Эссе "Учитель-наставник, кто он?"
материал

Рудакова Наталья Юрьевна

Эссе на конкурс Учитель года - 2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx51.03 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2020»C:\Users\Дмитрий\Desktop\шапка.png

КОНКУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ

ЭССЕ «Я – УЧИТЕЛЬ»

Рудакова Наталья Юрьевна,

МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением музыкальных предметов

имени А.П. Иванова»

«Учитель – наставник, кто он?»

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…»

Ш. А. Амонашвили

Школа – это особенный мир, где каждый новый день не похож на предыдущий. Здесь по коридорам бегает счастливое детство. Здесь знания даются  легко благодаря любимым учителям. Здесь каждая перемена - долгожданное событие, а булочка из столовой самая вкусная… Школа – одно слово, но сколько в нем смыслов!.. У каждого из нас своя школа, и каждому она дает тот багаж, который остается на всю жизнь… И, конечно, особое место в этом багаже занимаем память об учителе, который не только давал знания в какой-либо области науки, но и был твоим другом, с которым всегда можно поделиться радостью или переживаниями… Об учителе, который стал твоим наставником…

Наверное, у каждого человека был такой учитель. Для меня им стал мой классный руководитель – Абдулова Людмила Юрьевна.

Почти 15 лет прошло со дня окончания школы, но каждый раз на встрече выпускников мы перелистываем страницы нашей школьной жизни, заново переживая каждый урок, мероприятие, классный час…

«Ребята, помните, какая гроза была в том походе в Шишково-Дуброво?», - спрашивает Людмила Юрьевна. «Конечно, помним! Не просто гроза, а гроза с градом, от которого мы спасались в наскоро сооруженном шалаше…», - улыбаюсь, а сама вспоминаю поход уже со своими учениками в прошлом году. Целый день лил дождь, ребята сидели в своих палатках и выходили только пообедать и поужинать к костру, а мы с коллегой несмотря на ливень отправились в соседнюю деревню за 3 километра за хлебом, так как в сельском магазине всё строго: заказали хлеб, надо забрать, а иначе не раскупят, и он пропадет… Да, первый опыт походов я получила со своим классным руководителем, а сейчас организую походы сама, и уже не на два дня, как когда-то Людмила Юрьевна организовывала их для нас, а на целых пять дней…

«Людмила Юрьевна, а помните, как мы на велосипедах в Городищи ездили, кучу удочек взяли, а рыбу так и не наловили?» - спрашивает мой одноклассник Саша Смирнов… «А ведь тогда поход только со второго раза состоялся, потому что в первый раз поехали, и дождь начался. Помокли час под ним, и вернулись в город», - добавляет Маша Анисимова… «А вот мне в прошлом году с моими учениками повезло», - думаю я. Это у нас с моим 6 классом так прошлый учебный год завершился, - велопоходом. Погода была замечательная, и мы купались, загорали, играли, жарили шашлык… И никто из моих детей не догадался, что я села на велосипед впервые за последние лет десять… Но желание повторить опыт своего классного руководителя было сильнее страха вождения… И все получилось! И главным результатом стало то, что мои ученики были готовы повторить этот велопоход ни один раз за лето…

Таким образом, в школе учебный год для меня не заканчивался с наступлением июня. Людмила Юрьевна всегда организовывала для нас походы летом, практику мы тоже проходили под ее руководством. И я теперь по её примеру активно работаю со своими учениками почти до середины июля, а бывает ещё и в августе…

Интересными и насыщенными были и школьные будни. Помню, как Людмила Юрьевна давала нам возможность примерить роль учителя. Мы с одноклассницами под ее руководством проводили внеклассные мероприятия для учеников из других классов. А теперь и со своими детьми мы проводим классные часы для начальной школы на темы здорового образа жизни, безопасности дорожного движения. И свои уроки я стараюсь проводить так, чтобы ученикам были понятны даже самые сложные темы, так, как когда-то проводила для нас уроки Людмила Юрьевна… А сколько мы выступлений с ней подготовили! Даже спектакль один раз поставили по произведению А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»! И спустя столько лет я уже сама являюсь организатором всех школьных мероприятий, в которых принимают активное участие и ученики моего класса…

Вот очередная репетиция визитной карточки на конкурс «Учитель года»… На экране слайд с моей фотографией и надпись «Счастливый человек – это тот, кто идет с радостью не только домой, но и на работу»… И вдруг вопрос от моей самой активной ученицы: «Наталья Юрьевна, а Вы, правда, с радостью в школу каждый день идёте?» «Конечно, Юля!», - отвечаю вслух, а сама смотрю на них – моих девчонок – и вспоминаю первый год работы в этом классе…

Им – пятиклассникам – было трудно: новые учителя, новые предметы, новое здание, новый кабинет, новый классный руководитель… Адаптация всегда проходит непросто… А мне?.. Мне, наверное, было ещё труднее… Когда-то я была классным руководителем, но работала тогда со студентами, а здесь – дети – 10 – 11 лет… Как с ними работать?.. С чего начать?..

Особенно сложно было наладить контакт, потому что ребята были очень привязаны к своему первому учителю, с которым провели вместе четыре года, а я пока была для них чужой… Некоторые ученики совсем не хотели меня принимать… Помню, та же Юля и в мероприятиях отказывалась участвовать, и даже в кино со всеми вместе идти не хотела… А теперь она стоит со мной на одной сцене и громче всех поёт песню про меня!.. «Юленька, да одно это уже является поводом для того, чтобы идти в школу с радостью!»

А вот рядом с ней Алёна – умница, единственная отличница в классе, ответственная девочка… «Наталья Юрьевна, а можно мы к Вам домой завтра после репетиции тоже пойдем, чтоб помочь прическу сделать?» Улыбаюсь в ответ… С Алёной тоже не складывались отношения в первый год, - всё тот же протест против всего, что я предлагала: «На экскурсию не поеду, - скучно!», «На горку кататься не пойду, - не хочу!» Разве могла я тогда подумать, что в 7 классе она напишет в сочинении на тему «Самое яркое впечатление лета» о нашем велопоходе на речку и моей собаке?.. Это ли не профессиональное достижение учителя, которое не может сравниться и с десятком грамот и дипломов?..

А вчера спрашиваю у своих учеников, кто по каким предметам хочет проекты защищать? И двое самых проблемных ребят – Кирилл и Антон  - просят записать их ко мне на историю искусств!.. Конечно, понимаю, что их знания мировой художественной культуры не так глубоки, но желание работать над проектом вместе со мной сразу заставляет мысленно подбирать тему работы…  Значит, мои уроки проходят не зря?..

Уроки… Звенит звонок… Спускаюсь из учительской, на первом этаже топот, и из-за приоткрытой двери слышу: «Тихо! Наша Наташа идёт!» И мне даже приятно, особенно – «наша»…

Так и проходят годы… Уже третий год мы вместе с моими учениками взрослеем, учимся, ходим в походы, ездим на экскурсии, ходим в кино, готовимся к школьным мероприятиям… Конечно, не всё всегда хорошо и гладко… Но такие вопросы, как «когда репетиция», «а мы ещё пойдем в поход», «а когда снова пойдем в кинотеатр», «а давайте… поедем, пойдем, сделаем…», заставляют действительно с радостью идти в школу! И становится ясно, что я на своем месте: я – учитель! А учителем я стала, на мой взгляд, только благодаря своему школьному наставнику, любимому классному руководителю, и очень хочется верить, что когда-нибудь кто-то и из моих учеников назовет меня так же – учитель – наставник…