Час общения «Сила слова или вирус сквернословия»
классный час

Нафикова Гульнара Закировна

Цель: дать детям представление о пагубном  влиянии сквернословия  на духовное и физическое здоровье человека.

Задачи:

1. формировать культурный слой для более осознанного пользования словарным запасом русского языка;

2. развивать речь, мышление, память, пополнять словарный запас детей;

3.  воспитывать в ребятах любовь к родному языку и желание культурно общаться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_slova_ili_virus_skvernosloviya.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей

Белебеевский  детский дом Республики Башкортостан

Час общения

«Сила слова или вирус сквернословия»

Воспитатель: Г.З. Нафикова

г. Белебей, 2020 г.

             Тема: «Сила слова или вирус сквернрсловия»

Цель: дать детям представление о пагубном  влиянии сквернословия  на духовное и физическое здоровье человека.

Задачи:

1. формировать культурный слой для более осознанного пользования словарным запасом русского языка;

2. развивать речь, мышление, память, пополнять словарный запас детей;

3.  воспитывать в ребятах любовь к родному языку и желание культурно общаться.

Форма проведения:занятие.

Предварительная работа:Провести анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей жизни”.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран, игрушечный микрофон.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Наше занятие я хочу начать с загадки. В отгадке вы узнаете тему нашего занятия, послушайте:

Приходит к нам на помощь тьютер,

Когда им заражён компьютер.

Гораздо хуже, еслион

К нам попадает в лексикон.

Язык он делает неверным,

А слов  значенье просто скверным.

Что это?

(Вирус сквернословия)

Да  ребята, тема сегодняшнего нашего занятия "Сила слова или вирус сквернословия"

 Что такое вирус? Например,  компьютерный?

( Ответ детей).

Вредоносные  самораспространяющиеся программы.

  Чем опасен вирус?

(Заражает)

Что мы делаем?

( Ответ детей).

 Узнаём, какой вирус, чистим, лечим, уничтожаем.

 Представьте, что у нас в  доме, в нашей речи появился вирус сквернословия и нам нужно его изжить из нашей речи.

II. Вводная часть.

«Вирус – в толковом словаре Ожегова означает -  мельчайшая неклеточная частица, размножающаяся в живых клетках, возбудитель инфекционных заболеваний».

 А как он передается? Как можно уберечься от вируса?

(надеть маску, хорошо вымыть руки, не общаться с больным человеком ит.д.)

Но оказывается, ребята, не все так просто. Это вы говорите о болезнях, от которых страдает наше тело. А я хочу поговорить с вами об очень страшной болезни, о вирусе сквернословия.

Опасайтесь, этой болезни! Ведь недаром говорят:

 "Речь - это показатель ума".

Не стремитесь казаться глупее, чем вы есть на самом деле.

Сократ говорил:

«Каков человек, такова его и речь».

Как вы думаете, почему подростки  в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

(ответы детей)

- Бедный словарный запас.

-  Самоутверждение в компании сверстников.

-  Казаться взрослым.

- Скрыть собственную слабость.

-  Показать отсутствие страха.

-  Демонстрация агрессии.

-  Оскорбление и унижение других людей.

-  Пренебрежительное отношение к окружающим.

 Знаете ли вы, что согласно результатам исследований:
а) среди учащихся 71% используют при общении со сверстниками нецензурную лексику,
б) 59% преподавателей школы сталкивались со сквернословием и непристойными жестами.

III. Основная часть.

 Ребята, как вы понимаете слово «сквернословие»?

(Скверно говорить, думать, чувствовать по отношению к другому)

 «Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами.

Скверные слова, к сожалению, присутствуют в речи большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено и даже запрещено! Под страхом смертной казни.

Почему?

В России самыми оскорбительными были бранные слова. Это очень древние, исконно русские слова, которые связаны с языческими обрядами, с заклинаниями  против нечистой силы.

 С тех давних времен сохранились два фразеологизма: «поле брани» и «ругаться (кричать) благим матом». Происхождение этих фразеологизмом связано с использованием бранных слов.

 Наши предки знали, что использовать бранные слова в доме, в лесу, возле воды нельзя – могут разгневаться  духи: домовой, леший, водяной. Поэтому ругаться можно было только в поле.

Отсюда и выражение: «поле брани» – это поле ругани, сквернословия.

Вековой опыт народов позволял делать выводы о том, что  употребление скверных слов ведет к болезням, вырождению.  

О вредном воздействии бранных слов говорят и народные приметы:

  • нельзя ругать детей бранными словами – будут болеть, вырастут непослушными,
  • пироги печь с руганью нельзя – тесто не поднимется,
  • если ругаться во время сева, урожая не будет.

 Ребята, а как вы думаете. Почему люди употребляют нецензурную брань?

(ответы детей)

Помните, я с вами проводила анкету  «Сквернословие в моей жизни».

На вопрос «Как вы думаете, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?» вы  ответили:

  • Для связки слов
  • Чтобы выглядеть «крутым»
  • Потому что невоспитанные
  • Вошло в привычку
  • Нравится, чтобы «приукрасить» свою речь
  • Ограниченный словарный запас
  • Это мое личное дело
  • Бранные слова приходятся к месту
  • Употребляю, когда злюсь
  • Не могу управлять своими эмоциями

Из всего этого можно сделать вывод, что бранные слова употребляются

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие говорит о том, что у человека очень маленький лексический запас, неумение выбирать нужные слова в момент радости или гнева.

Психологи, которые словом лечат душевные раны, утверждают, что  добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух.  

Самой большой целебной силой обладают слова: добро, вера надежда, любовь, счастье, красота.

Давайте проверим это утверждение.

Предлагаю игру “Волшебный микрофон”. Я хочу, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу слева, не забыв при этом назвать соседа по имени, ведь имя человека – это тоже хорошее и доброе слово.

 (Дети выполняют задание)

Вот видите, кажется, у нас в группе  стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

И подвести итог игры хочется строками Анны Ахматовой

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле — печаль

И долговечней — царственное слово.  

Есть такая точка зрения, что использование в речи нецензурной брани ведет к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия сквернословия  – это угроза национальной безопасности России.  

Давайте разделимся на две группы.

Одна команда « Причины сквернословия».

Вы должны будете назвать причины сквернословия.

( В наше время нецензурная речь  используется  для повышения эмоциональности речи, эмоциональной разрядки, оскорбления, унижения человека, для демонстрации агрессии, демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, демонстрации принадлежности к определенной группе людей,  для связки слов из-за неразвитого словарного запаса)

 Вторая «Избавление от сквернословия» .

Вы должны будете сказать, как избавиться от сквернословия.

( Избавиться от сквернословия, можно,  принять решение не сквернословить, использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний, принять уважительное отношение к себе и людям, научиться позитивным методам расслабления, быть уверенным в себе).

Представьте себе, что вы – не воспитанники, а я – не воспитатель. Мы свами – врачи. И кнам обратился Президент России Путин Владимир Владимирович  и  поручил нам составить рецепт с лекарствами, которые помогут  молодежи избавиться от сквернословия?

 Какие бы пункты вы включили в эту памятку?

(Дети в командах  составляют и  высказываются)

(Не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

   Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”

    Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

   Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево).

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:

1.      выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:

2.      избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:

3.      читать русскую классическую литературу;

4.      запоминать стихотворения, афоризмы.

Следующее задание.

Первой команде « Причины сквернословия», вопрос:

Какой вред наносит сквернословие?

( Лишает человека уважительного отношения  со стороны его окружения, оскорбляет другого  человека, портит ему настроение, создает негативную энергетику, которая нарушает правильное функционирование всего организма, разрушительным образом  воздействует на генетический код и наследственность)

Второй команде  «Избавление от сквернословия», вопрос:

Чем опасна нецензурная речь  дляздоровья?

(Сильно колотится сердце, обида приводит к стрессам, стресс - к нервным расстройствам вплоть до инфаркта и инсульта,  развиваются такие болезни как: экзема рук и ног, язва желудка,  снижается иммунитет).

Давайте проведем с вами тренинг. Придумайте ответы в следующих ситуациях. (Карточки с ситуациями).

Первой команде ситуация  - представьте, что вы  сидите и рисуете. Сосед, сидящий рядом, повернулся и подтолкнул вас. Чем вы ответите?  Наверняка мы  услышим брань. А как можно обойтись без нее?

( Ответы первой команды)

Второй команде ситуация - представьте себе, что вы подошли к группе знакомых ребят. Они курят и предлагают вам сигареты. Вы отказываетесь. Что же вы слышите в ответ?  

( Ответы второй команды)

IV. Заключительная часть.

На столе перед вами листы, тучки и капельки, где вы, используя данный материал, изобразите на кластере «Вирус сквернословия»

(Брань, агрессия, плохое поведение, ругательство, грязь, невоспитанность;

гадкий, мерзкий, плохой, безобразный, негодный, отвратительный)

Анализ кластера.

Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути:

 первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

Любой вирус несёт в себе разрушение. Так давайте избавим нашу речь, и без того насыщенную, прекрасную и красивую, от матерных слов, тем более, что эти древние слова, призванные оберегать человека, не заслуживают такого к ним обращения. Они должны уйти в историю того времени, когда их использовали не для оскорбления. Я призываю вас пользоваться только теми словами, смысл которых вы знаете наверняка.

И в заключении я хотела бы прочитать стихотворение М. Матусовского

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с элементами тренинга и интерактивной викториной "Сила слова или яд сквернословия"

Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство...

Внеклассное мероприятие "Сила слова или яд сквернословия"

Внеклассное мероприятие "Сила слова или яд сквернословия"...

Беседа с элементами тренинга "Сила слова или яд сквернословия"

Цель: §  формирование навыков здорового образа жизни.Задачи:  §  Расширить знания детей о вредных привычках. §  Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.§...

сила слова или яд сквернословия

формирование культуры речи...

Классный час на тему: "Сила слова, или Яд сквернословия".

Классный час на тему: "Сила слова, или Яд сквернословия". Разаработка классного часа для 5 класса....

Сила слова или яд сквернословия

Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство...