Актуальность применения метода проектов
статья

Яргутова Наталья Павловна

Идея метода проектов возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Суть остаётся прежней: стимулировать интерес детей к освоению  конкретной суммы знаний; решение целого ряда проблем с организацией деятельностного подхода и практическое применение полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_primeneniya_metoda_proektov.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность применения метода проектов

В настоящее время насущным требованием к обучению является построение личностно-ориентированной педагогической системы, поиск и развитие задатков и способностей, заложенных природой в каждом обучающемся.

Ребенок активен и берет из наших обучающих и воспитывающих воздействий только то, что хочет, в соответствии с уже имеющимися потребностями, мотивами и ценностями. Самообучение и самовоспитание намного эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий педагога, поэтому в данное время технологии обучения должны быть переориентированы с технологий обучения на технологии самообучения и самовоспитания, на развитие способностей в смысле создания необходимых условий для их саморазвития. Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности.

Этому требованию как нельзя лучше отвечают современные педагогические технологии практической направленности и в частности метод проектов.

Слово "проект" произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, планируя проект, преподаватель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что учащийся может создать или получить, затратив определенные усилия. Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности ученика, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три "кита", на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативности.

Сущность метода проектов состоит в том, чтобы решить некоторую, сравнительно небольшую задачу, выполнив все необходимые для этого шаги – начиная со сбора информации, через её анализ и заканчивая оформлением результата. Такой задачей может быть изучение отдельной темы школьной программы. Выполнение проекта ведет к развитию навыков изучения реальных задач, так как задает алгоритмы и прививает навыки поиска их решения. При выполнении проекта предполагается использование информационных технологий, что максимально приближает решение задачи к реальной жизни. Знакомство с тем, как можно быстрее и грамотнее решить стоящую перед вами задачу с привлечением ресурсов Интернета и компьютерных программных средств, сослужит неоценимую службу при выполнении реальных проектов и заданий на будущей работе. Ведь сегодня трудно представить себе компанию, работающую без использования компьютеров и Интернета.

В проектном обучении изменяется роль преподавателя. Он превращается из основного источника и контролера знаний в консультанта, организатора деятельности обучающихся. Педагог имеет широкие возможности осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся, используя различные по уровню сложности проектные задания. П.С. Лернер такой делает вывод: “проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества”.

Основные требования к проекту:

1) необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы);

2) выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации;

3) каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

4) результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;

5) подготовленный продукт должен быть убедительно представлен как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов:

  • По форме работы: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • По направленности работы: монопредметные (по одному предмету), межпредметные;
  • По времени реализации проекта: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
  • По виду деятельности: информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Примеры некоторых форм продуктов проектной деятельности: web-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, модель, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, справочник, учебное пособие и т.д. Также необходимо выбрать форму презентации проекта. Это может быть, например, деловая игра, демонстрация видеофильма, научный доклад, реклама, соревнование, экскурсия и т.д.

Обучение с использованием проектов

  • повышает мотивацию к обучению. Когда ученикам предоставляется возможность самим руководить процессом обучения, его ценность в их глазах возрастает. Так как изучение предмета носит глубокий всесторонний характер, учащиеся приобретают знания, выходящие за рамки программы обучения. Кроме того, ученики овладевают ценными исследовательскими навыками и умениями, которые не формируются в ходе традиционного обучения;
  • способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. Кроме того, ученики приобретают навыки переноса знаний в другой контекст, так как учатся не столько запоминать факты, сколько искать и анализировать информацию;
  • способствует формированию навыков самостоятельного решения заданий. Ученики осваивают не только содержание, но и процесс мышления.
  • учит учеников слушать друг друга, сотрудничать, общаться. Такое обучение способствует формированию навыков межличностного общения.

Информационные технологии в проекте не являются предметом изучения. Они используются здесь как универсальные инструменты, способные помочь в решении разнообразных задач, стоящих перед современным человеком. Главное – это умение думать, анализировать, ставить задачи и решать их, как самостоятельно, так и сообща. Проекты, которые будут выполняться сообща, позволят развить не только компьютерные навыки, но и приобрести необходимый социальный и коммуникативный опыт.

В рамках проекта решаются задачи:

  • Изучение новой темы школьной программы;
  • Поиска, сбора, анализа и систематизации данных;
  • Создания и форматирования документов;
  • Создание и определение презентаций, в которых используются графика, анимация и звуки;
  • Создание Web-страниц;
  • Общение по электронной почте;
  • Деловое общение при совместном решении вопросов.

Таким образом, в ходе выполнения проекта используются программы: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Internet Explorer, Microsoft Paint, Microsoft Photo Editor, электронная почта и, возможно, некоторые другие программы.

Следовательно, перед учителем, стоит задача обучать школьников таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень.

Список использованных источников:

  1. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М. Академия. — 1999.
  3. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.
  4. Российская     педагогическая    энциклопедия:   в    2т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.1. М.: Большая Российская Энциклопедия. - 1993.-608с.
  5. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. – 230 с.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  7. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2002. - 488 с.
  9. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
  10. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 2015. – № 6, – С. 39-48.
  11. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2015. – № 7. – с 151-157
  12. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2013. – 112с.
  13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2014. – 80 с.
  14. Intel Обучение для будущего:Учеб.пособие/Под ред. Е.Н.Ястребцевой и Я.С.Быховского. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004. -368Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителя/Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.:КАРО, 2005. – 96 с.
  15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
  16. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – Москва, 1998.
  17. Чумичева Н.М. Применение метода проектов в обучении математике/сайт festival.1september.ru/2004-2005 г..
  18. Канайкина Татьяна Александровна, Педагогическая технология «Метод проектов»

 https://www.informio.ru/publications/id4554/Pedagogicheskaja-tehnologija-Metod-proektov

  1. Чудоквасова Галина Анатольевна, Доклад "Педагогическая технология «Метод проектов»" https://multiurok.ru/files/doklad-pedagogicheskaia-tekhnologiia-metod-proekto.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов в преподавании информатики

В статье раскрывается методика применения метода проектов в процессе преподавания предмета «Информатика». Уделяется внимание этапам работы над проектом, раскрываются результаты деятельности. На конкре...

Применение метода проектов на уроке технологии.

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ! "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения : Может применяться на уроке и во внеурочное в...

Применение метода проектов на уроках истории

В работе представлен опыт организации работы учащихся по реализации учебного проекта "Все для фронта.Все для победы! Книга памяти."...

Статья "Метод проектов. Применение метода проектов."

Данная статья представляет собой описание применения метода проектов на уроке английского языка...

Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье»

На примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье» показано применение метода проектов в дополнительном образовании школьников...

Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта

Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье»...