Программа элективного курса
рабочая программа

Баисова Алтынай Хамзатовна

Программа элективного курса по основам избирательного права "Азбука демократии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по основам избирательного права   «Азбука демократии»

Составитель: учитель истории и обществознания

Баисова Алтынай Хамзатовна

 

Общественное развитие России требует активного участия молодежи в политической жизни страны. Именно юным гражданам предстоит вершить судьбу страны в XXI веке. В период юношества, молодости человек формируется как гражданин своего государства, получает права и обязанности.

Одним из самых трудных моментов в жизни человека является необходимость выбора: выбора книги для чтения, выбора профессии, выбора учебного заведения и т.д. Выбирая, человек задает себе вопросы: «что предпочесть, а отчего отказаться?» Сделанный выбор нередко определяет всю дальнейшую жизнь человека.

Современный человек сталкивается еще с одним типом выбора — политическим. Граждане многих государств имеют право выбирать своих представителей в органы государственной власти, быть избранными сами (например, на должность Президента, в качестве депутата и т.д.). Становление правового государства, укрепление основ демократии во многом зависит от результатов выборов. К сожалению, мы зачастую наблюдаем низкую правовую культуру российской молодежи, пассивное отношение ее к выборам. Поэтому одной из главных целей преподавания обществознания является формирование правовой и политической культуры учащихся как будущих избирателей, политически активных граждан.

Вопросы избирательного права, иных форм демократии включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы представлены неполно, раскрываются недостаточно или остаются нераскрытыми. Материалы элективного курса «Азбука демократии» помогут педагогам в проведении работы по повышению правовой культуры потенциальных избирателей, которыми являются школьники, по формированию их правосознания, будут способствовать развитию самостоятельности, ответственности и инициативности — тех качеств, без которых невозможно формирование новой России. Данный курс реализует интегрированный подход к преподаванию и содержит материал не только по вопросам права, но также по истории, социологии и обществознанию.

Способом применения на практике приобретенных знаний по избирательному праву (до наступления 18 лет) может стать проведение выборов органов ученического самоуправления ( префекта, президента школы)

Одной из главных особенностей курса является его практическая направленность. На базе курса работает школьный правовой клуб будущего избирателя «Фемида», созданный при содействии Территориальной комиссии г. Новый Уренгой и входящий в состав Центра правовой культуры молодежи г. Новый Уренгой.  

Таким образом, введение элективного курса «Основы избирательного права» — важный шаг для формирования политически грамотного гражданина своего государства.

Основные цели элективного курса:

  • создание условий для формирования правовой культуры и активной гражданской позиции учащихся;
  • способствование повышению активности и заинтересованности учащейся молодежи в изучении избирательного законодательства и избирательного процесса в РФ;
  • подготовка граждан, сознательно участвующих в избирательных кампаниях в качестве избирателя, члена избирательной комиссии, кандидата на выборную должность, иных участников избирательного процесса;
  • подготовка учащихся к политической деятельности в качестве гражданина.

Основные задачи элективного курса:

  • ознакомление учащихся с основами избирательного права в РФ;
  • развитие умения работать с нормативно-правовыми актами;
  • формирование гражданского, ответственного отношения к выборам;
  •  развитие коммуникативных способностей;
  • воспитание чувства толерантности, уважения к другим мнениям и политическим взглядам.

Формы и методы работы:

  • интерактивные лекции, дискуссии;
  • работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, составление логических схем и таблиц);
  • изучение статистических материалов;
  •  изучение материалов СМИ, интернет-материалов;
  • проведение социологических исследований;
  • практические занятия по решению учебных задач;
  •  выполнение творческих работ (докладов, мультимедийных презентаций,  плакатов, слоганов, агитационных листов и т.д.);
  • встречи с членами избирательных комиссий и представителями органов исполнительной власти региона и местного самоуправления;
  • учебное проектирование;
  • деловые игры;
  • участие в реализации городского образовательного проекта «Правовая школа» (совместно с ТИК г. Новый Уренгой) ;
  • выборы префекта школы в рамках городского проекта «парламентский Ум Страны (ПАРУС)» (совместно с ТИК г. Новый Уренгой).

Предполагаемые результаты изучения элективного курса — при освоении курса учащиеся должны:

  • знать основные термины: избирательное право, избиратель, избирательные комиссии, избирательная кампания, выборы, референдум, кандидат, гражданин, агитация, процедура голосования, избирательный бюллетень;
  • знать основы правовых институтов избирательного законодательства РФ;
  •  знать избирательные и административные процедуры по реализации конституционных прав граждан;
  •  знать механизмы деятельности избирательных комиссий в процессе выборов;
  •  знать политические права граждан РФ и формы политического участия;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и реальной жизни для получения и оценки политической информации, участия в школьных общественных организациях, оценки собственной точки зрения как гражданина РФ.

1. Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. Демократия как политический режим (1 час)

Знакомство учащихся с целями и структурой элективного курса. Представление и распределение опережающих творческих заданий. Понятие политического режима. Классификация политических режимов. Критерии определения типа политического режима. Понятие демократии. Признаки демократического режима. Экономические, социальные, государственно-правовые и духовные основы демократии. Исторические формы демократии. Прямая и представительная демократия. Выборы как важнейший институт демократии.

Раздел 2. Общие вопросы избирательного права. Субъекты избирательного права. Стадии избирательного процесса (10 часов).

Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в России. Основы конституционного строя России. Понятие избирательного права. Отраслевая принадлежность норм избирательного права. Система избирательного права. Источники избирательного права, их иерархия.

Основные принципы избирательного права: всеобщее избирательное право и право на участие референдуме; равное избирательное право; прямое избирательное право; тайное голосование; обязательность и периодичность выборов; независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум; открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий. Установление избирательным законодательством условий получения и реализации избирательных прав — избирательный ценз.

Понятие избирательной системы. Основные типы избирательных систем.

Мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства, пропорциональная избирательная система, смешанная избирательная система. Система выборов органов власти различных уровней и должностных лиц в Российской Федерации.

Понятие активного избирательного права. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Понятие гарантий избирательных прав граждан. Категории избирателей. Избиратели-военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, граждане без регистрации. Избиратели, проживающие за пределами РФ или находящиеся в длительных заграничных командировках. Лица, осуществляющие регистрацию (учет) избирателей. Основания для регистрации (учета) избирателей. Составление списков избирателей, участников референдума. Сведения об избирателях. Включение граждан в списки избирателей.

Пассивное избирательное право на различных выборах. Система избирательных комиссий. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней. Практическая деятельность избирательных комиссий различных уровней. Принципы деятельности

избирательных комиссий: независимость, гласность, сменяемость, соподчинение, коллегиальность. Статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, с правом совещательного голоса: назначение, объем и прекращение полномочий. Расформирование комиссий. Наблюдатели. Субъекты назначения. Права и обязанности наблюдателей. СМИ как гаранты гласности избирательного процесса. Уполномоченные представители и доверенные лица. Статус доверенных лиц: назначение, гарантии деятельности, прекращение полномочий. Назначение выборов. Субъекты и сроки принятия решений. Образование (определение) избирательных округов. Требования к образованию избирательных округов. Образование избирательных участков. Составление списков избирателей. Включение в список избирателей по месту нахождения избирателя. Выдвижение кандидатов: общие положения о выдвижении кандидатов. Статус кандидатов: ограничения, связанные с должностным или служебным положением. Выдвижение списков кандидатов политических партий. Сбор подписей избирателей в поддержку списка кандидатов. Проверка подписей избирателей. Регистрация списка кандидатов политической партии; основания для отказа регистрации федерального списка кандидатов политической партии. Выдвижение и регистрация кандидатов по мажоритарной системе: самовыдвижение кандидата, выдвижение кандидата избирательным объединением, сбор подписей избирателей в поддержку кандидата, количество подписей, необходимых для регистрации, основания для отказа регистрации кандидата, регистрация кандидата.  Информирование избирателей: субъекты информирования, содержание информационных материалов. Агитация: понятие, формы, методы, ограничения. Голосование. Избирательный бюллетень. Помещение для голосования. Информационные стенды в участковых избирательных комиссиях. Досрочное голосование. Время начала и окончания голосования. Голосование вне помещения для голосования.

Подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией. Обработка и установление итогов голосования в избирательных комиссиях в зависимости от уровня выборов. Определение результатов выборов. Повторное голосование, повторные выборы, дополнительные выборы. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов.

Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, нарушающих избирательные права: субъекты, предмет обжалования, порядок обжалования, результат рассмотрения.

Административная ответственность за нарушение норм избирательного права: классификация объектов равонарушения, субъекты правонарушений, виды административных правонарушений. Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права: преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; состав преступления.

Раздел 3. Референдум в Российской Федерации (2 часа)

Понятие референдума как важнейшего института прямой демократии.

Референдумы в истории России. Инициатива проведения и назначение референдума. Реализация инициативы проведения референдума. Агитация по вопросам референдума. Голосование по вопросу референдума. Подведение результатов референдума.

Раздел 4. Формы политического участия граждан (3 часа)

Собрание. Митинг. Демонстрация. Шествие. Пикет. Порядок организации и проведения публичного мероприятия. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия.

Обращение граждан в органы власти. Право гражданина на обращение. Виды обращений. Требования к письменному обращению. Порядок рассмотрения обращений. Сроки рассмотрения обращений. Личный прием граждан.

Понятие политической партии. Признаки политической партии. Классификация политических партий. Политическая идеология. Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм. Требования к политической партии, предъявляемые законом (основы правового статуса). Программа партии. Устав партии. Партийные фракции в Государственной Думе РФ. Отделения политических партий в ЯНАО. Молодежные организации.

Обобщающее повторение и контроль знаний по материалу элективного курса (1час)

п/п

Тема занятия

Основные вопросы темы

Содержание

работы

Раздел 1. Вводное занятие. Демократия как политический режим (1 час)

1

Вводное занятие. Демократия как

политический

режим. Выборы как

важнейший

институт демократии

— знакомство со структурой, целями элективного курса, методическим обеспечением;

— распределение опережающих

творческих заданий (рефератов,

докладов, презентаций и т. п.);

— понятие демократического по-

литического режима, признаки

демократии;

— прямая и представительная

демократия.

— вводная лекция

учителя;

— составление

синквейнов к терминам урока.

Раздел 2. Общие вопросы избирательного права. Субъекты избирательного права. Стадии избирательного процесса (10 часов)

2

Понятие,

система и источники избирательного

права.

Принципы избирательного

права.

Избирательная система

— законы и подзаконные акты;

— избирательное право как институт конституционного права;

— предмет избирательного права;

— избирательный ценз;

— всеобщее избирательное право

и право на участие в референдуме;

— равное избирательное право;

— прямое избирательное право;

— тайное голосование;

— обязательность и периодичность выборов;

— независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум;

— открытость и гласность;

— понятие и основные типы избирательной системы.

— работа с текстом

Конституции РФ;

— работа с текстом

Федерального закона «Об основных

гарантиях избирательных прав

и права на участие

в референдуме

граждан РФ»;

— составление

сравнительной та-

блицы типов избирательных систем.

3

Избиратели,

участники

референдума.

Гарантии их прав

— активное избирательное право;

— регистрация (учет) избирателей;

— составление списков избирателей;

— понятие гарантий избирательных прав граждан.

Работа

со статьями 16, 17

№ 67-ФЗ.

4

Кандидат на

пост Президента РФ,

Кандидат в депутаты

— право выдвижения кандидатов;

— права и обязанности кандидатов;

— гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов;

— изучение нормативной базы,

регулирующей формирование

представительных органов ЯНАО

Работа со статьями

законов о выдвижении и регистрации

кандидатов, спи-

сков кандидатов.

5

Избирательные комиссии.

Наблюдатели.

Уполномоченные представители

и доверенные

лица. СМИ как

субъект избирательного

права

— принципы деятельности избирательных комиссий;

— основы правового статуса избирательных комиссий;

— организация деятельности избирательных комиссий;

— статус членов избирательной

комиссии с правом решающего

и совещательного голосов;

— использование в деятельности

избирательных комиссий ГАС

«Выборы»;

— права и обязанности наблюдателей;

— уполномоченные представители;

— доверенные лица;

— СМИ как субъект избирательного права.

        

— составление

учащимися схемы

«Система избирательных комиссий

РФ»;

— изучение материалов СМИ по

итогам прошедших

выборов.

6

Встреча с представителями Территориальной избирательной комиссии г. Новый Уренгой и членами Молодежного парламента при Законодательном Собрании ЯНАО

Работа над эссе «Как

повысить избирательную активность

молодежи нашего

региона?»

7

Назначение

выборов.

Выдвижение

кандидатов

— назначение выборов;

— образование (определение) избирательных округов;

— образование избирательных

участков;

— общие положения о выдвижении кандидатов;

— выдвижение списка кандидатов;

— самовыдвижение кандидата;

— выдвижение кандидата политической партией;

— основания для отказа регистрации кандидата;

— регистрация кандидатов.

Работа со статьями

законов о выдвижении и регистрации

кандидатов и спи-

сков кандидатов.

8

Агитация

— агитационный период;

— признаки агитации;

— формы агитации;

— методы агитации;

— требования избирательного

законодательства к предвыборной агитации.

Подготовка пред-

выборных слоганов

и плакатов к де-

батам кандидатов

в Префекты школы.

9

Предвыборные дебаты

кандидатов

в Префекты школы

Создание игровой ситуации

с приглашением сотрудников

СМИ.

Представление

предвыборных

программ.

10

Голосование.

Подсчет голосов и установление

результатов

голосования.

Юридическая

ответственность за нарушение норм

избирательного права

— помещения для голосования;

— информационные стенды

участковых избирательных

комиссий;

— бюллетень для голосования;

— время начала и окончания

голосования;

— голосование в помещении для

голосования;

— голосование вне помещения

для голосования;

— составление протокола

об итогах голосования УИК;

— порядок определения

результатов выборов;

— обнародование результатов

выборов;

— виды административных

правонарушений;

— преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов.

Решение и составление учащимися

практических задач

по теме.

Раздел 3. Референдум в Российской Федерации (2 часа)

11

Референдум

как важнейший институт

демократии

— инициатива проведения

и назначение референдума;

— реализация инициативы

проведения;

— агитация по вопросу

референдума;

— голосование по вопросу

референдума;

— подведение результатов

референдума.

Просмотр мультимедийной презентации учащихся по

теме «Референдумы

в истории России».

Подготовка к игре

«Школьный референдум».

12

Школьный

референдум

Создание игровой ситуации.

Деловая игра

Раздел 4. Формы политического участия граждан (3 часа)

13

Собрание.

Митинг.

Демонстрация. Шествие.

Пикет

— основные понятия;

— порядок организации и проведения публичного мероприятия;

— гарантии реализации гражданами права на проведение

публичного мероприятия.

Работа в группах

по составлению

уведомлений об организации публичных мероприятий

различных форм

и агитационных

материалов в соответствии с Федеральным законом

№ 54-ФЗ «О собраниях, митингах,

демонстрациях,

шествиях и пикетированиях».

14

Обращение

граждан в органы власти

— право гражданина на обращение;

— виды обращений;

— требования к обращению;

— порядок рассмотрения;

— сроки;

— личный прием.

Составление обращений различных

видов в органы

власти.

15

Встреча с сотрудниками администрации города по вопросу организации массовых политических акций и пикетов

16

Политическая

партия (основы правового статуса)

— понятие политической партии;

— типы политической идеологии;

— требования к политическим

партиям;

— устав политической партии;

— политические партии в со-

временной России, их представительство.

Групповая работа

по анализу политических программ

ведущих партий РФ.

17

Обобщающее

занятие по

курсу

— значение выборов и других

форм политического участия

граждан в развитии демократии

в Российской Федерации;

— меры по повышению политической и правовой культуры

и избирательной активности

молодежи.

Контрольный тест.

Анкетирование по

итогам курса.

Предвыборные дебаты в совет старшеклассников

образовательного учреждения

Ролевая игра «Предвыборные дебаты» — успешно апробированная эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, освоить предвыборные технологии. Она будет интересна школьникам, педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности.

Состав целевой группы: 15–20 обучающихся 9–11 классов.

Условия проведения игры и оборудование: конференц-зал или школьный класс, маркеры, бумага, бэйджи, раздаточный материал, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), избирательная урна.

Оформление:

Игровые агитационные материалы: плакаты, листовки, призывающие сделать свой выбор; высказывания знаменитых политиков, историков; портреты кандидатов.

Участники игры:

Ведущий политических дебатов, представитель СМИ. Представляет кандидатов в Совет старшеклассников и их доверенных лиц. Разрабатывает вопросы для дебатов. Знакомит с правилами проведения дебатов. Ведет игру.

Кандидаты от консервативной, либеральной и коммунистической партий. Выступают с программными заявлениями. Отвечают на вопросы аудитории и СМИ.

Доверенные лица. Характеризуют своих кандидатов.

Представители СМИ. Берут интервью у кандидатов. Готовят свои вопросы

кандидатам и их доверенным лицам.

Члены избирательной комиссии. Контролируют ход избирательной кампании. Организуют голосование. Подводят итоги выборов.

Аудитория. Учащиеся младших (6–7) классов, которые слушают выступления

кандидатов, залают вопросы, принимают участие в голосовании.

Подготовительный этап.

На предыдущем занятии между учащимися распределяются роли с соответствующими заданиями. Каждый кандидат в депутаты

школьного органа ученического самоуправления и его доверенные лица готовят агитационный материал и выступление с программными предложениями по совершенствованию учебной и внеурочной деятельности учебного заведения.

Члены избирательной комиссии готовят бейджи, бюллетени для голосования, урну и протокол итогов голосования. Представители СМИ готовят вопросы к кандидатам и продумывают форму освещения хода мероприятия и его итогов.

Кандидат, который наберет по итогам выборов наибольшее количество голосов, признается победителем.

Основной этап игры.

Ведущий: Добрый день, дамы и господа! Сегодня у нас предвыборные дебаты

 кандидатов в Совет старшеклассников школы. Дебаты— это форма представления своих взглядов в ходе обсуждения с другими кандидатами какой-либо актуальной  темы. Вы слушаете выступления кандидатов и по их рассуждениям составляете свое мнение, за кого же вы пойдете голосовать. Итак, в нашей аудитории собрались кандидаты в депутаты школьного ученического самоуправления, чтобы поговорить на очень актуальную тему: «Как сделать учебную и внеурочную жизнь нашей школы более содержательной и интересной?». Я предоставляю слово доверенным лицам кандидата. Время выступления — 3 мин., после выступления каждой команде и кандидату могут задать вопросы все присутствующие. Встречаем доверенных лиц кандидатов!

Выступления доверенных лиц — 9 минут. Вопросы к ним (3 минуты).

Ведущий: А сейчас наступает самая важная часть наших дебатов. Мы предоставим слово нашим кандидатам от разных партий. Каждому из них будет предоставлено 5 минут. После выступления кандидата его оппоненты, аудитория и представители СМИ смогут задать ему вопросы в течение трех минут. Итак,

встречаем первого кандидата.

Кандидаты по очереди высказывают свою точку зрения, задают вопросы

друг другу, отвечают на вопросы СМИ и аудитории (24 минуты).

Ведущий: по итогам всех предвыборных мероприятий избиратели составляют мнение о кандидатах и в назначенный день приходят на избирательных участок, где получают избирательный бюллетень, делают отметку напротив понравившегося кандидата и опускают бюллетень в избирательную урну. Пришло время делать свой выбор!

Присутствующие в аудитории избиратели голосуют и опускают бюллетень в урну.

Завершающий этап игры.

Ведущий: Пока избирательная комиссия подсчитывает голоса, давайте подведем небольшой итог нашей встречи. Закончите, пожалуйста, предложение:

Для меня главным было…

Открытие, которое я сейчас сделал…

Я напрасно провел время, потому что…

Я не напрасно провел время, потому что…

Что мне иногда по-настоящему хочется, так это …

Мне понравилось, что …

Мне не понравилось, что…

Участники «тянут» незаконченное предложение и заканчивают его, выражая свое мнение об игре (5 минут).

Ведущий: Позвольте избирательной комиссии огласить результаты выборов.

Член избирательной комиссии зачитывает протокол. Аплодисменты участникам и слово победителю (1 минута).

Практические задачи по избирательному праву

1. Жители экономически развитой, политически стабильной страны с каждым годом все менее охотно участвуют в выборах. Как называется это явление?  В чем заключается его опасность? Назовите не менее двух возможных причин данной ситуации.

2. В политической жизни современного общества часто составляются рейтинги ведущих политиков. Для этих целей службы изучения общественного мнения проводят специальные опросы и публикуют их итоги. Укажите три фактора, способные оказать влияние на формирование рейтинга политического лидера.

3. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите не менее трех факторов, влияющих на решение избирателя.

4. По распоряжению главы местной администрации города Н. в городских больницах были образованы избирательные участки по выборам депутатов Государственной Думы. Правомерно ли это решение? Свой ответ обоснуйте.

5. В государстве Н. для избрания представителей в парламент создаются курии крупных землевладельцев, горожан, рабочих, крестьян. Представители избираются собраниями, состоящими из выборщиков от каждой курии. Так, землевладельческая курия избирает 50% выборщиков. При этом доля крупных землевладельцев в стране не превышает 10% населения. Какой принцип демократического избирательного права нарушается в данном случае? Приведите еще два принципа избирательного права в условиях демократии и раскройте их суть.

6. Гражданин К. в день голосования на выборах депутатов Государственной Думы планирует находиться в отпуске в другой области. Может ли он реализовать свое активное избирательное право и проголосовать на этих выборах? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?

Рекомендации для учителя по решению и составлению

практических задач в рамках подготовки к ОГЭ И ЕГЭ

по обществознанию

Работа над практическими задачами может оказать существенную помощь школьникам в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Однако это никоим образом не должно являться самоцелью педагога. Практика показывает, что даже при достаточно интенсивной подготовке учащегося к  экзамену и  при наличии у  него заинтересованности в  максимально успешной сдаче ЕГЭ (вызванной, как правило, возможностью поступить таким образом в нужный вуз), результат не будет высоким, если у ребенка нет интереса к предмету. Формирование такого интереса — это одна из задач данного элективного курса. Содержание занятий, формы работы на уроке, способы оценивания знаний учащихся, конечно, каждый учитель определит сам в соответствии с этапом прохождения программы, уровнем подготовленности детей, их желанием изучать предмет, своим стилем общения с учащимися и т.д. Но существуют принципы, которым желательно следовать. По крайней мере, опыт показывает, что учет этих принципов ведет к успеху.

Во-первых, работа должна осуществляться на высоком для детей уровне трудности. Принцип «высокого уровня трудности» сформулировал еще Л.В. Занков, считавший, что этот принцип «характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю норму трудности», но прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление». Вопросы должны строиться так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы поразмышлять (возможно, с помощью учителя). Тогда будет идти развитие мышления. Для сдачи ЕГЭ развивать мышление таким образом очень важно. Если ученик научится рассуждать, то даже вопрос по плохо знакомому материалу на ОГЭ или ЕГЭ не окажется для него «трудным». Рассуждения приведут его к ответу, он «выжмет» из этого вопроса с помощью рассуждений максимально возможный балл. Поэтому не нужно бояться вопросов, например, о причинах, последствиях общественных явлений, даже если такой вопрос выведет детей сразу на несколько логичных, но не предусмотренных задачей ответов. Не нужно бояться перегрузить память учащихся излишней информацией — нужно бояться недодать необходимой.

Во-вторых, важнейшим моментом подготовки к ОГЭ и ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения учитель может найти в методической литературе, а может составить сам. Нужно учитывать, что работа учителя с заданиями, составленными им самим, проходит, как правило, эффективнее, чем с заимствованными из методической литературы. И даже если задание заимствовано, то необходимо хорошо продумать каждый этап работы с ним, если этого требует общая логика работы на уроке, то что-то изменить.

Втретьих, для успешного выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся решат заданий прошлых лет, олимпиадных заданий по избирательному праву, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

Вчетвертых, большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель должен анализировать все работы, написанные учащимися, и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания и отрабатывать с детьми их решение.

И, наконец, впятых. Существенный эффект дает работа учащихся в группах или парах по самостоятельному составлению задач в рамках курса, тип которых может встретиться им в ЕГЭ или на олимпиадах. Имеет смысл совместно проанализировать составленные учащимися задачи или совместно прорешать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...