Доклад на педсовете. Тема: "Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС"
статья

Доклад по теме: "Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon doklad_s_prezentatsiey.zip449.27 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС

         Начало формы

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

     «Родной край, его история» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

       Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

      Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно, духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.  

Каковы же наши традиционные источники нравственности?

 Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

 Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

  • Патриотизм – любовь к своей малой Родине, народу, к России, служение Отечеству;
  • гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям,   справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.  

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно решение задач их воспитания. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действия для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

На примере нашей школы можно проследить, как менялась год от года материально-техническая база образования, как внедрялись новые технологии.

Мы имеем доступ к Интернету, классы постепенно снабжаются интерактивными досками, создана библиотека электронных учебных пособий по разным предметам, имеется компьютерный класс для учащихся школы. Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании.

А что же такое компетенция?  Это готовность человека действовать в любой ситуации. Базовые компетенции стали общеобязательным минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии. Для современного школьника базовыми являются следующие компетенции:

–       информационная (готовность к работе с информацией);

–       коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

–       кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

–       проблемная (готовность к решению проблем).

К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:

–       обращение к опыту учащихся;

–       решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;

–       организационно-деятельностные игры (ОДИ);

–       проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;

–       интеграция обучения.

       О роли библиотеки в духовно- нравственном воспитании можно говорить много. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. Поэтому необходимо говорить о духовности, нравственности, культуре.    

      Исходя из всего этого можно разработать определенную программу. Работая над ней поставить следующие цели и задачи занятий:                                                                                      

–      формирование духовно-нравственных ориентиров;

–      воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;

–      формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств. 

Программа занятий может состоять из нескольких тем.

       Исторические корни этикета. Культура общения. Гостевой этикет.  Застольный этикет. Этикет поведения в общественных местах. Нравственные отношения. Семейный этикет. Гигиена и нравственность. Школьный этикет.  Национальные нормы этикета.  «Вежливые» советы.

Сейчас, когда у нас в школе кабинеты оснащены стационарным проектором, появилась возможность использовать на занятиях презентации.  Это позволяет сделать занятия более наглядными и содержательными. Ребятам очень нравится данная форма работы.  

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе,  развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

1. Организация образовательного процесса.

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.    

В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:                  

  • проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
  • прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
  • конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
  • оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
  • аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
  • репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, как говорил А. С. Макаренко, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность,  любовь к детям, педагогический оптимизм».

       Проработав в начальной школе более 10 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности и в нашей школе созданы такие условия, которые имеют ряд направлений. Основными можно считать интеллектуально-развивающее, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...

Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...

событийный семинар-практикум для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"

событийный семинар-практикум  для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"...

Статья на тему "Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках английского языка"

В статье рассмотрены главные приемы и методы, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроке английского языка, необходимость формирования в личности системы...