Эссе "Я-учитель"
статья

Эссе на конкурс "Учитель года "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эссе на конкурс53 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»

                                                                                                       Без гордости и недоверия,

                                                                                                       Без хитрости и лицемерия,

                                                                                                       Без слабости и эгоизма,

                                                                                                       Без глупости и цинизма,

                                                                                                       Без трусости и равнодушия,

                                                                                                       Без наглости и бездушия,

                                                                                                       С огромною чашей терпения,

                                                                                                       Навечно, не на мгновение

                                                                                                       Явился ангел в детскую обитель,

                                                                                                       И имя того ангела – УЧИТЕЛЬ!

                                                                                                            Из собственного сочинения Береза Г.В.

«Все мы родом из детства», глубокомысленно цитируют многие из нас Антуана де Сент-Экзюпери… Того Экзюпери, который в «Маленьком принце» сказал: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Действительно, как мало, зачастую, мир взрослых похож на тот красочный, волшебный мир детства, полный фантазий и сказок, мечтаний, ожиданий и безграничного счастья. Тот этап становления личности человека, в котором все просто и понятно, без лжи и зависти, эгоизма и упреков, где смотришь на мир широко открытыми глазами в поиске ответов на сотни вопросов, когда твои затеи-  это не бездумные сумасшедшие идеи, а настоящие планы великих побед, которые смогут сделать мир лучшим для всех, а главное, для тебя.

А потом приходит этап взросления, и каждый человек по – своему, со своим уникальным темпо - ритмом попадает в мир взрослых, отдаляясь навсегда от радужной детской наивно-прекрасной Вселенной. В мир, где мечта – тоже не редкость, но теперь ее можно спланировать в определенный алгоритм действий, который приведет вас к цели. Что же касается счастья, теперь: будучи взрослым, вы можете дать ему определение и объяснить его причины. Можно сказать, что мир взрослых построен на прагматизме и практичности, закономерностях и правилах, которые сами взрослые создают для себя…

Какие два разных мира…Всякий, кто переходит из одного в другой, уже может оставить все надежды вернуться обратно…так может показаться сначала, но на самом деле все не так! Параллельные миры существуют!  Из мира детей легко перейти в мир взрослых: для этого требуется лишь время, чтобы повзрослеть. А вот вернуться взрослому человеку в мир детей сложнее. Сделать это может лишь тот, кто преодолеет множество трудностей на своём пути, тот, кто пройдет проверку самыми требовательными детскими сердцами, тот, кто знает, как открыть заветный портал. Это избранный. Учитель, который умеет читать детские души.  

Именно такой преподаватель, внимательный, чуткий, в меру строгий и требовательный, но добрый и справедливый произвел огромное впечатление на меня в начальной школе, когда я пришла в первый класс. Настолько сильно было мое восхищение этим человеком, что выбор профессионального пути стал очевидным еще в детстве. Уже в первом классе я решила стать учителем.

 Окончив университет, я уже видела в своих грёзах счастливые лица моих учеников. Мне представлялись будущие уроки: интересные и увлекательные. В моих мечтах царила полная гармония в отношениях с детьми, такими послушными, умными, активными, любознательными, талантливыми, такими милыми… Они окружали меня на переменках, когда, сидя за учительским столом, я проверяла их тетради, и радовались своим «пятёркам». Они слушали меня, затаив дыхание, задавали много вопросов, никогда не опаздывали на урок и не спешили покидать класс во время перемены. Они - ученики моей мечты.

На деле оказалось не всё так просто: тенденции и веяния эпохи нашего времени уже нашли отражение в личности современного ребенка: не всегда мотивированного на обучение, неохотно читающего, зачастую со слабой гражданской позицией. Пытливый ум скован шаблонностью и отсутствием стремления к творчеству, с желанием заменить живое взаимодействие и общение пребыванием в сети. Да, не всех можно охарактеризовать таким образом, но все же примеров именно такого ученика становилось все больше и больше. Далек был этот образ от идеала моего класса…

И тогда я поняла: чтобы осуществить свою мечту, необходимо приложить немало усилий. И диплом учителя в моих руках не означал, что то, к чему я стремилась, уже случилось. Это была лишь первая ступенька на пути к тому, чтобы не только беспрепятственно окунуться в мир детства, заручившись доверием своих учеников, но и попытаться укрепить те самые важные каноны человеколюбия и патриотичности, что помогают ребенку стать достойным гражданином, взрослым, способным на великие и важные дела.

 Я начала работать над собой. В одиночку справиться было трудно, но, к счастью, в школе меня окружали добрые и отзывчивые коллеги, которые оказывали мне методическую помощь и поддерживали морально. Постепенно я стала понимать, что, работая в школе, нужно выстраивать отношения не только со своими учениками, но и с их родителями, и с руководством школы, и с коллегами.

Я отдавала много времени самосовершенствованию и личностному росту, ведь в наше время учитель перестал быть просто источником знаний, он должен идти в ногу со временем и быть способным научить детей добывать знания самостоятельно, анализировать огромный поток информации и уже потом применять эти знания на практике. Педагог современности — это советник и координатор, он должен научить своих учеников главному - учиться. А чтобы быть уверенным в своем успехе, нужно найти подход к каждому ребенку, увидеть и понять его индивидуальность и выстроить работу, принимая во внимание каждый аспект жизни и развития. Поэтому главным в своей профессиональной деятельности я определила построение траектории успешного обучения и воспитания учащихся с целью развития внутреннего потенциала каждого из них.

Поддержку своей позиции я нашла в концепции реализации ФГОС, где четко сформулирована основная задача учителя – способствовать развитию каждой личности. Необходимым является установление уровня способностей и их разнообразия у наших детей.

Возможно именно желание выделить каждого ребенка в своем классе и поиск того прекрасного, что есть в каждом из детей привели к тому, что ведущим принципом моей работы стал принцип дифференциации. Этот принцип направлен на личностное развитие учащегося, крепкое единство школы, родителей и ребенка.

А методическими принципами организации урока для меня стали субъективизация, метапредметность, деятельностный подход, коммуникативность, рефлексивность и импровизация - все то, что не только способствует формированию УУД, но и помогает развивать личность учащихся. Стараюсь проводить уроки в нестандартной форме, чаще прибегая к игровым и проектным технологиям, создаю на уроках проблемные ситуации с целью вовлечения детей в активную деятельность для поиска учебных решений. ИКТ – неотъемлемая часть современного мира информационных и коммуникационных технологий, поэтому, активно внедряю в процесс обучения и воспитания эти технологии.

Вспоминаю слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского, который говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни… И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Именно поэтому, мы, учителя, со всей ответственностью и чувством долга перед обществом и государством в целом учим детей жить достойно, любить семью, страну, уважать близких, создаем условия для формирования прочной и активной гражданской позиции, что особенно важно в последнее время. Несомненно, этот труд велик, а потому ведет к большим победам и важным делам.

И совершенно неудивительным является тот факт, что у каждого великого человека за спиной присутствует образ учителя, того ангела, который стоял у истоков становления этой сильной личности. И именно от этого наставника тянется нить в мир детства.

Размышляя о перспективах и развитии образования, нельзя не отметить интересную закономерность: любой учитель живет и работает в наше время - сегодня, а строит будущее - завтра. Тем не менее, можно попробовать спрогнозировать то будущее, которое ждет систему образования: педагогическая деятельность, несомненно, продолжит выполнять наиважнейшую созидательную социальную функцию. Будущие ученики будут уметь шире мыслить и точнее излагать свои мысли, они станут активными участниками не только учебно-воспитательного процесса, но и социума в целом.

 Оценивание предметных достижений станет уровневым, а потому, более объективным и точным. Сама же школа тоже станет иной, она будет отвечать требованиям времени: современные лаборатории, предметные кабинеты, интерактивная наглядность, инновационное оборудование и приборы, развитая инфраструктура самого учреждения, широкая информационная база. Все в школе будущего будет направлено на развитие личности, на результат, который обеспечит процветание страны, укрепит потенциал государства.

Но это все в перспективе, к этому приведет многолетний опыт и труд каждого отдельно взятого и всех вместе педагогов-наставников, методистов, мастеров педагогической работы, классных руководителей.

 А на данный момент можно говорить о том, что достигнуто большим личным вкладом и упорством именно в моей работе. Мои труды дали свои результаты. Сейчас у меня есть класс мечты! И не один! У меня работа мечты! Именно поэтому, я считаю себя счастливым человеком, ведь мне доверили быть тем избранным, тем, кому открыта дверь в эту паралелльную очаровательно- чудесную Вселенную маленьких пока еще, но уже очень важных людей.

«Спасибо за урок!» - говорят они мне довольные, покидая класс после звонка. И снова звонок на урок… Звонок, который собирает вместе учеников и учителя. И никто не нарушит эту идиллию, ведь именно сейчас произойдет таинство: откроется заветный портал, и избранный проникнет в мир детских сердец.