Адаптация первокурсников к условиям обучения в техникуме
презентация к уроку

Любовь Петровна Фисенко

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении – самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. Техникум и его преподаватели в преодолении этой проблемы играют большую роль. Первокурсники при поступлении в первую очередь приобретают новую роль – студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

Каждый год, как все учебные заведения, наш техникумгостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ республики и не только, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в техникум является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.

В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по - другому начинают воспринимать себя и других.

Успешная адаптация первокурсника к жизни в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots._proekt_adaptatsiya.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБПОУ «СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М.КЛЫКОВА» СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Адаптация студентов-первокурсников к обучению в техникуме

Слайд 3

Объект исследования - процесс адаптации студентов к системе среднего профессионального образования Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса к учебному процессу в техникуме

Слайд 4

Цель проекта : создание оптимальных условий для успешной психолого-педагогической адаптации студентов к обучению в техникуме Задачи проекта: сокращение адаптационного периода, снижение уровня тревожности студентов, повышение срессоустойчивости , формирование положительной мотивации учебной деятельности

Слайд 5

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что успешная адаптация первокурсников к учебной деятельности осуществляется при следующих условиях: - использование комплекса разнообразных форм воздействия и методов обучения; - осуществление профессиональной работы классного руководителя группы и мастера производственного обучения; -систематическая и целенаправленная работа педагога-психолога, социального педагога, неотъемлемой частью которой является реализация программы адаптации к обучению

Слайд 6

Процесс адаптации первокурсника идет ступенчато:

Слайд 7

В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в техникуме выявляются следующие трудности: 1 . Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии; 2. Выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; 3. Боязнь публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями; 4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких

Слайд 10

Основные направления деятельности: – Учебно-воспитательная работа: Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для студентов первого курса с целью обеспечения адаптации к условиям обучения в техникуме Организация факультативных курсов для студентов первого года обучения Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки Вовлечение студентов в клубы, секции и кружки Проведение индивидуальных и групповых консультации – Диагностическая работа: Комплексное психологическое обследование с целью выявления проблем студентов-первокурсников Выявление факторов, способствующих адаптации студентов к обучению в техникуме Определение места студента и его позиции в студенческой группе Определение самооценки студентов как степени социальной зрелости Диагностика умственных способностей и умственного развития студентов Создание психологических карт групп нового набора Анкетирование студентов и преподавателей

Слайд 11

Работа с документами Работа со студентами Работа с педагогами Работа с родителями Сентябрь - декабрь Изучение личных дел студентов. Протоколы диагностики. Журнал индивидуальных консультаций педагога-психолога. Журнал групповых консультаций и семинаров педагога-психолога и социального педагога. Анализ анкет. Учет посещения занятий и динамики успеваемости студентов. Анализ результатов протекания адаптации. Диагностика: определение уровня ситуационной и личностной тревожности . Организация занятий по программе сопровождения адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности. Коррекционно-развивающие занятия, тренинги. Консультации, административные совещания, педсоветы с администрацией и педагогами . Консультации в режиме динамического наблюдения. Предварительное подведение итогов протекания адаптации. Индивидуальные и групповые консультации по результатам диагностики, бесед . Родительские собрания. Анкетирование по вопросу удовлетворенности жизнедеятельностью техникума. Консультации педагога-психолога и социального педагога. Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации студентов к обучению в техникуме

Слайд 14

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первокурсников к обучению в техникуме Основные показатели благоприятной адаптации студентов к обучению в техникуме: сохранение физического, психического и социального здоровья студентов; установление контакта с сокурсниками, педагогами; формирование адекватного поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к условиям обучения в МБОУ «Гимназия №1 имени Ризы Фахретдина».

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.  Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до...