Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
консультация

Динара Ильдусовна Крейн

Предварительный просмотр:

Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями

           

На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого воспитателя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа) Пользуясь методом убеждения, педагог разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.

Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: педагог отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого педагога: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.

Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры. Руководящая роль в выработке нравственных качеств у детей дошкольного возраста принадлежит  педагогу.

В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, скатывание с горки на лыжах и др.) При этом необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку.

Обучение физическими упражнениями сочетается с развитием психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память и др.), с совершенствованием умственных операций (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение). Педагог организует целенаправленное наблюдение за показом физических упражнений, пользуется сравнениями. Например, объясняя технику метания в цель, он указывает на сходство и различие ее с техникой метания на дальность. В ходе обучения педагог может использовать также вопросы, которые помогают детям внимательно наблюдать, выделять главные элементы в движении, критически оценивать выполняемое упражнение, приучают к самооценке качества выполнения физических упражнений.

Давая различные задания, педагог способствует проявлению активности, самостоятельности, сообразительности, смекалки, находчивости. Например, педагог предлагает своим воспитанникам придумать, как пролезть в обруч, как двум детям, стоящим на бревне, разойтись, не сходя с него.

Знания о физическом воспитании дети приобретают как в процессе занятий физическими упражнениями, так и во время бесед, при чтении книг, просмотре диафильмов, кинофильмов.

Использование подвижных игр, проведение упражнений в имитационной форме способствуют закреплению у детей знаний об окружающей действительности (виды труда, способы передвижения людей и т. д.)

На занятиях физическими упражнениями решаются и задачи эстетического воспитания. Образцовый показ в сочетании с эмоциональным выразительным объяснением вызывает у детей эстетическое удовольствие, желание выполнить движение с такой же легкостью, изяществом. Педагог разъясняет, что движения человека красивы, если они естественны, целесообразны, экономны и продуктивны. Он обращает внимание детей также на правильную осанку, аккуратный костюм, красивые физкультурные пособия, стремясь вызвать у воспитанников радостные переживания. В старших группах педагог привлекает детей к эстетической оценке движений.

Воспитанию положительных эмоций у детей способствуют правильный подбор упражнений и рациональная методика их проведения, использование музыкального сопровождения, создание благоприятной обстановки, жизнерадостное настроение воспитателя и т. д.

Для приобщения детей к труду в процессе физического воспитания педагог привлекает детей к подготовке к занятиям, к уходу за физкультурным инвентарем, к ремонту его. При формировании трудовых навыков педагог показывает и рассказывает, как нужно выполнить задание, оценивает качество выполнения, поощряет внесение элементов творчества, использует положительный пример детей, взрослых.

        C уважением, инструктор по физической культуре

МБДОУ №19 «Василёк» Крейн Динара Ильдусовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями»

Данная работа рассматривает вопросы личной и общественной гигиены влияющего на здоровье человека....

«Правила соблюдения личной гигиены в процессе занятий физическими упражнениями»

  Передо мной как учителя физической культуры физическое воспитание имеет три задачи: образовательную, оздоровительную  и воспитательную. Такой подход содействует физическому развитию...

Учет возрастных особенностей детей в процессе занятий физическими упражнениями.

Учет возрастных особенностей детей в процессе занятий физическими упражнениями....

Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями.

Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями....

Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями.

Все мы хорошо знаем такие пословицы, как: «Движение - это жизнь», «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья», но мало кто задумывается...

«Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями».

Гигиена – это наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучени...