым, мужественным и благородным?

Что делать мне, чтобы всегда мои помыслы и желания были чистыми?

-Пей всегда, сынок, из чистого родника…

(Из народного эпоса)

      Таким чистым родником является культурное наследие, духовные ценности народа, его традиции и обряды.  Сегодня приходит понимание того, сколь много теряется тогда, когда нет воспитания детей на национальных традициях: забыты народные промыслы, уходят из жизни умельцы, несущие своё искусство из глубины веков, дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи. А главное – наблюдается отсутствие национального ориентира. В связи с этим возникла потребность обращения к феномену народной культуры, явлению древнейшему, многовидовому и многожанровому, где сконцентрированы нравственные, духовные, педагогические, эстетические и иные общечеловеческие и национальные начала. Поэтому я работаю над проблемой: «Этнокультурные традиции и духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы». Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

    В ситуации становления новой Российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание

   Следовательно, перед образовательным учреждением стоит задача создания образовательного пространства ОУ для формирования личности с сибирским характером, сознающую свою этническую уникальность и гордость, основанную на знании и глубоком понимании культуры, языка, корней своего народа.  

                                         

                                            Направления развития школы:

1.Обогащение содержания урока за счет включения этнокультурного и краеведческого компонентов.

2.Сохранение этнической самобытности личности, обретения ребенком собственного «Я» через познание родного края. ( природа, культура, человек).

3.Воспитание ребенка на основах древней родовой культуры бурятского села, родовом сознании каждой семьи.

Включение этнокультурного, национально-языкового

 и краеведческого компонентов в содержание урока.

Русский язык и литература

      Цель: приобщение учащихся к культуре родного народа через введение на уроках работы с фольклорными текстами, текстами произведений широко известных бурятских писателей; текстами по культуре, этикету, традициям бурятского народа; природе родного края; формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным и нравственным ценностям народов региона.

      Основополагающими являются задачи:

  • развить художественный вкус школьников через анализ текстов;
  • вызвать интерес учащихся к произведениям национальной литературы,

      в которых отражены философия, нравственные качества народов;

  • помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета.

      Введение этнокультурного компонента в программу по русскому языку предполагает анализ текстов, приемы сопоставления, сравнения, выявления жанровых особенностей произведений бурятской литературы, фольклора. Тексты краеведческого характера знакомят с языковыми образными средствами в описаниях природы.

      Также на своих уроках я активно использую фольклор: песни, загадки, считалки, поговорки, пословицы и сказки. Через жанры устного народного творчества я знакомлю детей с жизнью, бытом, обычаями бурятского народа. Это влияет на духовное и нравственное взаимообогащение.

    На своих уроках и внеурочной деятельности активно использую материалы школьного музея.  В нем представлены предметы быта, обихода, а также предметы, отражающие культуру нации. Знакомство с ними вызывает большой интерес не только детей, но и их родителей. Через знакомство с экспонатами мы раскрываем содержание многих произведений, жизнь героев. На мой взгляд, вовлечение детей в исследовательский процесс – изучение предметов одежды, быта, возможность подержать их в руках, раскрытие секретов и значения бурятского орнамента пробуждает в детских душах чувство гордости, уважения и восхищения своим народом, своими предками.

    Активно на уроках использую ИКТ, что помогает мне повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Урок получается ярче и увлекательнее. Информационно-коммуникационные технологии позволяют красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал.

                                     Результативность опыта.

   Работа, проводимая мной, приносит неплохие результаты по подготовке обучающихся по предмету и способствует развитию их творческих способностей. Показателем этой работы являются призовые результаты учащихся в конкурсах.

                              Обобщение и распространение опыта работы.

   Залогом успешности педагогической деятельности является личность самого педагога. Участие в общественных мероприятиях, распространение педагогического опыта – показатель творчески работающего учителя. Готовлю выступления на заседания школьного методического объединения.  Выступала на муниципальном образовательном форуме - 2017 «Лидер в образовании-2017», тема выступления «Влияние этнокультурного компонента на качество образования в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы», муниципальная Педагогическая лаборатория «Влияние этнокультурного компонента на качество образования в условиях реализации ФГОС», тема выступления «Работа ШМО гуманитарного цикла МБОУ «СОШ №16» (пос. Одинск) в условиях реализации ФГОС»

   Веками, из поколения в поколение передавались обычаи, традиции, моральные устои, произведения искусства и литературы. Познавая их, человек становится духовно богаче, ведь, язык-душа народа. И пусть   наша душа никогда не угаснет.



Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

  В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрать. И у каждого из нас есть свой путь, который мы выбираем и идем по нему всю жизнь.

  Стать учителем я мечтала с детства. Основным ориентиром в этом выборе стал мой первый учитель начальных классов, Никитина Донара Кирилловна. Молодой учитель с большой буквы. В ней всегда чувствовалось желание заинтересовать, зажечь, повести за собой. Прошло немало лет, но своего первого учителя я помню очень хорошо. Помню ее уроки, помню, как играла в школу, представляя себя учителем. До сих пор с теплым чувством вспоминаю свою сельскую школу и первую учительницу, молодую, но строгую и справедливую.

  Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след. Он должен быть всегда честен и справедлив с учениками, уже своей жизнью учить их добру. Ведь дети, сами того не осознавая, перенимают все от своих учителей. Особенно это касается сельских учителей, жизнь которых на виду у всех жителей села.

  Школа в селе - это особый мир, особые отношения. Это дружная семья: дети, родители, учителя. В селе, где все хорошо знают друг друга, учитель живет как на сцене перед зрителями-односельчанами, он несет ответственность за судьбу ребенка перед семьей.

  Когда я решила связать свою жизнь с педагогикой, я, конечно, не осознавала всю ответственность, которую возлагала на себя. Это понимание пришло ко мне, когда я начала работать в сельской школе. Сельский учитель несет на своих плечах больше ответственности. В городе, среди множеств домов и улиц, человек теряется и его не видно. В селе же ты как на ладони. Жизнь твоя просканирована.

  Помню первую встречу со своими учениками в сельской школе. С трудом можно описать те ощущения, которые захлестнули меня. Передо мной стояли всего десять милых детских лиц мальчишек и девчонок, ждущих от меня, от «нового» учителя, чего-то нового и интересного. Любопытные, добрые, ясные взгляды, оценивающие каждый мой шаг. Их родители работают в городе, многие из них тоже мечтают жить в городе. Но они – сельские. Они ощущают себя носителями народных традиций. И я – сельский учитель, и должна чувствовать ответственность за сохранение уникальной ментальности села, за то, чтобы образ мышления наших детей не повлияли все негативные новомодные тенденции, эгоизм, разобщенность.

  Преимуществом сельской школы является малое количество учеников в классе. На уроке до каждого дойдешь, каждого спросишь, с каждым поработаешь индивидуально. По-другому складывается и работа с родителями. С ними ты видишься каждый день – обязательно остановишься, поговоришь. И тут возникает вопрос: зачем тогда родительское собрание? Вот и прояви свое мастерство, сельский учитель, сумей убедить родителя в необходимости посещения школы, сумей провести встречу так, чтобы не возникло мысли у мам и пап: надо ли приходить в следующий раз?

  Никогда не жалела о том, что работаю в сельской школе. Да, тяжело: школа, подготовка к урокам, классное руководство, участие в конкурсах, домашнее хозяйство, семья… Кажется, все, сил больше нет! Когда же мы уделяем внимание себе? Сельский учитель, в основном, это женский образ. Образ сельского учителя – эталон для ученика, родителей и сельского жителя. Нам нельзя выглядеть усталыми, неопрятными, замученными домашними делами. Мы должны быть на высоте, должны быть современными учителями! А современный учитель помогает ребенку поверить в себя, в свои силы. Современному учителю необходимо много работать над собой, надо совершенствоваться. Я – сельский учитель, и должна чувствовать ответственность за сохранение уникальной ментальности села, за то, чтобы на образ мышления наших детей не повлияли все негативные новомодные тенденции, эгоизм, разобщенность.

  Я уверенна, что одаренный ребенок из села может в равной степени, как и ребенок из города, иметь возможности проявить себя. Просто вовремя надо увидеть, не потерять, дать толчок к самовыражению, дать возможность к самореализации – вот главная задача современного сельского учителя, моя задача!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар для учителей технологии "Профориентация на уроках технологии"

"Если человек не знает, к какойпристани он держит путь, для негодля него ни один ветер не будет попутным"                         ...

Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Пособие к уроку по теме "Алфавит" (обучающий плакат). Выступление Михайловой И. А.

Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературыМихайлова Ирина Анатольевна (учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 311 г. Санкт-Петербург)...

Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Повторение по теме "Фонетика". Выступление Петровой О. Ю.

Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературыПетрова Ольга Юрьевна (учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 296 г. Санкт-Петербург)...