Рабочая программа учебного курса « Технология » в 7 классе
рабочая программа (7 класс)

Соловьёв Юрий Сергеевич

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 7 класса составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2010 г. и авторской рабочей программы по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов под . ред. В.Д. Симоненко - 2011 г.

 

Место предмета в учебном плане

 

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с учебным планом. На изучение учебного предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_7_klass.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса « Технология »

в 7 классе

2019-2020 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 7 класса составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2010 г. и авторской рабочей программы по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов под . ред. В.Д. Симоненко - 2011 г.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с учебным планом. На изучение учебного предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год.

Планируемые результаты

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

       Личностными результатами освоения обучающимися основной школы курса «Технология» являются:
   • проявление познавательных интересов и активности в данной области;
   • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
   • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
   • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
   • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
   • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

        Метапредметными результатами освоения обучающимися основной школы курса «Технология» являются:
   • алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
   • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;

  • умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;

    • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
   • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
   • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;    

    • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
   •  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
   • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
   • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
   • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

        Предметным результатом освоения обучающимися основной школы курса «Технология» являются:

в познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
  • распознавание  видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

в мотивационной сфере:

  •  оценивание своей способности и готовности к труду;
  •  осознание ответственности за качество результатов труда;
  •  наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;
  •  стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса;
  • подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
  • соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;

в физиолого-психологической сфере:

   •  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
  •  достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  •  соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

   •  сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

в эстетической сфере:

   •  дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

   •  моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»;

   •  эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

   •  рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

   •  формирование рабочей группы для выполнения проекта;

   •  публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;

   •  разработка вариантов рекламных образцов.

Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 7  неделимого класса средней общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся на базе кабинета обслуживающего труда.

Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном обществе.

Данная программа,  учитывая оснащение кабинета технологии,  уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда».

Основное содержание программы.

Вводное занятие (2 ч)

Основные теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.

Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 7-х неделимых классов , библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.

КУЛИНАРИЯ. ФИЗИОЛОГИЯ  ПИТАНИЯ  (10 ч )

Физиология питания (2 ч)

Основные теоретические сведения.  Значение минеральных веществ в питании человека.

Понятие о микроорганизмах, их воздействие на пищевые продукты. Пищевые инфекции. Источники и пути проникновения. Заболевания, передающиеся через пищу. Определение срока годности консервов по маркировке на банке. Профилактика инфекций, первая помощь при отравлениях

Практические работы. Работа с таблицами «Содержание минеральных веществ в различных продуктах». «Определение доброкачественности продукции»

Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.

Мучные изделия, виды теста (6ч)

Основные теоретические сведения. Инструменты и приспособления. Продукты для приготовления мучных изделий. Качество муки. Разрыхлители теста. Виды теста (бисквитное, слоёное, песочное, соленое). Рецептура и технология приготовления теста. Инструменты и приспособления для раскатки теста. Правила варки. Способы приготовления пресного теста. Виды начинок. ТБ при обращении с электроплитой. Способы приготовления бисквитного теста, рецептура. Виды начинок. Способы оформления. ТБ. Состав песочного теста.

Виды и способы приготовления не печеных кондитерских изделии. Технология приготовления желе, мусса, суфле.  Технология приготовления соленого теста.

Практические работы.  

«Технологии приготовления соленого теста для различных изделий»,  

«Технологии окраски соленого теста»

Технология приготовления бисквитного, песочного теста для различных изделий.

Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал, мука, соленое тесто.

Заготовка продуктов (2ч)

Основные теоретические сведения. Сушка ее преимущество и недостатки. Сушка овощей и фруктов в домашних условиях. Процесс сушки плодов и овощей, температура сушки. Воздушная сушка на солнце. Искусственная сушка, принцип сушки фруктов, технология подготовки к суше. Хранение сушеных фруктов и овощей. 

Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.

Итоговая самостоятельная работа по разделу «Культура питания»

Тестирование по теоретическим вопросам раздела «Кулинария» включает два варианта заданий. Тесты позволяют контролировать знания обучающихся по разделу.

                                         

ЧЕРЧЕНИЕ  (8 ч)

Основные теоретические сведения. Шрифт: размер, классификация, угол наклона. Основные правила выполнения чертежного шрифта. Правила нанесения размеров на чертежах. Простейшие геометрические построения геометрических фигур и тел; деление окружности на равные части (2 и 4 части) при помощи линейки и угольника; построение сопряжений прямых линий и дуг окружностей. Геометрические построения: деление окружности на 3, 5, 6 и 8 равных частей с помощью циркуля; построение «звездочек». Метод проецирования. Центральное и параллельное проецирование. Значение перспективы и прямоугольного   проецирования   в окружающей   действительности.   Проецирование   на нескольких плоскостях (фронтальное, горизонтальное и профильное). Основные виды чертежа: спереди, сверху, слева. Выбор главного вида. Местные виды. Последовательность выполнения чертежа.

Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.

Практические работы:

  1. Выполнение шрифта по данному размеру.
  2. Выполнение чертежа «плоской» детали с нанесением размеров.
  3. Выполнение простейших геометрических построений.

4.   Деление окружности на равные части с помощью циркуля.

  1. Выполнение объемной пятиконечной звезды из бумаги.

 ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (6 ч)

Химические волокна и ткани из них (2ч)

Основные теоретические сведения Способы получения искусственных и синтетических волокон. Механические, физические, технологические свойства тканей из искусственных волокон. Свойства искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Краткие сведения об ассортименте тканей из искусственных волокон.

. Практические работы.  Распознавание вида волокон по характеру горения. Определение технологических свойств тканей из искусственных волокон. 

   Варианты объектов труда. Образцы тканей из химических волокон.

Характеристика тканей по назначению (2ч)

   Основные теоретические сведения. Классификация тканей по волокнистому составу, характеру отделки и окраски, назначению. Сложные переплетения нитей в тканях. Определение раппорта в сложных переплетениях. Уход за одеждой

   Практические работы.  Составление коллекции тканей по назначению.

Изготовление макетов сложных переплетений.

   Варианты объектов труда. Образцы различных тканей.

        

Классификация сталей. Свойства черных и цветных металлов (2ч)

   Основные теоретические сведения.  Виды, свойства и назначение сталей. Основные приёмы термообработки.

   Практические работы.  Пробная обработка образцов закалённой и незакалённой сталей.

   Варианты объектов труда. Образцы закалённой и незакалённой сталей.

   Итоговая самостоятельная работа по разделу «Элементы материаловедения»

Тестирование по теоретическим вопросам раздела «Элементы материаловедения» включает два варианта заданий по темам: «Химические волокна и ткани из них» и «Классификация сталей» Тесты позволяют контролировать знания обучающихся по разделу.

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (4 Ч)

Швейная машина и приспособления к ней (2ч)

        Основные теоретические сведения Универсальные и специальные швейные машины. Отличие бытовой от универсальной. Устройство качающегося челнока. Приспособления и их применение в швейной машине.

Практические работы «Установка приспособлений»

Варианты объектов труда Швейная машина, универсальные лапки для пришивания пуговиц, втачивания молнии, окантовки.

                            Схемы механических устройств. Прочтение схем (2ч)

Основные теоретические сведения Механические и автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения. Условные обозначения элементов на схемах.

Практические работы Чтение схем

Варианты объектов труда Шейная машина, таблицы, схемы

                                 СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ

                       И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (20 Ч)

Рукоделие. Художественные ремесла (6 Ч)

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Инструменты и материалы для выполнения декоративного изделия. Работа с каталогами, литературой, экспонатами. ТБ.

Виды декоративно-прикладного творчества. Народные традиции и культура приготовления декоративно-прикладных изделий. Назначение декоративно-прикладных изделий. Составление технологической карты выполнения изделия. Способы перевода рисунка на фольгу, ткань.

Технология изготовления декоративно-прикладного изделия: выдавливание рисунка по контуру, использование природных материалов. Виды и способы оформления готового изделия. Уход за изделием. Правила безопасного труда.

Практические работы «Перевод рисунка на фольгу»

                        « Изготовление изделия рифление на фольге»

Варианты объектов труда. Фольга, картон, ручка.

Создание изделий из поделочных материалов (14 ч)

Основные теоретические сведения. История развития техники квилинга и плетения из тесьмы. Основные приемы. Материалы и инструменты, составление схемы изделия или рисунка. Подбор инструментов, приспособлений, материалов для работы.  Значимость художественного оформления изделия, соответствие отделки назначению. Современные материалы отделки и перспективы их применения.

Практические работы, творческие работы, проекты.  

Варианты объектов труда. Тесьма, шнур, нитки, ленточки, цветная бумага, клей.

 ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА ( 4 Ч)

                                  Экология жилища. Фильтрация воды (2ч)

 Основные теоретические сведения Понятие об экологии жилища. Микроклимат в доме. Современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума. Современные системы фильтрации воды.

Практические работы «Определения уровня загрязненности воды»

Варианты объектов труда Вода, фильтр.

Роль комнатных растений в интерьере.(2 ч)

Основные теоретические сведения Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за растениями и их разновидности. Растения в интерьере квартиры и их влияние на микроклимат. Огород на подоконнике. Оформление балконов, лоджий .

Практические работы «Подбор и посадка растений»

Варианты объектов труда  Рассада, почва, 

                                     ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (6 Ч)

Электроосветительные приборы. (2 ч.)

Основные теоретические сведения .Значимость и виды электроосветительных приборов. Пути экономии электроэнергии. Лампы накаливания и люминесцентные лампы дневного света, их достоинства, недостатки и особенности эксплуатации. ТБ

Практические работы «Подбор бытовых приборов»

Варианты объектов труда  Бытовые осветительные приборы, лампы. Таблицы, схемы.

Автоматические устройства. Элементы автоматики и схемы их устройства(2 ч)

Основные теоретические сведения Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых устройствах. Составление и чтение прстейших схем автоматики . Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Соблюдение правил безопасности.

Практические работы «Составление схем автоматики»

Варианты объектов труда Таблицы, схемы.

                                                                              Электроприборы, человек и окружающая среда (2ч  )

Основные теоретические сведения Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Соблюдение правил безопасности

Практические работы презентация  «Влияние электронных приборов на окружающую среду»

Варианты объектов труда Таблицы, схемы, учебник.

№10 Творческие проектные работы (8 ч)

Основные теоретические сведения

        Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя. Выбор и обоснование проекта (проблема, потребность). Этапы выполнения проекта (подготовительный, технологический, заключительный). Правила выполнения и оформления творческого проекта. Выбор и обоснование проблемы, дизайнерской задачи с применением компьютера, дизайн-анализ Работа с журналами, разработка рисунка. Подбор материалов по соответствующим критериям и инструментов. Технология выполнения выбранного изделия. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Последовательность выполнения изделия. ВТО. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбора решений.

Практические работы презентация

 «Выбор и обоснование проблемы, дизайнерской задачи с применением компьютера»

«Дизайн анализ»

«Работа с журналами, разработка рисунка».

Варианты объектов труда Таблицы, схемы, учебник.

Экономическое и экологическое обоснование проекта (2 ч)

  Основные теоретические сведения Экологическое обоснование. Реклама. Выполнение творческого проекта. Презентация готового изделия, защита проекта Требования к выполнению творческого проекта. Разработка технологического маршрута и эго поэтапного выполнения. Выбор темы с учетом требований экономики, экологии, современного дизайна и моды, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.

Практические работы презентация  «Расчет себестоимости проекта»

Варианты объектов труда Таблицы, схемы, учебник.

Защита проекта(2 ч)

Содержание сообщения по защите проекта: цели проекта, обоснование возникшей проблемы и потребности, самооценка проделанной работы и качества изделия. Технологической последовательность изготовления чертежей, выкроек изделия.

Календарно тематическое планирование

№ п/п

Наименование

раздела

программы

Тема урока

(этап проектной

или исследовательской

деятельности)

Кол-во часов

Дата

проведения

1

2

3

4

9

1–2

ВВОДНЫЙ УРОК

(2 часа)

Первичный инструктаж на рабочем месте. Вводный урок

2

3–4

КУЛИНАРИЯ

ФИЗИОЛОГИЯ

ПИТАНИЯ

(2 часа)

Микроорганизмы
в жизни человека.


Пищевые инфекции
и отравления. Профилактика.

2

5–6

 

Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста

2

1

2

3

4

9

КУЛИНАРИЯ:ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ

(8ч)

7–8

Изделия из пресного теста.

(Технология приготовления пельменей и вареников)

2

9–10

Изготовление пресного теста.

 ( Вареники с творогом)

2

11– 12

Сладкие блюда и десерты.

(Сахар, желирующие вещества и ароматизаторы в кулинарии)

2


 

1

2

3

4

9

13-14

ЗАГОТОВКИ

ПРОДУКТОВ.

(2 ч)

Сладкие заготовки. Способы приготовления, условия и сроки хранения

2

15-16

ВВЕДЕНИЕ В ЧЕРЧЕНИЕ        

     (8Ч)

Шрифт.

Основные правила выполнения.

2

   17-18

Правила нанесения размеров на чертежах.

2

   19-20

Простейшие геометрические построения  фигур и тел

2

   21-22

Последовательность выполнения чертежа

2

23-24

ЭЛЕМЕНТЫ

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ  

(6 часов)

Химические волокна и ткани из них

2

25-26

Характеристика тканей по назначению

2

27-28

Классификация сталей. Свойства черных и цветных металлов

2

29-30

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ 

         ( 4 часа)

Техника безопасности работы на швейной машине. Регуляторы бытовой универсальной швейной машины. Подбор игл и нитей в зависимости от вида ткани

2

 

           

31–32

Наладка швейной машины. Устранение неполадок в работе швейной машины

2

33-34

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ из ТЕКСТИЛЬНЫХ и ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ  

      (20ч)

Краткие сведения из истории старинного рукоделия

2

   35–36

Виды декоративно-прикладного творчества.

2

   37–38

Народные традиции и культура приготовления декоративно-прикладных изделий

2

   

   39–40

Технология изготовления декоративно-прикладного изделия

2

41-42

История развития техники «квилинг»

2

43-44

Основные приемы работы с бумагой. Создание изделий.

2

45-46

Работа с тканью. Создание изделий.

2

47-48

Вышивка. Виды художественной вышивки.

2

49-50

Создание изделий из поделочных материалов

2

51-52

Современные материалы отделки и перспективы их применения.

2

   53–54

ТЕХНОЛОГИЯ

ВЕДЕНИЯ ДОМА 

(4 часа)

Эстетика и экология жилища.

 Основные элементы системы энерго- и теплоснабжения, водопровода и канализации

2

   55–56

Требования к интерьеру детской и прихожей.

Выполнение эскиза интерьера детской комнаты или прихожей

2

   57–58

ЭЛЕКТРОТЕХ

НИЧЕСКИЕ

РАБОТЫ 

(6 часов)

Электроосветительные и электронагревательные приборы.

Профессии, связанные с электричеством

2

59-60

Электрические цепи
и их элементы. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов.

2

61-62

Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Соблюдение правил безопасности

2

   

   63–64

ТВОРЧЕСКИЕ

ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ 

(8 часов)

Тематика творческих проектов и этапы
их выполнения. Организационно-подготовительный этап выполнения творческого проекта

2

   

   65–66

ТВОРЧЕСКИЕ

ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ 

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта

2

67-68

Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта)

2

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Дата

Содержание

Причина

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Технология" 5 класс

Рабочая программа учебного курса "Технология" 5 класс...

Рабочая программа учебного курса "Технология" 5 класс

Рабочая программа учебного курса "Технология" 5 класс...

Рабочая программа учебного курса "Технология" 7 класс

Рабочая программа учебного курса "Технология" 7 класс...

Рабочая программа учебного курса "Технология"8-9 класс

Рабочая программа учебного курса "Технология" 8-9 класс...

Рабочая программа учебного курса "Технология" 10-11 класс

Рабочая программа учебного курса "Технология" 10-11 класс...

Рабочая программа учебного курса "Технология" направление "Технология. Технический труд" для 5-9 классов.

Рабочая программа по технологии для 5-9 классов  рассчитана на 306 учебных часов, составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов....