Психологический климат в классе
методическая разработка

Бабашова Мария Викторовна

Две методики, рекомендованные кандидатом психологических наук Александрой Фокиной, доцентом кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования" ФГБОУ ВО МГППУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Две методики помогут определить психологический климат в классе

Определите, какая атмосфера сложилась в классе, какие социальные роли проживают учащиеся. Используйте методику оценки уровня психологического климата в коллективе А. Н. Лутошкина и социометрию – примеры вопросов.

Методика оценки уровня психологического климата в коллективе А.Н. Лутошкина

Методика диагностирует уровень сформированности коллектива, позволяет при повторных исследованиях проследить динамику его развития. Включает 13 пар противоположных характеристик психологической атмосферы группы, представленных в виде таблицы: в левом столбце – благоприятные характеристики, в правом – неблагоприятные. Ученики, используя 7-балльную шкалу – от +3 до -3, оценивают коллектив по степени выраженности каждой характеристики.

Чтобы провести методику, раздайте учащимся бланки и дайте инструкцию. При необходимости поясните ее и повторите. Продолжительность процедуры – 10–15 мин. Если методику используете с учениками начальной школы, формулировки упростите.

Чтобы получить результаты, сложите все абсолютные величины сначала положительных (+), потом отрицательных (-) оценок, полученных от каждого участника опроса. Затем из большей величины нужно вычесть меньшую. Получится цифра с положительным или отрицательным знаком. Затем все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика, сложите и разделите на количество отвечающих. Полученную цифру сравните с ключом методики.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству: сложите оценки каждого ученика по отдельному свойству, полученную цифру разделите на число участников. После получения индексов (среднего арифметического) по каждому свойству постройте из этих цифр ранжированный ряд. Так вы выявите свойства, которые способствуют сплочению коллектива (положительные) или его разобщают (отрицательные).

Недостаток методики, как и всех опросников, ее незащищенность от так называемой «социальной желательности», то есть когда испытуемые хотят представить себя в лучшем свете и дают ответы, которые, по их мнению, отражают ожидания оценивающих. Поэтому используйте методику в комплексе с другими.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/es312-il03-fas.png

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Признаки неблагополучного психологического климата в классе

Негативная эмоциональная атмосфера – взаимные жалобы, насмешки, обидные прозвища. Неудачи комментируют и высмеивают. Достижения игнорируют или обесценивают – «Подумаешь!», «Ботан!».

Нарушенное функционирование, нерезультативность – ученики безынициативны, не умеют сотрудничать, боятся допустить ошибку и получить негативную оценку. Общение носит формальный характер.

Взаимное неверное видение – ученики воспринимают друг друга искаженно, их представления о возможностях друг друга упрощенные: другому не так трудно, работа другого всегда проста. Видение других отражается в наименованиях микрогрупп, на которые разбит класс: «ботаники», «подлизы».

Неконструктивное распределение ответственности – одни ученики перегружены ответственностью, в том числе не за себя. Другие инфантильны и ни за что не отвечают. Например, ученик может злиться на одноклассника за то, что тот не дал ему списать и поэтому он получил двойку. Школьники застряли в схематичных ролях: «всегда всем помогающий»; «вечно все забывающий».

Социометрия

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/es312-rt03-fas.png

Внимание

Социометрию можно применять начиная
со 2-го класса

Метод позволит измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить авторитетных членов коллектива, обнаружить внутригрупповые неформальные образования и их лидеров, определить статус каждого ученика в коллективе – от лидера до изгоя. Социометрическое исследование можно повторять с некоторой периодичностью, чтобы отследить групповую динамику и отношение коллектива к отдельным ученикам. Данный метод более защищен от социальной желательности.

Для диагностики ученикам понадобятся только листы бумаги для ответов. Листы подписывать не надо, комментариев во время диагностики не должно быть. Продолжительность процедуры – 10 мин.

Прежде чем озвучить вопросы, объясните ученикам, для чего вы проводите исследование (чтобы изучить отношения в классе), и дайте инструкцию: «Пожалуйста, ответьте на три вопроса. В качестве ответов запишите фамилии ваших одноклассников». Каждый из вопросов даст вам информацию о положительных или отрицательных выборах учащихся: первый – о симпатиях, предпочтениях в общении; второй – о так называемом деловом лидерстве; третий – об антипатии.

Примеры вопросов:

1. Кого из одноклассников ты позвал бы с собой в прекрасное путешествие (не более пяти фамилий)? Варианты: «Кого из одноклассников ты пригласил бы на празднование своего дня рождения?», «Кому из одноклассников доверил бы свою тайну?»

2. Кого из одноклассников ты сделал бы капитаном корабля, на котором плывет весь ваш класс (одна фамилия; себя называть нельзя)? Варианты: «Кого из одноклассников ты предложил бы сделать президентом класса?», «Кого из одноклассников ты выбрал бы в совет старшеклассников?»

3. Кто из класса тебе не нравится (можно указать любое количество человек)? Варианты: «Кого из одноклассников ты ни за что не пригласил бы на празднование своего дня рождения?», «Кому из одноклассников ты не доверил бы свою тайну?»

Чтобы проанализировать результаты диагностики, используйте таблицу 1. В первый столбец таблицы внесите фамилии участников исследования. Во второй, третий и четвертый столбцы – количество выборов этого ученика его одноклассниками при ответе на первый, второй и третий вопросы.

Таблица 1. Результаты диагностики

Фамилия

Количество «+» выборов
(вопрос 1)

Количество «+» выборов
(вопрос 2)

Количество «-» выборов
(вопрос 3)

Статус в классе

Алексеев

15

2

0

Звезда

Баринова

4

0

1

Принята

Волков

0

0

0

Периферия

Давыдов

0

0

8

Изгой

Ильина

7

1

1

Предпочитаемая

Комаров

5

12

2

Принят, деловой лидер класса

По количеству полученных выборов сделайте вывод о статусе школьника в коллективе – используйте таблицу 2.

Таблица 2. Интерпретация результатов социометрического исследования

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды» – наиболее высокостатусные и популярные члены группы. Они пользуются авторитетом, задают тон и моду. Способны повести за собой. Это эмоциональные лидеры, популярность которых связана с притягательностью, доверием, симпатией. Их любит большинство

Количество положительных выборов больше или равно трети количества участников исследования – в классе из 25 человек это 8 и более учащихся. Отрицательных выборов не больше двух, чаще их нет вообще

«Деловые лидеры» – могут обладать разным статусом: от «принятых» до «звезд». Являются негласно признанными организаторами, авторитетами в области решения деловых задач. Способны руководить, при этом могут не вызывать явной личной симпатии у других членов группы

Количество положительных, «деловых», выборов (при ответе на второй вопрос) не менее ¼ количества участников исследования – в классе
из 25 человек это не менее 6 учеников. Как правило, в коллективе насчитывается не более двух таких лидеров

«Предпочитаемые» – ученики, приближенные к «звездам». Они тоже пользуются популярностью и авторитетом, но в меньшей степени. Отношение к ним в классе противоречивое: одна часть их любит, другая нет

Количество положительных выборов – от 1/5 до 1/3 количества участников исследования – в классе из 25 человек это от 5 до 8 учеников. Отрицательных выборов не больше, чем положительных

«Принятые» – среднестатусные члены коллектива, которые имеют стабильный круг общения в классе. Значительным авторитетом они не пользуются, но их и не отвергают

Количество положительных выборов – не менее трех. Количество отрицательных выборов не больше, чем положительных. Если отрицательных выборов столько же, сколько положительных, или больше, можно говорить об амбивалентности (двойственности) отношения класса к этому ученику: одна часть его принимает, другая отвергает (и тогда относится к группе риска)

«Периферия» – низкостатусные, незаметные, игнорируемые члены коллектива. Они не вызывают ни симпатии, ни антипатии. Это «невидимки». В данную категорию часто попадают новички и дети, которые много болеют

Количество выборов по любому параметру – не больше двух, чаще – положительные и отрицательные выборы отсутствуют. Как правило, таких учеников выбирают члены группы с таким же низким статусом

«Изгои» – наиболее низкостатусные члены коллектива. Их активно и открыто отвергают одноклассники. Они пользуются неприязненным отношением. Часто являются объектом насмешек, групповой агрессии, буллинга

Количество положительных выборов равно нулю. В редких случаях один-два положительных выбора бывают сделаны такими же низкостатусными членами коллектива. Количество отрицательных выборов – не менее 1/5 количества участников исследования. В классе из 25 человек это не менее
5 учащихся

Например, Алексеев (таблица 1) получил 15 положительных выборов. Двое одноклассников назвали его фамилию, отвечая на второй вопрос. При ответе на третий вопрос никто из учащихся не назвал его – то есть отрицательных выборов он не получил. Таким образом, ученик пользуется большой популярностью в классе, то есть имеет статус «звезды».

Другой пример обладателя высокого статуса – Комаров. Однако в его случае это деловое лидерство. Он набрал большое число выборов при ответе на второй вопрос – 12. Пятеро человек назвали его при ответе на первый вопрос и двое – при ответе на третий. Получается, что у Комарова есть компания, с которой у него сложились хорошие отношения, но есть те, кто относится к нему с антипатией. При этом он получил признание одноклассников как человек, которому можно доверить управление, организационные, деловые задачи.

Давыдов не получил ни одного положительного выбора, зато имеет 8 отрицательных. Ученика не принимают одноклассники, он в коллективе изгой.

Волков – тоже низкостатусный член коллектива, но его не отвергают (отрицательных выборов нет), а просто не замечают, игнорируют (нет ни одного положительного выбора).

По итогам социометрии можно определить не только статус отдельных учеников, но и общую картину отношений в классе, взаимность симпатии и антипатии, процентный показатель «периферийных» учащихся и «изгоев». Чем благополучнее психологический климат в коллективе, тем ниже процентный показатель отвергаемых и игнорируемых в нем членов. Но классов, в которых низкостатусные ученики отсутствовали бы вовсе, не бывает – как правило, пятая часть учащихся имеет низкий статус.

Результаты диагностики индивидуально обсудите с каждым учеником. При этом будьте максимально деликатными, исходите из интересов развития учащегося, сообщите информацию таким образом, чтобы она не травмировала его, была понятной и целесообразной.

Говоря школьнику о его невысоком статусе в классе, не употребляйте негативные термины «изгой», «отверженный», «игнорируемый». Используйте выражения типа: «сложные отношения», «тебя не понимают», «похоже, ты держишься обособленно» – в каждом конкретном случае нужны свои формулировки.

Если вы хотите сообщить результаты исследования другим педагогам или родителям, помните – категорически недопустимо называть индивидуальные данные. Говорите только об общей картине отношений, а конкретику оставьте для индивидуальных бесед и рекомендаций. 

 АЛЕКСАНДРА ФОКИНА, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ, к. психол. н., Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический климат в классе.

Материал презентации уместно будет использовать как для индивидуальных, так и для групповых консультаций с  педагогами и классными  руководителями в адаптационный период первоклассников, пят...

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива"

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся  и родителей  с целью создания благоприятного психологического климата в классе и разви...

имидж учителя и его влияние на психологический климат в классе

Семинар в рамках подготовки к педсовету на тему "Психолого-дидактический аспект развития мотивационной компетенции учащихся"...

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Доклад на МО классных руководителей «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе как условие благоприятного состояния каждого ученика класса»

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...