«Иллюзии зрительного восприятия»
методическая разработка

Проектная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon illyuzii_zritelnogo_vospriyatiya.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

«Иллюзии зрительного восприятия»

Оглавление

Введение                                                                                         3

Основная часть                                                                                4

  1. Происхождение зрительных иллюзий                                         4
  2. История изучения зрительных иллюзий                                 6
  3. Разнообразие зрительных иллюзий                                         6
  1. Иллюзии, связанные со строением глаза                         6
  2. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные
    части
                                                                            7
  3. Переоценка вертикальных линий                                10
  4. Преувеличение острых углов                                        11
  5. Иллюзии, обусловленные контрастом яркости                13
  6. Меняющийся рельеф и перспектива                        14
  7. Портретные иллюзии                                                15
  8. Иллюзии при движении объекта                                 16
  9. Иллюзии цветового зрения                                         18
  10. Иллюзии восприятия размера                                19
  11. Иллюзии переработки информации                                20

Заключение                                                                                        22

Список литературы                                                                         23

Введение

Мы воспринимаем окружающее нас как данность: солнечный луч, играющий бликами на поверхности воды, переливы красок осеннего леса, улыбку ребенка... Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему иногда зрение нас подводит? Как мозг человека интерпретирует воспринимаемые объекты? Всегда ли мы видим то, что видим?

С давних пор люди не только поражаются обманам зрения и забавляются зрительными иллюзиями, но и сознательно используют их в своей практической деятельности.

Цель работы – ознакомиться с понятием «зрительные иллюзии» и определить значимость иллюзий в мире.

Задачи:

  1. дать определение термину «зрительные иллюзии» и выяснить их природу;
  2. рассмотреть различные виды зрительных иллюзий;
  3. определить практическую значимость зрительных иллюзий в мире.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Происхождение зрительных иллюзий

Термин «иллюзия» происходит от латинского слова illusio, что означает обман. Иллюзии – это искаженное восприятие действительности, обман восприятия. Наибольшее число иллюзий восприятия наблюдается в области зрения.

Зрительные иллюзии (обманы зрения) – систематические ошибки зрительного восприятия, а также различные искусственно создаваемые зрительные эффекты и виртуальные образы, основанные на использовании особенностей зрительных механизмов.

Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг «смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает. Однако не все так просто:

  1. изображение на сетчатке перевернуто;
  2. несовершенные оптические свойства глаза делают картинку на сетчатке расфокусированной или размазанной;
  3. изображение находится в динамике из-за постоянных движений глаз: скачки при рассматривании изображений и при зрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания при фиксации на объекте, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом;
  4. изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку за счет морганий, происходящих приблизительно 15 раз в минуту.

Поскольку человек обладает бинокулярным зрением, то фактически он видит два размытых, дергающихся и периодически исчезающих изображения, а значит, возникает проблема совмещения информации, поступающей через правый и левый глаз.

Следует отметить еще один парадокс нашего зрения. Представьте себе инженера, перед которым поставлена задача создать прибор, отображающий световую информацию о внешнем мире. Как бы он расположил светочувствительные элементы? Скорее всего, они были бы ориентированы по направлению к падающему свету. Инженер по имени «Природа» ориентировал наши светочувствительные элементы – палочки и колбочки сетчатки – не «лицом», а «спиной» к падающему свету. Зачем? Таких вопросов возникает достаточно много при анализе исследований зрительного восприятия. Существует много научных направлений, которые, используя различные экспериментальные методики, пытаются понять, каким образом мы воспринимаем окружающий мир. Один из самых интересных способов изучения – исследование зрительных иллюзий.

Большинство классических иллюзий, демонстрирующих значительные отличия параметров видимого образа от физических параметров объекта, имеет смысл рассматривать как проявление таких «недостатков» зрительной системы, которые фактически являются продолжением ее достоинств.

В научной и популярной литературе описаны многие сотни зрительных иллюзий. Причины некоторых из них давно установлены, а других – до конца не раскрыты до сих пор. Поскольку видимые образы являются результатом длинной цепи преобразований и анализа световых сигналов на их пути через оптический аппарат глаза, сетчатку и множество мозговых отделов зрительной системы, очевидно, что разные зрительные иллюзии могут отражать особенности функционирования разных звеньев этого пути.

Процесс познания природы зрительных иллюзий осложняется и тем, что причины большинства зрительных иллюзий носят множественный характер, т.е. в эти иллюзии вносит вклад целый комплекс факторов, относящихся к разным этапам процесса переработки зрительной информации.

  1. История изучения зрительных иллюзий

Систематическое изучение зрительных иллюзий началось примерно с середины XIX века. Во второй половине XIX – начале XX веков было создано множество тестовых изображений, демонстрирующих наличие значительных ошибок в оценке размеров и формы геометрических фигур. В основе этих зрительных иллюзий лежит то обстоятельство, что на формирование видимого образа данного объекта всегда в большей или меньшей мере влияют объекты, располагающиеся по соседству с ним в поле зрения. Иными словами, наше зрительное впечатление о величине и форме объекта зависит от контекста, в котором он рассматривается. Это свойство нашего зрения было замечено очень давно. В частности, было обнаружено, что на воспринимаемую длину, кривизну и ориентацию линий большое влияние оказывают размеры фигур, в которые они включены, а также наличие прилегающих или пересекающих линий. Многие из придуманных в то время геометрических зрительных иллюзий стали классическими.

Прогресс техники в последние десятилетия неизмеримо увеличил возможности создания новых иллюзий, большая часть которых относится к числу динамических, т. е. возникающих при наблюдении подвижных и меняющихся изображений, которые удобно генерировать при помощи компьютерной техники.

  1. Разнообразие зрительных иллюзий

Выделяют следующие виды зрительных иллюзий.

  1. Иллюзии, связанные со строением глаза.

Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными. Так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне (рис. 1).

Эта иллюзия объясняется особенностями строения глаза, прежде всего, наличием на сетчатой оболочке глаза слепого пятна и явлением иррадиации.

Сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон (слепое пятно). Поэтому изображения предметов, приходящихся на это место сетчатки, не воспринима-ются. Выпадающие части изображения предмета невольно заменяются образами соседних частей или фона окружающими этот предмет.

Явление иррадиации (по-латыни – неправильное излучение) состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image400.gif

Рис. 1. Сравните черный квадрат на белом фоне и белый квадрат на черном фоне.

  1. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части.

Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в целом, в соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой.

К этому разделу относится большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике. Все они могут быть разделены на несколько групп.

  1. Сравнивая две фигуры, из которых одна действительна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой – большими («целое больше – больше и его части»). Это хорошо видно, на примере с линейкой: левый отрезок на ней кажется нам больше длиннее правого, хотя на самом деле они равны. Это основано на психологическом аспекте восприятия.

Одна из самых известных оптико-геометрических иллюзий – иллюзия Мюллера-Лайера (рис. 2).

Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь. Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемые утверждают, что длина левого отрезка на 25-30% превышает длину правого.

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image410.gif

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Веб-сайт _Магия изобретения__files\07ill_03.gif

Рис. 2. Иллюзия Мюллера – Лайера.

На рисунках 3а и 3б правые фигуры больше левых (фигуры в целом), однако отмеченные буквами части этих фигур равны отмеченным буквами частям левых фигур, хотя они и кажутся значительно крупнее. Это происходит потому, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на её части.

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image420.gifC:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image430.gif

а                                                                    б

Рис. 3. Сравните отмеченные буквами части фигур.

  1. При восприятии фигур в целом и отдельных их частей (линии, углы, отдельные детали) зрительные иллюзии могут иметь место вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т.е. обстановки, окружения этих частей и их взаимосвязи с другими частями фигуры. Вот пример (рис. 4, а): на рисунке слева круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы. На другом рисунке (рис. 4, б) внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга. Это объясняется не контрастом яркости или цветовом контрасте, который здесь ничтожно мал или вовсе отсутствует, а в особенностях восприятия фигуры и фона.

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image450.gifC:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image460.gif

а                                                                              б

Рис. 4. Сравните круги.

Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Один и тот же кружок (рис. 5) кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза).

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\12942520.jpg

Рис. 5. Иллюзия Эббингауза.

  1. Известны иллюзии, причина которых кроется в сравнении одной части фигуры с другой. На рис. 6 прямая касательная ко всем кружкам разных радиусов кажется кривой, так как мы невольно уподобляем её верхней криволинейной границе (иллюзия С.Томпсона).

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image470.gif

Рис. 6. Иллюзия С.Томпсона.

  1. Переоценка вертикальных линий.

В силу исторически накопленного опыта и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзиям зрения. Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных. При делении на глаз вертикальной линии пополам обычно середина оказывается слишком высоко. 

К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется (рис. 7) Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image490.gif

Рис. 7. Сравните горизонтальные пространства:

заполненное (слева) и незаполненное (справа).

На рисунке 8 нам кажется, что правая фигура уже и выше (взгляд скользит по вертикали) левой фигуры. На самом деле обе эти фигуры – правильные заштрихованные квадраты с равными сторонами. Значит, заполненное пространство нам всегда кажется шире незаполненного и по горизонтали и по вертикали? Однако это не всегда так, и многое в этом зависит от направления, по которому скользит наш взгляд, стремясь воспринять фигуру.

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image500.gif

Рис. 8. Сравните две фигуры, заштрихованные по вертикали и по горизонтали.

  1. Преувеличение острых углов.

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, что острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста: так, острые углы часто лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь «схватывает» острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.

Острые углы всегда кажутся большими, чем есть на самом деле, и поэтому появляются определенные искажения в истинном соотношении частей видимой фигуры. На рисунке параллельные прямые линии вследствие влияния фона кажутся непараллельными и изогнутыми (рис. 9).

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image510.gif

Рис. 9. Влияние острых углов на оценку параллельности прямых.

Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. На рисунке 10 прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат – деформированным.

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image520.gif

Рис. 10. Влияние линий, находящихся в поле зрения, на форму фигуры (квадрат).

  1. Иллюзии, обусловленные контрастом яркости.

Ряд иллюзий зрения обусловлен влиянием контраста яркости, т.е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона («фигура» и «фон»). Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом – более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие «выступающие», причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. На рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта (рис. 11).

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\i_113i.bmp

Рис. 11. Иллюзия контраста яркости: «фигура» и «фон».

Есть также явление «отпадания к фону» некоторых частей фигур. Так, если прямоугольный предмет, окрашенный черной краской, как показано на рис. 12 слева, наблюдать с некоторого большого расстояния на белом фоне, то он будет выглядеть приблизительно таким, каким изображен справа. В этом случае белые пятна на предмете, тонкие линии его контура и резкие переходы от фигуры к фону на углах отпадут к фону, и форма предмета будет казаться искаженной. Глаз очень часто темное пятно принимает за тень от других рядом стоящих предметов. На этом принципе основана камуфляжная окраска предметов пятнами разных цветов в целях военной маскировки. Такая же окраска «камуфляж» наблюдается в мире животных и растений, служит для них защитной окраской.

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image560.gif

Рис. 12. Эффект «отпадания к фону» частей фигуры.

  1. Меняющийся рельеф и перспектива.

Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение. Примером тому служит рисунок 13: а) куб трансформируется: его передняя и задняя грани все время меняются местами; б) раскрытая книга: то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас.

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image530.gif

Рис. 13. Иллюзии глубины рисунка («выворачивание фигур»).

Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т.п.). Это явление называется перспективой. Чтобы изобразить на рисунке некоторую часть пространства, заполненную предметами, так, чтобы рисунок производил впечатление действительности, необходимо уметь пользоваться законами перспективы. Все линии на этом рисунке, идущие в действительности параллельно поверхности, должны быть изображены сходящимися в некоторой точке горизонта, называемой «точкой схода». Линии же, идущие под разными углами, должны сходится по ту или другую сторону «точки схода» тем дальше от нее, чем под большим углом к линии прямого зрения они проходят. Из этих точек особенно замечательной является точка, где сходятся линии, идущие под углом 45º к линии прямого зрения; эта точка называется «точкой отдаления». Она замечательна тем, что если напротив неё поместить глаз на расстоянии равном расстоянию от «точки схода» до «точки отдаления», то рисунок производит впечатление объемности. Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. На рисунке коридор кажется объемным именно благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников (рис. 14).

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим._files\Image540.gif Рис. 14. Иллюзия перспективы.

  1. Портретные иллюзии.

Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, а смещенными в бок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют – остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

  1. Иллюзии при движении объекта.

Если человек, сидя в вагоне поезда, фиксирует взгляд на пейзаже за окном, ему кажется, что объекты, находящиеся ближе точки фиксации, движутся на него, причем настолько быстро, что ему порой не удается различить детали. А предметы, расположенные на заднем плане, т.е. за точкой фиксации, движутся вместе с наблюдателем достаточно медленно. Это явление называется двигательным параллаксом.

Величайшая зрительная иллюзия – это кино и телевидение. Мы можем каждый день смотреть различные передачи благодаря стробоскопическому эффекту, основанному на одном из важнейших свойств зрительной системы – инерционности. Наблюдателю в течение нескольких секунд предъявляют статичную светящуюся точку в одном месте экрана, а через 60-80 мс показывают ее в другом месте. Человек видит не два разных объекта, вспыхнувших в разных местах, а перемещение объекта из одного положения в другое. Зрительная система интерпретирует последовательные и связанные между собой изменения как движение. Именно благодаря этому эффекту мы видим на экранах не ряд быстро сменяющих друг друга кадров, а единую движущуюся картину.

Известно, что первые шаги кинематографа сопровождал курьезный эпизод: когда зрители увидели на экране приближающийся поезд, они вскочили и с криком убежали – им показалось, что он несется прямо на них. Этот феномен называется люмингом. Если человеку продемонстрировать световое пятно, которое вдруг начнет расширяться во все стороны, ему покажется, что оно движется прямо на него, а не увеличивает свой размер. Причем иллюзия будет настолько сильной, что заставит невольно отстраниться от экрана, как от объекта, представляющего угрозу. Нечто похожее можно увидеть, наблюдая за любителями компьютерных игр: кто-то наклоняется в сторону, пытаясь спрятаться от летящих в него пуль, кто-то отшатывается от несущегося в него огненного шара. Очевидно, что в случае, когда нет однозначной информации об изменении формы объекта, зрительная система предпочитает увеличение сетчаточного изображения трактовать как приближение объекта, а не как увеличение его размеров.

При движении объекта наблюдения встречается также ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг нам кажется окрашенным. Это можно объяснить способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида.

Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще – эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии. Если после длительного рассматривания движущейся спирали взглянуть на неподвижные предметы, мы увидим их движение в обратном направлении. Так, например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися образами.

На свойстве нашего глаза в течение 0,1 секунды «видеть» то, что уже исчезло основан кинематограф: при смене 24-х кадров в секунду и при перекрытии окна проектора в момент смены кадра особым экраном (обтюратором) наш глаз не замечает этой смены и воспринимает не движение ленты, а более медленное движение фигур, проектируемых на экран. Телевидение также использует закон зрительного впечатления. В этом случае на люминесцирующем экране электронно-лучевой трубки приемника электронный луч, с очень большой скоростью, как бы «рисует» изображение видимой нами картины, двигаясь по горизонтальным строкам и от строки к строке смещаясь по вертикали. Вследствие большой скорости перемещения электронного луча от верхней части экрана строчками до нижней его границы, мы не замечаем этого движения, а воспринимаем изображение в целом.

  1. Иллюзии цветового зрения.

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одно из явлений – явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному – состоит в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию вообще, но и что в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым.

Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Во- вторых, существует понятие собственно цветовых контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Иллюзии этого рода нам встречаются в следующих видах. Черный круг на рисунке кажется слегка красноватым на зеленом фоне, когда мы прикрываем рисунок тонкой прозрачной бумагой, то иллюзорный красный цвет становится ещё более заметным (стирается резкость границ и уменьшает разницу в яркости поля и фона и тем усиливает проявление эффекта). Аналогично черный круг на красном будет казаться зеленоватым. 

  1. Иллюзии восприятия размера.

Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты...

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\понцо.png

Рис. 15. Иллюзия Понцо

Еще один пример оптико-геометрических иллюзий – иллюзия Понцо (рис. 15) – также иллюстрирует искажения восприятия размера. Левый отрезок кажется значительно больше правого. Было предложено множество теорий, объясняющих подобные искажения. Одна из наиболее интересных гипотез (Грегори, 1968; Дей, 1972; Лейбовичи, 1966) предполагает, что человек интерпретирует обе картинки как плоские изображения в перспективе. Стрелочки на концах отрезков, а также схождение косых лучей в одной точке создают признаки перспективы, и человеку кажется, что отрезки расположены на разной глубине относительно наблюдателя. Учитывая эти признаки, а также одинаковую проекцию отрезков на сетчатке, зрительная система вынуждена сделать вывод, что они разного размера. Те фрагменты рисунка, которые кажутся более удаленными, воспринимаются большими по размеру.

  1. Иллюзии переработки информации

Некоторые иллюзии возникают в связи с переработкой поступающей информации. Человек иногда видит мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям. Он ищет нужную форму, цвет или другое отличительное качество объекта среди представленных во внешнем мире. Это свойство избирательности называется феноменом перцептивной готовности. Посмотрите на рис. 16. Символ в центре – буква или цифра? Если рассматривать горизонтальный зрительный ряд, состоящий из букв, в центре будет «В» – к этому наблюдатель подготовлен буквенным рядом. Если смотреть на вертикальный ряд, окажется, что это вовсе не буква, а цифра 13 – к такому решению подтолкнули цифры.

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Веб-сайт _Магия изобретения__files\07ill_09.gifРис. 16. Иллюзии переработки информации.

Подобные иллюзии обусловлены более высоким уровнем обработки информации, когда характер решаемой задачи определяет то, что воспринимает человек в окружающем мире. Интересны особенности избирательности восприятия. Если сказать человеку: в этой книге есть твоя фамилия, – то он сможет, очень быстро пролистав страницы, найти упоминание о себе. Причем ни о каком прочтении текста речи не идет. Такими навыками обладают корректоры, непостижимым образом вычленяющие в тексте ошибки, незаметные обычному читателю. В данном случае речь идет о профессиональных навыках, приобретаемых в процессе деятельности.

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Веб-сайт _Магия изобретения__files\07ill_10.jpg

а

C:\Documents and Settings\Светлана.FILIPPOK\Рабочий стол\иллюзии\Веб-сайт _Магия изобретения__files\07ill_11.jpg

                      б

Рис. 17. Иллюзии восприятия человеческого лица.

Восприятие работает очень избирательно, когда дело доходит до значимых, слишком важных для нас событий. Например, человеческое лицо воспринимается по-особому. Негатив снимка лица практически не опознается, кажется совершенно неинформативным. Если геометрические объекты, в зависимости от того, как ложатся тени, могут казаться как выпуклыми, так и вогнутыми, то человеческое лицо выпукло всегда (даже маску невозможно увидеть вогнутой). Парадоксально восприятие перевернутого изображения лица (рис. 17) Если рассматривать две фотографии лиц, повернутые вверх ногами, кажется, что они не различаются: глаза, нос, губы, волосы – все идентично. Но, перевернув эти портреты, можно убедиться, что они абсолютно разные. На одном – спокойная и милая улыбка Джоконды, на другом – ужасная гримаса. Дело, видимо, в том, что человеческое лицо слишком значимо, его невозможно воспринимать в необычном ракурсе.

Заключение

Иллюзии – это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи. Основной вопрос, интересующий не только психологов, но и художников, – как на основе двухмерного изображения на сетчатке воссоздается трехмерный видимый мир. Возможно, зрительная система использует определенные признаки глубины и удаленности, например, принцип перспективы, предполагающий, что все параллельные линии сходятся на уровне горизонта, а размеры объекта по мере его удаления от наблюдателя пропорционально уменьшаются.

С давних пор люди не только поражаются обманам зрения и забавляются зрительными иллюзиями, но и сознательно используют их в своей практической деятельности. Уже тысячи лет зрительные иллюзии целенаправленно используются в архитектуре для создания определенных пространственных впечатлений, например, для кажущегося увеличения высоты и площади залов. Еще более эффективно зрительные иллюзии используются в изобразительном и цирковом искусстве. Зрительные иллюзии стали основой кинематографии и телевидения, учитываются в полиграфии и в военном деле. Создаваемая при помощи технических средств виртуальная зрительная реальность занимает в жизни современного человека огромное место и тесно переплетается с действительностью.

Человеку окружающий мир кажется стабильным и надежным, но восприятие может сыграть с ним злую шутку. Иллюзии – результат работы зрительной системы, некий тест. Очень часто люди видят то, что они хотят увидеть. Ищите иллюзии вокруг, и вы больше узнаете о себе и мире.

Список литературы

  1. В мире зрительных иллюзий (по книге С. Беляевой-Экземплярской «Моделирование одежды по законам зрительного восприятия») // Сайт «Школа конструирования и моделирования одежды» http://tvorim.e-gloryon.com/ 
  2. Демидов В. Как мы видим то, что видим. – М.: Знание, 1987.
  3. Иллюзии восприятия, иллюзии зрительные. // Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель, 2004. –
    С. 143-145.
  4. Капица С.П. Иллюзии зрительного восприятия. // Журнал «В мире науки», 2004.– № 6. – С. 84-89.
  5. Капица С.П., Меньшикова Г.Я. Программа «Очевидное – невероятное». –  МГУ им. М.В. Ломоносова: www.psy.msu.ru.
  6. Рожкова Г.И. Зрительные иллюзии. // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003.
  7. Рок И. Введение в зрительное восприятие.– М.: Педагогика, 1980.
  8. Сайт «Магия изобретения» http://www.magicinvention.ru/ill/ 
  9. Трошин В.В. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике. – М.: Глобус, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми средней группы с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия Тема: «Зима»

Занятие позволяет стимулировать зрительно-познавательную активность детей, расширять знания по даннй теме, способствует развитию мелой моторики....

"Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения".

Консультация для родителей, раскрывающая особенности зрительного восприятия детей с косоглазием и амблиопией и предлагающая некоторые игры на развитие зрительного восприятия....

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА, КООРДИНАЦИИ В СИСТЕМЕ «ГЛАЗ-РУКА» НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Для ребенка оказывается важным высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием д...

Картотека дидактических игр. Развитие зрительного восприятия. Восприятие формы

Картотека дидактических игр, направленных на развитие зрительного восприятия и восприятия формы...