Конкурсное задание "Я - учитель!"
статья

Бусаедова Марина Алексеевна

Эссе на тему "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ «Я – Учитель»


«Музыка, как книга, делает нас

Лучше, умнее, добрее…»


            Решение стать учителем пришло не сразу. Когда еще была совсем маленькой, я очень любила выступать на публике. В школе мой день был расписан по минутам: днем - уроки, после уроков - занятие в национальной школе искусств. Будучи школьницей, пела, играла на музыкальных инструментах (фортепиано, санквылтап, нарсьюх, журавль), выступала сольно, посещала фольклорный кружок. И всегда во всем меня сопровождала музыка. В старших классах одним из самых любимых дней был день самоуправления, когда старшеклассники получали возможность побыть в роли учителей. Я была в роли учителя музыки. Прежде чем идти на урок, тщательно готовилась, повторяла тему. Наверное, именно в такие дни и были сделаны мои первые «педагогические шаги».

К моменту окончания школы выбор профессии стал очевиден.  «Музыка» и «учитель» -  вот  два слова, которые подтолкнули меня после окончания 9 классов поступить в Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж на отделение «Учитель музыка и музыкальный руководитель», где в течение четырех лет осваивала азы педагогического мастерства.

И вот теперь: я молодой, начинающий учитель.

Совсем недавно моя школа встречала меня, ученицу, переливчатым звонком, а теперь я на пороге родной школы с замиранием сердца встречаю своих учеников, таких разных, любопытных, озорных, современных, и веду их в свой кабинет, уютный и красивый.

В первый год работы приходилось трудно, так как многие педагоги меня знали, как ученицу школы, и признавать во мне учителя было для них сложно. А также возникало много вопросов: как грамотно распределять время на уроке, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как учитывать способности и возможности каждого ученика? Сначала я попыталась найти ответы на эти вопросы самостоятельно, и в большинстве случаев мне это удавалось. Если собственными усилиями исчерпывающий ответ не находился, на помощь приходили более опытные коллеги.

Моя профессия не просто учитель, а учитель музыки. Цель  деятельности любого учителя – развитие личности ученика, и каждый это делает на основе материала своего урока. Мой урок – это урок музыки, а ценность искусства неоспорима. Среди учащихся часто бытует мнение, что музыка – предмет в некотором роде развлекательный, второстепенный, где дети могут отдохнуть. Но мало кто задумывается, что урок музыки, помимо воспитания музыкального вкуса и развития музыкальных способностей, может решать важные задачи  в формировании мировоззрения человека, его убеждений и взглядов.

Учитель музыки, как и любой учитель - предметник, кроме  общих педагогических умений и навыков, должен иметь специальную подготовку: владеть музыкальным инструментом, мастерством вокалиста, дирижёрскими жестами, быть теоретически подкованным по предмету сольфеджио, знать  «музыкальную» литературе, иметь навыки чтеца и быть любознательным исследователем. Всем этим нужно владеть, чтобы вести уроки музыки в современной школе на высоком уровне.

Кроме того, жизнь современного учителя невозможна в отрыве от информационного пространства. Современный учитель должен идти вперед, совершенствовать свое мастерство, используя достижения науки и техники.

При появлении компьютерных технологий у меня появилась возможность подбирать материал для своих уроков в копилках интернет ресурсов: аудио и видеофайлы, фильмы-оперы и балеты, мюзиклы, нотный материал и портретные изображения, презентации, репродукции шедевров изобразительного искусства.    

Немалую роль в привитии детям таких понятий как доброта, отзывчивость, чуткость играет  урок музыки. На уроке звучат музыкальные произведения, вольно или невольно заставляющие детей поволноваться, нахмуриться, а где-то и улыбнуться. Именно на этом «лёгком» уроке ребята с помощью музыки учатся сопереживать, слушать и, главное, слышать друг друга и то, что звучит вокруг. Еще одна моя  непростая задача, как учителя музыки, – донести до детей то, что скрыто за пределами звуков в детских наушниках и сотовых телефонах. Помочь им услышать и прочувствовать то, что заложено в великих произведениях музыкального искусства.

Моя жизнь — это постоянное познание нового. Постоянно что-то искать, творить, изучать, постигать, быть в курсе происходящего в стране и мире, быть в курсе современных веяний, слушать современную музыку и знать увлечения своих учеников.

Я люблю свою профессию, я постоянно учусь чему-то новому не только у коллег и на различных курсах повышения квалификации, но и у детей, которых я обучаю. Каждый урок приносит новые открытия моим воспитанникам, и мне, как учителю, ведь в каждом классе работа строится по-разному, придумываются новые варианты игр или упражнений, появляются интересные темы для обсуждения. Дети не боятся высказывать свою точку зрения, обсуждая прослушанное произведение. Без этого я не смогла бы понять каждого.

Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия. Это  уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний. Работа на уроке предусматривает развитие практических навыков, усвоение знаний истории музыкальной культуры разных народов мира, музыкальных инструментов, сведений о композиторах, музыкальных терминов, исполнение песен и слушание музыки.

Работа на уроке строится на постоянной смене видов деятельности: игры, пение, нотная грамота, физминутки, слушание музыки. Дети очень любят игровые формы работы: отгадывать, какой звучит инструмент, что изображает музыка и т.д.

Младшие школьники очень любят рисовать музыку. Мы не просто рисуем, а красками и линиями передаем настроение и характер музыки. Дети любого возраста любят петь и с удовольствием поют, поэтому я разучиваю большое количество песен как на уроках, так и на внеурочной деятельности.

Слушание музыки – один из важнейших этапов урока. Как правило, проблема состоит в том, что обучающиеся не всегда ясно могут выражать свои мысли из-за нехватки словарного запаса. Характер музыки часто определяется у них несколькими словами: весело - грустно, быстро - медленно. Здесь на помощь приходит «Словарь эмоций», который всегда находится у детей перед глазами, на интерактивной доске. Слушая музыкальное произведение, дети выбирают из словаря два-три слова, которые, по их мнению, более точно определяют характер прозвучавшего произведения. Постепенно, они учатся говорить о музыке, не ограничиваясь двумя, тремя словами.

На мой взгляд, важными качествами личности учителя музыки являются гуманизм, толерантность, активная жизненная позиция, педагогический такт и оптимизм, харизма и творчество, способность заинтересовать учащихся, признание ценности детского творчества, стремление быть в курсе всего происходящего, умение внедрить в работу положительные новинки современного мира. Учитель, не идущий в ногу со временем, не интересен своим ученикам.

Педагогическая деятельность открывает широкие возможности для  саморазвития, самоорганизации, самореализации и профессионального роста. В своей работе я использую технологии критического мышления и групповой деятельности, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, ориентируюсь на дифференцированный подход, методы поисковой и исследовательской деятельности. Считаю, что хороший педагог – это тот, кто увлечен своим делом, всегда в поиске нового и владеет всеми современными технологиями.  

Конечно, не все дети наделены яркими музыкальными способностями. Но моё педагогическое кредо – «Каждый ребенок талантлив! Ребенок безграничен- ищите ключ к нему, и он удивит вас!» А потому принципом своей работы я ставлю не только воспитание детей, которым от природы даны большие вокальные способности, но и привлечение к пению в хоре, участию во внеклассной музыкальной деятельности ребят со скромными музыкальными данными, но горячим желанием научиться петь.

Немузыкальных детей не бывает! Это  очень важно донести  до родителей, подчас считающих своих детей неспособными к восприятию и воспроизведению музыки. Но также важно мне, как учителю музыки, дать понимание и учащимся, и их родителям, что музыкальное воспитание – это не только и не столько уроки музыки. Это ежедневная работа, результат которой появляется нескоро, а потому крайне важно научить детей терпению и трудолюбию.  

Как много задач стоит перед учителем! Все они важны. Но вместе, на мой взгляд, они должны выполнять самую важную функцию школы – помочь ребёнку стать гармоничной личностью, раскрыть в себе скрытые возможности и таланты, найти своё место в жизни.          

Учитель музыки без любви к детям – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства  цвета! Мне нравится, что мои ученики не стесняются подходить ко мне на переменах, чтобы посоветоваться со мной, попросить помощи или просто поговорить по душам.

И потому  с гордостью говорю: «Я – учитель!» и ничуть не жалею о том, что выбрала именно эту профессию.   Каждый день, входя в класс,  помню, что призвание учителя «любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь…» (В.Ключевский) и ничуть не жалею о том, что выбрала именно эту профессию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсные работы учителя

Работы на конкурс "Купель"...

Конкурсное задание "Учитель года - 2016"

Дорогие, коллеги!на данном разделе можете познакомиться с моими разработками и другими интересными материалами....

Пример конкурсного задания "Учитель года 2016" (областное)

Эссе "Я - Учитель"   Сегодня, как и во все времена актуален секрет деятельности успешного учителя. Мне кажется, заключается он в следующем. Во-первых, педагог обязан систематически приумножа...

"Педагогический семинар" - конкурсное испытание "Учитель Кубани 2016"

Сценарий выступления на семинаре в г. Краснодаре....

Конкурсная работа «Учитель года по версии сайта www.mldv.ru -2016»

Международный конкурс «Учитель года по версии сайта www.mldv.ru -2016» Тема конкурса «Учитель – это не профессия, а призвание, образ жизни».Номинация - «Когда мы вместе…» Эссе, Музыкаль...

Конкурсное задание Учитель года 2017 "Я - учитель"

Эссе раскрывает мотивы выбора мною учительской профессии, отражает мои педагогические принципы и подходы, понимание миссии педагога в современном мире...