Формирование УУД на уроках изобразительного искусства
статья

Сигарева Зумара Мусавировна

Образование на современном этапе требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением современной картины мира. Поэтому формирование универсальных учебных действий необходимо рассматривать как одну из стратегических линий перспективного развития российского образования и, безусловно, как необходимость ориентации сегодняшнего процесса обучения на завтрашний день. Элберт Хаббарт американский писатель и философ сказал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Актуальность процесса обучения сегодня состоит в том, чтобы изменить роль ученика из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, в самостоятельную, критически мыслящую личность. Не маловажную роль в данном вопросе играют правильно сформированные учителем универсальные учебные действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках изобразительного искусства  

 

Высокие темпы обновления научных знаний и технологий являются отличительной чертой современности. В связи с этим необходимо научить школьника самостоятельно обновлять свои знания и навыки, т.е. формировать умение учиться.  Это означает умение учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми.  

Любое учебное умение школьника характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий, которые:

  1. являются предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебнопознавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;  
  2. отражают способность школьника работать с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)  
  3. возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий.

Итак, умение учиться - это умение использовать «набор» универсальных учебных действий. В ФГОС нового поколения определяет такие виды УУД, как познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование УУД через разные виды художественной деятельности:

 

1. Рисование с натуры Регулятивные:  

  1. определять последовательность действий на уроке;  
  2. учиться высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;  
  3. учиться         работать         по         предложенному         учителем         (или         составленному;
  4. самостоятельно) плану, схеме, инструкции;  
  5. учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;  
  6. учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.  

Познавательные:  

  1. отличать новое от уже известного;  
  2. добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  
  3. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;  
  4. создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;  
  5. составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;  
  6. анализировать объекты с целью выделения признаков;
  7. находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.  

Коммуникативные: 

  1. слушать и понимать речь других;  
  2. учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  
  3. доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка.  

 

2. Рисование на темы Регулятивные:  

  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;  
  2. определять последовательность действий на уроке;  
  3. учиться высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;  
  4. учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.  

Познавательные:  

  1. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;  
  2. добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  
  3. преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине, иллюстрации, схеме;  
  4. выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;  
  5.  контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;  
  6. создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;  
  7. составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 

3. Декоративно – прикладная деятельность Регулятивные:  

  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;  
  2. определять последовательность действий на уроке;  
  3. учиться высказывать своё предположение, описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;  
  4. учиться работать по предложенному учителем плану, схеме, инструкции;  
  5. учиться отличать верно, выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;  
  6. учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.  

Познавательные:  

  1. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;  
  2. добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  
  3. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;  
  4. учить ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  
  5. анализировать объекты с целью выделения признаков;
  6. составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов;  
  7. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.  

Коммуникативные: 

  1. доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка;  
  2. слушать и понимать речь других;  

 

4. Наблюдение за видимым миром Регулятивные:  

  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; учиться высказывать своё предположение, описывать на основе наблюдений за миром природы; Познавательные:  
  2. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности; -анализировать объекты с целью выделения признаков.  

Коммуникативные:  

  1. слушать и понимать речь других;  
  2. совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;  
  3. учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Для формирования универсальных учебных действий на    уроках изобразительного искусства я выделила 4 этапа:

1-этап - вводно - мотивационный 

Для мотивации обучающихся на изучение материала по изобразительному искусству я создаю проблемные ситуации. На этом этапе ученики должны осознать какова основная учебная задача предстоящей работы (используется технология проблемного обучения)

2 этап - открытие знаний 

На данном этапе я использую обучающие приёмы, требующие самостоятельных    исследований, стимулирующие    рост    познавательной потребности школьников.  

3 этап - формализация знаний 

Главное на    этом    этапе -    организация деятельности     учащихся, направленная     на     всестороннее     изучение нового материала.  

4 этап - обобщение и систематизация. На этом этапе применяю приемы, которые приводят знания в систему.  

 

Ценностные ориентиры содержания курса изобразительного искусства отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах его освоения. Реализация ценностных ориентиров   на уроках обеспечивает высокую эффективность         решения         жизненных         задач         и         возможность         саморазвития обучающихся.

Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»

Этапы урока

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой,

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность,задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

 Коммуникативные

Проектная деятельность.

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

 Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Самоанализ, самооценка

Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

Образование на современном этапе требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением современной картины мира. Поэтому формирование универсальных учебных действий необходимо рассматривать как одну из стратегических линий перспективного развития российского образования и, безусловно, как необходимость ориентации сегодняшнего процесса обучения на завтрашний день. Элберт Хаббарт американский писатель и философ сказал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Актуальность процесса обучения сегодня состоит в том, чтобы изменить роль ученика из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, в самостоятельную, критически мыслящую личность. Не маловажную роль в данном вопросе играют правильно сформированные учителем универсальные учебные действия.

    Ресурсы:

 https://open-lesson.net/4232/

https://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/razvitiie_uud_na_urokakh_izobrazitiel_nogho_iskusstva_v_osnovnoi_shkolie

https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2016/12/18/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na