Артикуляционная гимнастика для звука [Р]
методическая разработка

Демиденко Татьяна Валерьевна

Артикуляционная гимнастика для звука [Р]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_r.docx141.38 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звука [Р]

Правила выполнения упражнений

  • Упражнения следует выполнять только в присутствии взрослого и при его участии, потому что неправильное выполнение не даст никаких результатов.
  • Артикуляционная гимнастика должна выполняться перед зеркалом, ребенок должен видеть в нем и взрослого и себя. Таким образом, он сможет повторять за взрослым, копируя его технику.
  • Каждое упражнение повторяется до 10 раз в зависимости от сложности.
  • Гимнастика не должна выполняться быстро, главное не скорость, а четкость движений.
  • Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно по 5-10 мин.

 

«Заборчик»

       Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Уголки губ максимально разведены.                                            Artikulyacionnye_uprazhneniya_dlya_zvuka_r_1 - копия.jpg

Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.  Счет до 10.

    Цель:  Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.                                                      

    Методические указания:

1. Следить, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.

2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.

«Трубочка»трубочка.jpg

      Вытягиваем губы вперед при сомкнутых зубах – «трубочкой». Удерживать под счет до 10.  

     Цель:   Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

     Методические указания:

1. Следить, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот.

2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.

3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у]: «у-у-у» - и губы примут положение трубочки.

«Вкусное варенье»вкусное варенье.jpg

     Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

     Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

     Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким.

3. Если упражнение не получается, то делаем упражнение  «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем ил бинтом  поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Чистим зубки»636325_3.jpeg

     Язык двигается по верхним зубам из стороны в сторону, снаружи и внутри. Рот приоткрыт, губы в легкой улыбке. Выполнять по 10 раз с каждой стороны.

      Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

     Методические указания:Язык.jpg

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Лошадка»

     Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).Artikulyacionnye_uprazhneniya_dlya_zvuka_r_1 - копия (2).jpg

     Цель:

     Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

     Методические указания:

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Маляр»

     Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх  и кончиком языка «погладить» твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Выполнять движения плавно  с небольшим нажимом, под счет до 10.slide-9.jpg

     Цель: 

     Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

     Методические указания:

1. Следить, чтобы язык не дергался и не «цокал».

2. Челюсть  должна оставаться неподвижной.

«Грибок»Artikulyacionnye_uprazhneniya_dlya_zvuka_r_1 - копия (2).jpg

     Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).  Положение удерживается под счет до 10.

     Цель: 

     Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

     Методические указания:

1. Губы должны быть в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться

«Фокус»

     Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.7a8227c77f728bd5188cdb116e5d6e93.jpg

     Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

     Методические указания:

1. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

«Барабанщик»Artikulyacionnye_uprazhneniya_dlya_zvuka_r_1 - копия (3).jpg

      Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно, постепенно убыстрять темп.    

     Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

     Методические указания:

1. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2. Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для звука [ш]

Современным детям (даже дошкольникам) интереснее заниматься с компьютером. Конечно много интересных пособий, ярких заманчивых карточек, но... И поэтому решила я отложить карточки с картинками к артику...

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Артикуляционная гимнастика для предварительной работы перед постановкой звука Р...

Презентация "Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р"

Презентация "Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р" представляет собой использование здоровьесберегающих технологий на коррекцонно-развивающих логопедических занятиях....

Артикуляционная гимнастика для звука Р,РЬ,

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р,РЬ....

буклет "Артикуляционная гимнастика для звука Л"

Комплекс гимнастики направлен на подготовку артикуляционного аппарата для постанови звука "Л"...

буклет "Артикуляционная гимнастика для звука Р"

Упражнения направлены на подготовку органов артикуляционного аппарата  для постановки звука "Р"...