Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста
статья

Киргизова Светлана Николаевна

 

 

Аннотация: Огромное значение и актуальность приобретает изучение дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада, так как дошкольный возраст – самый ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, главным образом влияющее на становление его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста

Аннотация: Огромное значение и актуальность приобретает изучение дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада, так как дошкольный возраст – самый ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, главным образом влияющее на становление его личности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, личность, познавательная деятельность, структура дошкольного возраста, сфера межличностных отношений.

Общение со сверстниками – важный фактор психического развития малыша. Потребность в общении становится его основной социальной потребностью. Желание общаться с другими детьми способствует развитию коммуникации. Оно является условием формирования социальных качеств его личности, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Дошкольный возраст является периодом значительных изменений в организме ребенка и в этот период идет динамичное развитие и совершенствование систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Вопрос становления общения детей в дошкольном возрасте сравнительно юная, однако сильно созревающая отрасль возрастной психологии.

Познавательная деятельность детей — это осмысленная деятельность, сориентированная на освоение окружающей действительности с помощью аналогичных психологических действий, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление

Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека. Межличностные взаимоотношения выражаются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы.

Большое значение для развития и социализации ребенка имеет его окружающая среда. Рассмотрим, как изменяется структура системы взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Л.С. Выготский писал, что старший дошкольный возраст – это важнейший момент в жизни малыша. У ребенка дошкольного возраста имеется две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В дошкольном учреждении образуется новая структура этих отношений. У дошкольника система «ребенок – взрослый» подразделяется на «ребенок – воспитатель» и «ребенок – родители». Система «ребенок – воспитатель» начинает определять отношение ребенка к родителям и отношения ребенка к воспитателю. Далее, система «ребенок – воспитатель» становится центром жизни ребенка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Хорошие взаимоотношения с воспитателем положительно будет сказываться и в повседневной жизни ребенка.

Дети быстро и легко осваивают трудовые навыки вместе с ровесниками, чем с взрослыми. В процессе совместной деятельности ребенок вступает в эмоциональный личный контакт. В процессе взросление у ребенка растет потребность в общении с другими детьми.

В этом возрасте появляются первые ростки коллективизма, которое необходимо поддерживать и развивать. В более старших группах овладевают такими сложными формами отношений, как совместное выполнение одного задания вместе с группой. В этом случае старшие дошкольники приобретают опыт распределения обязанностей между собой, учатся действовать вместе со своими ровесниками. Сначала действия детей такой группы согласовывает воспитатель. Затем, когда дошкольники овладевают навыками совместной организационной работы, из их числа выделяется ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы.


 

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2011. - 402 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 220 с.
  3. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. –111-113с.
  4. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. - 35с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал по формированию здоровья детей дошкольного возраста "Здравствуй"

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто....

2011 - Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья из сборника "Современные исследования специальной психологии" 2011 года. В ней кратко описаны результаты исследования особенностей игры детей с общим недоразвитием речи в логопедическ...

Консультация: "Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста."

ldquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга”И. П. Павлов...

Консультация для родителей "Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста"

В консультации раскрыты психологические особенности эмоционального развития дошкольников....

"Особенности межличностного общения детей дошкольного возраста с нарушением речи"

laquo;Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [1]. Отсутствие п...