Элементарные правила актерской игры
консультация (5, 6, 7 класс)


Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРАВИЛА АКТЕРСКОЙ ИГРЫ

1. Играя стариков, мерзавцев и правдолюбцев, не следует говорить измененным голосом.

2. Образ крупного плана нужно давать в развитии. Так, в пьесе "Мать" ПавелВласов становится профессиональным революционером. Но вначале он еще не революционер, и, значит, не нужно его играть какреволюционера.

3. Нельзя изображать смелого человека так, будто ему вообще неведом страх,труса- словно он не может проявить когда-нибудь мужество, и так далее. Опасно приклеивать к образу ярлычок "героя" или "труса".

4. Быстрая речь не должнабыть громкой; повышая голос, не нужно впадать в патетику.

5. Если актер хочет растрогать зрителя, он не должен быть просто растроган сам. Вообще правдавсегда страдает,когда актер "играет на сочувствии" или на восхищении: и так далее.

6. Большинство персонажей, действующих на немецкой сцене, - это почти всегда не живые люди, а театральный штамп. Это театральный старик, шамкающий и трясущийся, увлекающийся или по-детски беззаботный юнец, кокотка с лживым голосом,виляющая бедрами, и театральный борец за правду, который шумит на всех перекрестках, и так далее.

7. Актеру необходимо общественное чутье. Но оно не заменяет знания социальных условий. А знание социальных условий не заменяет постоянного их изучения. Работая над каждым образом, над каждой драматической ситуацией, над каждой репликой, нужно изучать эти условия снова и снова.

8. Целых сто лет в актере ценили темперамент. Да, темперамент нужен, вернее, нужна полнота жизненных сил,но не для того, чтобы увлечь зрителя, а чтобы достичь яркости, которая необходима сценическим образам, ситуациям и репликам.

9. В посредственной драме подчас нужно "из ничего создать что-то". Но из хорошей пьесы не нужно выжимать больше, чем в ней есть. Неувлекательное незачем делать увлекательным,а то, что не волнует, -волнующим. В каждом произведении искусства - в этом смысле они как живой организм - есть свои подъемы и спады. Пусть таки будет.

О пафосе: если речь идет не об изображении патетического героя,нужно быть очень осторожным с пафосом. Недаром говорится: "не полезешь в гору - не скатишься под гору".



Предварительный просмотр:

Актерские упражнения на развитие воображения.

Цель: Стимулирование творческой активности и воображения во время тренинга.

Задачи:

1. Разминка воображения в непринужденных играх этого профиля;

 2. Активация интеллектуальных способностей;

 3. «Разогрев» актерских чувств (актерское, сценическое самочувствие);

 4. Развитие коллективности, работа в команде.

Подготовка аудитории – проветривание (но не холод), влажная уборка пола, подоконников, мебели, приборка бытовых вещей и одежды студентов, имеется чистая питьевая (минеральная) вода и стаканы, желательно негромкое звуковое сопровождение инструментальной музыкой.

Подготовка студента – удобная спортивная (фитнес, хореография и т.п.) обувь, удобная, мягкая одежда темного цвета, отсутствие металлических украшений (сережки, браслеты, кольца, нательные цепочки и т.п.), часов, волосы аккуратно убраны (желательно на резинках, а не на твердых заколках).

Студенты ведут «Дневник тренингов» - самостоятельные записи упражнений занятий и ответы к упражнениям – «Какие я испытал ощущения во время упражнения?», «Для чего я делал это упражнение?»

Командные упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: «Что общего?»

Участники игры делятся на две команды.Надо попытаться найти как можно больше общих признаков между совершенно разными предметами, понятиями, явлениями.

Например: Что общего между кошкой и яблоком?

Возможные ответы: И у кошки, и у яблока есть хвостик, косточки, кожа; они оба могут скакать, висеть на дереве, их обоих любят люди и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ № 2: «Хамелеон»

Участники игры делятся на две команды.Группам предлагается какое-нибудь утверждение. Например: «человек произошел от обезьяны». Сначала надо найти как можно больше доводов, подтверждающих правоту этого утверждения, а затем найти такое же количество доводов, опровергающих его.

УПРАЖНЕНИЕ № 3: «Обратная сторона медали»

Участники игры делятся на две команды.Участникам тренинга предлагается попробовать отказаться от привычных ярлыков, шаблонных точек зрения.

Все уверены в том, что обжечься утюгом - это плохо. Попробуйте найти в этом свои положительные стороны.

Представьте, что вы нашли на улице миллион долларов. Почему это плохо? Кто назовет больше вариантов?

УПРАЖНЕНИЕ № 4: «Афоризмы»

Участники игры делятся на две команды.Надо обдумать, высказанные ведущим, «афоризмы» (они взяты, что называется, «с потолка») и объяснить, почему они вполне правомочны: «Творчество подобно заточке ножа» или «Творчество - это лист дерева, упавший в реку». Постарайтесь дать как можно больше обоснований. Выигрывает тот, кто больше назовет объяснений.

Затем можно попробовать самому стать автором афоризмов. Закончите мысль: «Любовь - это...», «Счастье - это...», «Вражда - это...».

Попробуйте выполнить другой вариант этого упражнения: придумайте свое продолжение афоризмов великих людей. Например: как бы вы закончили такую фразу: «Человечеству, чтобы стать счастливым, нужна единственная вещь -... (скамеечка, что бы сесть и подумать», - так сказал Сократ). А что скажете вы?

УПРАЖНЕНИЕ № 5: «Метафоры»

Участники игры делятся на две команды.Ведущий произносит: «Гаснут....», что может гаснуть? Звезды, окна, силы, глаза, свечи ... Все участники тренинга описывают те внутренние видения, которые возникли при произношении слова - «раздражителя». Приветствуется метафоричность мышления, оригинальные видения.

Что может «кипеть», «стучать», «разлетаться»?

Упражнения № 1 – 5 может проводиться и покомандном варианте.

УПРАЖНЕНИЕ№ 6: «Интерпретация»

Участники игры делятся на две команды.Для проведения этого упражнения потребуются подборка репродукций малоизвестных полотен великих мастеров живописи (портреты, жанровая живопись) и несколько листов плотной бумаги.

Педагог предлагает участникам тренинга внимательно рассмотреть какую-нибудь деталь картины (лицо, руки или предмет), прикрыв остальные ее части листами бумаги. Теперь пусть попробуют мысленно, с помощью воображения, «дорисовать» картину, восстановить ее сюжет, смысл, колорит, композицию, характеры героев и т.д. Затем можно сравнить ту историю, которая возникла, с первоисточником.

УПРАЖНЕНИЕ № 7: «Теория в образах или «аллегория» («Желтый крокодил»)

Участники игры делятся на две команды.Одной команде необходимо придумать наглядное, образное выражение того или иного теоретического термина, понятия, а другой команде его расшифровать. Например, как можно показать «сверхзадачу», «интерпретацию», «альтернативу», «сквозное действие», «сквозное контрдействие», «проблема»,  «круг предлагаемых обстоятельств», «сценография» и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ № 8: «Археологи»

Пусть каждый из участников тренинга возьмет какой-нибудь случайный (не свой!) предмет, скажем, платок, ключ, кольцо и т.д.

Представьте, что вы археолог и при раскопках нашли эту «старинную» вещь. Что она расскажет вам о своем хозяине, о тех бытовых, исторических реалиях, в которых он жил? Обращайте внимание на мельчайшие детали, подробности, обогатите ваши наблюдения вымыслом, воображением.

УПРАЖНЕНИЕ № 9: «Наводчик»

Участники игры делятся на две команды. Одна команда прячет тайком от другой небольшой предмет в пределах аудитории. Та, другая, должна угадать место, где спрятан предмет. Чтобы облегчить себе поиски, она может попросить три подсказки, но вопросы и ответы должны быть ассоциативными.

Например: «На какое блюдо похоже то, место, где спрятан предмет?», «На какой вид транспорта похоже это место?», «С каким видом спорта это место ассоциируется?».

«Наводчики», те, кто прятал этот предмет, посовещавшись, должны дать ответ - ассоциацию, а поисковая команда - «расшифровать» подсказку.

УПРАЖНЕНИЕ № 10: «Робинзон Крузо»

На площадке раскладываются несколько случайно взятых предметов. По команде ведущего участники тренинга должны собрать как можно больше предметов. А теперь пусть представят себя Робинзонами, собравшими после кораблекрушения эти вещи. Подключив воображение, Робинзоны должны придумать, как их можно использовать в течение трудных долгих лет на необитаемом острове. Кто придумает больше вариантов, тот и победил, т.е. «выжил» на острове.

УПРАЖНЕНИЕ № 11: «Следственный эксперимент»

Группа делится на две команды (или несколько команд). Одна из них задумывает какое-нибудь событие (происшествие) и в соответствии с ним располагает на площадке несколько предметов (3-4). Остальные команды становятся «следственным бригадами». В их задачу входит выработать свою версию происшедшего, «восстановить» ход события и проиграть эту версию на площадке так, чтобы предметы оказались на тех же местах.

Предпочтение отдаётся самой оригинальной и, в то же время, логичной версии.

УПРАЖНЕНИЕ № 12: «Театр моды» (задание на дом)

Проверьте в себе наличие таланта к дизайну одежды, прически, макияжа. Нарисуйте, а лучше сделайте своими руками, из любых материалов костюмы для сказочным персонажей. Представьте, как мог бы выглядеть...

- парадно-выходной костюм Бабы - Яги;

- спортивный костюм Кощея Бессмертного;

- карнавальный костюм Колобка;

- домашний костюм Змея Горыныча;

Придумайте авангардные молодежные модели под названием: «Атака левым флангом»;  «Мамонты не вымерли»; «Потухший костер»; «Дамская жалость» и т.д.

Попробуйте продемонстрировать эти модели на «подиуме».



Предварительный просмотр:

5 упражнений по актерскому мастерству.

Упражнение №1. Человек на остановке

Теория

Как развить фантазию?

   Упражнение направлено на развитие фантазии. Для актера развитая фантазия является одной из важнейших составляющих успеха. Для того чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны поверить в жизнь своего героя, персонажа. А для того, чтобы самому поверить – в голове нужно уметь выстроить маленький мирок. Даже просто для этюда, вы должны придумать обоснования «зачем» вы делаете то, что делаете; «почему» именно так и т.д. За это как раз и отвечает фантазия.

   Идеальные актеры – это дети. Они максимально верят в свои воображаемые миры. Но моментально, по крику мамы «иди кушать», дети возвращаются в реальный мир и бегут лопать свою кашу.

   Работайте над развитием фантазии как можно чаще. Это полезно для мастерства актера, да и жить веселее с развитой фантазией! А упражнения всегда приносят массу радости и положительных эмоций. Фантазия – инструмент, поддающийся развитию, как любой навык или мышца. Главное регулярные занятия, и не так важно, в каком возрасте эти занятия начались.

Описание упражнения

    Упражнение может выполняться как индивидуально, так и в группе.

   В группе: можно использовать как элемент знакомства. Выходит один из учеников и стоит перед остальными учениками. Просто стоит и мочит, как будто стоит на остановке. Остальные ученики начинают делать предположения – чем может заниматься данный человек. Причем все должны представить, что видят его в первый раз. Сначала будут называться типичные профессии или увлечения. Позже появятся более экстравагантные и интересные варианты. Не нужно ограничиваться профессией человека – можно фантазировать по поводу хобби, увлечений, семейного положения и т.д. Только не нужно стараться угадать. Просто фантазируйте.

   Индивидуально: все вышеперечисленное проделываем с прохожими, людьми в очереди, вашими коллегами и т.д.

Упражнение №2. Кто во что одет

 Теория

Разбегаются глаза?

   Упражнение направлено на развитие внимания. Внимание очень важно для актера. Увидели интересного человека – его нужно срочно запомнить и записать для своей «копилки типажей». Также очень сложно для новичка сыграть эмоцию или состояние, которое никогда не переживал. Но если внимание развито, то можно вспомнить наблюдения за людьми, которые переживали нужное состояние.

   Также развитое внимание поможет в жизни быть более внимательным к друзьям, супругам, близким людям. Приведенное упражнение можно использовать как очень приятный комплимент.

Описание упражнения

   Упражнение может выполняться как индивидуально, так и в группе.

   В группе. Ученики садятся в круг. Дается 5 минут на то, чтобы запомнить – кто во что одет. Запоминаются все детали одежды, аксессуары. Все видимые предметы одежды. Если волосы убраны в хвост и резинка на них – можно попросить девушку повернуться и показать цвет резинки. Также с кольцами или браслетами, спрятанными под рукавами. Запомнили человека – прикрыли глаза и проверили себя. Через 5 минут все отворачиваются и ведущий начинает спрашивать по одному по такому принципу: «Аня, скажи, пожалуйста, во что одет Сергей». Затем «Сергей, опиши, во что одет Иван» и т.д. по кругу. В конце все разворачиваются и проверяют себя.

   Индивидуально: те же действия, что перечислены выше, делаем с близкими или незнакомыми людьми. Закрываем глаза и пытаемся вспомнить весь наряд. Если же вы близкому человеку сделаете комплимент по поводу его вчерашнего наряда, или аксессуара, который был на девушке пару дней назад – это будет потрясающий нетривиальный комплимент, который покажет, с каким вниманием вы относитесь к данному человеку.

Упражнение №3. Мнемотехника. Урок 1.

 Теория

У вас будет отличная память

Память человека – это инструмент, поддающийся развитию и тренировке, независимо от начальных показателей и возраста, в котором это развитие начинают.

   Замечательная наука «Мнемотехника» (также можно встретить название «мнемоника») предоставляет технологии запоминания любой информации. Смысл в том, что наша память запоминает очень хорошо образы. Картинки. Мнемотехника позволяет любую информацию переводить в картинки и так запоминать хронологические таблицы, большие ряды чисел, изучать новые языки и т.д. Более подробную информацию по Мнемотехнике Вы всегда можете найти на просторах интернета.

Описание упражнения

   Особой разницы в выполнении упражнения индивидуально и в группе нет.

   Если один студент выполняет задание – просто перечисляем 20-30 несвязанных слов. Слова надо записать. Если занятие групповое – просто преподаватель просит каждого назвать по несколько слов и записывает их все.

   Затем слова прочитываются несколько раз. При первом прочтении – читать нужно медленно. И для каждого слова придумывается картинка-ассоциация. Что первое придет в голову. Наиболее яркая. Но нужно иметь в виду, что слово «коробка» и «коробочка» – два разных слова. И нужно создать для них разные узнаваемые образы.

   Каждое следующее слово, вернее его образ, должен взаимодействовать с прошлым образом. Например, идут подряд слова «самолет», «ручка», «слон». Взаимодействие может иметь вид: летит самолет, затем он со всего размаху врезается в дверную ручку, от этого дверь открывается, а там слон сидит за столом.

   Т.е. вы делаете что-то вроде кинопленки, где есть кадры.

   Так весь список слов читается несколько раз. Затем студенты повторяют начальный ряд слов, а некоторые могут рассказать свои «фильмы».

Упражнение №4. Из чего сделать стул?

 Теория

Как сделать стул?

Еще одно упражнение на развитие фантазии. Подробнее теорию о развитии фантазии можете почитать в описании к упражнению №1 «Человек на остановке»

Описание упражнения

   Перед студентами ставится стул (при индивидуальном занятии все происходит точно также). И дается задание – назвать 10 вариантов – как можно сделать стул. Например: выпилить из дерева, сложить из газет, выкопать в земле, сложить из батарей и т.д. Т.е. как сделать для себя место для сидения.

   Затем можно попросить еще каждого по кругу назвать по одному варианту. После еще 20 на всех. Если просить с самого начала назвать 40 вариантов – это вызывает сопротивление. А маленькими порциями те же 40 вариантов вызывают радость и гордость за себя, что смогли это сделать!

   Упражнение можно применять каждый день для самых обыденных и простых вещей. Из чего сделано хоть что? Фантазия будет развиваться активными темпами.

Упражнение №5. «Машинка» из эмоций

Теория

Для быстрого включения нужно вам эмоции (на сцене или в жизни), можно составить так называемые «машинки» для каждой эмоции. «Машинка» – это механизм в вашем воображении, составленный из элементов, связанных с нужной эмоцией. На примере все будет сразу понятно.

Описание упражнения

   Пример: берем одну эмоцию «гнев». Возьмите лист бумаги и перепишите ситуации, которые у вас вызывают гнев. Например, подрезают на машине в дороге, наступили на ногу в автобусе, родители не пускают погулять, дети не слушаются вас, соседи ночью включили громкую музыку и т.д. Можно вспомнить людей, которые вызывают гнев.

   Дальше, от каждой ситуации нужно взять какой-то характерный образ. Т.е. если это шумные соседи, которые на дают спать – ваш образ может быть колонкой. Строгие родители – образ ремня и т.д.

   Затем вы соединяете между собой эти образы. К колонке приделываете ремень и все остальное. Чтобы в итоге получился некий механизм – «машинка».

   Обратите внимание, что все образы нужно соединять друг с другом так, чтобы вся «машинка» была видна сразу. Все детали на виду.

   Готовую «машинку» вы ставите на воображаемую полку, где у вас будут храниться «машинки» для каждой эмоции. И в определенный момент, когда нужна сильная эмоция, вы достаете «машинку» этой эмоции, и у вас перед глазами сразу все образы, которые вызывают эту эмоцию. Эти образы быстро помогают почувствовать нужную вам эмоцию.



Предварительный просмотр:

как стать действительно ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ АКТЕРОМ, а не просто одним из армии дипломированных коллег.

1. СОВЕРШЕНСТВУЙСЯ.

Это касается:

1) профессиональных навыков: очень полезны проф.актерам посещения мастер-классов и семинаров, это помогает бороться с появляющимися в процессе постоянной работы штампами, раскрывать в себе новые грани.

2) всевозможных "умений", будь то игра на различных музыкальных инструментах, вождение авто (мото), занятие различными видами спорта, знание языков и т.д. Неизвестно какие навыки вам могут понадобиться для следующей роли. Чем больше всего вы умеете, тем больше шансов получить роль и сделать из нее шедевр. Лишних навыков не бывает!

2. БУДЬ В ФОРМЕ.

Профессиональный актер должен постоянно следить за своей физической формой и постоянно ее поддерживать. Это не значит, что все должны выглядеть как модели. Ни в коем случае! Нужно поддерживать Свою форму. Голливудские актеры ежедневно пропадают в спортзалах, у нас это не настолько развито, но если вы будете работать над своей внешностью, вы, тем самым, увеличите свои шансы на создание (продолжение) успешной карьеры. Ведь то, что вы следите за своей внешностью уже является определенным показателем: значит, вы понимаете, что наше тело, лицо, голос - это наш хлеб.

3. ВЫРАБОТАЙ СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ.

Прическа, одежда, манера держать себя. Все это должно соответствовать вам, выгодно подчеркивать Вашу индивидуальность. Задумайтесь над этим, второго впечатления после работы над ошибками создать уже не удастся.

4. ОКУЛЬТУРИВАЙСЯ.

Актер просто обязан:

1) Иметь красивую чистую речь. Актеры, которые неправильно ставят ударения, используют несуществующие формы слов как бы говорят нам, что сценическая речь прошла мимо них. Какую культуру может нести такой человек со сцены (с экрана)?

2) Следить за новинками в кино и в театральной жизни. Просмотры хороших фильмов и спектаклей будоражат наше воображение, подпитывают нашу фантазию, вдохновляют и способствуют рождению новых идей.

3) Помнить актерскую этику при общении с коллегами, режиссерами и всеми остальными! Уважайте друг друга, по возможности воздерживайтесь от советов актерам (я еще не встречала актера, которому это было бы по душе), помните: это задача режиссера, лучше подумайте над своей ролью.

4) Постоянно проверять себя на наличие звездной болезни. При ее обнаружении, беспощадно с ней бороться. :)))

Вот такие вот нехитрые истины...

Вопрос таланта я принципиально не затронула, так как с одной стороны профессионализм не имеет к нему отношение, а с другой талант (способность) неизбежно оттачивается при данном профессионально-актерском образе жизни.



Предварительный просмотр:

КАК РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ ЛЮДЕЙ

МЕГА эффективные советы от муми-троллей. Читаем, применяем, радуемся!

Всегда горячо приветствуй всех тех, кто входит в твой дом.

Одинаково важно знать две вещи: как быть одному, и как быть с другими.

Даже самые странные люди могут когда-нибудь пригодиться.

Тот, кто любит блины, не опасен.

Те, кто вас любят, никогда не обратят внимание на вашу неуклюжесть.

Подстраиваться под кого-то совсем не обязательно.

Каждый нуждается в том, чтобы ему время от времени рассказывали хорошую историю.

 Иногда всё, что нужно сделать, чтобы успокоить кого-то, это напомнить ему, что вы рядом.

Для того, чтобы во что-то верить, вовсе не обязательно знать, правда ли это.



Предварительный просмотр:

КАК СНЯТЬ ЗАЖИМ?

Пластический тренинг. Зажимы.

1. НАПРЯЖЕНИЕ — РАССЛАБЛЕНИЕ. Необходимо встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

 2. ПЕРЕКАТ НАПРЯЖЕНИЯ. Напрячь до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую ногу, правую ногу, поясницу и т.д.

3. «ОГОНЬ — ЛЕД». Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Выполняет упражнение стоя. По команде «Огонь» начинайте интенсивные движения всем телом. По команде «Лед» нужно застыть в позе, в которой вас застигла команда "Лед", напрягая до предела все тело. Следует несколько раз чередовать обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

4. «РТУТЬ». Нужно представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. «Я ввожу ртуть (или масло) в свой указательный палец. Я должен заполнить жидкостью все суставы своего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки.

5. «ЗАЖИМЫ ПО КРУГУ». Поочередно нужно напрягать левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения необходимо ходить по пространству несколько секунд (15-20), затем сбросить напряжение — полностью расслабить напряженный участок тела.

После окончания этой части упражнения нужно прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спокойно ходить по пространству, вспомнить «обычное» для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15-20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с «обычным» зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3-5 раз. После окончания упражнения рекомендуется повторять его хотя бы 1-2 раза в день.

6. ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ. Инструкция: «Попробуйте определить, где у человека центр тяжести. Подвигайтесь, сядьте, встаньте. Найдите центр тяжести тела кошки (т.е. подвигайтесь, как кошка). Где чувствуете центр тяжести? Где центр тяжести тела обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия, характерные для этих животных, попробуйте «на себе» все это. Животные и маленькие дети — самый лучший пример отсутствия мышечных зажимов».

Для кистей рук эффективно также:

- поглаживание каждого пальчика от ногтя к кисти, как по прямой, так и вкруговую;

- потирание ладоней до ощущения тепла;

- упражнение «Веер», при котором пальцы сгибаются поочерёдно от мизинца и накрываются большим пальцем, а потом наоборот, накрывая большой палец сверху.

 При этом выполняется и вращательное движение в кистевом суставе.

Самые простые приёмы расслабления шейно-воротниковой зоны:

- поглаживание шеи сверху вниз пальцами с легким нажимом; круговые движения пальцами от головы к плечам, на плечах можно использовать и лёгкое пощипывание;

- вращение расслабленной головы сначала с подбородком, опущенным на грудь, вправо и влево, фиксируя ушко на плече, а потом то же вращение с запрокинутой головой (тут важно не переусердствовать, по 8 раз вполне достаточно);

- в заключение максимально вытянуть подбородок вперёд и вернуть в исходное положение (можно сделать всего 4 раза, но с активным выдохом через рот на звук «х-х-х»).

Перед самым выходом рекомендуется выполнить упражнение «Тело на колок». Это название дал российский реформатор театра К. С. Станиславский. Понятно, что адские пытки тут ни при чём, просто вспомните, как в XIX веке выглядели вешалки, из чего они были сделаны. Это были небольшие колышки, или колки, на которые господа вешали свои пальто и шубы. Чтобы держать своё тело в положении «на колке» – нужно как бы «надеть» его на позвоночник. Попробуйте: расслабьте мышцы спины, плеч, рук, потом приподнимите плечи с глубоким вздохом, и «наденьте» на позвоночник с выдохом. В идеале должно возникнуть ощущение закреплённой спины, при этом плечи и руки должны оставаться свободными, висеть. Нетрудно, но... это ощущение придется сделать привычным, а значит, упражнение повторять ежедневно и многократно, при каждом удобном случае.

/Елена Тимофеева.

Телесно-ориентированная психотехника актера по Березкиной-Орловой В.Б. и Баскаковой М.А./



Предварительный просмотр:

Наши враги - телесные зажимы!

Как избавляться?

/упражнения/

Мышечная свобода и внимание находятся в тесной зависимости друг от друга. Если мы по-настоящему сосредоточены на каком-то объекте и одновременно отвлечены от других, мы непременно свободны. С другой стороны, отсутствие мышечной свободы не даст нам возможности полностью сосредоточить свое внимание на нужном объекте. Таким образом, внимание и мышечная свобода, тесно переплетаясь, сопровождают процесс сценического действия и являются необходимым условием актерского творчества. Поэтому, упражнения на внимание и мышечную свободу можно объединять.

Итак....

Марионетки

Каждый участник представляет, что он кукла-марионетка, которую после выступления повесили в шкаф на гвоздик. Нужно представить, что вы подвешены за различные части тела: за шею, палец, ухо, руку, плечо. При этом тело должно быть зафиксировано только в этой точке, а все остальное – расслаблено и болтается. Упражнение можно выполнять в произвольном темпе с закрытыми или открытыми глазами. Педагог должен следить за степенью расслабления учеников.

Напряжение-расслабление

Учащиеся должны встать прямо и сосредоточить свое внимание на левой руке, напрягая ее до возможного предела. Через несколько секунд нужно сбросить напряжение, а руку расслабить. Аналогичные упражнения нужно проделать с правой рукой, с обеими ногами, шеей, поясницей.

Зажимы по кругу

Участники идут по кругу и по команде педагога напрягают правую руку, правую ногу, левую руку, левую ногу, поясницу, обе ноги, все тело. Напряжение в заданном участке тела должно быть сначала слабым и постепенно нарастать до предела. В состоянии предельного напряжения участники должны идти 15-20 секунд, потом по команде педагога нужно полностью сбросить напряжение, то есть расслабить напряженный участок тела целиком.

По окончании каждой части упражнения по заданию педагога учащиеся прислушиваются к ощущениям своего тела, при этом продолжают спокойно идти по кругу и вспоминать обычное для себя напряжение в этом участке тела (свой привычный зажим). Затем ученики должны снова постепенно напрячь тело в этом месте, доведя зажим до предела, сбросить через 15-20 секунд. После следует напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с привычным зажимом. Повторять упражнение с собственными зажимами следует от 3-х до 5-ти раз.

Ученикам рекомендуется повторять это упражнение 1-2 раза в день самостоятельно.

Перекат напряжения

Учащиеся должны напрячь правую руку до предела, затем постепенно расслабляя эту руку надо перевести напряжение полностью на левую руку. Потом полностью расслабляя левую руку нужно перевести напряжение на левую ногу, затем на правую, затем на поясницу, спину, шею.

Пластилиновые куклы

Это упражнение состоит из 3-х этапов, в ходе него учащиеся должны превратиться в пластилиновых кукол. По первому хлопку педагога ученик должен стать пластилиновой куклой, которую долго хранили в холодном месте, в связи с чем пластилин утратил пластичность и мягкость, он жесток и тверд. Второй хлопок педагога означает начало работы с куклами. Педагог должен менять позы кукол, а учащиеся должны помнить, что застывшая форма кукол осложняет его работу, он должен почувствовать, что материал (пластилин) сопротивляется. По третьему хлопку начинается последний этап упражнения. Представляем себе, что в помещении с находящимися в нем застывшими пластилиновыми куклами вдруг одновременно включили множество отопительных приборов. Куклы размягчаются. Учтите, что это процесс, а не мгновенное перевоплощение. В первую очередь должны оплывать те части тела кукол, на которые ушло меньше пластилина – пальцы, шея, руки, затем ноги. В заключительной части упражнения куклы «стекают» на пол, превращаясь в бесформенную пластилиновую массу, что является абсолютным мышечным расслаблением.

Потянулись – сломались

Учащиеся должны встать прямо, руки и все тело устремляются вверх, но ступня полностью прилегает к полу, пятки не отрывать ни в коем случае. Ведущий говорит: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола (пятки должны находиться на полу), чтобы стать еще выше. А теперь представьте, что кисти ваших рук сломались и повисли безвольно. Затем руки ломаются в локтях, плечах, плечи упали, голова повисла, сломались в талии, колени подогнулись, все упали на пол. Лежим на полу расслаблено, безвольно, удобно. Прислушались к себе. Осталось где-то напряжение? Расслабили это место».

Во время выполнения данного упражнения педагог обязательно обращает внимание учеников на следующие моменты: показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); когда ученики лежат на полу, педагог должен обойти каждого и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указывая места зажимов.

Растем

Участники встают в круг. И. п. сесть на корточки, голову надо нагнуть к коленям и обхватить колени руками. Педагог говорит: «Представьте, что вы являетесь маленьким ростком, только что показавшимся из земли. Вы растете, постепенно распрямляетесь, раскрываетесь и устремляетесь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Вы должны постараться равномерно распределить стадии своего роста.

Если вы в будущем захотите усложнить это упражнение, то ведущий может увеличить продолжительность роста до 10-20 стадий.

Расслабление по счету

И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх. Ведущий считает. Во время счета ученики должны постепенно расслаблять все части тела.

На счет «раз» надо расслабить кисти рук. На счет «два» расслабить локти. На счет «три» - плечи, руки, на счет «четыре» - голова. На счет «пять» надо полностью расслабить туловище, которое должно держаться только на ногах, на счет «шесть» полное расслабление, ученики садятся «в точку». Потом по хлопку все встают. Ведущий может с разной скоростью давать команду на расслабление, проверяя при этом качество расслабления каждой части тела ученика. Например, на счет «раз, два, три» помотали руками и проверили степень расслабления.

Спагетти

Ведущий предлагает участникам превратиться в спагетти, для чего следует расслабить руки от предплечья до самых кончиков пальцев. Ученики должны размахивать руками в разные стороны, и при этом контролировать абсолютную свободу рук. Затем освободить руки от локтя до кончиков пальцев, продолжая хаотическое вращение. Локтевой сустав надо держать закрытым, но при этом полностью освободить пальцы и кисти. Надо вращать ими и ощущать пружинистую вибрацию. Пальцы должны быть абсолютно свободны и струиться, как отварные спагетти.

Огонь – лед

В этом упражнении следует попеременно напрягать и расслаблять все тело. Упражнение выполняется в кругу. Педагог дает команду: «Огонь» и учащиеся начинают делать интенсивные движения всем телом. Степень интенсивности движений и плавность каждый ученик выбирает сам произвольно. Педагог дает команду: «Лед», ученики должны застыть в той позе, в которой их застигла команда педагога, при этом следует напрягать все тело до предела. Педагог чередует эти команды несколько раз, по своему усмотрению меняя время выполнения обеих.



Предварительный просмотр:

Театр Яна Амоса Коменского.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/sac6f24f94ab035d0/image/i33dd1432a7f078fa/version/1376378889/image.jpg

С.М.Машевская

 
В огромном неисчерпаемом наследии Яна Амоса Коменского для нас представляет особенный интерес тема, связанная с применением в его педагогической системе школьного театра.

Школьный театр не был изобретением Коменского. В XV-XVII вв. в западной Европе под влиянием идей возрождения античной культуры в университетах учёные-гуманисты Италии, Англии, Германии, Испании изучали со своими студентами пьесы драматургов римской античности Плавта и Теренция и ставили их на сцене (2, с.156), (1, с.484), (9, с.556), (10, с.280). Пьесы нужны были не только ради изучения классиков, но и для совершенствования в латыни и в ораторском искусстве. Среди схоластических методов обучения, основанных на зубрёжке, театр как метод дидактики заметно выделялся. С XVI века школьный театр прочно утвердился в педагогической системе иезуитов как средство обучения латинскому языку, риторике, поэтике, как средство воспитания в духе католицизма. В педагогической практике протестантских педагогов XVI в. театр так же представлен: его применяли, например, в своей деятельности Йоган Штурм и Филипп Меланхтон.

Какое место отводил театру Ян Амос Коменский в своей педагогической системе? Каким был школьный театр великого дидакта?

Роль театра в методической системе воспитания и обучения Коменского не была главной, но, безусловно, была значимой, ключевой. Об этом красноречиво свидетельствует сам учёный. Описывая в «Автобиографии» опыт педагогической деятельности в Шарош-Патаке, в частности, он упоминает о возникших разногласиях с ректором школы Толнаем, которые касались невозможности полностью воплотить в жизнь «метод», в том числе, и такую его часть как театральные представления. Коменский «с самого начала советовал, чтобы были введены какие-нибудь театральные представления, имея определённый опыт, что это самое эффективное средство для изгнания душевной вялости и для возбуждения живости» (3, с.64-65), но этому всячески препятствовали. Когда же конфликт был улажен, и педагогу была предоставлена свобода действий по применению метода, то Коменский реализует его в постановке спектакля на материале первых 20 глав «Двери». Триумф постановки Коменский расценивает как торжество всего «метода». Он пишет об этом в конце жизни с нескрываемой гордостью, приводя отзывы господ схолархов, присутствовавших на премьере: «Признаемся, Коменский, что мы до сих пор не знали, сколько тайн содержит твоя книга «Дверь языков» и сколько пользы приносит она юношеству; ныне же мы были очевидцами этого»; «Радуйтесь и вы, братья, что вам довелось видеть собственными глазами, каким способом вы сможете впоследствии, умело руководя, воспитывать с наибольшим успехом вверенное вам юношество» (Там же с.66). Безусловно, спектакль не только продемонстрировал метод обучения, но и стал яркой впечатляющей презентацией содержания обучения.

Постановка эта положила начало сборнику пьес «Школа-игра».[1] «Школа-игра» представляет собой драматическое переложение содержания «Открытой двери языков». Она даёт нам представление о том, на каком материале разыгрывались пьесы, как строит диалоги автор, какие действующие лица введены в пьесы дополнительно в сравнении с материалом «Двери», о языке драматурга. Например: обрабатывание полей (Часть III, действие 2, явление 2) подаётся в виде отчёта о работе пахаря с погонщиком, жнецов, молотильщиков и счетовода перед королём (7, с.222-224). Короткая сценка, написанная живым языком, предполагает активное действие в простых и в то же время интригующих предлагаемых обстоятельствах. Образы персонажей, одновременно такие разноплановые и знакомые актёрам-школьникам позволяют играть их естественно и выразительно. Ремарки авторы указывают на обязательное применение реквизита: персонажи появляются в королевском замке со своими орудиями труда, что в свою очередь является не только театральным, но и дидактическим приёмом.

Театральные представления не являются по замыслу Коменского разовыми мероприятиями. Среди «законов хорошо организованной школы» сформулированы им и «законы о театральных представлениях», сообразно которым, предполагалось, «чтобы каждый класс ежегодно четыре раза выставлял своих учеников на подмостки театра»; «чтобы, распределённое по различным ролям, было представлено всё, пройденное в течение триместра»; «чтобы самые торжественные представления давались в конце года, перед переводом из класса в класс» (5, с.140). В работе «Пансофическая школа» Коменский подробно останавливается на содержании драматизаций и их форме во всех семи классах от подготовительного до богословского (6, с. 75, 77, 78, 80, 83, 85, 88).

Идея оформления в форме пьесы и постановки на сцене всего учебного материала позволяет выделить театр Коменского как отличный от театра иезуитов, где тематика школьного театра была исключительно религиозного характера. Естественно, что материал «Преддверия», «Двери», «Зала», предполагаемых к постановкам в первых трёх классах, диктовал и совершенно особый жанр драматургии, отличный от распространённых в иезуитской школе жанров моралите и миракль. Хотя, несомненно, в содержание спектаклей в философском, логическом, политическом и богословском классах должно было воплотиться с этих ведущих жанрах эпохи. Например, в логическом классе Коменский предлагает построить представление на основе состязания триединого искусства Грамматики, Логики и Метафизики, что соответствует моралите. «Сперва борьба из-за первенства, а затем их мирное соглашение – мудро управлять всем в царстве Мудрости – и их поцелуй. Эта драма, в которой пятьдесят человек участвующих, представляет много привлекательного. Кроме того, она проливает свет на то, как правильнее понимать самые основы искусства речи, рассуждения и действия» (Там же, с.83). А вот постановка о Соломоне в политическом классе явно тяготеет к жанру миракля: «Соломон – благочестивый, мудрый, богатый и славный, а затем заблуждающийся, нарушитель закона, привлечённый к наказанию и снова образумившийся» (Там же с. 85).

Рекомендуя к постановке сценическую обработку учебных курсов, Коменский решал важнейшую задачу: тщательного подбора материала для пьес, «устраняя посторонние истории», могущие повредить процессу воспитания (Там же с.71).

Доказывая желательность драматических представлений, Коменский приводит несколько аргументов. «Прежде всего – считает он – этими публичными представлениями на сцене перед зрителями можно развивать остроту человеческого ума более мощно, нежели какими бы то ни было наставлениями или всей силой дисциплины» (Там же с.70). В данном случае речь идёт о влиянии театрального действия на зрителей. Коменский отмечает облегчение процесса «усвоения памятью» при помощи театра: « …вещи… легче запечатлеваются в ней, если они таким образом, представляются в живой форме, нежели их только слышат и читают» (Там же с.70). Как достойные основания для того, чтобы вводить в школах театр, Коменским выделяются: возможность публичного поощрения или порицания учеников; возможность для учителей, организующих представления, продемонстрировать усердие в работе; предоставление родителям радости за своих преуспевающих чад; выявление наиболее талантливых детей и определения их специфических способностей, в том числе и у бедных детей.

Но главной целью драматических представлений является, по мысли педагога, подготовка детей к тому, чтобы «благопристойно выполнять всякую роль и во всём вести себя непринуждённо». Исходя из распространённого в ту эпоху положения, что, «то, что происходит в жизни общественной, само по себе носит характер зрелища» (Там же с.88), Коменский пишет, что «тех, кого в скором времени надо будет послать в общественную жизнь, следует приучать к тому, чтобы они умели прилично держаться в обществе и искусно подчинять себе выпадающие им на долю обязанности» (Там же с.88). Так как жизнь, тех юношей, кто предназначается для церкви, государства и школы «должна быть посвящена беседам и действиям», театр – это естественное и эффективное педагогическое средство: «посредством примера и подражания юноши кратким и приятным путём приучаются наблюдать в вещах различные стороны, сразу отвечать на различные вопросы, искусно владеть мимикой, держать лицо, руки и всё тело сообразно с обстановкой, управлять своим голосом, изменять его» (Там же с.70).

Театр Коменского задуман как педагогическое средство могущее приносить «более, чем один результат» (4, с.378). Полифункциональность театра, конечно, заложена уже в самом этом искусстве. Но Коменскому удалось усилить дидактическую функцию без ущерба для эстетической. В первую очередь, это произошло благодаря его литературному таланту, и удивительному качеству учебного материала, который, отражая настоящую жизнь, легко трансформировался в пьесы. Не менее важна, вызывающая у нас особенный интерес, взаимосвязь театра и игры. Не случайно книга пьес названа Коменским «Школа-игра»! «Весь мой метод – пишет Коменский – направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в забаву» (3. с.64). Путь к актёрскому воплощению образа лежит через подражание, которое лучше всего осуществляется в игре, и не только на сцене, но и во время урока. «На уроках можно играть в ремесленника, в купца, в садовника. Итак, представьте себе, что класс – это кузница, кругом инструменты, плуги, мотыги, тележные решётки, молодой «плотник» и молодой «кузнец» доказывают друг другу преимущества и особенности своего ремесла» – пишет исследователь жизни и творчества Коменского Милош Кратохвил. (8, с.64-65). Для нас нет сомнения в том, что в основе школьного театра Коменского лежит сюжетно-ролевая игра, а не актёрский тренинг, или отбор только творчески одарённых детей. В постановках принимали участие сразу около 50 учеников! И среди них были те, кто «прежде едва могли выдержать взгляд взрослого и ничего не могли сказать без заикания» (3, с.66). Большого количества репетиций система драматических представлений так же не предполагала. Театр-игра, школа-игра – это один из секретов неувядающей педагогической привлекательности метода Коменского.

Система применения театра как педагогического средства, созданная Яном Амосом Коменским, чрезвычайно интересна и актуальна для современного образования. Одним из удачнейших примеров развития этих идей Коменского в XX веке, на наш взгляд, является использование театра в вальдорфской педагогике.

Мы также пытаемся использовать театральную деятельность дошкольников и младших школьников в процессе обучения. Следуя идее Коменского обучать риторике уже на этапе материнской школы, мы начинаем пропедевтичекий курс риторики с трёхлетнего возраста, применяя при этом принцип природосообразности. В соответствии с психофизическими особенностями детей младшего возраста, их желанием действовать, слабо развитым аналитическим мышлением, ситуативностью и диалогичностью их речи, мы пошли путём развития художественно-игровой деятельности через обогащение театральным искусством сюжетно-ролевой игры. Опорой для этого служит, в первую очередь, ярко проявляющаяся в каждом ребёнке ранняя способность к драматическому переживанию, к продуктивному, естественному и оправданному действию. А именно действие и есть то своеобразное выразительное средство театрального искусства, которое делает его театром. В организации игры-драматизации мы также опираемся на современную теорию театрального искусства, в частности, на этюдный метод работы над спектаклем, предложенный К.С.Станиславским.

Продолжая традиции Яна Амоса Коменского, используя так любимое им средство – театр-игру – мы стараемся сделать так, чтобы можно было довести наших учеников «до вершин наук без трудности, скуки, окриков…, а как бы играя и шутя» (4, с.243).

Опираясь на деятельностный подход, повторяем вслед за Коменским: «деятельности мы учимся путём деятельности исполнения различных действий именно в то время, когда мы их исполняем» (6, с.68). Риторике общения необходимо учиться в процессе самого общения, поэтому ключевой особенностью методики игры-драматизации является то, что она позволяет придать деятельности театральной характер речевой деятельности. Метод речевой импровизации, основанный на естественном и оправданном действии в предлагаемых обстоятельствах, соответствует психолингвистическому подходу к развитию речи детей, охватывает весь процесс порождения высказывания. Решая актёрскую задачу, ребёнок «рождает» текст реплики в момент игры, что позволяет ему развивать речь, а не только память. Развивается при этом и стилистическое чутьё – ведь реплика должна соответствовать не только ситуации, но и стилю сказки и особенностям речи персонажа. Это выполнимо, т.к. проигрываемый эпизод невелик по размеру, а актёрские задачи, сформулированные педагогом, чёткие и ясные. Возможность импровизации позволяет сохранить естественность поведения, не даёт возникнуть страху неправильно произнесённого текста. Импровизация – один из приёмов сохранения игры. К тому же она развивает внимание к речи партнёра, умение реагировать на услышанную, а не на ожидаемую реплику. Всё это отвечает задачам обучения риторике общения.

Процесс игры-драматизации по сказке имеет и другую принципиальную особенность. Важно то, что мы никогда не занимаемся распределением ролей. Осваивая сказку, эпизод за эпизодом, мы позволяем всем детям сыграть в каждом эпизоде все роли. Таким образом, технология игры-драматизации позволяет каждому ребёнку, даже самому слабому, сыграть все роли в сказке. И испытать удовольствие оттого, что и у него тоже получилось! Следуя завету Коменского, мы учим всех всему, если применить этот принцип к отдельному классному коллективу.

Развитию памяти Коменский придавал огромное значение и указывал, как мы уже упоминали, на плодотворное влияние театральных представлений на процесс запоминания. Наши исследования подтверждают, что пересказ текста, проигранного в игре-драматизации, получается у дошкольников с удивительной лёгкостью и с высокой степенью мотивации к этой учебной деятельности. Материал, когда-то проигранный детьми, сохраняется в памяти годами в вербальной, кинетической и эмоциональной памяти. Значительно повышается мотивация к занятиям риторикой, когда в программе основным средством развития коммуникативно-риторических умений является театр. Мы пробуем создавать вместе с детьми и дидактические пьесы для изучения истории, и инсценировать их. Использование театральной деятельности принесёт свои плоды в изучении любого школьного курса.

Исследование творческого метода применения театра в школе, предложенного Коменским, незаслуженно обойдено вниманием отечественных учёных. Театр-игра на уроке и вне него – абсолютно современное, природосообразное, культуросообразное и гуманистическое средство. Для того, чтобы сделать театр процветающим в нашем образовании, необходимо поучиться у Коменского: проанализировать методику перевода учебного прозаического текста в драматургический, исследовать технологию самой театральной деятельности. Безусловно, Ян Амос Коменский и его эпоха, глубоко пропитанная идеями театра, может раскрыть нам множество интереснейших путей в педагогике.

Список использованной литературы:

1.Аникст А.А. Английский театр эпохи возникновения буржуазных

отношений // История западноевропейского театра / Под общ. ред.

С.С.Мокульского, в 8 т. − Т.1. – М.: Искусство, 1956.

2.Бояджиев Г.Н., Дживелегов А.К. Театр эпохи возникновения

буржуазных отношений // История западноевропейского театра, в 8 т.

Т.1. − М.: Искусство, 1956.

3. Коменский Я.А. Автобиография // Избранные педагогические

сочинения: в 2-х т., Т.1. – М.: Просвещение, 1982.

4. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические

сочинения: в 2-х т., Т.1. – М.: Просвещение, 1982.

5. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы // Избранные

педагогические сочинения: в 2-х т., Т.2. – М.: Просвещение, 1982.

6. Коменский Я.А. Пансофическая школа // Избранные педагогические

сочинения: в 2-х т., Т.2. – М.: Просвещение, 1982.

7. Коменский Я.А. Фрагменты из учебника «Школа-игра» // Избранные

педагогические сочинения: в 2-х т., Т.2. – М.: Просвещение, 1982.
Кратохвил М. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М.: Посвещение, 1991.
Мокульский С.С. Французский театр эпохи становления буржуазных отношений // История западноевропейского театра, в 8 т. / Под общей редакцией С.С.Мокульского. – Т.1 – М.: Искусство, 1956.
Узин В.С. Испанский театр эпохи возникновения буржуазных

отношений // История западноевропейского театра / Под общ. ред.

С.С.Мокульского, в 8 т. – Т.1.– М.: Искусство, 1956.



Предварительный просмотр:

Тренинг на расслабление

/гимнастика для мышц/

Целью является расслабление отдельных групп мышц. Постарайтесь осознавать обособленность групп мышц, снимать напряжение. Необходимо выполнять упражнение ежедневно. Дыхание на протяжении всего упражнения глубокое, брюшное.

Лицо

Поднимаем брови как можно выше, и держим до полного изнеможения мышц. Важно, что остальные мышцы свободны. Сильно зажмуриваем глаза, расслабляем. Улыбаемся до ушей, целуем губами, нижняя челюсть в максимально низкой позиции.

Упражнение выполняется циклами «Напряжение- расслабление». Время напряжения длится до полного изнурения мышц.

Плечи

Тянемся плечом до уха, при этом голову не наклоняя. Расслабляем. Вторым плечом. Должно появиться ощущение тяжести в плечах.

Руки

Крепко сжимаем кисти в кулаки и держим в таком положении. Расслабляем. Если выполнять добросовестно, должно появиться покалывание в пальцах и теплота.

Живот и бедра

Садимся на стул, ноги подняты перед собой. Держим до предела напряжение в бедрах. Расслабляем. Зарываем как можно тверже ступни в землю, тем самым напрягаем противоположную группу мышц. Расслабляем. Постарайтесь ощутить расслабление в верхней части ног.

Ступни

Садимся, плотно устанавливаем ноги на полу. Максимально поднимаем пятки вверх. Расслабляем. Теперь носки (напряжение в передней части ног и ступне). Расслабляем.

Выполняя все этапы упражнения, необходимо уделять внимание ощущению в мышцах!

В продолжение этого упражнения, ложимся на спину и начинаем поэтапно напрягать разные отдельные группы мышц, при этом, не совершая движений.

Дыхание брюшное.

 Во время выполнения всех упражнений нельзя разговаривать и отвлекаться. Необходимо полностью сосредоточиться на ощущениях в мышцах!



Предварительный просмотр:

| Игры | На концентрацию внимания |

Как многие, наверное, знают, в театральных вузах и школах для наработки необходимых актеру навыков используются различные игры.

Мы предлагаем Вашему вниманию одну из таких игр. Даже если Вы не актер и не планируете им стать, такой навык как внимание никогда лишним не будет, не правда ли?

Это очень эффективное упражнение на концентрацию внимания.

- Ведущий держит в руках 4—6 различных (абсолютно неважно каких) некрупных предметов.

— Надеюсь, всем знакомы предметы, находящиеся у меня в руках? Ручка, коробок спичек, ключи, монетка, зажигалка... Давайте представим, что мы впервые видим эти вещи. Сейчас начнем с ними «знакомиться», но делать это будем по кругу особым образом. Я как ведущий начну и буду «знакомить» с моими предметами соседей слева и справа.

Итак, я начинаю с ключа. Передаю его своему соседу со словами:

— Это ключ!

— Что? — должен спросить меня он.

— Ключ, — повторяю я.

— Что?!? — продолжает изображать удивление мой партнер.

— Ключ! — не сдаюсь я.

— А, ключ... — Наконец мой сосед решает согласиться с моими доводами. Он забирает себе ключ и дальше передает его товарищу, следующему за ним по кругу, и повторяется тот же диалог:

— Это ключ. - Что?

— Ключ.

— Что?!!

— Ключ.

— А, ключ. — И ключ переходит к следующему человеку в круге.

До сих пор все упражнение выглядит до смешного простым, может быть, даже примитивным. Проблемы возникают, когда ведущий начнет вводить в круг дополнительные предметы, пуская их то слева, то справа, то включая в эстафету игроков из середины цепочки. Очень быстро возникнет ситуация, когда игроки должны одновременно (не делая пауз в упражнении!) и принимать предмет с одной стороны, и отдавать другой предмет в противоположном направлении! В этом случае беседа между партнерами будет развиваться приблизительно так:

Первый участник — второму: «Это ключ», Второй участник — первому: «Что?» — и сразу же третьему участнику: «Это спички».

Первый — второму: «Ключ!»

Одновременно третий спрашивает второго: «Что?»

Второй: «Что?» (Обращаясь к первому.)

«Спички!» (Ответ третьему.)

Первый: «Ключ!»

Третий: «Что?»

Второй: «А, ключ» (первому, забирая у него при этом ключ).

«Спички!» Третьему, который после своего ответа: «А, спички!» этот коробок и заберет...

Итак, чтобы успешно преодолеть все сложности, вам, участникам, предстоит проявить максимальную собранность, несмотря на всю путаницу и смех, естественно сопровождающий весь этот балаган. Успехов!!!

«Запустив» в игру предметы, ведущий входит в центр круга, чтобы лично контролировать все приемы-передачи предметов в парах и тройках (в случае одновременного приема-передачи). Нужно добиваться от каждого участника правильного выполнения задания и точности «канонического текста» даже ценой многократного повторения.



Предварительный просмотр:

ЦЕННЫЕ СОВЕТЫ - ШПАРГАЛКА ДЛЯ АКТЕРА:

Зубов А.Е.

Подготовка к репетиции

РЕПЕТИЦИЯ – ОТ СЛОВА ПРОБА. Вообще-то это слово, конечно, от французского слова repeter, то есть повторять. Вот мы и приходим часто повторять, и только. Но в славянских языках для этого занятия есть слово "проба", и это гораздо ближе к делу. Каждый раз мы что-то на репетиции пробуем - новый кусок, новый ход, новый градус игры. Так что вопрос перед началом – "Что сегодня пробовать будем? " Может, насколько закрепилось предыдущее, может, новое приспособление, может, сегодня другой партнер. Но не повторяй, а всегда пробуй.

РЕПЕТИЦИЯ – ИСПРАВЛЕНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ ОШИБОК. В общем-то, это про то же самое. Пробуй новое, исправляй то, что не вышло вчера, приноси новое. Только не работай магнитофоном, не повторяй так же и то же, что и вчера. Тогда вся репетиция бессмысленна.

ОШИБАТЬСЯ – НУЖНО ! Ко всем чертям страхи "а вдруг не получится", "Ой, у меня не выйдет! ". Страх тормозит все твои способности, цепенеют мышцы, сдавливается дыхание, отключается воображение, гибнет игра. Так что иди на площадку за ошибками!!

НЕ ЗНАЕШЬ ТЕКСТА – МЕЙЕРХОЛЬД НЕ СПАСЕТ. Тут исключения бывают, и мастер иногда говорит: не учи текст, пробуй ситуацию импровизационно. Но если дополнительных запретов нет - учи! Потратишь время до репетиции - будет за что схватиться в минуту жизни трудную, хоть слова выговоришь, да и с запятыми и ударениями наполовину разберешься сам, не дожидаясь окрика. Профессиональный актерский кошмар во сне: "Выхожу на сцену, а слова вылетели из головы…"

МИНУТА МОЛЧАНИЯ ОБ ИСХОДНОМ. Не кидайся на сцену, как в открывшиеся двери метро; сосредоточься, возьми важнейшие обстоятельства, обнови свое знание "зачем я туда иду, чего мне там хочется? " Короче, помолчи секунду-другую и иди не из кулис, а из жизни, уже действуя!

НА СЦЕНУ ИДУТ ЗА УДОВОЛЬСТВИЕМ! Если для тебя каждый вызов на площадку сродни вызову к доске в школе, если главная мысль – скорее бы кончилась репетиция - родной мой, беги ты отсюда, пожалей свою молодую жизнь! Весь этот сумасшедший дом, именуемый Театром, имеет смысл только тогда, когда тебе на сцене интересно, радостно. Других прелестей от него не жди, их не будет!

На площадке, в репетиции

ДРУГОГО ШАНСА НЕ БУДЕТ. Ты часто слышал эти слова - "репетируй, как в последний раз", "не береги себя" и так далее. И это действительно так, Здесь так же , как в спорте: если на тренировке не прыгаешь на метр 20, то и на соревнованиях чуда не будет. На репетиции нужно создать запас сил, приспособлений, отдачи, ярости, любви, борьбы – только тогда в сумасшедшей атмосфере премьеры ты не сорвешься. Поэтому репетируй каждый раз как последний, на своем сегодняшнем пределе. (Поверь, что это не просто красивое пожелание, за этими словами опыт многих и многих поколений актеров.)

НА ДВУХ СТУЛЬЯХ НЕ УСИДИШЬ. В каждом событии у тебя может быть только одно действие, одна цель. Только к ней единственной! Если начнется: "Вообще я ее люблю, но и ненавижу немножко, и завидую чуть-чуть…" и ты попытаешься сыграть все сразу - действие рассыплется. Все прочие определения – только окраска единого действия. Прогоняю, унижаю, соблазняю, спасаю – но что-то одно!

НЕ ИЗ КУЛИС И НЕ В КУЛИСЫ. Я появляюсь на площадке не с нуля, жизнь моя в обстоятельствах начинается еще там, за сценой. Выноси на площадку ритм, дыхание, задачу и действуй! И с уходом за кулисы жизнь не заканчивается, я иду бороться, радоваться, встречаться – иду продолжать действовать! Поэтому не из кулис в кулисы, а из жизни в жизнь прохожу я по площадке сцены. Классический анекдот: режиссер спрашивает актера "С чем ты выходишь на сцену? ", а тот отвечает: "С авоськой. " Так не с авоськой, а с задачей, с верой в обстоятельства, в дело, к партнеру! И ухожу тоже к партнеру, другому, с другой задачей. Внешне нарушение этого правила проявляется в том, что актер выходит на сцену, глядя в пол, и уходит, глядя под ноги, чтобы не столкнуться в темных кулисах. Но для зрителей-то там не кулисы, а ЖИЗНЬ! Так что иди жить, а значит – смотри в глаза партнера.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ? Если в сцене, в эпизоде что-то происходит, а это обязательно, я ухожу не таким, как пришел. Я меняюсь здесь, на глазах зрителей и партнеров – обрадован или разозлен, заинтригован или успокоен. Поэтому всегда вопрос себе : а что меняется во мне (да и в других), каким я пришел и каким уйду?

УВЛЕКАЯСЬ ЗАДАЧЕЙ, ЗАБЫВАЕШЬ ЛИШНЕЕ. На сцене все мешает: стулья вместо мебели, яркий свет, картонные яблоки, зрители, страх, влюбленность в костюмершу и так далее. Справиться со всеми помехами можно только подлинно заразившись задачей, зациклившись на партнере, вцепившись в цель, которой добиваюсь. Тогда все прочие проблемы уйдут на второй план, перестанут отвлекать от главного.

АЗАРТ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ! УВЛЕКИСЬ СЕЙЧАС !! Репетиция – не примерка в ателье: тут когда-то будет карман, тут воротничок попозже пришьем, а рукава будут через неделю. Сегодня есть цель - и добивайся ее на пределе, до конца. Да, текст держит, да, мизансцены никакие, да, костюмов и реквизита еще нет, все это мешает. Но подлинность и азартная увлеченность целью – смысл репетиции. Иначе все вхолостую! Либо ты включаешься в борьбу через партнера до конца, весь твой организм пробует все на пределе, либо убирайся с площадки, все бессмысленно. Аналогия с той же спортивной тренировкой: либо я тренируюсь, прыгаю на пределе, либо… На кой тогда приходить в спортзал?! И не жди прогонов, премьеры – чего не было на репетиции, того не будет и там. Из ничего и выйдет ничего. Так что в поступке – ДО КОНЦА!

НЕ ЗНАЮ, ЧТО СЕЙЧАС БУДЕТ. ГОТОВЛЮСЬ К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ. Ты знаешь текст, знаешь, что партнерша сейчас повернется и заплачет. Но настраивайся на противоположное, готовься к обратному! Тогда твоя оценка происходящего будет живая, сиюминутная, тогда отключится "мотор" и ты все воспримешь как живое, сиюминутное, неожиданное. Знаю, что окликнут справа – поворачиваюсь влево; знаю, что сейчас поругаемся – играю страстную любовь. Все знаю – и ничего не знаю! ВСЕ – ВПЕРВЫЕ!

НЕ СЛЕЗЫ, А БОРЬБА С НИМИ. Интересно преодоление препятствий, а не "поддавание" страстей, не головная боль, а борьба с ней. Ищи не комфорт, не "масло масляное", а борьбу, препятствие.



Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРАВИЛА АКТЕРСКОЙ ИГРЫ

1. Играя стариков, мерзавцев и правдолюбцев, не следует говорить измененным голосом.

2. Образ крупного плана нужно давать в развитии. Так, в пьесе "Мать" Павел Власов становится профессиональным революционером. Но вначале он еще не революционер, и, значит, не нужно его играть как революционера.

3. Нельзя изображать смелого человека так, будто ему вообще неведом страх, труса- словно он не может проявить когда-нибудь мужество, и так далее. Опасно приклеивать к образу ярлычок "героя" или "труса".

4. Быстрая речь не должна быть громкой; повышая голос, не нужно впадать в патетику.

5. Если актер хочет растрогать зрителя, он не должен быть просто растроган сам. Вообще правда всегда страдает, когда актер "играет на сочувствии" или на восхищении: и так далее.

6. Большинство персонажей, действующих на немецкой сцене, - это почти всегда не живые люди, а театральный штамп. Это театральный старик, шамкающий и трясущийся, увлекающийся или по-детски беззаботный юнец, кокотка с лживым голосом,виляющая бедрами, и театральный борец за правду, который шумит на всех перекрестках, и так далее.

7. Актеру необходимо общественное чутье. Но оно не заменяет знания социальных условий. А знание социальных условий не заменяет постоянного их изучения. Работая над каждым образом, над каждой драматической ситуацией, над каждой репликой, нужно изучать эти условия снова и снова.

8. Целых сто лет в актере ценили темперамент. Да, темперамент нужен, вернее, нужна полнота жизненных сил,  но не для того, чтобы увлечь зрителя, а чтобы достичь яркости, которая необходима сценическим образам, ситуациям и репликам.

9. В посредственной драме подчас нужно "из ничего создать что-то". Но из хорошей пьесы не нужно выжимать больше, чем в ней есть. Неувлекательное незачем делать увлекательным, а то, что не волнует, -волнующим. В каждом произведении искусства - в этом смысле они как живой организм - есть свои подъемы и спады. Пусть таки будет.

О пафосе: если речь идет не об изображении патетического героя,  нужно быть очень осторожным с пафосом. Недаром говорится: "не полезешь в гору - не скатишься под гору".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правила проведения игры КВН, сценарий КВН

В представленом материале, описание правил игры КВН, сценарии игры КВН...

правила проведения игры КВН, сценарий КВН

В представленом материале, описание правил игры КВН, сценарии игры КВН...

правила проведения игры КВН, сценарий КВН

В представленом материале, описание правил игры КВН, сценарии игры КВН...

правила проведения игры КВН, сценарий КВН

В представленом материале, описание правил игры КВН, сценарии игры КВН...

Мини-футбол: история, правила, особенности игры.

Материал разработки содержит подробную информацию о мини-футболе, истории развития, правилах, особенностях игры....

Несколько элементарных правил русского языка.

Даже грамотный человек может не знать, как пишутся отдельные слова и словосочетания. И, как показывает практика, многие из нас ошибаются на одних и тех же словах. Это нужно срочно исправлять!...

Интеллектуальная игра по праву "Своя игра"

Методическая разработка интеллектуальной игры по праву...