Сборник рассказов "Истории моего города". Очерк "Я благодарна своей памяти".
статья (9, 10, 11 класс)

Давыдова Татьяна Алексеевна

Сборник рассказов "Истории моего города". Очерк "Я благодарна своей памяти".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок литературы  в 8 классе.

«Милосердие в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  Учитель: Давыдова Т.А.

г.Югорск

2006

Милосердие в повести А.С. Пушкина

                        «Капитанская дочка»

Вся повесть Пушкина настолько проникнута духом милосердия, что ее можно было бы назвать повестью о милосердии. Центральная сюжетная линия повести – история взаимоотношений  Гринёва и Пугачева  -  есть, прежде всего, история милосердия. С него начинается эта история, им и кончается.

     Во время первой встречи Пугачев вывел заблудившегося во время бурана Гринева к постоялому двору. Вот замерзший Гринев входит в избу.

     - Где же вожатый»?- спросил я у Савельича.

     - Здесь ваше благородие, - отвечал голос сверху.

     - Что, брат, прозяб?

Гринев находит это слово … И слово услышано. Пугачев раскрылся, поинтересовался, посетовал, что пропил свой тулуп.

Гринев предлагает Пугачёву чай, а после, по просьбе последнего, и стакан вина.

Но ниточка сочувствия, благодарности не обрывается на этом. Наутро Гринев  еще раз благодарит Пугачева и хочет подарить ему полтину денег на водку. Савельич   ругается,                  тогда Гринев приказывает отдать Пугачеву свой тулуп.

   Подарок бессмыслен, но тут не в тулупе дело… В благодарности  Гринева не просто благодарность. Тут жалость, милосердие и … уважение. Вот это и почувствовал Пугачев. Поэтому  и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо, ваше благородие ! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей»

      Чем можно ответить на милость, на милосердие?  Чем его измерить?

     При занятии Белогорской  крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни : «… я помиловал тебя за твою добродетель , за то , что оказал мне услугу , когда принужден я был скрываться от своих недругов.

   Но сколь несоизмерима услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и … жизнь, подаренная офицеру  противного войска, с которым ведется беспощадная война. Разглядел однажды Гринев человека в Пугачеве, и не может уже забыть этого Пугачев. Он просто вынужден помиловать Гринева, так как забыть, перечеркнуть то касание души, которое было в первой встрече, значило бы  самоубийственно  уничтожить в самом  себе нечто самое дорогое, самое святое.

  Так и в третьей встрече – опять милосердие.

 -О чем, ваше благородие, изволил задуматься?

  • Как не задумаешься,  –  отвечал я ему.  Я офицер и дворянин, вчера еще дрался против тебя,  а сегодня еду с тобой в одной кибитке , и счастье всей жизни моей зависит от тебя .
  • Что же?- спросил Пугачев – Страшно тебе?

 Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду , но  даже и на его помощь.

  • И ты прав, ей-богу прав! -  сказал самозванец.                              

   

Где жизнь, там и милосердие. И наоборот:  милосердие  -жизнетворно.  Пугачев не верит в помилование для себя, и в этом уже начало смерти, пророчество о ней … Гринев – наоборот, сама вера, сама надежда  в добрые начала, которые живы в душе Пугачева: « Ты мой благодетель. Доверши, как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог пути укажет. А мы, где бы ты ни был  и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем молить о спасении грешной твоей души…»

Кто же может устоять перед такой мольбой? Разве только уже очень одичавшее во зле  сердце. Пушкинскому же Пугачеву, преступному и верующему, радостно возвращаться к себе милующему, к себе истинному:

« Казалось, суровая душа Пугачева была тронута.

- Ин будь по -  твоему, – сказал он. Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези её, и дай вам бог любовь да совет!

  Не могу изъяснить то, что я  чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал  и спасти его голову, пока еще было время».

 Но одного желания Гринева мало. Нужно, чтобы очень захотел и поверил в возможность милосердия и сам Пугачев.

Но если невозможно спасти от насильственной смерти, то пусть хоть будет она легкой и быстрой. Неотступно преследует  Гринева мысль о его странном друге - враге,  и в особенности после поимки последнего.

« Емеля, Емеля!- думал я с досадою, – зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать. Что прикажете делать: мысль о нем неразлучно была во мне с мыслью о пощаде,  данной мне им в одну из ужасных минут его жизни и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина».

 Мысль о милосердии и сочувствии,  которое проявил Пугачев, неотступно возвращают  Гринева к мысли о нем, но не как о самозванце, не как об атамане бунтовщиков,  а как о том внутреннем человеке,  открытом влиянию добрых сил, не желающим – как это не странно - и в глазах людей быть кровопийцей  .

 Что прикажешь делать? – повторим мы вслед за Пушкиным,  если так уж мы сделаны, что никакие грехи и преступления наши не способны до конца извратить и стереть образ божий в душе человеческой, и пока жив человек, остается в любящем и верующем  сердце надежда на спасение …

 По степени авторской сознательности в изображении темы милосердия повесть « Капитанская дочка» является одним из самых христианских произведений в мировой литературе.

 Путь милосердия в повести оттеняет мирская правда; путь мести -  путь немилосердия. Вся история Швабрина по контрасту с главной темой повести - история бессильной злобы, зависти, неспособности простить. Отвергнутый Марьей Ивановной, неспособный смириться, он вступает на путь Каина, путь насилия, предательства, мести. Пушкин ясно показывает, что этот путь не только ведет его героя к гибели физической, но – что бесконечно хуже – путь духовного самоубийства.  

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок  литературы в 8 классе.

«За добро плати добром»

(По рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)

  Учитель: Давыдова Т.А.

г.Югорск

                       За добро плати добром

Краткое вступительное слово о К. Паустовском, о его знакомстве со средней полосой России. Она «…завладела мной сразу и навсегда… с тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля.»

                     Настоящая доброта … Какая она?

Рассказ об обитательнице старого дома Катерине Петровне.

 Что задело нас, тронуло в судьбе этой женщины?

-Какими художественными средствами и принципами Паустовский рисует трагизм положения Катерины Петровны?

Проводим исследовательскую работу по тексту. Отмечаем  картину осеннего пейзажа, холодного, ненастного: «…маленький подсолнечник все доцветал и не мог доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звезды пронзительно смотрели на землю; одинокий клен, облетевший, озябший, которому некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Образные оценочные эпитеты, олицетворения, художественные детали, которые подчеркивают состояния пожилого, беспомощного человека, усиливают ощущения  одиночества, печали, безысходности. Обращаем внимание на сумрачность, заброшенность всего дома, где одиноко доживает свой век Катерина Петровна .

 Страдает человек,  и природа у Паустовского «сочувствует» ему.

-Что мы узнаем о Насте, о её жизни и работе в Ленинграде?

 Она секретарь в союзе художников. Работы много. Даже письмо матери некогда прочитать. Оно не вписывалось в канву ее жизни.

-Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

Отличается её настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, горячая заинтересованность, внимание к судьбе художника (« ну что,  будем драться вместе»)

-Как оценили деятельность Насти художники?

… седой вспыльчивый художник подошел к Насте и похлопал ее по руке.

-Благодарю… слышал, что это вы извлекли Тимофеева на свет божий . Прекрасно сделали . А то у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Еще раз благодарю.

     Мысль, брошенная  стариком художником о внимании к человеку, повторялась в каждой речи…

-Каково авторское отношение к Насте?

Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. Настя нравилась сама себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза:

-Глаза зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет.

Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами . Очевидно у человека такое же холодное , жестокое сердце.

Находим такой прием, как олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторская позиция.

   «Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя…»Гоголь -  сатирик, который обладал , по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. «А письмо-то в сумочке нераспечатанное … эх ты, сорока»,  - казалось, говорили гоголевские сверлящие глаза. И автор, и великий сатирик видели Настю изнутри: доброта  Насти показная, ненастоящая.

Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон» Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бегать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась.

 « А с кафедры неслось:

-Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать… Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне…»

 -Какой художественный  прием использует здесь автор и для чего?  Резкий контраст  подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.  Настя совершила предательство.

   Оценку ее поступку опять дает Гоголь, он выступает в роли судьи: «Чей-то взгляд , тяжелый, пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза, и тот час опустила их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь . Насте показалось, что Гоголь сказал сквозь стиснувшие  зубы: «эх, ты!»

Что стоит за этим «эх, ты »?

Восклицание сатирика горестно – укоризненное.

Гоголь словно видит Настю насквозь: ее фальшь, предательство.

Он, может, даже презирает ее за бессердечность, тщеславие и эгоизм.

-Каково состояние Катерины Петровны в ее старинном, заброшенном, опустевшем доме?

Она доживает последние дни, - отмечают ребята,- и слабо надеясь.

Эта надежда поддерживала в ней жизнь.

И тогда сторож Тихон идет на почту и что - то пишет на телеграфном бланке корявыми буквами, а затем приносит Катерине Петровне телеграмму.  Он понимал,  кого ждет Катерина Петровна.

Чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни, Тихон решился на этот  обман.

Рассказ назван «Телеграмма». Их две . Какую телеграмму имел в виду автор и почему?

-Вторую, потому что  Тихон в отличие от Насти  проявил настоящую  человечность, чуткость, заботу, милосердие и преподнес урок нравственности  девочке: «Эх, горе ее горькое, страдание неписаное» .

«А ты смотри, дура ,- сказал он сердито Манюшке, – за добро плати добром, не будь , пустельгой».

Такой «пустельгой» оказалась Настя.

Взгляни пристально на  себя: а ты-то не пустельга?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок   литературы в 7 классе

«Прости нас, Юшка».

(По рассказу А. Платонова «Юшка»).

  Учитель: Давыдова Т.А.

г.Югорск

                                   

                Прости нас, Юшка!

Краткое вступительное слово об А.П. Платонове.

                                     «Я всего лишь хочу быть человеком

                                       Человек для меня – это редкость и

                                        праздник»!

Какой эпиграф выбрать к уроку?

                                                 Тихая моя родина!

                                                  Ивы, река, соловьи…

                                                  Мать моя здесь похоронена.

                                                  В детские годы мои.

                                                                                     Н. Рубцов.

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

                                 Б. Пастернак.

                                                      Провозглашать я стал любви

                                                      И правды чистые ученья:

                                                      В меня все ближние мои

                                                      Бросали бешено каменья

                                                                                         М. Лермонтов.

  Человек определяется тем,  каков он

   наедине со своей совестью.

                                                    О Волков.

                               

                                                          Я счастлив спасением, мне

                                                                                                  чуждым,

                                                          И грустен горестью чужой;

                                                          Чужим несчастием и нуждам

                                                           Готов помочь я всей  душой

                                                                                         И. Сурков.

         

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в буре есть покой.

                                  М. Лермонтов.

Ответы учащихся.

-Я выбираю первый отрывок. Юшка любил тихую свою родину по-своему. Родина для  Юшки - это мать родная. О любви к матери громко не скажешь. Жаль, что жители просят прощения у Юшки после его смерти.

- Я выбираю стихи Б. Пастернака, потому что Юшка своим добром одолел силу подлости и злобы.

   

- Юшка готов помочь чужим несчастьям и нуждам. Он помогал сироте. Потому я выбираю цитату из стихотворения Лермонтова.

 

-Юшка был счастлив, оставшись наедине с природой. Он спешил к сироте. Люди по нему сверяют начало и конец дня. Он живет по совести.

- Почему вы не выбрали последний эпиграф?

 -  Юшка не бунтующий, не мятежный, а очень тихий, безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением  к терпению. Поэтому последнее высказывание к рассказу не относится.

-Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можно ли таковым назвать Юшку?

  - Нравственный человек-это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других. Юшка - нравственный человек. Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый.

-Слово Божие учит не мстить, а делать добро и любить врагов.

«Побеждай зло добром», - сказано в Библии.

    - Юшка и был таким человеком, поэтому он нравственный человек.

В прошлом веки  жила Блаженная Ксения Петербуржская. Она была женой очень богатого человека. Когда ее муж умер, Ксения продала все его имения и деньги раздала  бедным. Вскоре она тоже стала нищей. Ксения не брала милостыню у тех, кто больше нее нуждался в помощи. Ксения была сама Доброта.

Нравственный человек должен почитать отца своего и мать свою. Дети должны любить своих родителей, не перечить им , не обижать их, помогать им.

Надо быть добрым.

-Найдите описание Юшки. Почему «в руках  у него мало было силы?»

- Он был тяжело болен  туберкулезом.

-Почему автор особо выделяет его глаза?

  - Глаза - зеркало души.  Плачет душа. Душей мы сострадаем, любим, ненавидим; разумом - мыслим.

-Каково отношение детей к Юшке?

- Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Дети не знали другого такого человека. Дети кидали в него камнями земли, - пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете, но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит. И они сильнее толкали старика и кричали вокруг него, чтобы он отозвался злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.

-Осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение? 

- Нет. Потому что Платонов писал: «Над народом не надо смеяться, даже когда он по – язычески верит в свою Богородицу.

-Согласны ли вы с суждением автора: «Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним…

- Нет. Над любимым человеком не издеваются

-Как относятся взрослые к Юшке? Какое чувство они у вас вызывают?

- Они омерзительны. Очень жестокие люди.

-В Библии сказано: «Побеждай зло добром»

- Юшка своим добром победил людское зло, правда, после смерти.

-Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?

- Да, минуты, проведенные на природе.

-Почему Юшка осерчал, а не разгневался?

- Юшка не может разгневаться  по своему характеру. Он очень добрый. Осерчал-то первый раз в жизни. Обязательно надо было осерчать - нельзя все время терпеть.

-Господи! Открой глаза им,  чтобы они видели. Когда это произошло?

 - После смерти Юшки. Люди, наверное, поняли свою ошибку, потому что столяр  вздохнул и сказал: «Прощай , Юшка, и нас всех прости».

-Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка!»?

- Обязательно должны сказать эти слова Юшке. Их нужно сказать не только Юшке, но любому человеку, кому делали зло.

-Почему людям без Юшки стало грустно? Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?

- Людям без Юшки стало хуже. После его смерти появился человек (приемная дочь), который с любовью относится к Юшке и продолжает его дело - делать добро

-Можем ли мы Юшку назвать странным человеком? В чем его странность.

- Его странность в его доброте.

-Можно ли назвать его красивым?

- Да, он добр, отзывчив, трудолюбив, умеет сострадать.

 

   

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятники в моем города

Материал об А. Матросове...

Проект "Исторические памятники моего города""

История г. Дзержинский Цель проекта:знакомство с историей города, его культурными памятниками, воспитание православной культуры, знание истории Николо-Угрешского монастыря, посещение х...

"История моего города в камне"

Презентация о памятниках героям Гражданской и Великой Отечественной воин в г. Спасск-Дальний....

Thе colours of my town. (Цвета моего города.)

УМК "Английский язык 2-11" авторов Кузовлева В. П., Лапа Н. М., Перегудовой Э. Ш. и др. уделяет огромное внимание региональному компоненту. Так как в  беседах с учащимися о родном крае, горо...

Великая Отечественная война в истории моего города и моей семьи (The Great Patriotic War in the history of my town and family)

Данна работа была подготовлена в рамках III регионального конкурса научно-исследовательских проектов на иностранных языках A GREAT CITY IS THAT WHICH HAS THE GREATEST MEN AND WOMEN (БОГАТСТВО ЗЕМЛИ ...

Великая Отечественная война в истории моего города и моей семьи (The Great Patriotic War in the history of my town and family) - презентация

Данна работа была подготовлена в рамках III регионального конкурса научно-исследовательских проектов на иностранных языках A GREAT CITY IS THAT WHICH HAS THE GREATEST MEN AND WOMEN (БОГАТСТВО ЗЕМЛИ ...

"Мой проект-моему городу" в рамках Российского Движения школьников, посвященного празднованию 60-летию города Югорска

Цель проекта: Содействие формированию интереса к истории Лицея, города Югорска, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, популяризации исторического наследия Лицея....